Слово о ПАЗе. Часть I - Общие сведения

Автор
Опубликовано: 3040 дней назад (23 декабря 2015)
Редактировалось: 3 раза — последний 27 марта 2016
+3
Голосов: 3
.
СЛОВО о ПАЗе
(Посвящается русскому автобусу)
«…И, наверно, важно знать, что автобус этот называется так: пазик…
и это значит – свой, родной, довезёт – не растрясёт...»
(В.И. Аксёнов. «День первого снегопада»)
Старый добрый «ПАЗ-3205»… Этому классическому безотказному автобусу тоже уже можно воздвигать памятники, по аналогии с «ЛиАЗ-677». Перефразируя давнишнее четверостишие про латвийский микроавтобус: «Кто «ПАЗики» делает? «ПАЗиков» много! Их знает в России любая дорога». Действительно, нет такого населённого пункта в нашей необъятной стране, где бы не трудились эти неприхотливые машины, сочетающие значительную (до 100 человек!) пассажировместимость с комфортом городского автобуса и проходимостью грузового автомобиля.
Слово о ПАЗе. Часть I - Общие сведения
Это был мой первый Автобус – и в Учебном комбинате (самые первые, незабываемые впечатления от новенького, пахнущего свежей краской и отделкой салона учебного автобуса остались на всю жизнь), и в Первом парке (уже не такой новый, но «свой»!), и, наконец, уже свой собственный - в наши дни. Не снят он с производства и по сей день, хотя «на пятки» ему наступает принципиально другой, чисто городской «ПАЗ-3204», никаких тёплых чувств уже не вызывающий.
Немного истории. В 1827 году недалеко от Нижнего Новгорода, в районе деревни Канавино, был основан сталелитейный завод. В 1916 году туда из Риги эвакуировали железо-конструкционный завод «Молот», выпускавший военную продукцию. После объединения мастерских, перемещения заводов и переименований, в 1927 году предприятие превратилось в завод «Гудок Октября», в состав которого вошли заводы «Красный плуг» и «Ремвоздух». Объединение создавалось для выпуска сельскохозяйственных агрегатов.
В июле 1929 года Президиум Совнархоза рекомендовал директору завода «Гудок Октября» реконструировать корпус, который не использовался, и организовать в нём предприятие по сборке автомобилей из комплектующих, поставляемых в СССР по контракту фирмой «Форд», в том числе и трёхосных автомобилей повышенной проходимости с мостами «Тимкен» для нужд Рабоче-крестьянской Красной армии. Новому предприятию присвоили название «Нижегородский автосборочный завод №1».
После того, как Горьковский автомобильный завод наладил массовый выпуск автомобилей, автосборочному заводу поручили строить автобусы и пикапы на их шасси. В апреле 1933 года предприятие фактически стало филиалом ГАЗа, но юридически продолжало быть Автосборочным заводом №1 Наркомтяжпрома.
В результате реорганизации, с 1 января 1940 года завод «Гудок Октября» переключился на изготовление оборудования для бумажных комбинатов, а Автосборочный завод №1 официально стал филиалом ГАЗа по выпуску автобусов и самосвалов. К этому времени там серийно изготавливали автобусы «ГАЗ-03-30» (знаменитый «Фердинанд») и «ГАЗ-05-193», санитарные машины «ГАЗ-55», самосвалы «ГАЗ-410». В 1946 году завод отделяется от Горьковского автомобильного завода и становится первым и единственным в СССР специализированным предприятием по выпуску автобусов с названием «Горьковский автобусный завод» (ГЗА).
В 1950 году в Горьком начинается производство более современного капотного автобуса «ГЗА-651» на шасси «ГАЗ-51». Этот простой и неприхотливый автобус копировали, часто с небольшими изменениями, множество авторемонтных заводов по всей стране.
В 1951 году производство автобусов «ГЗА-651» и санитарных автомобилей «ГЗА-653» с автобусного завода передаётся в город Павлово (Павлово-на-Оке) Горьковской области на Завод автотракторного инструмента (ЗАТИ), который с этого момента стал называться Павловским автобусным заводом (ПАЗ). Горьковский же автобусный завод с начала 1952 года полностью сменил свой профиль и стал именоваться Горьковским заводом аппаратуры связи (в 1975 году заводу присвоили имя А.С. Попова). Под этим названием предприятие существует и по сей день.
До 1958 года Павловский завод производил автобусы на базе шасси и агрегатов ГАЗ-51 (по сути, металлический «сарай» на шасси грузовика). В дальнейшем производство данных моделей было передано на Курганский автобусный завод (КАвЗ), ПАЗ же перешёл к выпуску автобусов вагонной компоновки. Впрочем, двигатель и шасси оставались теми же («газовскими»), поменялась лишь передняя балка (от грузового автомобиля «ЗиЛ-130»). Основных, следующих друг за другом, моделей было две, внешне мало чем отличающихся: «ПАЗ-652» с 6-цилиндровым рядным двигателем ГАЗ-52 (производства Заволжского моторного завода – ЗМЗ) и более новый «ПАЗ-672» с 8-цилиндровым V-образным двигателем ГАЗ-53 (индекс «672» соответствовал объёму данного двигателя – 6,72 литра). Уже в 1980-х годах появилась модель «ПАЗ-3205» на тех же шасси и агрегатах (а также «3206» – на шасси ГАЗ-66), но с принципиально новым кузовом; также из новшеств следует отметить появление компрессора и гидропневматической системы тормозов (поначалу очень ненадёжной), а также пневматического привода открывания дверей (в противоположность вакуумному). В 2002 году автобусы стали оснащаться энергоаккумуляторами тормозной системы, что существенно повысило её надёжность, а также пневматическим стояночным тормозом. (Базовый индекс модели дополнялся индексами модификаций, так, «32051» – двухдверный с задней накопительной площадкой, «320530» – с удлинённой дверью запасного выхода и так далее). С незначительными изменениями выпуск модели продолжается и по сей день, дополнительно освоена комплектация модели 4-цилиндровым дизельным двигателем (как со стандартным вариантом кузова, так и с удлинённым – «ПАЗ-4234»); появилась и рестайлинговая версия. Также выпускается модель «ПАЗ-4230» в «люксовом» исполнении для дальних перевозок. И в последние годы начат серийный выпуск принципиально новой модели «ПАЗ-3204», оснащённой аналогичным белорусским дизельным двигателем МТЗ-80, форсированным турбонаддувом до 100 л.с. (городская (с накопительными площадками либо без таковых, а также с удлинённым кузовом) и междугородная модификации) с сохранением и 53-го двигателя, но уже в новом (слегка укороченном) кузове. Ряд машин комплектуется также дизелем американо-китайского производства. Однако ни по дизайну, ни по качеству сборки ПАЗик 21-го века ни в какое сравнение со своим предшественником полувековой давности не идёт…
Довелось, ох, довелось автору данных строк поездить на этих машинах… Про поездки в качестве пассажира разговор даже не идёт, это само собой разумеющееся (впрочем, в период начала знакомства с транспортом, то есть в детском возрасте, поездки на «ПАЗиках» были практически недоступны – в те годы в сфере городских общественных перевозок автобусы данной модели практически не использовались, а по сельской местности ездить тогда не доводилось; тем ценнее были единичные случаи таких поездок). Восхищение неизменно вызывал бело-синий «ПАЗ-672М», принадлежащий хозчасти университета, чей гараж располагался во дворе нашего дома. Можно сказать, что вся жизнь этого автобуса (прекрасно помню его госномер, ещё «черного» образца – 10-25 КАЩ) прошла на моих глазах, до его временной «отставки» и последующего ввода в строй, и одна-единственная, но запомнившаяся поездка за рулём его оставила, конечно, незабываемое впечатление…
Комментарии (4)
Igor # 23 декабря 2015 в 23:31 +1
Всё же этот трудяга постепенно должен исчезать с наших дорог и заменятся более новыми и безопасными автобусами. Пазик старый надо на списание. Видел новые модели уже ездят на маршрутах. Надеюсь они более удобные в плане пассажирских мест и безопасные в плане дороги.
Сергей-на-Волге # 24 декабря 2015 в 22:00 +1
Ну, я не против прогресса, конечно. Однако вопрос соотношения цена-качество-надёжность-ремонтопригодность по прежнему остаётся наиболее важным, в особенности для небольших региональных автопредприятий. Не забудем и про эксплуатационные расходы. Да, есть современный ПАЗ-3204 с модификациями, в просторечии именуемый "сапсан". Его цена около 1,5 млн руб., там стоит дизель "Cummins" (правда, есть модели и с 53-м ЗМЗ, в укороченном кузове). Для крупного города - да... но страна наша не ограничивается Москвой и Санкт-Петербургом smile Для бездорожья он непригоден вообще, не говоря про то, что запчастей для него в районах не найти, в то время как для "53-го" - навалом в любом колхозе. "3205-й" же (конкретно тот, что на фото) я приобрёл за 65 тыс.рублей...
Безопасность в них - штука относительная. Дело в том, что они существенно динамичнее и приёмистее старых моделей. Если в целом это, наверно, хорошо, то для особенностей чисто российской действительности - пожалуй, не очень. Наши (ну, или приезжие - известно, откуда) ребята начинают устраивать на них настоящие гонки по городу (обгон конкурентов на маршрутах и т.д.), что заканчивается порой весьма плачевно. Старый ПАЗ подобных безобразий просто технически не позволяет.
Ну, а по комфорту - тоже на любителя. Сиденья в новом жёсткие, а "козлит" он иной раз не меньше. Для машины такого класса требуется как минимум пневмоподвеска. А так - ни то ни сё, да и дизайн - не очень. И салон неуютный какой-то... Слизали с западных образцов в очередной раз... ((
Кот Феликс # 25 декабря 2015 в 00:08 +1
я слышала, что с точки зрения экологии ПАЗики всё ж не очень. Все. Это правда?
Сергей-на-Волге # 27 декабря 2015 в 07:32 0
В принципе, если говорить про нормы "Евро-3, 4, 5..." и т.д., то да. Впрочем, сейчас на двигатель ЗМЗ-53, до сих пор исправно выпускающийся, которым комплектуются и современные модели в том числе, ставят каталитические нейтрализаторы и т.п. ... в любом случае, если говорить о глобальном потеплении климата и общей разбалансированности экологической обстановки на Земле, то виноваты в этом явно не "ПАЗики" (ну, или, по крайней мере, не они одни smile ))