Кокошник - самый русский головной убор

Автор
Опубликовано: 30 дней назад ( 5 января 2023)
Настроение: немного праздничное)))
+2
Голосов: 2
.
Кокошник - это не просто головной убор. Это образ жизни, философия и полёт женской фантазии.Слово пришло к нам из древнерусского языка."Кокошь"- так на Руси называли курицу или петуха. Вы спросите, при чём тут курица?Дело в том, что навершие классического кокошника нашим предкам напоминал куриный гребень.

Кокошник - самый русский головной убор


Когда именно начали носить кокошники — точно неизвестно, однако уже начиная с X века древнерусские замужние женщины надевали головные уборы, которые их напоминали. Со временем кокошник стал неотъемлемой частью русского костюма.

Кокошник - самый русский головной убор


Незамужние девушки тоже носили высокие головные уборы, так называемые венцы, однако они не закрывали волосы. Впоследствии кокошниками стали называть любые украшения с высоким «очельем» и перестали соотносить их с семейным статусом. В настоящее время современному человеку довольно сложно отличить девичий венец от кокошника.

Кокошник - самый русский головной убор


Кокошник не был повседневным убором. Носили его по церковным и мирским праздникам. Во-первых, каждый день в таком ходить неудобно. Согласитесь, корову доить, полы мыть, печку топить в кокошнике - не очень удобно. Попробуйте его мысленно примерить на себя. Во-вторых, они были дорогими. Как правило, кокошник украшался жемчугом, бисером, золотой нитью, бархатом. Дорогое удовольствие - носить его каждый день. Хранили кокошники очень бережно и, как правило, передавали по наследству. В разных регионах носили разные кокошники.Вот, например, кокошник , правда свадебный, из Олонецкой губернии. Поясню: это нынешняя Карелия.

Кокошник - самый русский головной убор


На свадьбу там надевали вот такой убор, расшитый жемчугом, бисером и стеклярусом. Обратите внимание, что украшалась только передняя часть.Это делалось в целях экономии: задняя часть всё-равно уйдёт под платок. Надо сказать, что без такого кокошника невеста не могла появиться на собственной свадьбе. Если такового не оказывалось, то она имела право взять кокошник взаймы: у подруги, сестры, соседки. Случалось, что один кокошник имелся на весь уезд или несколько деревень. На такой случай имелся ещё один вариант: его брали на прокат. То есть какая-то семья сдавала кокошник за определённую плату в аренду. Бизнес такой у них был.

Кокошник - самый русский головной убор



Обратите внимание, что у крестьянок кокошники были усыпаны жемчугом. О нём расскажу в другом дневнике. Вы не найдёте на простолюдинках ни золота, ни серебра. В то время как жемчуга и на голове, и на шее, и на одежде - килограммы.

Кокошник - самый русский головной убор


У москвичек была своя отдельная мода. В отличие от южанок они не любили яркие, аляпистые наряды. В костюме москвички присутствовали сдержанные, пастельные оттенки. Из ярких присутствовал, как правило, только красный цвет.В то время, как на юге наблюдалось буйство красок. И кокошники у москвичек были особенные. Имели они форму скошенного цилиндра. Глядя на картины русских художников, можно легко отличить москвичку от всех других.Выглядит московский кокошник так:

Кокошник - самый русский головной убор


Нередко кокошники покрывали специальным лёгким покрывалом. Называлось оно - фата (ударение на первый слог). Фата была полупрозрачной, невесомой. Она струилось при ходьбе и придавала некую воздушность походке .

Кокошник - самый русский головной убор


К сожалению, император Пётр I был большим противником всего русского, как то: кафтаны, рубахи, боярские колпаки, в том числе невзлюбил он и кокошники. Он запретил их ношение дворянскому сословию. И только Екатерина Великая вернула кокошникам былую славу. Она сама была не прочь щегольнут в этом исконно русском уборе, и придворным прививала моду на русское одеяние: сарафаны, кокошники.

Кокошник - самый русский головной убор


Ещё один приверженец русского костюма - Николай I- ввел в женский придворный костюм платья в русском стиле и соответствующий головной убор: для замужних дам — кокошник, для незамужних — «повязки» (упоминавшийся выше венец). Каждому рангу, от фрейлины до статс-дамы, полагались свой цвет и отделка формы.

Кокошник - самый русский головной убор


В последний раз кокошники ярко блеснули в 1903 году на знаменитом костюмированном балу в честь 290-летия правления дома Романовых. Все дамы явились на бал в нарядах "а-ля рюс". Дворянки заказывали себе кокошники, унизанные драгоценными камнями. Это был такой праздник роскоши, что у иностранцев дух захватило. Они раструбили об этом уникальном событии на всю Европу. И там, в Европе, кокошник произвёл неслыханный фурор.

Кокошник - самый русский головной убор


Кокошник - самый русский головной убор


Ну, и напоследок- кокошники на полотнах русских художников

Кокошник - самый русский головной убор


Кокошник - самый русский головной убор


Кокошник - самый русский головной убор


Источник:https://azbyka.ru/znakomstva/blogs/15601/211022/kokoshnik-samyj-russkij-golovnoj-ubor
Комментарии (9)
TrendЭлла # 12 января 2023 в 11:29 +1
современному человеку довольно сложно отличить девичий венец от кокошника.

Венец это венок из цветов, ткани, кожи, тесьмы. Открыта макушка, а может и затылок,
видны волосы, коса (одна девичья).
В кокошнике волос не должно быть видно нигде, замужние их тщательно прятали.
Некоторые картины просто стилизация или новодел.
Это коруна - затылок открыт.






Фотография сделана в Пинежском уезде Архангельской губернии в 1927 году.
На ней изображены богатые девушки-невесты «повязочницы» (слева) и бесприданницы «косыночницы» (справа).


© https://www.livemaster.ru/topic/2583423-traditsionnye-russkie-zhenskie-golovnye-ubory
Лариса # 13 января 2023 в 06:06 0
Некоторые картины просто стилизация или новодел.

Картины , на сколько знаю, не современные, написаны давно русскими художниками.
Сам кокошник мог быть разной формы, это зависит не только от сословия , но и от местности проживания, национальные традиции накладывали свои отпечатки.

Форма кокошников в разных регионах довольно разнообразна, как правило, она была обусловлена особенностями традиции укладывания волос, собранных в жгут или в две косы — вокруг головы, надо лбом, на затылке, на висках и так далее.

Дополнениями и украшениями служили разного рода лопасти, обнизи, позатыльники и другие детали, значительно отличающиеся в разных регионах России, однако все они крепились на твердую основу — кокошник.[/b]
[quote=Кокошник. https://russianarts.online/99784-kokoshnik/][/quote]




Виды кокошников
По конструкции выделялось несколько видов кокошников:

Однорогий кокошник. Обычно имели бисерную или жемчужную поднизь-сетку, которая прикреплялась к очелью и закрывала лоб почти до бровей. [spoiler=Спойлер]Были распространены в центральных губерниях Европейской России — Владимирской, Костромской, Нижегородской, Московской, Ярославской, — а также в губерниях, примыкающих к ним: Вологодской, Казанской, Симбирской, Пермской, Вятской.[/spoiler]

Двурогий кокошник — кокошник, мягкий сзади с высоким твердым очельем в форме равнобедренного треугольника или полумесяца с опущенными вниз к плечам острыми или слегка закругленными концами. Кокошник, сшитый в виде конуса с удлиненной передней частью. Украшались золотошвейной вышивкой или твердыми «шишками», сплошь унизанными жемчугом, располагавшимися по очелью. Шишки, согласно архаическим поверьям, олицетворяли культ плодородия.

Кокошник в виде шапочек с высоким очельем и плоским округлым верхом, украшенными золотошвейной вышивкой.
В виде цилиндрической шапки с плоским дном. Имели небольшие лопасти, прикрывавшие уши, позатыльник.[spoiler=Спойлер] Были распространены в северо-западных губерниях России: Олонецкой, Тверской, Новгородской. Кокошники первого и второго типа были известны и в Сибири, привезенные переселенцами.[/spoiler]

Однодворческий кокошник, получивший своё название по месту бытования у однодворцев Орловской, Тамбовской, Воронежской, Курской, Пензенской губерний, был близок к этому типу. Не имел пришивных лопастей, позатыльника и поднизи; изготавливался обычно из позумента, надевался на кичку. Его носили с налобником в виде узкой орнаментированной полоски ткани, завязывавшейся вокруг головы, позатыльником, закреплявшимся на шнурках на затылке.

С плоским овальным верхом, выступом над лбом, лопастями над ушами и пришитым сзади твердым прямоугольным позатыльником. [spoiler=Спойлер]Был распространен в Каргопольском уезде Олонецкой губернии, на северо-востоке Новгородской.[/spoiler]

Двухгребенчатый, или седлообразный «шеломок» — с высоким округлым околышем и верхом в форме седла с немного поднятой передней частью и более высоким задним гребнем. Надевался обычно с налобником прямоугольным куском ткани на твердой основе, а также платком, сложенным в виде полосы и укладывавшимся по очелью. Концы платка спускались на спину или, перекрещиваясь на затылке, затыкались с боков. [spoiler=Спойлер]Были распространены в Курской губернии, западных уездах Орловской губернии и в русских селах Харьковской губернии.
«Древнейшим типом нужно признать тот, где прямой гребень сидит поперек головы, от уха до уха»[/spoiler]

Полнее информация Убрус, Кика, Фата...
https://russianarts.online/99784-kokoshnik/
TrendЭлла # 13 января 2023 в 08:43 +1
Кокошник в виде шапочек
Проще говоря, все кокошники это шапочки. Гребни могут быть разной формы, платы, убрусы добавлены с оборками, сборники надеты и пр.

Ленты сзади , завязанные в бант на картинах художников, выпущенная одна коса из-под головного убора, открытые волосы на макушке
и затылке это другой головной убор -
с другим названием, несмотря на похожий гребень. Кокошники не завязывались, потому что это шапочка, носимая только
замужними женщинами, прятавшими все волосы.

Еще одна полезная ссылка
https://pressa.tv/interesnoe/62638-vidy-starinnyh-golovnyh-uborov-i-pravila-ih-nosheniya-21-foto.html

На твоем рисунке не видно, что кокошник шапочка - плоское изображение. Еще раз внимательнее посмотри на мой
рисунок, там объемно и зад закрыт, никаких бантов.



Картины , на сколько знаю, не современные, написаны давно русскими художниками.

Значит, автор статьи их в одну кучу к кокошникам добавил, не особо разобравшись в теме.
Вот это стилизация



А вот это нет. И дело не в форме гребня, а в спрятанных под кокошником волосах и в одежде 17 века.



И вот это нет, но трое с красными бантами сзади не в кокошниках, а в других
головных уборах. Двое точно в корунах.



На фото невесты названы повязочницами из-за головных уборов, завязывающихся сзади лентами. Девушки кокошники не носили.
Вырубова хорошо коруну на балу показывает(справа). Сестра ее тоже в коруне.



Есть фото моделей в кокошниках и русских костюмах 19 века на разных сайтах с описанием и без.
https://fotostrana.ru/public/post/237342/434157108/

Портреты Константина Маковского (замечательные). Княгиня Юсупова, пожалуйста красный бант, но на императорском балу
этого красного банта не было.









"Уважаемая википедия", ошибается в очередной раз, написав, что это кокошник
на детском фото с великой княжной Романовой, но это девичий головной убор - перевязка, очелья.




Девушки традиционно носили девичьи головные уборы и прически,
а женщины женские и никогда их не путали, не вводили никого в заблуждение.
"Все могут короли" не показатель, если не все соответствует общепринятым народным традициям
на некоторых фото и портретах.

Вывод простой, не все то кокошник, где есть гребень.
TrendЭлла # 13 января 2023 в 12:25 +1
Екатерина Великая вернула кокошникам былую славу. Она сама была не прочь щегольнут в этом исконно русском уборе, и придворным прививала моду на русское одеяние: сарафаны, кокошники.

Слева Стефано Торелли “Портрет императрицы Екатерины II в русском костюме”. около 1760 г
Справа Эриксен, Вигилиус “Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике”. 1772 г Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
(копии неизвестных художников).
Слева зеленый бант ниже затылка императрицы, в руке черная маска. Справа слово кокошник указано в названии портрета.



Екатерина II, по европейски традиционно ввела при дворе некое придворное платье, снабдив его, как было принято в Европе,
национальным колоритом и использовав язык этой одежды в дипломатических отношениях, заступничество и покровительство славян.
Чисто бытовая причина привязанности императрицы к русскому платью полнота, наряды с утягивающими лифами
ей не шли, а длинный распашной "молдаван" скрадывал недостатки фигуры и придавал живописную монументальность, не сковывая движений.

Медаль мастера Либерехта. На голове кика или кичка копытообразная, опять же стилизованная или новомодная.

Лариса # 13 января 2023 в 17:55 +1
А здесь все невесты в венцах )

Седов Григорий Семенович (1836 — 1884) «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем» 1882


postimg хостинг

И еще,смотря какой ракурс. Вот венец. Это Эрмитаж


postimg хостинг
Венец девичий с жемчужной поднизью на конском волосе
Россия, Олонецкая губерния (?), XIX в.


postimg хостинг
Кокошник из розового бархата, обшит искусственным жемчугом, с розовыми атласными лентами и завязками
Россия, конец XIX - начало XX в.

Это все Эрмитаж. В последнем нет шапочки .

и это тоже Кокошник... и источник Эрмитаж.


postimg хостинг

Кокошник
Россия, конец XIX - начало XX в

Название:

Кокошник

Место создания:

Россия
Время создания:

конец XIX - начало XX в
Материал:

шелк (основа) , шелковые нити, бисер, стекло
Техника:

вышивка крестом

Размеры:

44,0 см

Поступление:

Поступил в 1950 г. Передан из Музея Этнографии народов СССР (бывший Исторический отдел)

Инвентарный номер:

ЭРТ-6096
https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/12.+costumes%2c+uniform%2c+accessories/1247551
TrendЭлла # 14 января 2023 в 00:50 +1
Здесь нормально рассказывает - показывает -


Пиотровского посмотреть можно, а послушать нет, лучше бы давал специалистам говорить.

Седов Григорий Семенович (1836 — 1884) «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем» 1882
Правильно, только кос не видно - девичьей гордости, у всех локоны по плечам. Все-таки у художников собственная фантазия большую
роль играет и отношение к истории разное.

Еще выборы и поцелуйный обряд.











Свадебный пир. А у Маковского любовь к красным бантам, даже у пожилой женщины справа.



Кокошник
Россия, конец XIX - начало XX в

Поехали студенты на практику, вытащила внучка из сундука и сказала - кокошник.
Как записали, так поступил, так и хранят.
У меня тоже был новогодний картонный кокошник. Кто же знал, что он по другому называется?

Венец - Государственный исторический музей. И коруна там есть, тухья и повязка и кокошники,
а кика рогатая названа сорокой. Везде ошибаются, ничего не поделаешь.
https://gim.aif.ru/catalogue.html



Лариса # 14 января 2023 в 05:35 0
Поехали студенты на практику, вытащила внучка из сундука и сказала - кокошник.
Как записали, так поступил, так и хранят.

Круто... Если учесть, что это не периферия , а Эрмитаж . И в 80-е туда попасть было сложно без очередей. Ну, да ... наверное набирали в архивы и запасники экспертами людей с улицы. Кто разбираться то будет , что на экспонате. 10790494

У меня тоже был новогодний картонный кокошник. Кто же знал, что он по другому называется?
Новогодние -это не относится к историческим , это просто украшения в садиках или дома делали. Почти у каждой девочки были они. Моя бабушка , думаю не знала даже, что такое кокошник. Это просто стилизация красавиц , как кукол. Здесь уже специалисты даже в магазинах в такие тонкости игрушечных костюмов не вдавались...
Да..уж...горе...
Дальше даже не вижу смысла в дискуссии

По этому поводу бородатый анекдот от Доронина. (интерпретаций его много, но мне рассказал в таком виде и в тему). Так что к словам , если что не ко мне))). Передаю, как рассказали girl_haha

Мужик с бодуна сильно похмелиться хотел, смотрит большой череп лежит . Подобрал он его , приносит в местный краеведческий музей. Работник музея спрашивает:
- Что это ?
Мужик отвечает:
-Череп Чапаева.
Выдали ему деньги за находку. Он с радости их все пропил. На утро просыпается , так все плохо и денег нет... Походил, поискал, нашел маленький череп . Принес его опять в музей. Его спрашивают :
- Что это?
- Череп Чапаева!
- Так вы его вчера приносили!
- Тот взрослый, а это его в детстве!
girl_wacko
TrendЭлла # 14 января 2023 в 10:26 +1
Разве это дискуссия, это тема интересная. А экспонат тот еще и передан из другого музея.
Пиотровский уделил внимание прозрачной накидке к старинному головному убору от Ива Сен-Лорана
в конце 80х (просто материя, каких у нас тогда не производили). Эрмитаж тоже очень разный и кражи там странные случались
(о человеческом факторе).
михаил 2 # 14 января 2023 в 11:36 +1
Самый массовый кокошник --

-- Это как шапочка с крестом у медсестры -- кокошник такой формы как знак кормилицы с рекомендациями в поместье или в " приличной семье" ещё со времён детства Пушкина.