Недавний трагический случай на родной ярославской земле, предварительно квалифицированный как «взрыв бытового газа», побудил автора этих строк вспомнить некоторые элементарные сведения о свойствах данного газа.
Возможно, сведения эти окажутся небесполезными для уважаемых читателей.Бытовым природным газом, поступающим в наши дома из магистрали, является, как известно, метан, или «болотный газ» СН4 (в отличие от газа баллонного, представляющего собой сжиженную пропан-бутановую смесь С3Н8+С4Н10, которая бывает как летняя, так и зимняя – в зависимости от соотношения газов).
Каждый горючий газ обладает таким показателем, как взрывоопасная концентрация (это соотношение газа и воздуха в объёме замкнутого помещения).
Для метана этот показатель составляет приблизительно 1/10 (от 5 до 15%). Опасная концентрация сжиженного баллонного газа меньше – от 2 до 10%.Известно также, что сам по себе газ никаким абсолютно запахом не обладает.
Для определения его наличия в воздухе применяется одорант (этилмеркаптан С2Н5НS) – вещество со сногсшибательным запахом, добавляемое на этапе распределения. Его содержание в газе (16-18 граммов на тонну) рассчитано таким образом, что уже при концентрации газа в помещении на уровне 1/5 от взрывоопасной запах становится буквально нестерпимым, и не заметить его попросту невозможно; а поскольку давление во внутридомовом газопроводе не такое уж и значительное, в норме – лишь немного выше атмосферного (порядка 0,05 кгс/см2), на увеличение концентрации до опасного предела требуется определённое время. Кроме того, будучи примерно в 2 раза легче воздуха, метан обладает способностью улетучиваться. (Пропан-бутановая же смесь, напротив, настолько же его тяжелее и, соответственно, при утечке скапливается внизу). При этом у находящихся внутри загазованного помещения граждан отравления, вопреки распространённому мнению, не будет, поскольку метан не является ядовитым, с кровью, в отличие от газа угарного, не смешивается и отравляющего действия не оказывает, а вот удушение вполне возможно – из-за замещения кислорода в воздухе непригодным для дыхания газом.
Поэтому, анализируя ситуацию в Ярославле, можно предположить, что газ скапливался в квартире на втором этаже, в соседние помещения и на улицу не уходил по причине неработающей внутренней вентиляции, и, в конце концов, достиг требуемого количества, а потом – именно в нужное время! – возник источник детонации. (Ведь продолжай газ накапливаться дальше – и ничего бы не произошло. Как ни странно, но повышенная концентрация так же безопасна, как и пониженная.
Имел место случай в Торжке, когда во избежание паники и, как следствие, возможного взрыва при ночной утечке газа в подвале жилого дома было принято решение не откачивать газ оттуда, а, наоборот, закачать дополнительный объём, утром же спокойно эвакуировать жильцов и приступить к ремонтным работам).Окончательное заключение о причинах произошедшего – за экспертами.
Но всё равно хочется надеяться, что это был именно газ, а не что-то гораздо более нехорошее…И хочется несколько слов сказать в напутствие гражданам, проживающим в газифицированном жилом фонде. Бытовые газовые приборы (плиты, водонагреватели и т.п.) – это не газораспределительные станции и даже не промышленные котлы, и на их текущее обслуживание, а также контроль за безопасным состоянием требуется не так уж и много знаний, сил и времени. Проверка работоспособности внутренних вентиляционных ходов и вытяжек – также дело совершенно несложное. Достаточно просто выполнять Правила эксплуатации бытовых газовых приборов, а также не пренебрегать рекомендациями работников газовых служб, которые являются отнюдь не «пустым звуком», а воистину, как мы, к сожалению, убеждаемся, «написанным кровью» документом. Это позволит сберечь жизнь и Вам, и Вашим соседям.