Как относится к жизни человек с ограниченными возможностями? К сожалению, приходится констатировать факт, что большинство таких людей не живут. Они проживают. Подавленный собственной беспомощностью, инвалид страдает от мысли, что с момента постановки диагноза от него уже ничего не зависит, он перестал контролировать свою жизнь. Душа его мечется в поисках волшебного лекарства, способного раз и навсегда исцелить и вытащить из ямы, в которую он скатился. И порой моральные страдания значительно перевешивают физические мучения.
Надо ли доказывать пользу психотерапии для человека, который ещё не успел забыть, что значит быть здоровым и полным сил? Но у всех ли инвалидов есть возможность пообщаться с психологом? Обозначена ли такая задача в индивидуальной программе реабилитации, составляемой по общему шаблону в бюро МСЭ? Представляет ли минздрав, что психокоррекция не менее важна, чем таблетки и памперсы?
Наша российская реальность вносит свои коррективы. Вытягивать себя из болота придётся собственноручно. Для тех, кто заинтересован сменить привычное унылое существование на осознанную жизнь, - моя статья.
Я буду оперировать теорией трансактного анализа и надеюсь влюбить в неё и вас, дорогие мои читатели, ибо это достаточно просто и довольно результативно. Конечно, от вас потребуются некоторые усилия, чтобы осмыслить стереотипы своего поведения, но дорогу осилит идущий.
Трансактный анализ придумал Эрик Берн (1910-1970), разработав его на базе фрейдовского психоанализа. Он обозначил три составляющие структуры человеческой личности и назвал их - Родитель, Ребёнок и Взрослый. Эти подтипы есть в каждом из нас, и в течение дня психика совершает многократные переходы из одного состояния в другое. Соответственно меняется и поведение.
Внутренний ребёнок – отголосок нашего детства. Он полон желаний и страхов, ему непонятен окружающий мир, он нуждается в защите. Его способ реагирования – эмоции. Ребёнка оберегает Родитель, который знает, как надо, что можно и что нельзя. Прообраз внутреннего Родителя – наши настоящие родители. Они создали его, внушив нам в раннем детстве нужные с их точки зрения запреты и предписания. Внутренний Родитель строг, он и есть наш внутренний судья, учитель, выставляющий оценки нашему поведению. Однако он – заложник тех стандартов, которые человек воспринимал в своё время без должной критики, так как ещё не был на неё способен в силу юного возраста. Внутренний Взрослый призван адекватно воспринимать ежедневные события, предпринимать рациональные шаги и логически мыслить.
Итак, некая причина (травма или болезнь) привела человека к инвалидности. Большинство людей исходное здоровье воспринимает как данность, как непременное условие собственного бытия. И тут раздаётся гром среди ясного неба, вопиющая несправедливость – внезапное превращение в неизлечимого, зависимого от социума, неспособного продолжать работу и реализовывать себя. С трудом даются ранее элементарные действия. Внутренний Ребёнок в панике, его страшит будущее из-за осознания своей ущербности и безвыходности ситуации. Комиссия так называемых экспертов ставит на нём штамп «безнадёжен». Государство выплачивает скудное пособие и предоставляет, хоть и с перебоями, различные льготы, не особенно облегчающие жизнь. Пребывание в состоянии беспомощного Ребёнка может длиться бесконечно долго. Кто-то не выдерживает и заканчивает бесперспективную жизнь самоубийством. Кто-то превращается в капризного нытика. Некоторые индивидуумы с маниакальным упорством ищут чудодейственное лекарство, начинают носить на голове шлем из арбузной корки, пить отходы человеческого организма, изгонять бесов и менять цвет ауры с синего на жёлтый. Все эти наивные попытки растерянного Ребёнка заранее обречены на неуспех, и в итоге он погружается в глубокую депрессию.
Другой крайний вариант отношения к болезни – избыточная активация внутреннего Родителя. Такие пациенты штудируют брошюрки, касающиеся здорового образа жизни, написанные порой не очень сведущими авторами, усваивают то, что «ближе к телу» и насаждают полученные догматы «истины» направо и налево. Либо энергии их внутреннего Родителя хватает исключительно на то, чтобы брюзжать и охаивать медицину, врачей и государство за отсутствие должного к ним внимания.
Тревожный Ребёнок и недовольный Родитель забирают у больного человека много энергии. Ему становится только хуже от подобной внутренней активности. Напряжение ищет выхода и находит его, сильнее нарушая работу внутренних органов, подавляя иммунные реакции. Личностный разлад требует настойчивой корректировки.
Обозначим ориентиры.
Контроль над внутренним Ребёнком должен взять внутренний Родитель. Беспорядочные метания Дитяти прекращаются, если человек начинает организовывать свою жизнь: придерживаться режима дня, определённого рациона питания, регулярно проходит доступный курс поддерживающего лечения. Упорядоченность успокаивает и укрепляет нервную систему. Так, к примеру, поступил философ Иммануил Кант. Будучи от природы слабым и хилым, к юности он чуть не растерял последнее здоровье. Тогда Кант разработал строгий распорядок дня, абсолютно исключив вредные для своего организма стрессовые факторы, и, вопреки прогнозам врачей, прожил долгую и продуктивную жизнь.
Способ Канта плох тем, что он фактически изолировал себя от жизни. А как иначе избежать стрессов? Но много ли радости принесёт столь ограниченное существование? Избавляться от стрессов не надо, к ним надо адаптироваться. И это задача внутреннего Взрослого. Он относится к своему состоянию без лишних эмоций, знает, что может принести ему пользу, а что навредит, не страдает об утраченных возможностях, а пытается их посильно компенсировать. Полагаете, таких людей в природе не существует? Отчего же, есть такие люди. Вот, к примеру, доктор Красов, парализованный вследствие перелома позвоночника. После подобной травмы пациентам в лучшем случае суждено оставшиеся годы (если повезёт) просидеть в инвалидном кресле. И что же? Вопреки прогнозам, он не пал духом, создал индивидуальный комплекс реабилитации, самостоятельно передвигался с опорой и помог множеству других «безнадёжных». Его книга «Одолевший неподвижность» имеется в Интернете в свободном доступе.
В любом случае только вам решать, как реагировать на собственные проблемы: оплакивать потерянное либо пробовать жить полноценной жизнью в новых условиях. Хорошо сказал об этом древнеримский философ Сенека:
«Нездоровье сковывает тело, но не душу. Пусть оно спутает ноги бегуну, окостенит руки портному или кузнецу. А ты, если привык к тому, что ум твой деятелен, будешь учить, убеждать, слушать, учиться, исследовать, вспоминать… ты докажешь, что болезнь можно одолеть или хотя бы вынести. И в постели больного, поверь мне, есть место для добродетели… И под одеялом видно, что человек мужествен. У тебя есть дело – храбро бороться с болезнью, а если она тебя не покорила и ничего от тебя не добилась, ты подал славный пример».
© Светлана Сорвачева, 2017