Детский нейропсихолог: что это за специалист и чем он может помочь?

7 декабря 2022 - ADMIN
Детский нейропсихолог: что это за специалист и чем он может помочь?

Нейропсихология – это отрасль психологии, поэтому нейропсихолог – это не врач, а психолог, а нейрокоррекция – это эффективный немедикаментозный метод помощи. Нейропсихолог занимается развитием и коррекцией психических процессов (внимание, память, мышление и т.д.), поведенческих особенностей, основываясь на данных о развитии мозговых структур, в том числе у детей с задержками или отклонениями в развитии.

Нейропсихологическая коррекция эффективна с детьми в возрасте от 3,5 до 12 лет, пока мозг ребенка еще развивается и есть возможность скорректировать, сгладить некоторые моменты. Нейропсихологическая диагностика позволяет раскрыть сильные и слабые стороны ребенка, причины трудностей, в том числе школьных, составить индивидуальную программу коррекции и развития ребенка.

Головной мозг развивается по своим биологическим законам. Понимание механизмов развития мозга позволяет детским нейропсихологам увидеть зону ближайшего развития ребенка, понять причину его учебных трудностей и разработать эффективную модель для развития или коррекции его «слабых сторон».

И в диагностике, и в коррекции важна своевременность. Отделы мозга развиваются в разное время, так, субкортикальные образования к концу первого года жизни ребенка уже практически сформированы, а развитие лобных долей продолжается примерно до 12-15 лет. В среднем к 12 годам мозг завершает свое интенсивное развитие, функциональные связи становятся все более жесткими и малоподвижными. Поэтому наибольшие результаты приносит коррекция в возрасте 5-7 лет.

Как понять, что ребенку нужен нейропсихолог

Рекомендуется обратиться к специалисту, если ребенок:

- наблюдается у смежных специалистов (по рекомендации логопеда, невролога, психиатра и пр.)

- плохо ориентируется в пространстве, в тетради;

- имеет проблемы развития (ммд, зпр, сдвг, аутизм, уо и пр.) и нестабилен эмоционально ;

-  часто и легко отвлекается

 - быстро устает и плохо запоминает

 - совершает «глупые» ошибки в школе

- «не слышит» взрослого с первого раза

- неловок и неуклюж

- имеет нарушения моторики и испытывает трудности самоорганизации;

Детский нейропсихолог работает с ребенком от 0 до 12 лет. Зрелость психических функций, которые он будет оценивать и анализировать, зависит от возраста ребёнка.

Часто к нейропсихологам детей ведут во втором классе. В первый год ребенок опирается на знания и навыки, освоенные ещё до школы,а ко 2му классу в школьной программе появляется новая информация и виды работ, которые ребёнку надо воспринят — тогда и становится понятно, способен он ее освоить или нет.

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ЗАНЯТИЯ С НЕЙРОПСИХОЛОГОМ?

Методы и приемы работы разнятся у специалистов. Наиболее эффективным является комплексный подход, который включает в себя двигательную (психомоторную) и когнитивную (развивающую) части. В двигательную часть входят дыхательные упражнения, физические упражнения на развитие крупной и мелкой моторики, мышечного тонуса, координации движений, самоконтроля, межполушарного взаимодействия. Когнитивная или интеллектуальная часть включает задания за столом или на ковре, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, а также развивающие игры, творчество.

При комплексном подходе во время занятий ребенок получает новый опыт и навыки. Нейрокоррекция в существующих сейчас вариантах способствует повышению нейродинамических показателей и развитию двигательной, речевой и интеллектуальной сфер.

Обратиться к специалисту детский нейропсихолог можно в Центре детской нейропсихологии "Альтера-Вита".

На частый вопрос: Почему наши дети такие умные, но такие несобранные? - отвечает Марина Захарова, руководитель психологического центра «Территория счастья», нейропсихолог, старший научный сотрудник лаборатории нейрофизиологии когнитивной деятельности Института возрастной физиологии РАО.

— Именно из-за проблем произвольной регуляции: когда им что-то интересно, они готовы откликаться, мыслить, развивать логику; но если их просят что-то сделать без особого на то их желания, если им надо собраться, они абсолютно не готовы это сделать. Взрослые не просят детей быть внимательными, ответственными, контролировать себя. 

В моем детстве всегда были взрослые, которые могли сделать замечание. И где бы я ни была — на улице, в подъезде, в магазине — я должна была вести себя прилично, потому что любая тетя могла сказать: «Девочка, как ты себя ведешь!» И я в ответ не огрызалась, а извинялась. 

Сейчас, к сожалению, дети себя чувствуют очень свободными, они не несут ответственности ни за что на свете. Мамы заполняют дневники, мамы проверяют, какое домашнее задание задали. И у ребенка функция контроля ответственности, возможность удержать в голове несколько программ деятельности не развиваются.

 

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!