«Храмы земли Ишимской, большие и малые, ее гордость и украшение, являют собой свидетельство таланта и духовного величия русского народа. И те, что стоят ныне в своем великолепии, и те, которые не пощадили годы и люди, — все они олицетворяют живую кладезь времен. Храмы — олицетворение нашей малой родины. Кажется, что вырастают они из самой сибирской земли и тянутся своими куполами к горним высям.… Если посмотреть от стен Троицкой церкви на запад, то хорошо видны голубые купола и горящие на солнце золотые кресты Никольской (Николаевской) церкви. Этот храм, наряду с Богоявленским собором, — настоящее украшение нашего города. Он строился в 1886-1891гг. Строительство велось на капитал, завещанный Николаем Максимовичем Черняковским — одной из самых ярких личностей в истории дореволюционного Ишима. Первой гильдии купец, действительный член Российского Географического общества, меценат и благотворитель, истинный патриот родного города, этот человек сделал для Ишима немало полезных дел и оставил о себе добрую память.
Никольский храм — образец так называемого русско-византийского стиля, который в период царствования Николая I в середине XIX века стал «официальным», «государственным» в Российской империи и призван был подчеркивать преемственность Русского Православия от христианства Восточной Римской (Византийской) империи. Отличительной особенностью храмов, построенных в русско-византийском стиле, было пятиглавие: церковь обязательно должна была иметь пять куполов с крестами.
Наиболее выдающимся архитектором, работавшим в русско-византийском направлении зодчества, был К.А.Тон (1794-1881 гг.). Он — создатель знаменитого Храма Христа Спасителя в Москве. К сожалению, неизвестно имя автора проекта ишимской Никольской церкви. Но достаточно одного взгляда на нее, чтобы убедиться, насколько Никольская церковь напоминает в общих чертах Храм Христа Спасителя. Сходство прежде всего в пропорциях сооружения, а также в форме куполов. В соответствии с «канонами» стиля Никольская церковь возведена как «крестово-купольный храм», что отличает ее от других церквей Ишима. В плане она имеет форму креста. В оформлении фасадов церкви отчетливо видны элементы древнерусского архитектурного стиля: «кокошники», «колонки», «столбики». Такое сочетание в одном сооружении приемов зодчества разных эпох получило название «эклектика». Это архитектурное направление широко распространилось в России во второй половине XIX века.
Из книги И.Голошубина мы узнаем, какой была Никольская церковь в начале нашего века. Она была обнесена железной оградой на каменном фундаменте и с мраморными столбиками. На всех четырех углах ограды были построены небольшие каменные часовенки. В северо-восточной часовне находился ночной сторож. Отдельно стоящей колокольни в Никольском храме не было. Звонницу устроили в западной арке здания, над главным входом в храм. В Ишимском городском краеведческом музее имеется интересный документ — проект перестройки Никольской церкви, датированный 1914 годом. В частности, планировалось возведение высокой колокольни, объединенной с Никольским храмом в единое целое. Проект остался неосуществленным.
В Никольской церкви было устроено два Святых престола. Главный из них освящен 26 ноября 1892 года во имя Святителя и Чудотворца Николая. Престол в правом приделе был освящен во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского. На устройство этого престола ишимский купец Александр Порфирьевич Кутырев пожертвовал 5 тысяч рублей серебром. Никольская церковь сохранилась значительно лучше других ишимских храмов. В 1937 году ее закрыли, но уже в 1944 Богослужения возобновились. Из четырех часовен уцелела только одна — справа от главного входа в церковь. Она покрыта высоким шатром, увенчана главкой с крестом. Высокая паперть Никольского храма выстлана чугунными плитами с узором. Массивные двери украшены изящной кованой решеткой. Железная решетка ограды Никольской церкви сохранилась (со сбитыми крестами) и установлена сейчас вдоль территории Ишимской обувной фабрики по улице Луначарского.
Над украшением и благоустройством Никольской церкви немало потрудился ее настоятель протоиерей Феодор (Ф.М.Олексюк), благочинный Ишимского округа (умер в 1990г.). В 80-е годы нашего столетия в церкви установлен новый резной золоченый иконостас. Иконы в нем сохранены старые. Тогда же выполнены настенные росписи, роспись сводов и купола. На своде левого придела изображен Святитель Николай Чудотворец. Он держит в руке макет Ишимского Никольского храма. К Тысячелетию Крещения Руси вызолочены кресты и навершия куполов. Церковь расположена в прекрасном саду, посаженном и взращенном стараниями протоиерея Феодора. Сад красиво распланирован и является в своем роде уникальным собранием самых разнообразных деревьев и кустарников юга Сибири, некоторые саженцы священник привез с Украины. В саду подле церкви у стены алтарной апсиды – могилы. Н.М. Черняковского и протоиерея Феодора. Церковный сад объединяет в одно целое Никольский храм и две другие примечательные постройки, тоже связанные с именем купца Черняковского.
В доме №31 на улице Чайковского (ныне здание городского суда) когда-то размещалась больница, открытая на средства Николая Максимовича. А в здании краеведческого музея находилась прежде Ишимско-Никольская цсрковно-приходская школа. Из «Омских епархиальных ведомостей» за 1915 год мы узнаем, что школа «построена на завещанный капитал купца Чернякова и находится в благоприятных условиях». Школу иногда так и называют — Ишимско-Черняковская. В этом учебном заведении было два класса. Помимо прочих предметов в школе преподавали пение и учили сапожному ремеслу. Ученики прилежно «посещали Храм Божий, принимали деятельное участие в чтении, пении и прислуживании в алтаре». Те же «Ведомости» расценивают «успехи обучения» как «выше средних». Известно имя «отца заведывающего» — священник Леонид Остроумов. В Никольской школе устраивались «праздники древонасаждений», «когда дети после литургии с крестным ходом» сажали деревья, а затем трогательно ухаживали за ними.
С января 1899 года в церковно-приходской школе были открыты «воскресные народные чтения» для взрослых. Документы сообщают, что, иногда на чтениях просторное здание школы не могло вместить всех желающих. Воскресные чтения носили зачастую светский характер. Так было, например, в юбилейном пушкинском году (1899). Напротив, «внебогослужебные собеседования» в Троицком соборе были, в основном, религиозными, духовными.
С северо-востока и с запада к Никольской церкви примыкают кварталы старинной застройки — район улицы Ленинградской (Черняковской). Пономарева (Сенной), Гагарина (Бокаревской) и Чайковского (Старо-Больничной). Это историческая зона Ишима. Никольский храм являлся архитектурной доминантой в панораме города...»
Автор: Л.В.Фролов !