1. Христианство.
Христианство пришло на территорию нынешней Польши в 966 году при князе Мешко I. После разделения церквей, православные доминировали в восточных областях, где в 1235 году учредили епископскую кафедру в городе Холм.
2. Приход католичества
В 1385 году князь Ягайло объявил себя католиком. Это было условием его брака с польской королевой Ядвигой, а в 1387 году – своё государство католическим, после чего многие из православных перешли в католичество.
3. Борьба и сосуществование
Брестская церковная уния 23.12. 1596 года — решение о принятии католического вероучения и переходе в подчинение римскому Папе с одновременным сохранением богослужения византийской литургической традиции на церковнославянском языке. Состоявшийся в то же время в Бресте собор православного духовенства во главе с патриаршим экзархом Никифором, двумя епископами Киевской митрополии и князем Константином Острожским отказался поддержать унию, подтвердил верность Константинопольскому патриархату и предал «отступников» анафеме.
Брестская уния Привела к возникновению на территории Речи Посполитой Русской униатской церкви. В 1700 году к грекокатолической церкви присоединилась Львовская, а в 1702 году — Луцкая епархия, что завершило процесс перехода православных епархий Речи Посполитой в греко-католицизм. В результате унии в Киевской митрополии произошёл раскол на униатов - грекокатоликов
и противников объединения с Римско-католической церковью. Правящие круги и католическая знать Речи Посполитой во главе с королём Сигизмундом III полностью встали на сторону униатов, переведя традиционное православие на положение нелегальной и гонимой властями конфессии, а также передав её имущество униатам.
С точки зрения властей Речи Посполитой, Брестская уния способствовала ослаблению притязаний Московского патриархата на земли Юго-Западной Руси и духовных связей православных в Речи Посполитой с Русским государством.
Монастырь святого Онуфрия Великого в Яблечне, основанный в 1498 году, был единственным монастырем на этой пограничной тогда территории, который остался верным святому Православию.
Даже такие большие монастыри, как Почаевская лавра, Супрасльская обитель, не говоря уже о небольших монастырях и приходах, приняли унию. Яблочинский монастырь остался единственным сохранившим православную веру.
В 1924г польская власть объявила автокефалию Польского Православия. Церковь испытывала сильное давление, направленное на разрыв связи с прошлым. В богослужение начали вводить польский язык, ввели новый календарь - компромисс позволил Церкви не стать запрещенной. Готовили возвращение Юлианского календаря долго, много сделало для этого братское движение молодежи. В 2014 г Собор Архиереев отменил решение 1924г и постановил вернуть старый календарь. За последние сто лет в польской столице не построили ни одной новой церкви.
Православный храм будет возведен на участке в полтора гектара. Архитектурный проект церкви будет напоминать Собор Святой Софии. За последние сто лет в польской столице не построили ни одной новой церкви. В декабре 2015 года началось строительство храма Святой Софии, Премудрости Божией.
Находки и папа –поляк.
В православной церкви деревни Посада Рыботыцка, расположенной на востоке страны, обнаружипи в 2012 году фрески. Ученые датировали их XV веком. Ценность древних фресок этой церкви является единственным полным собранием библейских образов, нарисованных на стенах, в Польше. Это является также большой редкостью для стран Центральной Европы.
Польская Православная Церковь официально зарегистрирована в 1948 году. Сегодня, по данным Центрстатуправления, в Польше 507 тысяч православных верующих - 1 % населения и более 250 приходов. Православная церковь является второй по величине церковью в Польше. Центр ее в городе Белосток.
Хочется упомянуть еще об одном достойном человеке -Кароль Юзеф Войтыла. В 1978 году он был избран главой католической церкви. Иоан Павел II стал второй за 445-летний период существования этого поста, папа не итальянского происхождения.
Период его понтификата характеризуется проведением ряда внутренних реформ самого костела, перемена образа Ватикана в глазах людей, много численные паломничества по всему миру с сотнями тысяч верующих, диалоги с представителями иных вероисповеданий.
Более 10 лет ежедневно молился перед Ватиканским списком Казанской иконы Божией Матери, который в 2004 г. передал Русской Православной Церкви.