Методы отстаивания своих прав для инвалидов

28 сентября 2017 - ADMIN
Методы отстаивания своих прав для инвалидов

Методы отстаивания своих прав для инвалидов

Выдержки из пособия: Self-advocacy Manual for People with Disabilities by Rod Herold and Carmen Johnson. Massachusetts Coalition of People with Disabilities.

Для того чтобы самому отстаивать свои интересы, нужно стать настойчивыми в различных жизненных ситуациях, получить знания о своих гражданских правах, быть уверенным в себе. Для того чтобы эффективно проявить себя в сообществе инвалидов, необходимо изучить свои способности, развить в себе желание узнать о других.

На уровне группы защитники общественных интересов определяют основные проблемы, разрабатывают стратегию, распределяют в группе работу по достижению поставленной цели. Участвуя в коллективной работе, человек, имеющий инвалидность, преодолевает множество препятствий, с которыми практически невозможно справиться в одиночку.

Таким образом, ключевыми моментами формирования группы по отстаиванию своих интересов являются два фактора: желание стать защитником собственных интересов и организация.

 

Зачем нужны организации инвалидов?

Цель любой организации инвалидов - развить необходимые для жизни в обществе умения и навыки, а также повысить уверенность в своих силах членов организации для того, чтобы они сами могли управлять собственной жизнью. Кроме того, задачей таких организаций является повышение общественного статуса инвалидов. Чувство солидарности от участия в деятельности организации, которое возникает у ее членов, является важным фактором в достижении этих целей.

 

Основные принципы деятельности организаций инвалидов:

  • Самоопределение инвалидов;
  • Расширение прав и возможностей инвалидов при поддержке других людей, имеющих инвалидность, и групп поддержки;
  • Соблюдение принципов равных возможностей для всех групп инвалидов;
  • Организация должна отчитываться перед своими членами и клиентами;
  • Сотрудничество между группами инвалидов с различными ограничениями (имеющих различные виды инвалидности);
  • Самостоятельное отстаивание своих прав и интересов для того, чтобы жить полноценной жизнью наравне с другими членами общества;
  • Использование сети контактов для налаживания связей с правительственными, а также другими общественными организациями.
  •  

Как организация инвалидов определяет свою деятельность?

Формулировка миссии представляет собой краткое, сжатое изложение предназначения вашей организации. Формулировка миссии имеет большое значение для четкого определения ценностей и принципов, лежащих в основе деятельности организации, а также для определения клиентов организации (кому предоставляются услуги), их потребностей и услуг, которые вы могли предоставлять. Четкое понимание миссии своей организации приводит к сплочению коллектива и более эффективной работе организации.

 

Каковы потребности инвалидов?

Конкретные нужды различны у разных инвалидов, в разных регионах и странах. Организациям инвалидов необходимо изучить ситуацию, потребности и потенциальные возможности своих клиентов, а также определить, какие ресурсы уже имеются в местных организациях для удовлетворения их потребностей. Определение существующих потребностей (т.е. проведение "оценки потребностей") инвалидов конкретного региона помогает организации инвалидов определить приоритетные услуги, которые она собирается предоставлять. Наиболее подходящие методы определения потребностей - проведение бесед, использование анкет, консультации, "мозговой штурм", сравнение и наблюдения. Информация о потребностях окажется полезной и при подготовке заявки на предоставление финансовой поддержки

Многие из этих потребностей не являются уникальными, они отражают желания многих инвалидов во всем мире. Наиболее распространенные из них: потребность жить полноценной жизнью, работать, пользоваться дополнительными приспособлениями, иметь личную жизнь и досуг, потребность в самоопределении и независимости, в общении с другими людьми, самоутверждении, свободе передвижения (доступный транспорт и "безбарьерная" среда), в моральной поддержке, соответствующем медицинском обслуживании, а также в доступности полезной информации, которая облегчит достижение всех этих целей. К преградам, с которыми обычно сталкиваются инвалиды и которые ограничивают их полный доступ к образованию, работе, информации и проведению досуга, относятся "недоступная" среда и непонимание обществом их проблем.

 

Какие услуги уже оказываются инвалидам?

Полезно провести исследование об уже имеющихся услугах для инвалидов. Такое исследование может включать в себя информацию об общей демографической ситуации в регионе, о людях, которые принимают решения, о том, как они принимаются, об инфраструктуре услуг (государственный и частный сектор), например: информацию о жилье, образовательных учреждениях, системе транспортных услуг, медицинских учреждениях и местах отдыха и развлечений, стоимости данных услуг, программах по предоставлению социальных услуг инвалидам и о том, кто финансирует такие программы.

 

Планирование - ключ к успеху

Навыки планирования - ключ к успешной деятельности любой организации. Чтобы эффективно и успешно работать, организация должна знать, в каком направлении она действует, какие ресурсы для этого имеются, каким образом организация достигнет того, что запланировано, и, то, как члены организации смогут узнать, в каком состоянии их организация находится в конкретный момент времени.

 

Куда организация держит курс?

Ваши исследования, скорее всего, определят целый ряд потребностей, которые не удовлетворяются с помощью имеющихся ресурсов. Теперь вы должны решить, на удовлетворение каких потребностей будут направлены услуги вашей организации. Определив приоритеты, вы должны составить план действий по выполнению важнейших задач. В следующих разделах описывается, как ваша организация может приступить к работе, направленной на решение приоритетных проблем.

 

Формулировка целей и задач

Попросите членов организации представить такую ситуацию, когда проблем больше не существует. Это - ситуация, которую организация планирует достичь, ее и называют целью. Цель, как правило, это общая формулировка того, что вы надеетесь осуществить в течение длительного периода времени.

 

Пример цели: В течение пяти лет добиться более полной независимости инвалидов, способствовать их уверенности в собственных силах, посредством их участия в работе местных организаций инвалидов.

Задачи - более конкретные формулировки того, что организация планирует достичь при выполнении каждого мероприятия программы.

Примеры задач:

  • Усовершенствовать навыки "независимой жизни" у инвалидов, живших в течение 3-5 лет в специальных учреждениях.
  • Улучшить доступность услуг, которые предоставляют инвалидам государственные учреждения и социальные учреждения, а также обеспечить доступ инвалидов в общественные здания.
  •  

Реализация вашей программы. Подготовка "Плана действий"

"План действий" включает в себя задачи и действия, мероприятия, которые ваша организация будет осуществлять, чтобы выполнить данные задачи. В "Плане Действий" должно быть указано, кто за какую работу отвечает и когда каждая конкретная работа должна быть выполнена. Сначала мероприятий и действий обычно бывает больше, чем ваша организация могла бы осуществить. Члены вашей организации должны сопоставить то, что необходимо сделать, с тем, что организация может осуществить. Полезно начать с изучения каждой задачи по отдельности и обсуждения тех видов деятельности, которые лучше всего осуществить для выполнения каждой задачи.

 

Пример задачи и деятельности:

  • Задача: Способствовать усовершенствованию навыков "независимой жизни" у инвалидов, живших в течение 3-5 лет в специальных учреждениях.
  • Деятельность: Создание службы консультирования "равными" (обмена опытом) и групп поддержки, состоящих из инвалидов.
  •  

Что делать теперь?

Итак, ваша организация решила, что она хотела бы изменить, каким образом это будет осуществляться, составила серьезно обоснованную заявку на финансирование программы, получила финансовую поддержку и начала осуществлять программу. Грамотно составленная программа включает в себя контроль за тем, насколько эффективно осуществляется предусмотренная ею деятельность. Регулярный контроль дает ценную информацию, которая позволяет держать членов организации в курсе относительно выполнения программы и определять любые проблемы, которые, возможно, придется решать.

 

На что нужно обратить внимание:

  • осуществляется ли план в соответствии с графиком и бюджетом?
  • выполняют ли партнеры по проекту свои обязательства в соответствии с договоренностью?

Помните, что редко все идет по плану, поэтому важно проявлять гибкость, чтобы реагировать на новые и часто непредвиденные результаты программы, как во время ее реализации, так и после того, как программа завершена. Такая информация также является важным вкладом в осуществление текущего и будущего планирования.

По окончании программы вы должны определить, были ли достигнуты ее цели. Оценивать выполнение программы важно, так как именно благодаря такой оценке вы сможете лучше понять, что вы осуществили в ходе программы. Информация, полученная в результате проведения оценки, послужит также важным вкладом в усовершенствование деятельности вашей организации в будущем.

 

Защита общественных интересов

"Защита общественных интересов" определяется как "деятельность отдельного человека или группы с целью вызвать позитивное изменение в жизни общества". Эффективная работа по защите прав и интересов инвалидов оказывает существенное влияние на их жизнь и имеет решающее значение в изменении отношения к инвалидам и устранении преград, с которыми сталкиваются инвалиды в обществе. Безусловно, участие инвалидов в деятельности общественных организаций, где они приобретают опыт общественной деятельности и учатся бросать вызов существующим стереотипам, требовать соблюдения своих законных прав, является наилучшим способом отстаивания прав и интересов инвалидов.

 

Определение проблемы

Хорошо известно, что инвалиды постоянно сталкиваются с дискриминацией, а это приводит к исключению их из жизни общества, к игнорированию со стороны общества и властей. Однако, чтобы изменить эту ситуацию, вы должны сфокусировать проблему на чем-то определенном и потенциально достижимом, то есть, вам необходимо сформулировать реальные цели и задачи.

 

Разработка "Плана по защите прав и интересов инвалидов"

Формулирование главной и промежуточных целей

Определяя свое отношение к проблеме, в сущности, вы определяете основную цель защиты. Например, если ваше отношение к проблеме выражается в требовании улучшения "доступности" зданий, тогда вашей основной целью является сооружение таких зданий. Четко определите, кто, по вашему мнению, будет работать над достижением данной цели. Считаете ли вы, что этим будет заниматься правительство, частный сектор, некоммерческий сектор? Чаще бывает так, что достижение цели требует привлечения усилий более чем одного сектора.

Теперь пора разбить вашу основную цель на серию промежуточных целей. Промежуточные цели можно сравнить с маленькими шагами по направлению к основной цели. В случае с проблемой по улучшению доступности зданий в вашем регионе примерами промежуточных целей могут быть следующие:

  • Создать комитет по руководству программой, состоящий из людей, имеющих опыт в области архитектуры, и т.п.
  • Разработать проектное решение и бюджет, чтобы внести в проект здания дополнения, обеспечивающие его "доступность".
  • Создать общественное мнение, рассказав людям о том, какое влияние на жизнь инвалидов оказывает недоступность зданий.
  • Добиться финансовой поддержки от правительства, международных организаций и т.п.
  • Осуществлять лоббирование законов, требующих, чтобы все новые здания были "доступны" для инвалидов, а также контролировать проведение этих законов в жизнь.

Определение реалистичных сроков выполнения программы

Ключ к успешной программе по защите прав и интересов инвалидов - определение реалистичных сроков для достижения главной и промежуточных целей. Не бойтесь пересматривать или заменять промежуточную цель, если ясно, что она не будет достигнута. Гибкий подход важен для любой успешной программы.

Если человек, с которым вы работаете, оказывается в одной из таких ситуаций, будьте готовы услышать от него, насколько он не удовлетворен. Как вам лучше помочь ему? Ниже перечислено несколько основных шагов:

Выясните, чего хочет добиться человек. Эмоции и недовольство не обязательно означают, что человек готов действовать. Время от времени вы должны брать на себя роль "безопасного клапана", то есть человека, который поможет другому выпустить пар.

Может быть, человек бьется над проблемой, но не знает, какого результата он хочет достичь. Помогая ему разобраться в том, что он хочет сделать, нужно дать возможность обсудить это, в особенности, если нужно предпринять что-то новое. Часто человек не соглашается на то, чтобы кто-то отстаивал его интересы, потому что боится, что ему будут предоставлять меньше услуг, чем раньше, потому что он пошел против организации, предоставляющей их. Он может подумать, что отстаивание своих интересов потребует много времени, сил или навыков.

Вы можете предоставлять информацию и ободрять человека, но если он решит, что ваше отстаивание его интересов ему не нужно, то уважайте его решение. Это может означать, что он делает выбор в пользу жизни при тех условиях, которые, по вашему мнению, неудовлетворительны, но этот выбор должен сделать он сам.

Если, однако, он принимает вашу помощь по защите своих интересов, вот несколько шагов, которые вам следует вместе предпринять:

Сбор информации. Собирайте факты. Если у ситуации две стороны, узнайте обе точки зрения. Если возможно, собирайте информацию в письменном виде. Чтобы лучше разобраться в том, что происходит, проверяйте информацию у других общественных организаций, коалиций или организаций инвалидов. Насколько то, что волнует вашего клиента, заботит других? Выясните, не занимается ли именно этой проблемой другая организация.

Совместно разработайте личный план действий. Часть этого плана - выбор наиболее подходящих способов отстаивания прав и интересов. Ниже перечислены три основных вида отстаивания прав. У каждого из них свои плюсы и минусы, и чаще всего эффективно применять их в комбинации.

  1. Персональная защита прав и интересов. Отстаиваются права и интересы одного человека, решается личная проблема (например, человеку отказали в услугах социального работника).
  2. Систематическая защита прав и интересов. Она воздействует на социальную, политическую и экономическую систему, нацелена на изменения положения группы людей (например: коалиция инвалидов добивается отмены выплат в фонд медицинского страхования).
  3. Законодательная защита прав и интересов. В этом случае адвокаты, судебная система работают над тем, чтобы защищать законные права и интересы инвалидов. Эта работа на благо отдельного человека или групп людей (пример: принятие поправки к закону).

Важно учитывать все эти возможности для защиты интересов одного человека, и объяснить ему, какой от него это потребует ответственности. Например, от него может потребоваться много времени и сил, деятельность в составе группы, нацеленная на существенное изменение политики.

Обычно существует несколько способов достичь желаемого результата. Попытайтесь использовать "множественную" стратегию. Поработайте с человеком с целью выделить приоритетную стратегию и составить план на тот случай, если одна из стратегий не сработает. Наряду с этим полезно определиться в своих ожиданиях и в том, как долго займет процесс.

Важно, чтобы в планах было сказано, кто и что будет делать. Без специального плана его отдельные, не связанные друг с другом детали, конечно, могут выполняться, но общий эффект может быть другим. План поможет также сконцентрировать его (и вашу) энергию. Насколько это возможно, помните, что человек должен сам заниматься отстаиванием своих интересов, а не зависеть от того, как это делают за него другие.

Все эти планы, однако, не гарантируют успеха. Единственное, на что можно рассчитывать, это то, что человек сам озвучивает свои проблемы и пытается сам их разрешить вместо того, чтобы пассивно ждать и надеяться на перемены. Ваша помощь в какой-то конкретной ситуации по отстаиванию чьих-то интересов может пригодиться человеку, если у него впоследствии возникнет другая проблема.

 

Кто готов защищать свои интересы?

Защитник собственных интересов знает как, говорить и выступать за свои права и действует в защиту своих прав. Он сам решает, как ему действовать, определяет собственное настоящее и будущее, берет на себя ответственность за ситуации и растет как личность, приобретая новый опыт. Вот пример того, как должен говорить защитник собственных интересов:

Хозяин ресторана несколько смутился, усаживая за столики Анну и Джулию, но они уже привыкли к этому. У Джулии был ДЦП в такой форме, что не могла контролировать свои руки и ноги. Они с Анной обсуждали, как им лучше добраться до дома по снегу. Но запахи с кухни были такими аппетитными, что разговаривать об этом не хотелось. "Может, когда мы закончим есть, снег утихнет, и мы сможем пройти", - сказала Джулия очень медленно и с усилием, так, чтобы Анна могла ее понять. "Тебе решать, "- сказала Анна, как раз когда появился официант с блокнотом, готовый принять заказ. "Я буду салат и чай", - сказала Анна, протягивая ему меню. "Что будет ваша подруга? " - спросил официант. "Я буду морепродукты и кофе", - сказала Джулия, подумав, что хотела бы опрокинуть этот кофе на него.

Здесь Джулия берет на себя ответственность и сама заказывает свой обед, несмотря даже на то, что официант предпочитает обращаться к ее подруге, Анне. От принятия ответственности до того, чтобы стать защитником своих интересов - долгий путь, во время которого нужно многому научиться. Нужно научиться оценивать себя, знать основные права, законы, которые защищают эти права и обеспечивают специфические потребности.

Быть защитником своих интересов очень здорово, но гораздо большего можно достичь, если делиться своими знаниями с другими. Другими словами, формирование группы, которая будет отстаивать свои права, позволяет людям быстрее заявить о своих правах и возможностях, учиться на практике, испытать на собственном опыте свою силу и ответственность, возможность изменить законы, ложные идеалы и вместе построить сообщество. Защитник своих интересов, готовый для деятельности в группе:

  • Может рассуждать о том, что значит быть инвалидом;
  • Может просить о помощи и помогает другим, если его об этом попросят;
  • Узнает о проблемах и ограничениях, связанных с различными формами инвалидности;
  • Ищет общения с другими "защитниками" своих интересов;
  • Работает в команде для достижения общих целей.

 

Вот пример того, как один человек выиграл, став членом группы:

"Я думаю, Вы тоже должны использовать трость, Вам тогда будет значительно легче ходить, и Вы будете чувствовать себя в большей безопасности!" - сказала Джесси с уверенностью. Она не боялась говорить то, что считала нужным сказать инвалиду о реальной жизни. Но такие вещи было непросто сказать Тони, который не слышал и медленно терял зрение. Тони сказал: "Со временем, с помощью группы, я смогу смириться с тем, что мне надо использовать трость. Кажется, что сейчас, после того, как я встретил людей, которые используют разные приспособления, стало гораздо легче думать о таких вещах".

 

Формирование группы

Установление контактов с другими "защитниками" - определенно долгий процесс. Однако когда сформируется небольшое ядро группы (10-15 человек), другие люди, которые еще не готовы к защите собственных интересов, могут быть вовлечены в работу группы и учиться. Следующая глава "Вовлечение" будет полезна для поиска новых членов, которые будут примыкать к ядру. Главное - начать с малой группы.

Первое собрание может быть скромной встречей у кого-нибудь дома. Для постоянных встреч группа должна найти себе наиболее центральное, доступное и удобное место. Попробуйте решить на первой встрече следующие вопросы:

  • Что для вас значит ваша инвалидность?
  • В чем заключаются ваши потребности?
  • Какими навыками и ресурсами вы обладаете?
  • Есть ли у вас знания по какой-либо специальной теме?
  • Что вы ожидаете от своего участия в группе защиты своих интересов и почему вы в нее вступаете?

На эти вопросы должны ответить все участники первого собрания и все новые члены, когда они будут вступать в вашу группу. Определите потребности для того, чтобы знать, есть ли у вас нужда в переводчиках, больших печатных материалах, транспорте, личных сопровождающих. Выявите способности и имеющиеся навыки каждого участника, потому что их успехи будут способствовать общему успеху.

Затем нужно поставить несколько задач для того, чтобы участники могли заглянуть в будущее, и почувствовали, что они собрались не просто так, а ради какой-то цели. Первые цели могут быть простыми:

  • Подружиться между собой, хорошо проводить время
  • Создать сплоченную группу
  • Помочь отдельным людям стать сильнее
  • Научиться работать вместе.
  • Впоследствии цели могут формулироваться таким образом, чтобы помочь группе самоопределиться:
  • Поиск средств
  • Решить проблему или выиграть решение какой-то проблемы
  • Расширить число членов, включить в группу людей с различным культурным опытом и разными формами инвалидности.

Эти сферы задач перекрывают интересы членов и помогают им поддерживать друг друга. Группе нужны члены, которые могут заново решить вопрос, пересмотр проблемы привлекает новых членов и ресурсы, а поиск средств поддерживает деятельность и сплоченность группы. Следующие три главы подробно описывают "как" подступать к той или иной цели. Группам нужно будет работать в каждом из этих направлений так, чтобы за него отвечал один или два участника или специально созданный комитет (в случаях, когда ваша группа большая, хорошо организованная и имеет подготовленных лидеров.)

 

Порядок

Как только ядро группы сформировалось и определило основные потребности, она готова для "формального" собрания для того, чтобы обсудить свою дальнейшую деятельность. Для успешного собрания нужно:

  • Найти восемь или больше людей, которые имеют серьезные намерения относительно участия в группе.
  • Сделать все необходимые приготовления для места собрания
  • Объявить о времени, месте встречи и повестки дня
  • Напомнить о времени собрания накануне, а также в день собрания, если это необходимо. Обзвоните, как можно больше людей, пусть одни уговаривают других прийти.
  • Всегда ожидайте меньше людей, чем вы запланировали. Если вам придется потом искать стулья - это уже само по себе победа.
  • Проконсультируйтесь заранее с наибольшим количеством участников. Узнайте, что их заботит, и обсудите, что соответствует и что не соответствует целям собрания. Узнайте мнение других.
  • Составьте повестку дня (список тем для обсуждения, время, которое можно потратить на обсуждение каждой темы, порядок обсуждения).

 

Для успешного проведения собрания возьмите на заметку:

  • Попросите кого-нибудь составить список присутствующих именами, адресами и телефонами (рабочий телефон, должность и название компании тоже можно записать.)
  • Начинайте собрание вовремя.
  • Дайте возможность каждому, даже опоздавшим представиться, приготовьте и раздайте таблички с именами.
  • Предложите кому-нибудь провести дискуссию. Убедитесь, что каждый имеет возможность высказаться.
  • Пусть кто-нибудь предложит для группы свой проект работы.
  • Не усложняйте вещи
  • Собрание должно быть как можно короче: час-полтора - лучше всего, два - максимум.
  • Раздайте людям задания до следующего собрания:
  • Пусть два человека отвечают за планирование следующего собрания.
  • Еще два человека будут напоминать остальным о следующем собрании.
  • Пусть в следующий раз каждый приведет с собой друга или соседа.
  • Согласуйте время, место проведения и повестку дня следующего собрания.
  • В конце собрания предложите легкие закуски и напитки.

 

После первого собрания:

  • Пусть участники неформально общаются между собой после первого собрания
  • Общайтесь с людьми для получения обратной связи
  • Следите, как выполняются задания
  • Созвонитесь с теми, кто пропустил первое собрание, пригласите их на следующее.

 

Принятие решений

Защитники собственных интересов должны, принимая решения, работать в тесном сотрудничестве. В процессе принятия решения для группы защитников своих интересов существует два уровня.

Консенсус. Это процесс принятия решений, при котором группа обсуждает вопрос, выявляет все трудности и приходит к общему заключению, которое может устроить всех. Консенсус - наиболее простой способ и может хорошо сработать для принятия как небольшого, так и важного решения. Люди обычно выполняют решения, принятые консенсусом, потому что большинство трудностей уже решены в процессе прихода к консенсусу. Ведущий спрашивает: "Мы все согласны?" Все скажут "Да". Очевидно, что в данном случае серьезных возражений не будет.

Голосование. Это способ принятия решений. При котором каждый участник собрания голосует. Когда вопрос слишком сложен для того, чтобы прийти к консенсусу, можно устроить голосование. Сначала нужно ясно изложить тему, по которой будет проводится голосование (пояснить, какое именно решение принимает группа). Каждый должен понимать, какое значение для группы будет иметь его голос "за" или "против". Уделите большое время для дискуссии, так, чтобы каждый мог изложить свою точку зрения и задать вопросы. Позиция большинства (более половины группы) будет считаться позицией всей группы. Преимущества голосования в том, что действия могут предприниматься даже в том случае, если не все абсолютно согласны с ними. Голосование может проводиться простым поднятием руки или заполнением бюллетеня.

 

Лидерство

Для деятельности группы и принятия решений необходимо выделить несколько лидерских ролей. Выбирать людей, которые будут выполнять эти ключевые роли, нужно уже на первой встрече.

Предложите людям проверить свои лидерские способности в течение 3-6 месяцев. Оцените их, предложите поменяться местами для того, чтобы другие могли развивать в себе эти способности. Посмотрите, кто лучше справляется. Мы не рекомендуем проводить выборы на должности в течение первого года деятельности. В течение первого года предложите людям выполнять четыре лидерские роли:

Лидер - Ведущий. Функции ведущего - вести собрание, приводить группу к общему решению, представлять ее другим организациям, передавать другим работу (делегировать полномочия), проверять, как проводится работа, выполняются задания. Выбирая лидера, ищите человека, который:

  • На виду, "звонкий"
  • Подготовлен к каждой встрече
  • Настойчив (не подвержен влиянию и давлению других)
  • Позитивен и энергичен
  • Хорошо знает самого себя (свои сильные стороны и недостатки).

 

Хороший ведущий хорошо общается с отдельными членами группы:

  • Он должен объяснять ясно и, в случае необходимости, терпеливо повторять объяснение
  • Он должен побуждать других к участию
  • Он должен дать другим почувствовать, что они желанны
  • Он должен помнить имена и способности (навыки) членов группы
  • Он должен выслушивать каждого и оценивать его вклад
  • Хороший ведущий работает на благо группы в целом:
  • Он должен хорошо понимать, что такое защита своих интересов
  • Он должен много знать по этому вопросу
  • Он должен завоевать уважение многих людей
  • Он должен иметь представление о различных видах инвалидности
  • Он должен иметь подход ко всем

Сначала вряд ли вы найдете человека, который обладает всеми перечисленными качествами. Но найдите человека, который хочет быть лидером, имеет потенциал и желание учиться. Впоследствии можно провести тренинги для развития лидерских качеств.

Координатор. Наш опыт показывает, что для группы жизненно важна должность координатора. Лидер, ведущий занимается содержанием - проводит собрания, представляет группу общественности, наблюдает за выполнением заданий, тогда как координатор должен контролировать ход процесса, вовлекать в группу новых членов.

Функция координатора - организовать группу. Координатор отвечает за создание и поддержание сплоченной, сильной, работоспособной и представительной группы. В сущности, роль координатора - привлекать в организацию новых членов, поддерживать в них активность, находить лидеров. Группа с активным координатором - это группа, которая заботится о том, "как" будет выполняться работа.

Координатор - это "клей", который держит группу вместе. В том, как неорганизованное, молчаливое общество становится организованной группой, к которой прислушиваются, большую роль играет координатор. Основные обязанности координатора:

  • Поддержание в организации активности и демократии
  • Поддержание независимости и ответственности лидеров
  • Изменение жизни людей, обеспечение для них нового опыта, помощь в осознании этого опыта
  • Обучение людей навыкам исследования, действия, общения и стратегии, которая приводит к победе.
  • Подготовка группы для проведения фандрайзинга
  • Структуризация разных уровней участия, которые позволяют разным людям проявить активность, проверить и постоянно развивать свои лидерские качества.

Высоко квалифицированный координатор выделяется в группе в процессе организации. Однако иногда бывает нужно обратиться за помощью к кому-то вне группы.

 

Секретарь. Группе понадобится секретарь для ведения делопроизводства, стенограмм собраний. Поищите человека, который:

  • Исполнительный
  • Имеет хороший почерк
  • Умеет печатать
  • Может легко понимать других
  • Может задавать вопросы, если что-то не понимает
  • Хорошо организован

 

Бухгалтер. Если у вас организация инвалидов, вам понадобится бухгалтер для того, чтобы вести бухгалтерский учет в организации.

Для должности бухгалтера вам нужен надежный человек с математическими способностями. Когда найдете бухгалтера, можете приступать к написанию годового бюджета и расписывать основные расходы на персонал и деятельность.

 

Доверие

Прежде всего, нужно ответить на следующие вопросы:

  • Установила ли группа свои правила и выбрала ли людей на основные должности?
  • Составлен ли список целей и задач, решено ли, с чего начать?
  • Начали ли члены группы знакомиться и общаться между собой?
  • Оценивает ли группа свои достижения?

Если на все вопросы вы ответили положительно, значит, группа готова к тому, чтобы строить в ней отношения доверия. Если такие отношения установились, вам будет легче вести свою работу. Гораздо больше можно сделать, если вы сразу покончите со всеми недоразумениями.

Обмен опытом и информацией. Это хороший способ наладить доверие и связи. Каждый по очереди может выступить, выслушать, задать вопросы и научиться чему-то у другого. Группа может специально выделить время для такого обмена - то есть время, когда участников приглашают обсудить какую-то проблему или свой опыт. Вот пример того, как один из участников поделился своим беспокойством по поводу стрессов и получил хороший совет:

"Да, работа - это настоящая обуза. Я сейчас делаю больше бумажной работы, чем всегда, и совершенно не могу сосредоточиться", - сказал Боб, закрывая уши руками, когда пришла его очередь "делиться".

"А как насчет берушей?" - засмеялся Джек, а за ним и все остальные.

"Не смейся, Джек, - ответил Боб, - это настоящая проблема. Я не хочу быть грубым. Я уже пытался просить других быть потише."

"И что, не помогает?" - спросил Джек.

"Нет, - сказал Боб. - Уровень шума стал уже привычным, и никто не обращает на это внимания."

"Похоже на то, что у вас там как будто перерыв или обед, который вы не в состоянии прекратить," - сказала Марша, пытаясь придать беседе непринужденность.

"Вот-вот, Марша. Ты попала в точку," - сказал Боб.

"Попробуй по-другому" - предложила Марша. "Уходи время от времени из-за стола. Сходи за водой или в буфет. Если идешь в туалет, задержись там и подумай о чем-нибудь приятном. Сделай один-другой глубокий вздох, когда заходишь обратно и садишься за стол."

 

Вот несколько идей для упражнения по обмену опытом:

  • Расскажите, что вы узнали об инвалидах в детстве.
  • Подумайте о человеке, которого вы хотели бы узнать лучше, и скажите, какие шаги вы хотите предпринять для знакомства. Этот человек не обязательно может быть инвалидом.
  • Вспомните время, когда вы нуждались в помощи, и что тогда произошло.

 

Можно прочесть вслух и обсудить в группе следующее мнение:

"Уметь хорошо говорить - чаще всего означает замечать реакцию аудитории; а если я слеп, то должен попросить людей, чтобы они говорили, что понимают вас и давали понять, если нет. Лично я не могу видеть выражений лиц, но если я объясню людям, что я хочу знать их реакцию, я получаю то, что мне надо. Я научился обращаться за помощью."

Обмен позволяет людям узнать больше о своих сильных сторонах, преимуществах работы в коллективе.

Другой способ выработать отношения доверия - ролевая игра. Ролевая игра - это проигрывание ситуации, в которой обычно участвует два или более человек. Ведущий приглашает участников разыграть реальную ситуацию. Ролевая игра - это небольшая сценка без сценария и с любым финалом. Ролевая игра очень подходит для застенчивых людей, в ней им легче начать чувствовать уверенность в себе, потому что они здесь играют роль других людей. В одной группе человек, который обычно заикался, играл роль Рейгана и совершенно не заикался.

 

Ролевая игра очень полезна для формирования связей потому что:

  • Ее участники, развлекаясь, больше узнают других и самих себя
  • Они учатся говорить и, таким образом, приобретают большую уверенность в себе
  • Они учатся задавать вопросы
  • Они получают возможность "сделать что-то", даже если они раньше этого не делали
  • Они лучше понимают важность подготовки
  • Они получают более ясное представление о том, что думает и чувствует "оппонент", когда сами играют его роль
  • Они получают опыт встречи и общения с незнакомыми людьми и "противником".

 

Вот несколько идей для проведения ролевой игры:

Представьте себя участником группы защитников интересов инвалидов, который занимается проблемой скошенных бордюров. Многие участники вашей группы (может, Вы сами) используют инвалидную коляску. Однажды Вы замечаете новый скошенный бордюр на одном из перекрестков. Вы подходите ближе и видите, что склон слишком крутой, а на уровне проезжей части яма. Да и вообще он не соответствует дорожным стандартам и оставляет желать лучшего. Человек в кепке дорожно-строительного начальника находится поблизости. Вы решаетесь подойти к нему и сказать, что этот пандус сделан плохо. Посмотрите, он скажет вам, что именно он, а не Вы специалист.

или:

Представьте, что Вы услышали о доступном жилье, которое построено в Линнфилде на Орлеанской площади. Вы немедленно подаете заявку. Потом вы месяц ждете ответа и, наконец, звоните сами. Убедитесь, что люди часто превращают простые проблемы в очень сложные.

Короче, процесс установления связей и доверия - процесс достаточно долгий. В этой главе мы обсудили все стадии этого процесса. Вам нужно следовать нашим рекомендациям, и тогда вы сформируете хорошую группу.

 

Советы и предостережения:

Начинайте с малого. Труднее всего начать

Работа комитетов подождет до конца первого года. Инвалидам не всегда нравится находиться в обществе других инвалидов. Хорошая работа в комитете зависит от лидеров, которые не появляются сразу.

Кто-то может иногда вести себя не так, как полагается. Бойтесь людей, которые говорят, говорят и говорят. Не забудьте установить свои правила, которые все будут знать и будут согласны им следовать. Чье-то поведение может серьезно отвлечь вас от работы.

Человек, который является инициатором или пишет заявку на грант, часто берет на себя обязанность лидера или координатора. Иногда это срабатывает, иногда нет. В последнем случае нужно вернуться назад и выбрать новых.

Будьте готовы к атакам на лидеров. Присмотритесь к сильным и слабым сторонам ваших лидеров и предложите им конструктивную критику. Будьте готовы к лидерам, которые будут брать все на себя. Перед тем, как устраивать выборы, проверьте кандидатов. Вот реальный пример:

На одном из последних собраний одна довольно энергичная дама говорила со знанием дела о правах инвалидов. Потом она долго говорила о том, какие организационные меры необходимо предпринять, о компьютерной рассылке, о телефонных списках, об избрании руководителей. Все были потрясены ее идеями и ее энтузиазмом, и поэтому терпеливо слушали ее. Она сказала, что сама будет все набирать и отправлять. На следующей неделе ей прислали протокол собрания. В результате - ничего, она не сделала абсолютно ничего. Она больше не пришла ни на одно собрание, не вернула списки и даже протокол. Если ее идея воплотилась в жизнь, она бы действительно внесла большой вклад. Но ее бездействие нанесло группе урон. Если бы выборы состоялись на том, первом, собрании, ее наверняка бы выбрали лидером. Но настоящие лидеры обязаны подтверждать стремление к общим целям своими действиями.

Всегда переводите дух и посмотрите на то, что уже сделано. Планируйте обзор своей деятельности каждые полгода. Убеждайтесь, что деятельность группы соответствует интересам ее членов.

Члены группы могут интересоваться различными направлениями деятельности. Но лучше концентрироваться на чем-то одном. Не нужно одновременно заниматься увеличением членства, фандрайзингом и текущей работой. Поставьте задачу и работайте над ней полгода, потом добавляйте другие.

Помощь себе и защита своих интересов - разные вещи. Убедитесь, что ядро вашей группы - это настоящие защитники своих интересов, ориентированные на деятельность.

Не позволяйте людям быть пассивными. Убедитесь, что вы действуете в их интересах

Возможно, что вы слишком доверяете человеку, который не справляется с полученными заданиями. Ролевая игра и обмен помогут вам разобраться.

Побуждая людей делиться, уважайте их право на личную жизнь. Добиться доверия - процесс долгий, поэтому люди не могут сразу открыться друг другу.

Назначьте одного человека ведущим ролевой игры, другого - ведущего "обмена". На следующем собрании назначьте других. Это хороший способ проверить их лидерские качества.

 

Готовность к организации

Многие люди, инвалиды и не инвалиды, часто не знают, как отстаивать свои права. Они не думают: "Это мое право. Я могу решать." У них нет стойкого чувства собственной силы, потому что они редко испытывают ее в жизни. Основная причина этого в том, что этих людей приучили к тому, чтобы они скрывали свою злость вместо того, чтобы выразить ее. В таком случае злость становится деструктивной, а не конструктивной силой. К сожалению, злость для многих людей - это эмоция, которую они боятся и стараются избегать. Хотя каждый человек время от времени испытывает злость по отношению к кому-то или чему-то, злится из-за ложных представлений по поводу инвалидов, из-за нарушений прав человека, из-за бессмысленности происходящего, из-за того, что люди, которые компетентны принимать решения, принимают плохие решения.

Вместо того чтобы загонять злость внутрь, человек может решиться на действия, стать настойчивым и обрести власть над своей жизнью. Злость может быть использована в конструктивных целях и привести к значительным изменениям. Если применять свою злость при решении проблем, вы постепенно можете развить в себе ощущение власти.

Первый шаг на пути к тому, чтобы стать настойчивым - это понять свои собственные потребности. Защитники своих интересов знают свои потребности лучше, чем кто-либо, но для того, чтобы ясно определить их, требуется некоторое время и усилия. Один из способов определить свои потребности и желания - ответы на некоторые основные вопросы, например:

  • Вы выбрали бы жить в одиночестве или в компании?
  • Вы предпочли бы потратить деньги на то, чтобы пригласить друга пообедать или купить себе какое-нибудь новое оборудование?
  • Вы предпочли бы получать пособие или работать за минимальную зарплату?

Знание того, что вы можете сами выбрать решение, это ключевой фактор. Когда вы определитесь в том, что вы хотите, вы можете начинать действовать, отстаивать свои права. Люди, которые не защищают свои права - пассивные. Есть другие, агрессивные люди, которые получают то, что они хотят за счет других. Наша задача - оставаться настойчивыми, активными, но не агрессивными. Ролевая игра, которая обсуждалась в первой главе, хороший способ поработать над этим и выработать некоторые навыки уверенного поведения.

Возможно, Ваша группа захочет посвятить целую встречу обсуждению уверенного поведения и развитию этих навыков. Если защитники своих прав начинают развивать уверенность в себе, общество будет прислушиваться к ним и уважать их за то, что они делают.

Действия могут быть предприняты кем-то одним, или человек может обсудить с другими свои потребности и выяснить, не чувствуют ли они, что и они нуждаются в том же. Например, инвалид долгое время не удовлетворен тем, что не может самостоятельно делать покупки. Он или она в одиночку не сможет убедить владельца магазина сделать его доступным. Однако если поделиться своими заботами с другими членами группы, они могут сказать, что тоже хотели бы видеть этот магазин доступным. Тогда забота превращается в общую заботу и может быть принята как задача, которую нужно сообща решить.

 

Выбор задачи

Первая глава была посвящена, в основном, динамике создания группы по отстаиванию своих прав. В этой главе рассматриваются также сами принципы защиты своих прав и интересов. Организация - это процесс постепенной совместной работы над проблемой. Инвалиды имеют собственные причины для того, чтобы организоваться. Одна из этих причин заключается в том, что общество стойко уверено в том, что инвалидность - это плохо. Вторая причина - сам факт инвалидности часто препятствует получению новых навыков и организованности. Третья причина - личные проблемы часто кажутся невыполнимыми. Транспорт, как правило, недоступный, получение доступного жилья довольно трудно, найти работу практически невозможно. Однако даже самую сложную проблему можно разбить на части, с которыми возможно справиться. Вот несколько способов того, как выбрать подходящую задачу:

  • От проблемы к вопросу
  • Проблема, которая может быть решена при совместной работе называется вопросом, или задачей. Люди хотят заниматься решением этих вопросов, потому что:
  • Им небезразлично
  • Вопрос можно решить
  • Вопрос насущный
  • Вопрос можно решить в период от трех до шести месяцев
  • Вопрос простой, специфический
  • Он вовлекает в работу большинство членов группы, привлекает новых членов и внимание к группе, усиливает ее.

Хорошая задача привлекает множество людей. То, что Джек не может зайти в мэрию в инвалидной коляске, - его личная проблема. Но то, что Джек и другие не могут зайти в мэрию, когда там решается вопрос о стоянках для инвалидов - хороший повод для того, чтобы поставить этот вопрос на повестку дня.

Хорошая задача должна быть насущной. То, что архитекторы должны больше обращать внимание на доступность, общеизвестно. Но доступ в мэрию, когда там решается важный для инвалидов вопрос - это насущная задача. Здесь есть непосредственная цель, которую можно достичь в обозримом будущем.

Хорошая задача всегда дает желающим возможность поработать. То, что Тому нужен адвокат для совета, проблема Тома, который идет к адвокату. Но то, что Том и некоторые другие члены группы - глухие, нуждаются в переводчике и вправе претендовать на назначенного и оплачиваемого судом переводчика во время слушания дела - задача, решением которой занимаются несколько человек. Несколько человек распределяют между собой работу: кто-то "сидит на телефоне", другой пишет письма, третий изучает литературу, опрашивает других или даже появляется от имени всех на ток-шоу. Хорошая задача сплачивает множество людей для совместной работы.

Опыт показывает, что для многих групп основной потребностью является транспорт. Это очень сложная проблема. Одна группа разбила ее на несколько небольших частей - вполне разрешимых вопросов. Они придумали несколько способов, как сделать транспорт более доступным для инвалидов:

  • Сделать подъемники на общественных автобусах;
  • Создать специализированную транспортную службу;
  • Устройство большего числа парковок для инвалидов;
  • Введение льготных талонов на такси;
  • Введение идентификационных карточек для водителей-инвалидов, позволяющих им парковаться в специальных местах.

Затем группа сопоставила свои задачи с критериями, которые мы рассмотрели выше. Сначала люди говорили о своих потребностях и делились информацией. Большинство членов группы имело собственные машины, а, поскольку город был небольшим, общественный транспорт там не работал в выходные дни или по вечерам. Голосование показало, что большинство волнует проблема специальных парковок для инвалидов.

После изучения возможных решений, группа согласилась, что эта задача вполне подходит для работы. Она имела решение - городской совет должен был принять специальное постановление, - которое могло быть достигнуто в течение трех-шести месяцев. Эту задачу можно легко было объяснить другим и легко разбить на отдельные задания.

 

Приоритеты

Вполне возможно, что группа определяет для себя более одной задачи. В таком случае нужно определить приоритеты. Определение приоритетов - это процесс принятия решения по поводу того, какую задачу предстоит решить в первую очередь. Если группа только что образовалась, вам нужно выбрать задачу, которую легче решить, или ту, которая позволит участникам быстро почувствовать свою энергию и власть. И тогда, с энтузиазмом от одержанной победы, группа может двигаться дальше к другой, более сложной задаче.

Когда вы определяете приоритеты, вы можете столкнуться с тем, что сразу две задачи покажутся вам равнозначными. Группа разделится: одна половина захочет заниматься одним, а другая - другим вопросом. Но все же лучше, если вы вместе будете работать над чем-то одним. Пусть одна половина группы помогает другой: исследует, собирает информацию, проводит опросы. Затем, когда этот вопрос решен, вся группа переключается на другой.

Лучше всего, чтобы весь процесс был отражен в плане действий. Этот план показывает каждый этап, у него есть даты, сроки выполнения какого-то определенного задания, ответственный за него.

 

План действий

Вопрос: определить задачу для решения

Задания Срок Ответственный
1. Собрание для определения задачи 15-23 марта Члены и лидеры группы, координатор
2. Изучение поставленных задач 1-9 апреля Координатор
3. Собрание группы с целью представить результаты изучения поставленных задач и получения обратной связи 15 апреля Вся группа
4. Формирование комитета 15-23 апреля Координатор
5. Изучение возможных задач и способов решения, разработка стратегии 26-27 апреля - двухдневный семинар Координатор
6. Собрание комитета, обмен результатами семинара, выбор стратегии и определение насущной задачи 30 апреля Координатор, члены комитета
7. Собрание группы, на котором комитет представляет задачи и возможные стратегии 5 мая Комитет
8. Голосование по выбору стратегии 5 мая Члены группы

Стратегия и тактика

Стратегия - это общий план работы группы. Тактика - более мелкие кусочки стратегии или отдельные действия, совокупность которых приводит к общему результату. Никто по- настоящему не знает и не может предсказать результатов стратегии. Но для каждого следующего шага нужна определенная подготовка. Иногда, когда группа затрудняется определить, что нужно предпринимать дальше, полезно сделать небольшой шаг и посмотреть на реакцию остальных. Эта реакция может подсказать, что нужно сделать дальше.

Например, получение поддержки влиятельных людей - часть стратегии в решении транспортного вопроса. Для этого члены группы в течение двух недель встречались с директорами агентств, чиновниками, священниками, кандидатами в депутаты. Два священника согласились с необходимостью решить этот вопрос и обещали оказать группе свою поддержку.

Помните: стратегия - это общий план действий. Тактика - это действия, которые способствуют тому, чтобы этот план работал. Следующая схема покажет вам несколько идей по поводу стратегии и тактики, а также поможет объяснить, как соотносятся эти два понятия:

Стратегия Тактика
Исследования, работа дома
Получение поддержки от организаций,
клубов, центров, предпринимателей
Получение поддержки общественности
Получение поддержки местных властей
Получение поддержки центральных властей
Получение поддержки зарубежной общественности
Собрания
Письма
Петиции
Заявления
Визиты в государственные учреждения
Визиты в другие учреждения
Телефонные звонки
Пикетирование
Демонстрации
Фотографии

Хорошая стратегия имеет множество элементов, среди которых переговоры, сюрпризы и компромиссы.

Переговоры. Это встреча с оппонентом, в ходе которой вам нужно прийти к соглашению. Переговоры основаны на взаимном уважении. Каждая сторона имеет свою позицию и определенную власть.

Компромисс - это искусство давать и брать. К сожалению, многие считают компромисс поражением, но на самом деле, - это борьба за наиболее приемлемое решение. Сила группы состоит в том, чтобы иметь возможность сказать: "Пока мы не можем получить всего, что мы хотим, мы можем обойтись без некоторых других вещей."

Сюрприз. Застать людей врасплох или сделать какое-то неожиданное действие - это одна из наиболее старых и эффективных стратегий. Работа депутата городского совета - представлять всех людей из своего округа, однако, для него будет сюрпризом шоу у него кабинете, которое устроят инвалиды, пришедшие поинтересоваться, почему до сих пор нет ответа на их письмо.

Как и план действий, приведенная ниже схема поможет вам лучше разобраться в отдельных шагах, составляющих стратегию.

Схема стратегии

Цели и задачи Организация Союзники Кого "атаковать"? Тактика
Достижимы ли они?
Важны ли они?
Понятны ли они?
Дают ли они людям ощущение власти?
Будет ли это способствовать сплочению организации, появлению лидеров, новых членов, повышению репутации?
Есть ли у нас средства (время, деньги, люди, навыки), чтобы провести эту кампанию?
Чья это проблема?
Почему это проблема?
Могут ли люди, которых затрагивает эта проблема, объединиться?
Не разделит ли это людей?
В чьей власти решить эту проблему?
К кому нужно обратиться в первую очередь?
Есть ли у нас союзники, которые могут оказать дополнительное давление?
Что мы знаем о том, что хочет человек, которого мы собираемся "атаковать"?
Что может иллюстрировать нашу власть?
Что заставит его реагировать?
Что должно побудить нас к дальнейшим действиям?
Что позволит нам задействовать всех членов?

Тактика и принцип эскалации

Тактика - это инструменты, которые помогают одержать победу. Некоторые из них вполне безопасны, некоторые не вполне, некоторые рискованные. Написать кому-то письмо безопаснее, чем встретиться лицом к лицу с противником. Эскалация - это процесс, который позволяет группе выиграть, начиная с безопасной тактики и используя все более рискованную с каждым новым шагом. Помните: тактика сильно зависит от желаемого результата.

Начиная с безопасной тактики, и решительно двигаясь по линии увеличения риска, возможно построить наиболее всеобъемлющую, эффективную стратегию, которая позволит вам получить реальную власть, и достигнуть желаемых результатов. Но если вы сразу же начнете прибегать к решительным действиям, вы не оставите себе возможности для того, чтобы двигаться вверх. Неопытный защитник собственных интересов может подумать, что пикет - это наилучшая тактика для начала. Однако, если ваш пикет провалится, захочет ли группа предпринимать дальнейшие шаги? Если позднее группа обратится к более безопасной тактике, то, чего вы добились пикетом, во многом будет утрачено.

Хорошо продуманная стратегия с использованием принципа эскалации способствует сплочению группы. Это не только не дает тактике стать чрезмерно рискованной, но способствует тому, чтобы члены группы чувствовали вполне обоснованную злость, когда их требования не удовлетворяются. Группа создает иллюзию или даже реальную угрозу, что ее усилия будут продолжаться новыми и большими силами до тех пор, пока все требования не будут выполнены.

Исследования

Почти всегда стратегия начинается с поиска. Поиск обоснованных ответов - это процесс, который задействует таланты и ресурсы всех членов группы. Это не является сложным. Но защитник собственных интересов, который хочет быть подготовленным перед встречей с оппонентом, должен потратить время и усилия на то, чтобы спокойно воспринимать факты.

Тщательно спланируйте свои вопросы. Существует небольшая разница между приведенными ниже вопросами:

  • Есть ли в нашем городе инвалиды, которые испытывают потребность в специализированном транспорте?
  • Сколько инвалидов в нашем городе испытывают потребность в специализированном транспорте?
  • Кто именно в нашем городе испытывает потребность в специализированном транспорте?

Первый вопрос сформулирован очень обобщенно. На него можно ответить только положительно или отрицательно. Второй вопрос сформулирован лучше, но ответ на него никак не соотносится с тем, какие люди и с какой формой инвалидности имеются в виду. Ответ на третий вопрос включает в себя ответы на первый и на второй вопросы и идет дальше. "Кто?" - это вопрос организаторов. Он предполагает, что ответ будет содержать имена, адреса, телефоны и реальные потребности людей с разными формами инвалидности. Естественно, на первый вопрос ответить легче всего, а полностью ответить на третий вопрос не всегда возможно. Защитник общественных интересов знает, какие ответы он хочет получить и формулирует вопросы в уме. Вот пример хорошей подготовленности:

Прежде чем выйти из микроавтобуса, Арт взял свой ноутбук и спросил себя, есть ли у него все необходимое. Он снова пробежался по всем вопросам, которые задавал себе в пятницу. Снова он отметил для себя вопросы, связанные с организацией парковок для инвалидов: 1) Мэр Грин - член совета по транспорту. Какой департамент городской власти отвечает за информацию о транспорте и кто именно возглавляет (имя и должность)? 2) Как мэр приходит к своему мнению и позиции относительно потребностей в специальном транспорте в городе? 3) Сколько средств город вложил в транспорт в этом и в прошлом году? Сколько будет вкладывать в следующем? 4) Кто в Городском совете поддерживает эту идею? Кто против и почему?

В здании Мэрии Арт находит канцелярию мэра на пятом этаже и обращается к секретарю: "Мне нужна информация о специализированном транспорте. Я знаю, что мэр Грин входит в транспортное правление. У кого я могу получить более подробную информацию?" "Вам нужно поговорить с мистером Коллинзом, - отвечает секретарь. - Сейчас он разговаривает по телефону, но если вы можете подождать минутку, я спрошу, может ли он помочь вам." Секретарь был очень вежлив и действительно помог. Когда мистер Коллинз зашел в приемную, он пожал Арту руку и пригласил его в свой офис. Арт последовал за Коллинзом в своей коляске. "Что я могу сделать для вас?" - спросил Коллинз, отодвигая в сторону две чашки кофе, чтобы Арт смог положить на край стола свою папку. Арт ответил: "Я провожу небольшое исследования для группы защитников своих интересов, которая сильно заинтересована в том, чтобы транспортный совет удовлетворил потребность людей в специализированном транспорте. Я хотел бы узнать точку зрения города." Мистер Коллинз улыбнулся. Он сказал: "Я думаю, что город одобрит эту идею. Я слышал только благоприятные отзывы. Но мы должны лучше исследовать эту проблему. Мы не совсем уверены в том, что в нашем городе достаточно инвалидов, чтобы стоило вводить специализированный транспорт". Арт мгновение переварил услышанное и спросил: "А каким образом мэр придет к решению?" "Это достаточно сложный процесс, - объяснял Коллинз. - Сначала я буду изучать этот вопрос, а потом сделаю специальный доклад для Городского совета. Совет это обсудит. Вполне вероятно, что он поручит дальнейшее изучение транспортному комитету до того, как поставить вопрос на голосование. Когда Совет проголосует, он сформулирует официальную позицию города, которую мэр затем представит транспортному совету.

Хорошо продуманные вопросы, такие, как задавал Арт, приводят к нескольким основным фактам. Никто, конечно, не собирает в голове все вопросы, даже касательно какой-то одной узкой темы. Так какие же факты наиболее важные? Факт, который оппонент понимает, оценивает и считает наиболее важным. Или тот факт, который шокирует оппонента, факты, которые обычные люди могут оценить как положительные. Даже упрямые чиновники начинают прислушиваться, когда им предъявляют простые факты, основанные на здравом смысле. Вот примеры хороших вопросов:

  • Какой департамент должен заниматься этой неразберихой?
  • Кто отвечает за это?
  • Как зовут и каковы должности этих чиновников?
  • Дайте, пожалуйста, их телефоны и адреса.
  • Кто их начальники?
  • Какой совет (правление) курирует этот отдел?
  • Кто члены этого совета?
  • Какие связи имеют члены этого совета?
  • Существует ли официальная позиция по этому вопросу?
  • Каковы последние данные бюджета?
  • Откуда поступают средства? Из федерального или городского источника?
  • Можно ли получить финансирование от частных лиц?

Если ответ отрицательный

Это может означать конец затее, но не обязательно. Будьте настойчивы. Например: вы знаете, где есть интересующая вас информация, но не имеете к ней доступа. Это часто случается тогда, когда группа действует не в интересах какого-нибудь агентства. Тогда группа запугивает сотрудников, и они отказываются предоставлять информацию, которая затем будет использована против них. Защитник собственных интересов имеет в своем распоряжении множество подходов, из которых он может выбирать. Можно убедить сотрудника предоставить информацию кому-либо, кто не внушает угрозы, например, секретарю или студенту или "мирному" члену группы. Второй способ - просто потребовать информацию и не уходить до тех пор, пока вы не получите ее. Это обычно срабатывает в случае с общественными учреждениями, деятельность которой по определению не может быть секретной.

Сейчас существует масса способов получения информации. Вы можете обратиться в библиотеку, в мэрию, в государственные информационные агентства, в колледж или университет. Если информация в принципе доступна, ее можно получить не только в каком-то одном месте. Иногда у вас есть информация, но вы не совсем компетентны. В этом случае вам должны помочь консультанты, которые переведут сложный текст на понятный простому человеку язык. Обычно таких экспертов можно найти в университете или колледже. В этой связи вам пригодится старый список навыков и ресурсов, которыми обладают члены группы. Возможно, у кого-нибудь есть друг или родственник, который бесплатно поможет вам перевести нужную вам информацию.

В других случаях вы можете увидеть, что определенная информация доступна только для профессионалов: юристов, врачей или инженеров. Часто эти люди имеют доступ в "закрытые" библиотеки или частные собрания. Найдите сочувствующего профессионала, который поможет группе получить нужную информацию.

 

Факт или мнение

Защитники своих интересов должны знать разницу между фактами и мнениями. Факты - это информация, которая подтверждается документами. Мнение - это то, что не подтверждается глубокими знаниями и доказательствами. Иногда, когда факт заменяется мнением, это может разрушить всю аргументацию. Сказать "Мистер Смит сказал что-то вроде:"- будет неубедительно, но если вы будете держать перед собой письмо и скажете: "В своем письме от 5 января мистер Смит:", никаких дальнейших доказательств не понадобится.

Факт Мнение
Дата
Бюджет, цифры
Цитаты, опубликованные, напечатанные, записанные слова
Законы, права
Результаты исследований
Письма
Предположения, убеждения
То, что думает эксперт
Предположения
Ожидания
То, что вы думаете

В деле защиты собственных интересов есть место и для фактов, и для мнений. Факты очень ценные, когда вы рассказываете историю. Факты могут приводиться в логическом порядке, который приводит в ясному заключению. Один из способов эффективно использовать факты - подготовить "список фактов", в котором факты сгруппированы по датам, что позволяет представить полную историю проблемы. Таким образом, вы можете проследить и усилия вашей группы, и то, как вы накапливаете свой опыт, и то, как вы завоевываете свою репутацию. Все это очень убедительно.

Как только группа сформирует свое мнение на основе фактов, список фактов вы можете использовать его в качестве аргументации для своих документов и концепций. В этих документах вы приводите список фактов и дополняете его мнением группы. Его должны просмотреть и знать все члены группы для того, чтобы затем правильно и аргументировано отстаивать свою позицию. Этот документ также хорош для того, чтобы показывать его общественности, прессе или чиновникам. С его помощью можно быть уверенным, что на собраниях или при конфронтации, группа будет придерживаться одной линии.

Мнения важны, и поскольку все в группе будут иметь свое мнение, с этим придется считаться. Люди будут чувствовать себя частью группы только в том случае, когда с их мнением будут считаться. Также обратите внимание на мнения чиновников, официальных представителей властей. Если вы будете знать официальное мнение властей, вам будет легче разработать свою стратегию.

Очень часто информация может восприниматься как факт, тогда как на самом деле она всего лишь мнение или часть истины. Камеры, магнитофоны и даже статистика очень часто говорят только часть правды или записывают только то, что кто-то хочет записать. Часто этот записанный материал купируется, и публика видит лишь то, что захотел оставить редактор или монтажер. Купюры обычно выбрасываются.

Исследование привлечет много ваших сотрудников. Вам хорошо бы составить рабочий план, где будет отражено, как выполняются задания, на чем нужно сделать акцент, кто будет выполнять их и к какому сроку. Рабочий план помогает оценивать ход процесса, поскольку вы в любой момент можете заметить замедление или чрезмерное усердие.

Подводя итог, можно сказать, что определение хорошей задачи и разработка стратегии - очень важные моменты, потому что для группы очень важная первая легко одержанная победа. Победы сплачивают группу, придают ей сил, вдохновляют на дальнейшую, более трудную деятельность. Обратите внимание:

  • 1. Организационный процесс не должен затягиваться, чтобы участники не потеряли интерес. Хороший вопрос должен решаться в течение трех-шести месяцев.
  • 2. Эта глава расписывает действия по шагам. Многие из них вы можете пропустить, на самом деле их последовательность тоже может быть иной.
  • 3. Для стратегии организации нет ничего хуже, чем громко, ярко начать и закончить хныканьем. Начинайте с малого.

Некоторые проблемы можно разбить на части. Общее позитивное чувство по поводу вопроса необходимо для того, чтобы люди могли совместно работать. Например, вопрос "как создать доступный общественный транспорт" может быть разбит, для того, чтобы его решением занималось несколько групп. Некоторым членам может понадобиться специальное обслуживание, а другие захотят доступа к существующим услугам.

Многие вопросы появляются в ходе работы и дают возможности для дальнейшей работы. Этими вопросами надо усердно заниматься.

Побуждайте сотрудников к работе, которая будет выгодна другим, например, людям с другой формой инвалидности.

Не давайте пессимистам испортить вам настроение. Инвалиды могут чувствовать себя бессильными. Настаивайте на позитивном. Читайте и узнавайте об успехах других групп и обществ.

Оценивайте свою цель, поставленную задачу и рабочий график по мере появления проблем. Соберите группы для разговора о препятствиях и "больных местах".

 

Контроль за выполнением плана эффективной защиты прав и интересов инвалидов

  • определить проблему
  • провести исследования проблемы
  • определить свою позицию по отношению к проблеме
  • разработать план
  • сформулировать цели и задачи
  • сотрудничать
  • собрать информацию
  • встретиться с влиятельными людьми
  • провести встречи с общественностью
  • написать письма поддержки
  • использовать сеть контактов
  • постоянно оценивать выполнение плана
  • работать со средствами массовой информации
  • развивать взаимоотношения с правительством

 

Некоторые полезные документы

Стандартные Правила Обеспечения Равных Возможностей для Инвалидов (Стандартные Правила), принятые ООН

Результатом проведения Международного Года Инвалидов (1981) и Десятилетия Инвалидов Организации Объединенных Наций (1983-1992) стало принятие нового международного документа (1993) - Стандартных Правил Обеспечения Равных Возможностей для Инвалидов. Цель Стандартных Правил - привлечь внимание всего мира к проблеме обеспечения инвалидов равными правами и возможностями.

Правила предназначены для выработки политики и обеспечения деятельности людей, имеющих инвалидность, и их организаций. Цель Правил -создать такое положение, при котором инвалиды - девочки и мальчики, женщины и мужчины - имели такие же права и возможности, как и другие члены общества. Организации инвалидов должны использовать этот важный документ, чтобы содействовать изменению политики по отношению к инвалидам на федеральном и местном уровне в целях улучшения качества жизни всех инвалидов.

 

Закон о Социальной защите инвалидов в Российской Федерации

Принятый в 1995 году, Закон о Социальной Защите Инвалидов в Российской Федерации в вводной части определяет цель государственной политики, которая заключается в признании инвалидов равноправными гражданами, и обеспечении их равными возможностями в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Однако на сегодняшний день 80% гарантий, предусмотренных Законом, не проводится в жизнь. Не забывайте задавать вопросы представителям местных и центральных органов власти о том, что они делают, чтобы обеспечить реализацию всех статей закона.

Настоящий Закон:

  • гарантирует право инвалидов на создание общественных организаций инвалидов: право создавать общественные объединения, движения и фонды в целях представительства и защиты своих прав и законных интересов;
  • раскрывает понятие "инвалидность";
  • закладывает основу для создания совершенно новой системы реабилитации инвалидов;
  • обязывает улучшить доступ к общественным и частным зданиям и обеспечить бесплатный проезд на общественном транспорте, доступ к коммуникациям и информации (т.е. дополнительным средствам информации и т.д.);
  • гарантирует право детей-инвалидов на обучение в общеобразовательных учреждениях;

Некоторые важные положения Закона непосредственно касаются преград, с которыми сталкиваются инвалиды на рынке труда. Эти положения следующие:

Введение квоты для приема на работу инвалидов. На предприятии, численность работников, в котором составляет более 30 человек, инвалиды должны составлять не менее 3% от численности работников предприятия. В случае невыполнения квоты, могут быть наложены штрафы;

Введение государственной политики, поддерживающей инициативы государственных предприятий и частных предпринимателей по трудоустройству инвалидов, включая налоговые стимулы и предоставление кредитов;

Гарантия "приспособления", адаптации рабочего места с учетом конкретных потребностей инвалида;

Поддержка предприятий, которыми руководят инвалиды;

Гарантия доступности профессиональной реабилитации.

Источник: https://aupam.ru/pages/biblioteka/posobie_po_nezavisimomu_obrazu_zhizni_dlya_invalidov/page_13.htm

Похожие статьи:

НовостиПрокуратура защитила права инвалидов

НовостиОмбудсмен По Правам Инвалидов Может Появиться В Регионе

Новые статьиЛьготы инвалидам 3 группы в 2015 году

НовостиАптеки могут не соблюдать права инвалидов

Новые статьиМеждународный день борьбы за права инвалидов

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!