«В некотором царстве, в некотором государстве...» — помните, как в детстве, по вечерам, с этих слов начиналось наше путешествие в сказочный мир. И мы, забравшись с ногами на диван, прильнув к маме или бабушке, почти не дыша, чтобы ничего не пропустить, слушали... И вместе с Гердой пытались растопить ледяное сердце Кая; вместе с Золушкой мечтали поехать на бал и с нетерпением ждали появления Крестной; вместе с героиней сказки «Аленький цветочек» старались полюбить чудище косматое и страшное. А понравившуюся сказку просили рассказать еще и еще раз.
Сегодня многие родители не читают своим детям сказок — и времени не хватает, и жизнь сейчас такая, что не до волшебства, научить бы ребенка выживать в этом сложном мире. И если спросить современных детей, какая у них любимая сказка, большинство промолчат, а вместо имени любимого сказочного героя назовут персонажа компьютерной игры...
А между тем, родившись в незапамятные времена, раньше многих других жанров устной и письменной литературы, вобрав в себя всю народную мудрость и мечту о гармоничной, созидательной жизни, сказка дает ребенку больше ценного опыта, чем обычный разговор или наставление взрослого. Благодаря ей ребенок узнает, что жизнь подобна путешествию, полному неожиданных открытий и приключений; что в любой миг мир может заговорить, потому что он — живой, и поэтому важно бережно и чутко относиться ко всему вокруг. Благодаря сказке ребенок понимает, что жизненный путь труден, что он не простой и гладкий; что каждое испытание помогает стать сильнее; что самое ценное зарабатывается трудом, а доставшееся легко и даром, может так же быстро исчезнуть. Сказка намекает, что сделать правильный выбор помогает любящее сердце, а не расчетливый ум. И подсказывает, что добро всегда побеждает, а справедливость действенней грубой силы. Сказка учит ребенка учиться, познавать себя самого и мир вокруг.
Поэтому дети иногда несколько недель подряд слушают одну и ту же сказку, не разрешая изменить в ней или пропустить хотя бы слово. (Жаль, что взрослые, уставая повторять, отмахиваются от таких просьб.) Значит, именно эта сказка и именно сейчас помогает ребенку понять что-то для него важное, усвоить необходимые модели поведения, решить очередную жизненную задачу. Потом он оставляет эту сказку, как ступеньку, и идет дальше.
Встреча со сказкой для детей величайшая необходимость и источник радости. Неслучайно, наверное, несколько лет назад возродился самый древний в человеческой истории метод практической психологии и один из самых молодых методов в современной научной практике — сказкотерапия. Это слово у одних вызывает улыбку, у других удивление. Одни считают ее вспомогательным средством в работе психологов, другие воспринимают как наивную систему и только, но, узнав поближе, открывают для себя безграничные возможности сказкотерапии, лечения души сказками.
Дело в том, что яркие образы сказочных историй наполняют бессознательное человека, становясь своеобразным хранилищем всевозможных жизненных ситуаций, способов общения с другими людьми, решения жизненных задач и осуществления планов.
Но ребенок не сможет воспользоваться этими сокровищами, если никто не обсуждал с ним сказок, а только читал или рассказывал. (Но даже и простое слушание хорошо — оно дает хоть какую-то защиту и опору в жизни.) Чтобы знания о мире, которые дает сказка, ожили, взрослый должен найти возможность обсудить с ребенком прочитанное, сравнить сказочные сюжеты с историями из жизни. Так малыш учится действовать осознанно, видеть причинно-следственные связи между событиями, размышлять о своем предназначении, открывать свои способности и таланты. «Важно ли это для ребенка? Не рано ли ему задумываться о таких „серьезных" вещах? — размышляет один из авторов метода. — Важно и не рано. Более того, позже может быть уже поздно. Если мы оглянемся вокруг, то увидим, к чему привели разрушительные действия взрослого человека, одержимого иллюзией собственной безнаказанности, отрицающего „сказочные" законы взаимодействия с Миром. Может быть, сказки — это и „пустяки" и „несерьезность", однако они не разрушают окружающий мир, а взывают к светлым созидательным сторонам души человека. Поэтому сказкотерапия с детьми, подростками и взрослыми сегодня особенно актуальна. Хотя бы потому, что необходимо остановить лавину разрушений, производимых человеком. А сделать это возможно, только когда человек возвращается к своему изначальному, „сказочному" восприятию мира».
До XVII-XVIII веков волшебные сказки и истории рассказывали не только детям, но и взрослым — зимой это было едва ли не основное развлечение для жителей деревень. Тогда к сказкам относились серьезно и трепетно. Слушание сказок было духовной потребностью.
Мудрость, родившаяся в далекие-далекие времена, не потеряла актуальности и по сей день. Современные взрослые, обремененные условностями, стереотипами логического мышления и «разумного» стиля жизни, не меньше, чем дети, нуждаются в сказках. Сказка снимает весь этот налет, и оказывается, что в душе взрослого человека тоже живет ребенок — открытый, искренний, удивляющийся.Только спрятался он за высокие горы, за далекие моря, укрылся за семью дверями,за семью замками.
Может быть, пришла пора дать ему проявиться? Освободить творческое начало и посмотреть на мир по-новому? Неважно, сколько нам лет, потому что мы, как дети, тоже ждем чуда. Мы верим, что кто-то мудрый подскажет, как научиться преодолевать трудности и разрешать конфликты; как стать счастливым, нужным, найти верных друзей и помощников. А ответ, как и тысячу лет назад, может дать сказка.
учится действовать осознанно, видеть причинно-следственные связи между событиями, размышлять о своем предназначении, открывать свои способности и таланты.
такие важные и жизненные задачи решает сказка! только закладывается ещё на неиспорченное жизнью бессознательное малыша...потом поздно
Мудрый народ не напрасно придумывал сказки, дети любят их слушать и читать, они всему верят, всему рады.Конечно в душе каждого живет ребенок, мы любим вспоминать детство с благоговением в сердце и со слезами счастья на глазах, но детство проходит и жизнь диктует свои условия жизни , где нет места сказкам и только суровая действительность.
Сейчас вспоминаю некоторые сказки и уже по взрослому встают вопросы " Почему Красную шапочку в лес мать одну отпустила", " Почему злая мачеха издевалась на ребенком, а куда же папуля смотрел а то вообще в лес на мороз отвозил?, Почему Емеля лежал на печи и ждал когда Халява к нему прибудет? и т. д.
конечно не напрасно...там заложены духовные законы ЖИЗНИ... без этих законов ЖИЗНЬ нежизнеспособна)))ЛЮБОВЬ ,ДОБРОТА...миром двигает любовь,иначе уничтожается ВСЁ,рубим сук на котором сидим(((мы ещё живы,и дети наши будут жить...а наши пра...пра...что мы им оставим???
Сейчас вспоминаю некоторые сказки и уже по взрослому встают вопросы " Почему Красную шапочку в лес мать одну отпустила",
настоящий смысл сказки Красная шапочка...неожиданный смысл)))
Речь пойдет о сказке "Красная Шапочка". Авторами этого произведения называли и братьев Гримм, и Шарля Перо и кого угодно. На самом же деле, они все просто переписывали народный европейский фольклор, придавая ему более приемлимую форму и делая его доступным большинству.
Сюжет мы все знаем: девочка в красной шапочке по просьбе мамы пошла через лес к бабушке, чтобы отнести пирожок (в других вариантах-крынку с маслом, молоком, не столь важно), по дороге встречает волка, который обманывает героиню и отправляет её по длинной дороге, сам быстренько прибегает в пункт назначения, съедает бабушку, ждёт её внучку, её тоже съедает, приходят дровосеки, спасают девочку с бабушкой, распоров хищнику живот. Всем спасибо, все довольны.
А теперь о самом интересном. ЧТО же хотел сказать автор?
Начнем с возраста главной героини. Сколько ей лет? С какого возраста нормальная женщина отпустит ребёнка одного в столь опасный путь? Изначально говорилось, что Красной Шапочке должно было быть лет этак 13-16. Самый возраст невесты, по тем временам, конечно.
Далее. Красный цвет. Цвет страсти, цвет крови. Символизирует, по идее, вступление во взрослую жизнь-это означает и начавшуюся менструацию, и лишение невинности.
Продукты означают жертву, которую с языческих времён было принято приносить божествам.
Ну и Волк. Как писал сам Перро:
"Детишкам маленьким не без причин (А уж особенно девицам, красавицам и баловницам), В пути встречая всяческих мужчин, Нельзя речей коварных слушать, – Иначе волк их может скушать. Сказал я: волк! Волков не счесть, Но между ними есть иные Плуты, настолько продувные, Что, сладко источая лесть, Девичью охраняют честь, Сопутствуют до дома их прогулкам, Проводят их бай-бай по темным закоулкам… Но волк, увы, чем кажется скромней, Тем он всегда лукавей и страшней!".
Во многих сказках Волк представлен как мудрый и достаточно адекватный персонаж (разве что обмануть его может Лиса), такой уже опытный герой. Не следует забывать, что Волк-хищник. Да что там хищник, Волк-он. в первую очередь, мужчина.
Опять же красный цвет... Невзначай напоминаю... Обманывает Волк наивную, но уже вполне сформировавшуюся девушку, устраняет преграду в виде бабушки и ложится в кровать. Когда Шапочка приходит к "бабушке", та предлагает ей... Прилечь рядом. Ну места мало у старушки дома, что уж тут поделать. Это ладно ещё Красная Шапочка сразу перешла к вопросу: -А почему такие большие уши? А глаза? А зубы? КАК СЪЕСТЬ? Спросила бы: -Ой, а что это такое выпирает? -Это чтобы тебя... Ладно, детская сказка, всё-таки, теперь.
А вообще, в легендах описывается, что Волк (или, иногда, Медведь), "прилёг" с прототипом Шапочки аж в лесу. И родились у них герои-основатели государств.
Изначально Красная Шапочка описывалась как обряд инициации. Бабушка символизирует мир мёртвых, которых хоронили раньше в лесу, пища-это, как говорилось выше, подаяние. Красный цвет-символ наступления подходящего возраста, а Волк-преграда... А иногда и награда. В фильме, продюсером которого выступил ди Каприо, Леонардо наш, Волк вот был оборотнем и превращался в симпатичного мужчину.
kost9 Я так люблю сказки...пусть даже и не знаю скрытого смысла...а нужно?
любимая сказка поможет понять себя...так психологи поясняют)))у меня совпадение на 100 %,себя понять тоже много значит... есть и сказкотерапия...найти верное решение в жизненной ситуациии...ИНТЕРЕСНО!!!
давно уже)))смотрела передачу О РОЛИ СКАЗКИ...любимая сказка как лейтмотив на всю жизнь человека ЗОЛУШКА...кто верит в чудо и надеется на чудо (что - то так))) про сказку ЗОЛУШКА...МНОГО ИНТЕРЕСНОГО!!!из инета...
Спойлер
Думаю, вы согласитесь, Золушка и сегодня вне конкуренции! Трудно представить, что когда-то мы не знали о ней. Каждая женщина хоть раз в жизни сравнивала себя c этой героиней. Еще бы: ведь не только Золушка имеет право на счастье! Поздравляя друг друга с днем рождения, девушки часто прибавляют: “И желаю тебе найти своего принца!” Актрисы, начиная карьеру, стараются придумать себе историю замарашки, чтобы потом предстать во всем блеске славы. А какой престиж для уборщиц! Что ни говори, Золушка присутствует в нашей жизни больше, чем кажется.
Ни к одной другой сказке мира люди не обращались так часто! Одними иллюстрациями к ней можно без труда выложить современную Францию! “Золушка” вдохновляла композиторов и художников, певцов и танцоров, актеров и мультипликаторов! В списке ее завоеваний опера, балет, сотни спектаклей, шедевры кинематографа, мультфильмы и мюзиклы… Чего стоят одни имена увековечивших ее творцов: Сергей Прокофьев, Джоаккино Россини, Уолт Дисней, Евгений Шварц!
Не секрет, что и в американской культуре история бедной девушки, ставшей принцессой… или звездой (кому что нравится!) — один из самых любимых сюжетов. Озолотив не одно поколение голливудских продюсеров, версии “американской” Золушки исчисляются сотнями. Удивительно, но, несмотря на самые неожиданные трактовки, “Золушка” и сегодня по-прежнему остается собой! Наверное, еще до того, как ступить на страницы своей сказки, она выпила Эликсир бессмертия. Более трехсот лет ее счастливая судьба волнует людские сердца! Простота в этой сказке граничит с гениальностью. Ни одно из звеньев сюжетной цепи нельзя изъять или переставить. Но при этом сказочных “близнецов” “Золушки” находят по всему миру: от Индии до Египта, от Кореи до Чили! Есть вьетнамская сказка “Золотая туфелька”, в Германии похожая история написана братьями Гримм. Как объяснить все эти находки?
Оказывается, “Золушка” интернациональна на своей сути. Историки и этнографы смогли установить, что ее сюжет передавался из уст в уста еще в те дремучие века, когда границ между европейскими государствами не существовало и кочевые племена свободно перемещались по континенту. Вот и получилось, что люди слушали эту сказку во всех уголках света: Швеции и Финляндии, Венеции и Флоренции, Испании и Риме, Венгрии и Болгарии, Ирландии и Шотландии, Польше и Хорватии. Разумеется, каждый народ отражал в сказке свои приметы, но суть всегда оставалась неизменной.
Как нетрудно догадаться, народные сказители не ведали галантности двора. История бедной девушки, перепачканной в золе, была изначально гораздо грубее. Например, в одном из вариантов Мачеха отрубала Золушке ноги, чтобы та не убежала на бал, а в другом — вместо изящной туфельки девушка роняла отнюдь не с изящной ноги тяжелую калошу. Бал тоже появился не сразу. Кульминационным моментом было мероприятие куда более скромное, а Принц был просто “знатным человеком”.
Такова была предтеча “Золушки” — бродячая история, которая терпеливо ждала своего часа, чтобы наконец обрести завершенность. И вот в конце XVII века этот час пробил! Подобно волшебнику, парижский адвокат Шарль Перро впустил в один рукав причудливый грубый народный пересказ, а из другого выпустил легкую сверкающую сказку “Золушка”. Так, чудесно преобразившись, она наконец-то родилась для мира!
Надо отдать должное, “Золушку” нам оставил человек выдающийся. Пухлощекий, кареглазый Перро, носивший завитой парик и туфли с бантами, обладал живым умом, был отчаянным спорщиком и терпеть не мог скуку. На службе его всегда спасали чувство юмора и невероятное жизнелюбие. Ежедневно проводя томительные часы за изучением судебных бумаг, он восклицал: “Я бы охотно сжег все судебные дела! Нет ничего лучше, чем уменьшить количество судебных процессов! И какая дичайшая скука — таскаться в адвокатской мантии через весь Париж!”
Сказки он писал для своих детей, — их у Шарля было трое. К моменту выхода книги сказок Перро было 67 лет. Его огромная заслуга в том, что, собрав несколько народных сказок, слышанных им в детстве, он окончательно зафиксировал и утвердил их сюжет, придав им более изящный вид. В то же время он оставил сказке ее народную ясность, простоту и волшебство. Именно с Шарля Перро началась “детская литература” как таковая, а жанр “сказка” наконец-то был признан достойным литературы.
Сейчас трудно представить, но появление волшебных сказок Перро было смелым новаторством. Главным предметом восхищения во Франции в те годы были античные произведения. Все подражали им от мала до велика, что было, разумеется, невероятно скучно. Попирая их авторитет, Шарль Перро без обиняков заявил, что такое слепое подражание губит культуру. В знак протеста он опубликовал огромный том “Знаменитые люди Франции XVII столетия”, где собрал более сотни биографий выдающихся ученых, поэтов, историков, хирургов и художников своего времени.
“За что уважать древних — только за древность? — взволнованно говорил он.— Разве наши современники Корнель, Мольер, Сервантес — хуже Менандра и Сенеки? Зачем цитировать Аристотеля в каждом ученом сочинении, когда у нас уже есть Паскаль, Коперник и Галилей? Взгляды Аристотеля давно устарели! Он не знал о движении планет вокруг Солнца! Мы сами — древние, потому что в наше время мир стал старше!”
Неудивительно, что после засилья греческих трагедий, у которых было весьма мало общего с обыденной жизнью французов, тоненькая книжка сказок, полных волшебства и юмора, которую выпустил Перро, стала глотком свежего воздуха! Сказки были волшебные и реалистические одновременно. Перро рассказывал их так увлекательно и просто, что оторваться было невозможно. Люди расхватывали его книжку с прилавков, читали в салонах, передавали знакомым при дворе. Знатные дамы тут же бросились писать сказки, а окрыленный прибылью издатель Клод Барбен трижды повторил тираж: в его парижском магазине ежедневно продавалось до 50 экземпляров книги Перро! В 1697-м, накануне XVIII века, это событие было подобно культурному взрыву.
Книга Перро называлась “Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями”. В ней-то впервые и появилась на свет великая сказка “Золушка”, а кроме нее, такие жемчужины мировой литературы как, “Мальчик-с-пальчик”, “Спящая красавица”, “Кот в сапогах”, “Ослиная Шкура”, “Красная Шапочка”, “Волшебницы” и “Рике-Хохолок”. Сначала Франция, а затем и вся Европа влюбляется в волшебные истории. Сказки привлекают внимание переводчиков и расходятся по всему миру. Однако и тут не обошлось без чудесного вмешательства.
Хрустальной туфельки, которую считают чуть ли не ключевым образом сказки, в рукописи Шарля Перро нет! Посудите сами — экая дикость носить туфли из хрусталя, которые совсем не гнутся! Будь туфельки хрустальными — Золушка неминуемо разбила бы их, сбегая по ступеням дворца. Пришлось бы Принцу собирать осколки, а Золушке — прикрывать раны. А это, согласитесь, не так романтично… В рукописи Перро — туфелька меховая, поэтому Золушка сбегает по лестнице бесшумно. Хрустальный башмачок появился у нее в результате ошибки переводчика, который, соблюдая языковое единообразие, стал заменять устаревшие слова оригинала на современные. В большинстве случаев смысл не менялся, но с туфелькой беднягу ждал подвох. Заменив устаревшее vair — “мех” — на более современное verre, он кардинально изменил смысл текста, так как verre означает “стекло, хрусталь”. Так в одно мгновение “меховая туфелька” (pantoufle de vair) навсегда превратилась в хрустальную (pantoufle de verre).
Шарль Перро умер в 1703 году в возрасте семдесяти пяти лет, не догадываясь о будущей славе сказочника. В мемуарах он уделил своей знаменитой книжке всего несколько строк, так как не считал ее большим достижением. Однако именно ей предстояло покорить мир, легко перешагнув рубеж трех столетий.
Сегодня “Золушке” триста двенадцать. И согласитесь, несмотря на почтенный возраст, она совсем не устарела. Обращенная к сердцам людей, она по-прежнему без всяких усилий покоряет их своим живым волшебством, в то время как самые изощренные спецэффекты сегодня не могут достичь того же. Казалось бы, теперь, когда вся техника к нашим услугам, мы смело можем творить чудеса! Но современные фантастические фильмы, увы, все чаще оставляют ощущение красивого муляжа.
Не надо быть просветленным, чтобы заметить: главный жанр нашего времени вовсе не сказка, а шоу, которое всегда сопровождает бешеная гонка за престижем. Сказка требует от нас иного — гармонии и цельности. А далеко не все сегодня готовы принять что-то целостно. Ведь раздробленность образов не только закон построения клипа, но и один из законов всего современного искусства. Могущество высоких технологий кардинально изменило подход к творчеству, раздробив это живое интимное ядро человеческой личности, которое нельзя выставлять напоказ. А сегодня нам навязывается именно это: быть на виду любой ценой.
Похоже, сказке нет места в нашем прагматичном мире? Тогда давайте обратимся к живому искусству, созданному сегодня. О чем оно рассказывает? Бешеный, истеричный забег, ломающий жизнь ради дешевого блеска, раскрыл в своем нашумевшем мюзикле Баз Лурман. В “Мулен Руж”, где собраны десятки культурных ассоциаций и сюжетов, он нащупал нерв времени — и людей это затронуло. “Мулен Руж” — фильм о ценности живого и цене искусственного и о том, как часто мы путаем эти два понятия.
Гонка потребительского обогащения, еще одного вида современного безумия, дорого обошлась героине фильма “Американская красота” Кэролайн. Поддерживая имидж успешной женщины, она не замечает, как разрушается ее семья. В “Шреке”, где собраны десятки сказок, лорд Фаркуад, чтобы править народом, не случайно изгоняет из города все сказочные персонажи: без них люди становятся тупыми и управляемыми. А сказка учит нас думать.
Пора бросать сарказм и показное равнодушие. Ведь оно так быстро сменяется настоящим. Какой смысл отгораживаться от жизни грохотом в наушниках? В этот момент мы не просто забываемся. Мы забываем. И, по сути, уже готовы выкрикивать все, что написал нам лорд Фаркуад.
Выключите шум… и тогда в наступившей тишине вы услышите, как на носочках, шурша легким платьем, Золушка сбегает к вам навстречу из своей сказки. Ведь сказка — это смысл жизни, зашифрованный в, казалось бы, простейшей форме. “Золушка” родилась еще до Шарля Перро, и будь она всего лишь банальным бесхитростным рассказом — вряд ли дожила бы до наших дней. А она жива, и мы снова обращаемся к ней, чтобы взять дыхание.
Вспомните хотя бы сцену из известного фильма “Красотка” (еще одна “Золушка” по-голливудски). Проститутка Вивьен говорит влюбившемуся в нее миллионеру: “Мне нужна сказка”. Только через нее она может очиститься и начать новую жизнь. Предложение встречаться за деньги, когда пришла любовь, оскорбляет ее: “Там, в моих мечтах, — говорит она, — Принц ни разу не сказал мне: пойдем, детка, я сниму тебе квартиру!” Архетипы сказок живут в нашем сознании с детства вне зависимости от того, кем мы являемся сейчас и кем на самом деле хотим быть.
Жажда того, чтобы сказка реализовалась в жизни, вовсе не прихоть. Это глубинное человеческое желание. Но чем старше мы становимся, тем жестче наше отношение к сказкам. Сначала мы верим им, потом отчаиваемся, потом чувствуем себя обманутыми. И воспринимаем их как что-то слащавое, наивное, киношное, в лучшем случае детское. “Куда нам, взрослым, до сказок!”, “Настоящая любовь? Это только в сказках!”, “Счастье — что вы, это только в кино!” Знакомые фразы? Вот мы и разучились верить. Поэтому нами так легко управлять. И нами управляют! А ведь это парадокс: мы не верим в то, о чем мечтаем больше всего!
В чем же сказочные дары Золушки? Что в них нам, современным людям в век Интернета и мобильной связи? Почему-то все мы воспринимаем “Золушку” буквально, как историю бедной девушки, хотя каждый хотел бы такой судьбы. Каждый из нас хочет, чтобы его труды не были напрасны, а желания воплотились в жизнь! Золушка — образ не только женской судьбы, но и любой судьбы, в которой торжествует справедливость.
Задумайтесь, само имя девушки в транскрипции разных народов — Золушка, Cinderella, Cendrillon, Aschenputtel, Cenerentola, The Cinder Maid, Pepeljuga, Папялушка — имеет один и тот же перевод: замарашка, девушка, у которой лицо и руки испачканы золой, сажей. Золушка — это не имя, а лишь характеристика героини, как, например, “девочка в синем платье” или “дама с собачкой”. Никому в точности не известно, как на самом деле выглядела Золушка. Была она красавицей или нет. Потому что это не важно! Важно другое: после того, как с нее смыли сажу, Принц влюбился в нее, предпочтя ее сотням знатных красавиц. Что же вы думаете, Принц дурак какой-нибудь? У него есть выбор! Почему же он выбирает Золушку?
Золушка — героиня, у которой до поры как бы нет лица. С самого начала сказки нам специально дают увидеть ее душу, скрывая все материальное и внешнее, что могло бы сразу завоевать наши симпатии. И Золушка выдерживает этот нелегкий экзамен. Она действительно прекрасна. Но… разве вы не заметили, что, несмотря на свои лохмотья и неразличимые черты, с первых же строк Золушка и вам понравилась сразу! А ее разряженные сестры почему-то нет. Теперь понимаете Принца, когда он встретил это чудо наяву? Ведь ко времени бала Золушка была прекрасна не только душой, но и лицо ее было открыто! Она была облачена в прекрасный наряд, а ее счастливые глаза сияли благодарностью.
Мы знаем “Золушку” почти наизусть, но не видим ее мудрого подтекста. Сажа, зола — это образ! Пока лицо Золушки испачкано, ее внешность неразличима. За этой маской день за днем в трудах и лишениях формируется личность. Так же как формируется и ваша. Каждый из нас до поры измазан сажей, и очень важно, какое лицо мы явим миру, когда придет час смыть ее.
Часто многие искатели истины говорят: “Золушке повезло, потому что у нее была фея-крестная!” или, еще лучше: “Да просто две ее сводные сестры были страшные уродины. Будь и она некрасивой — Принц не влюбился бы в нее!” Как ни обидно, дело тут не в красоте. Как и все остальные персонажи, Золушка — образ. А каждый образ в сказке — это своеобразный иероглиф, шифр! Попробуем перевести. И начнем с самого простого.
Золушка не была красавицей. А ее сводные Сестры не были уродинами. У Шарля Перро Золушка была милой девушкой “кротости и доброты беспримерной”. А Сестры ее были привлекательны, но избалованны и имели привычку браниться. Однако в разных пересказах образы Мачехи и Сестер искажались: из милых, живых, хоть и не идеальных людей их превращали в жестоких деспотов, которые сживали Золушку со света. В итоге Сестрам не доставалось ничего, кроме порицания и насмешек, в то время как добрая Золушка торжественно выходила замуж за Принца. Зло наделялось чертами уродства, а доброта облекалась во внешнюю привлекательность. Но ведь мы с вами знаем, что в жизни все совсем не так! Полярно разводя добро и зло в этой сказке, пересказчики исказили ее. Сюжет утратил свое очарование, искренность и доброту, а главное — смысл. Шарль Перро написал куда более мудрую историю.
Он не сделал Золушку красавицей. Она обладала обаянием и еще — постоянно трудилась. Нося старые полинявшие платья, она имела сердце настоящей королевы. Пока ее сестры ленились и скучали, Золушка в трудах и заботах становилась сильнее. Можно не сомневаться, что, даже став принцессой, она не будет грубой и заносчивой. Отсюда и мудрый вывод: хочешь быть королем — будь добр и честен, как истинный король. А мы сегодня поступаем наоборот: если на нас королевское платье, нам кажется, мы уже королевской крови, если дорогой макияж — мы уже, как минимум, суперзвезды. Но поэт Уильям Блейк сказал: “Тот, чье лицо не излучает света, никогда не станет звездой”. Ведь чтобы стать звездой, надо нести свет.
Трудолюбие Золушки — подсказка: трудись, и все получится! Но вот трудиться-то мы и не хотим. Это ведь сложно! Мозоли как от физической, так и от духовной работы не очень привлекательны.
Две сестры Золушки одевались модно и не трудились и, как мы теперь знаем, обладали милой внешностью. Но… почему-то не были счастливы. Однако Шарль Перро снова не погрешил против истины и не сделал их злыми и бессердечными. Напротив, эти две девушки были добрыми от природы, но мать привила им другие идеалы: “Богатство — это все!” Не то ли мы имеем и сейчас — на всех обложках, во всех телешоу? Кажется, за триста лет мало что изменилось. История Золушки по-прежнему актуальна.
В разных вариантах сказки можно прочесть, что Сестры завидовали красоте Золушки. Курам на смех! Ведь она замарашка! Мачеха и Сестры никогда не видели в ней конкурентку! Они вообще считали ниже своего достоинства ехать на бал с девушкой, которую сами же считали прислугой.
Истинные и навязанные ценности здесь снова сталкиваются. Золушка и ее сводные сестры — сверстницы. Им интересно вместе. Можно и о нарядах поговорить, и о женихах помечтать! Но если Золушка судит их по доброй душе, то они судят ее по испачканным рукам. Тем не менее Золушка остается открытой, в любой момент готовая принять их дружбу. И сестры действительно знают, что Золушка добра. Только ей они поручают подготовить себя к столь важному и трепетному торжеству — балу. В простодушии обе они рассчитывают, что Золушка не станет припоминать им старые обиды. И она действительно сшила им прекрасные платья, сделала модные прически и пожелала хорошо повеселиться.
Золушка тоже имела право поехать на бал. Но Мачеха строго-настрого запретила ей. В пересказе, а в сказке Перро Мачеха ничего не запрещала, да она и не имела права. У Шарля Перро Золушка сама отказывается ехать! Она не только загружена работой. Она знает, что, если начнет собираться при сестрах, они поднимут ее на смех! Осмеют мечту. А этого она позволить не может. Она дает волю чувствам, лишь когда остается одна. Это говорит о ее гордости и силе. Вот тогда-то и пришла Добрая Фея, превратив бедное платье в прекрасный наряд, тыкву — в карету, а полевых мышей — в быстрых коней. Отбросив восхищение, давайте увидим, что ничего сверхъестественного она не сделала. Она не пришла дать Золушке доброе сердце и не сделала ее лицо красивее. На несколько часов она дала лишь то, что и так должно было быть.
И вот бал в разгаре. Собралось высшее общество. И тут происходит настоящее чудо. Появившись, Золушка наконец снимает свою маску, открывая лицо. И это лицо настолько непривычно, что Сестры не узнают ее в прекрасной незнакомке! Не узнают дважды. Потому что никогда толком и не знали ее. Не давали себе труда узнать. Они представить не могли, что такое возможно! И только туфелька открыла им правду.
Это лишний раз напоминает нам о том, что рядом может находиться тот, кого мы знаем целую вечность, даже не подозревая, что он для нас по-прежнему незнакомец. Чудеса, еще не ставшие достоянием мира, часто проходят совсем близко, но… мы не даем себе труда знать.
Заметим про себя, что Фея не сделала Золушку Принцессой, хотя она — Волшебница и могла все. Она не принесла Золушке счастье на золотом блюде, а лишь дала возможность проявить то, чем Золушка уже обладала. Туфелька пришлась по ноге одной лишь ей, так как символизировала выстраданную судьбу. Поэтому, когда пробило полночь, от роскошного наряда и кареты у Золушки осталась только вторая туфелька. Судьбу забрать нельзя.
И вот — финал сказки: увидев Золушку в дорогом платье, сестры бросаются просить у нее прощения. Теперь она вполне может наказать их за прошлые обиды. И если бы зло и добро были в этой сказке на разных полюсах — Золушка бы так и сделала. Было бы как в одном из пересказов: “Все жили долго и счастливо, кроме злой мачехи и ее завистливых дочек, которые не смогли смириться со счастьем Золушки, от черной зависти тяжело заболели и вскоре умерли”. Добрый конец, ничего не скажешь…
Но Шарль Перро остался верен правде благородного сердца, поэтому, завершая свою сказку, он напишет: “Золушка была так же добра, как и красива. Она взяла сестер жить во дворец и вскоре выдала их замуж за знатных вельмож”. Именно поэтому она стала героиней своей сказки.
Фея — не что иное, как образ Справедливости. В наше время ее назвали бы Счастливым Случаем или словом Шанс. Но “Золушка” — это сказка о личности, которая была так сильна, что волшебство само пришло к ней. В отличие от нас, она не знала, чем кончится ее история. Так почему же мы, находясь в сюжете собственной жизни, так мало верим в себя? Давайте будем достойными героями! Ведь если отбросить современный прагматизм — каждый из нас сейчас находится в своей сказке! И наверняка есть тот, кто взахлеб читает ее и верит в нас.
И хорошо, что в своей сказке, где жизнь порой невыносимо жестока и несправедлива, мы можем помнить о ней. Доброй и кроткой девушке, которая даже в самые тяжелые минуты верила, что станет счастливой. И доказала нам, что это возможно.
Золушка по Фрейду
Спойлер
Доминирующим ключевым словом сказки является имя героини - Золушка, оно мотивируется как производное от золы. Даже в название этой сказки выносится имя героини. И это не случайно. Вспомним эквиваленты слова «зола»: «грязь», «уродство», «низ» (соответственно в других сказках выступают Замарашка, Чернушка, Горбушка, Куричья пастушка, Падчерица и др.). Далее можно объединить ассоциативной связью следующие значения: - зола как указание на место постоянного пребывания героини (очаг, камин, кухня, печь); - зола как связь с предками в погребальной обрядовой семантике (покойная мать, могила), дающая героине магическую силу в виде волшебного помощника (дерево, крестная, фея, голуби); - как изменение положения героини в соответствии с оппозицией «низ-верх» (кухня, бал); Зола же по З. Фрейду представляет в этом сюжете концепт «сексуальность». Так, туфелька становится атрибутом Золушки, так как, по Фрейду, туфля является женским сексуальным символом. Хрустальные туфельки, сквозь которые видно ступни, они жмут ноги - это символ девственности, которая тяготит; потеря такой туфельки - сексуальный призыв, сама туфелька - символ вагины. Туфелька - наиболее удобный (и практически - единственный) объект для фиксации неосознанных желаний принца, почему и была оставлена на лестнице Золушкиным бессознательным как выражение не только подспудного желания вернуться во дворец, но и намерения с принцем «построить отношения», прежде всего интимные. Принц, обнаружив туфлю, расшифровывает это желание Золушки, после чего принимается за ее поиски.
моя дочка в начальной школе столкнулась с проблемой трактовки русских сказок.я была в полном тупике..,а у них училка такая продвинутая была!но тогда где было взять информацию?так я и не знаю,зачем коровушке надо было в одно ушко влезть,а из другого вылезти. хотя понимание того,что сказка это прежде всего - научение,было.
Dana есть и сказкотерапия...найти верное решение в жизненной ситуациии. Если можно, поделись конкретно какие сказки тебе в этом помогли?
есть такая сказка)))только смысл её потом-потом дошёл.С теорией просто а как до практики...последним вагоном... поищу...в блог поставлю.Хорошая сказка!
Сказка ложь, да в ней намек... Ведический смысл сказки «Крошечка-Хаврошечка»
Марина,спасибо тебе ...вот отыскала "Крошечку-Хаврошечку" сама узнала)))
В чистом виде древний ведический сакральный комплекс сохранился в широко распространенной русской народной сказке «Крошечка-Хаврошечка».
Осталась девочка сиротой, но у нее была любимая корова. Это её мать (или праматерь) как бы перевоплотившаяся в корову, охранявшую свою дочь (Крошечку-Хаврошечку) и помогавшую ей прясть и ткать; корова затем трансформируется в дерево (яблоню) с волшебными плодами. Этот ряд хорошо известен еще в ведической традиции: Ддити (несвязанность, изначальность, мать богов) – одновременно и рожающая женщина, и космическая корова, и «дерево с прекрасными листьями».
И когда девочке что-то надо было, она в левое ушко коровы влезала, в правое вылезала и получало то, что ей было необходимо. Казалось бы – такая большая девочка лазить по коровьим ушам не может. А вот эта коровка – Небесная корова Зимун или Малая Медведица, как ее еще называют – прямоугольничек и есть коровье ушко. Но в сказке же не будут писать: Вот девочка прошла врата Междумирья, направленное на вот это коровье ушко, и получала всё, что ей нужно было. И заметьте, она всё просила у своей мамы. Мама – это как образ коровы Зимун, прародина Предков, и там же еще Ингард недалеко. А девочка через ушко проходила к Даждьбогу Солнца, к Земле Ингард, у Предков общалась, а выходила совершенно сквозь другое ушко, по движению звезд, в другом месте, и пробиралась опять домой. То есть она постоянно общалась со своими Предками. При входе использовался один чертог Сварожьего круга, а после посещения из другого чертога она спускалась на Мидгард через другой чертог.
А у ее мачехи было три дочери: одноглазка, двуглазка и триглазка, которых она отправила шпионить за девочкой. В сказке о Крошечке-Хаврошечке мы вновь встречаемся со знакомым по «Сказке о Царе Салтане» и русским народным заговорам комплексом – матерью и тремя ее дочерями. В данном случае это – Одноглазка, Двуглазка и Триглазка. В связи с образом Одноглазки стоит обратить внимание на то, что было отмечено еще Бируни в XI в. Он писал, что по представлению индийцев «Венера была одноглазой» . Индийская Венера – богиня счастья, богатства, красоты, плодородия, супруга верховного бога-творца Вишну и мать бога любви Камы-Лакшми, согласно мифам, появилась из океана, когда боги и асуры взбивали его, чтобы получить напиток бессмертия – амриту. По другим преданиям она появилась из первозданных вод в самом начале творения . (Среди ее имен: Падма (лотосная), Индира (прекрасная), Лола (непостоянная) – кстати, широко распространенные гидронимы Русского Севера). В древнегреческой мифологии богини судьбы мойры или парки – дочери богини неизбежности, необходимости Ананке – три пряхи, которые прядут и поют: Лахезис – о прошлом, Клото – о настоящем, Антропос – о будущем. Дело в том, что (согласно Платону) Афродита (т.е. Венера) почиталась древнейшей из мойр . Будучи богиней любви, красоты, изобилия, плодородия, браков и родов, она «являлась одной из первичных сил» и обладала «космическими функциями мощной, пронизывающей весь мир любви» . Как и Лакшми, Афродита родилась из морской пены и одно из ее прозвищ Анадиомена, т.е. «появившаяся на поверхности моря». В русской народной сказке Одноглазка – старшая из 3-х сестер и, судя по сохранившейся до наших дней сакральной свадебной севернорусской орнаментике (браные праставки к свадебным полотенцам и рубахам XIX – начала XX века), связана с брачными отношениями, воспроизводством потомства, т.е. выполняет функции Венеры. Об этом свидетельствует то обстоятельство, что на праставках, как правило, изображаются стилизованные чередующиеся мужские и женские фигуры, между которыми помещены маленькие фигурки детей. Мужчины изображаются с характерными признаками пола и двумя глазами, а женщины – одноглазы. Интересно, что в вышивке, ткачестве и народной игрушке горных таджиков женские персонажи тоже одноглазы, а мужские – с двумя глазами.
Общеизвестно, что в русской народной традиции все, что связано с «тем светом», т.е. прошедшим, как правило, хромо, криво, косо. Имеет смысл вспомнить, что старшая из Мойр древнегреческой мифологии (Лахезис или Афродита, которая, кстати, была женой хромого бога-кузнеца Гефеста) пела о прошедшем, средняя – о настоящем (и, вероятно, была, как обычные люди, Двуглаза), а младшая – о будущем. Треглазка русской народной сказки обладала именно такой способностью видеть то, что недоступно всем остальным. И здесь мы вновь находим прямые аналогии в ведической мифологии, в которой зафиксировано представление о третьем глазе как символе прозорливости, провидения будущего. И девочка, прежде чем уйти, пела- убаюкивала: Спи глазок. Первая сестра заснула. Мачеха отправила вторую дочь следить за девочкой. Девочка опять: Спи глазок, спи другой. Заснула и эта сестра. И только третьей удалось подсмотреть за девочкой, потому что та спела ей: Спи глазок, спи другой, а третий глаз, что между бровями, энергозрение, не учла. В итоге корову зарезали, но девочка не ела мяса, а собрала все косточки, закопала их, и выросла в одном варианте сказки – яблонька, в другом – березка.
А березка это тоже образ родовой: рождалась девочка – садили березку, мальчик рождался – садили дубок. И дети, играя росли между деревьев, и от этих деревьев получали силу. Поэтому, допустим, если сын в военном походе был ранен, родители по состоянию дерева – оно сохло, видели, что с сыном беда. И родители начинали ухаживать за этим деревом, подкармливать его, лечить, и в результате и дерево расцветало, и сын – поправлялся. Так же и с березкой дочери поступали.
про верхний и нижний миры я тогда поняла и что дочь просит помощи у матери - тоже.но слов,чтоб объяснить это восьмилетнему ребенку - не было.а тут еще глубже все... кстати,та учительница была(или представляла себя),как православная христианка,но ходили разговоры,что занимается она чем-то другим.но чем - мало кто мог понять в начале двухтысячных.
Люблю я сказки с детства... Про колобок из теста, Про спящую красавицу... Кому они не нравятся? Там все просто-волшебство, Меня влечет всегда оно! Какой счастливый там конец... А я ведь слушал-молодец!
Благодарим за спонсорскую помощь компанию Металл ДК. В сети металлобаз Металл ДК вы всегда сможете купить арматуру в Москве здесь: https://metall-dk.ru/catalog/armatura/ по низкой цене с доставкой в розницу и оптом. Низкие цены и великолепное качество металлопроката.