Исцеляющая сила сказки

Автор
Опубликовано: 4154 дня назад (11 июля 2013)
Блог: Разное
Настроение: сказочное
+9
Голосов: 9
.

«В некотором царстве, в некотором государстве...» — помните, как в детстве, по вечерам, с этих слов начиналось наше путешествие в сказочный мир. И мы, забравшись с ногами на диван, прильнув к маме или бабушке, почти не дыша, чтобы ничего не пропустить, слушали... И вместе с Гердой пытались растопить ледяное сердце Кая; вместе с Золушкой мечтали поехать на бал и с нетерпением ждали появления Крестной; вместе с героиней сказки «Аленький цветочек» старались полюбить чудище косматое и страшное. А понравившуюся сказку просили рассказать еще и еще раз.

Сегодня многие родители не читают своим детям сказок — и времени не хватает, и жизнь сейчас такая, что не до волшебства, научить бы ребенка выживать в этом сложном мире. И если спросить современных детей, какая у них любимая сказка, большинство промолчат, а вместо имени любимого сказочного героя назовут персонажа компьютерной игры...

А между тем, родившись в незапамятные времена, раньше многих других жанров устной и письменной литературы, вобрав в себя всю народную мудрость и мечту о гармоничной, созидательной жизни, сказка дает ребенку больше ценного опыта, чем обычный разговор или наставление взрослого. Благодаря ей ребенок узнает, что жизнь подобна путешествию, полному неожиданных открытий и приключений; что в любой миг мир может заговорить, потому что он — живой, и поэтому важно бережно и чутко относиться ко всему вокруг. Благодаря сказке ребенок понимает, что жизненный путь труден, что он не простой и гладкий; что каждое испытание помогает стать сильнее; что самое ценное зарабатывается трудом, а доставшееся легко и даром, может так же быстро исчезнуть. Сказка намекает, что сделать правильный выбор помогает любящее сердце, а не расчетливый ум. И подсказывает, что добро всегда побеждает, а справедливость действенней грубой силы. Сказка учит ребенка учиться, познавать себя самого и мир вокруг.

Поэтому дети иногда несколько недель подряд слушают одну и ту же сказку, не разрешая изменить в ней или пропустить хотя бы слово. (Жаль, что взрослые, уставая повторять, отмахиваются от таких просьб.) Значит, именно эта сказка и именно сейчас помогает ребенку понять что-то для него важное, усвоить необходимые модели поведения, решить очередную жизненную задачу. Потом он оставляет эту сказку, как ступеньку, и идет дальше.

Встреча со сказкой для детей величайшая необходимость и источник радости. Неслучайно, наверное, несколько лет назад возродился самый древний в человеческой истории метод практической психологии и один из самых молодых методов в современной научной практике — сказкотерапия. Это слово у одних вызывает улыбку, у других удивление. Одни считают ее вспомогательным средством в работе психологов, другие воспринимают как наивную систему и только, но, узнав поближе, открывают для себя безграничные возможности сказкотерапии, лечения души сказками.

Дело в том, что яркие образы сказочных историй наполняют бессознательное человека, становясь своеобразным хранилищем всевозможных жизненных ситуаций, способов общения с другими людьми, решения жизненных задач и осуществления планов.

Но ребенок не сможет воспользоваться этими сокровищами, если никто не обсуждал с ним сказок, а только читал или рассказывал. (Но даже и простое слушание хорошо — оно дает хоть какую-то защиту и опору в жизни.) Чтобы знания о мире, которые дает сказка, ожили, взрослый должен найти возможность обсудить с ребенком прочитанное, сравнить сказочные сюжеты с историями из жизни. Так малыш учится действовать осознанно, видеть причинно-следственные связи между событиями, размышлять о своем предназначении, открывать свои способности и таланты. «Важно ли это для ребенка? Не рано ли ему задумываться о таких „серьезных" вещах? — размышляет один из авторов метода. — Важно и не рано. Более того, позже может быть уже поздно. Если мы оглянемся вокруг, то увидим, к чему привели разрушительные действия взрослого человека, одержимого иллюзией собственной безнаказанности, отрицающего „сказочные" законы взаимодействия с Миром. Может быть, сказки — это и „пустяки" и „несерьезность", однако они не разрушают окружающий мир, а взывают к светлым созидательным сторонам души человека. Поэтому сказкотерапия с детьми, подростками и взрослыми сегодня особенно актуальна. Хотя бы потому, что необходимо остановить лавину разрушений, производимых человеком. А сделать это возможно, только когда человек возвращается к своему изначальному, „сказочному" восприятию мира».

До XVII-XVIII веков волшебные сказки и истории рассказывали не только детям, но и взрослым — зимой это было едва ли не основное развлечение для жителей деревень. Тогда к сказкам относились серьезно и трепетно. Слушание сказок было духовной потребностью.

Мудрость, родившаяся в далекие-далекие времена, не потеряла актуальности и по сей день. Современные взрослые, обремененные условностями, стереотипами логического мышления и «разумного» стиля жизни, не меньше, чем дети, нуждаются в сказках. Сказка снимает весь этот налет, и оказывается, что в душе взрослого человека тоже живет ребенок — открытый, искренний, удивляющийся.Только спрятался он за высокие горы, за далекие моря, укрылся за семью дверями,за семью замками.

Может быть, пришла пора дать ему проявиться? Освободить творческое начало и посмотреть на мир по-новому? Неважно, сколько нам лет, потому что мы, как дети, тоже ждем чуда. Мы верим, что кто-то мудрый подскажет, как научиться преодолевать трудности и разрешать конфликты; как стать счастливым, нужным, найти верных друзей и помощников. А ответ, как и тысячу лет назад, может дать сказка.
Комментарии (32)
Алёна.ру # 11 июля 2013 в 22:09 +5
учится действовать осознанно, видеть причинно-следственные связи между событиями, размышлять о своем предназначении, открывать свои способности и таланты.
такие важные и жизненные задачи решает сказка!
только закладывается ещё на неиспорченное жизнью бессознательное малыша...потом поздно
Nadja # 11 июля 2013 в 22:21 +6
Мудрый народ не напрасно придумывал сказки, дети любят их слушать и читать, они всему верят, всему рады.Конечно в душе каждого живет ребенок, мы любим вспоминать детство с благоговением в сердце и со слезами счастья на глазах, но детство проходит и жизнь диктует свои условия жизни , где нет места сказкам и только суровая действительность.
Nadja # 11 июля 2013 в 23:30 +3
Сейчас вспоминаю некоторые сказки и уже по взрослому встают вопросы " Почему Красную шапочку в лес мать одну отпустила", " Почему злая мачеха издевалась на ребенком, а куда же папуля смотрел а то вообще в лес на мороз отвозил?, Почему Емеля лежал на печи и ждал когда Халява к нему прибудет? и т. д.
Алёна.ру # 12 июля 2013 в 06:46 +3
Мудрый народ не напрасно придумывал сказки
конечно не напрасно...там заложены духовные законы ЖИЗНИ...
без этих законов ЖИЗНЬ нежизнеспособна)))ЛЮБОВЬ ,ДОБРОТА...миром двигает любовь,иначе уничтожается ВСЁ,рубим сук на котором сидим(((мы ещё живы,и дети наши будут жить...а наши пра...пра...что мы им оставим???
Алёна.ру # 12 июля 2013 в 06:54 +3
Сейчас вспоминаю некоторые сказки и уже по взрослому встают вопросы " Почему Красную шапочку в лес мать одну отпустила",
настоящий смысл сказки Красная шапочка...неожиданный смысл)))

Речь пойдет о сказке "Красная Шапочка". Авторами этого произведения называли и братьев Гримм, и Шарля Перо и кого угодно. На самом же деле, они все просто переписывали народный европейский фольклор, придавая ему более приемлимую форму и делая его доступным большинству.

Сюжет мы все знаем: девочка в красной шапочке по просьбе мамы пошла через лес к бабушке, чтобы отнести пирожок (в других вариантах-крынку с маслом, молоком, не столь важно), по дороге встречает волка, который обманывает героиню и отправляет её по длинной дороге, сам быстренько прибегает в пункт назначения, съедает бабушку, ждёт её внучку, её тоже съедает, приходят дровосеки, спасают девочку с бабушкой, распоров хищнику живот. Всем спасибо, все довольны.

А теперь о самом интересном. ЧТО же хотел сказать автор?

Начнем с возраста главной героини. Сколько ей лет? С какого возраста нормальная женщина отпустит ребёнка одного в столь опасный путь? Изначально говорилось, что Красной Шапочке должно было быть лет этак 13-16. Самый возраст невесты, по тем временам, конечно.

Далее. Красный цвет. Цвет страсти, цвет крови. Символизирует, по идее, вступление во взрослую жизнь-это означает и начавшуюся менструацию, и лишение невинности.

Продукты означают жертву, которую с языческих времён было принято приносить божествам.

Ну и Волк. Как писал сам Перро:

"Детишкам маленьким
не без причин
(А уж особенно девицам,
красавицам и баловницам),
В пути встречая всяческих мужчин,
Нельзя речей коварных слушать, –
Иначе волк их может скушать.
Сказал я: волк! Волков не счесть,
Но между ними есть иные
Плуты, настолько продувные,
Что, сладко источая лесть,
Девичью охраняют честь,
Сопутствуют до дома их прогулкам,
Проводят их бай-бай по темным закоулкам…
Но волк, увы, чем кажется скромней,
Тем он всегда лукавей и страшней!".

Во многих сказках Волк представлен как мудрый и достаточно адекватный персонаж (разве что обмануть его может Лиса), такой уже опытный герой. Не следует забывать, что Волк-хищник. Да что там хищник, Волк-он. в первую очередь, мужчина.

Опять же красный цвет... Невзначай напоминаю... Обманывает Волк наивную, но уже вполне сформировавшуюся девушку, устраняет преграду в виде бабушки и ложится в кровать. Когда Шапочка приходит к "бабушке", та предлагает ей... Прилечь рядом. Ну места мало у старушки дома, что уж тут поделать. Это ладно ещё Красная Шапочка сразу перешла к вопросу:
-А почему такие большие уши? А глаза? А зубы? КАК СЪЕСТЬ?
Спросила бы:
-Ой, а что это такое выпирает?
-Это чтобы тебя...
Ладно, детская сказка, всё-таки, теперь.

А вообще, в легендах описывается, что Волк (или, иногда, Медведь), "прилёг" с прототипом Шапочки аж в лесу. И родились у них герои-основатели государств.

Изначально Красная Шапочка описывалась как обряд инициации. Бабушка символизирует мир мёртвых, которых хоронили раньше в лесу, пища-это, как говорилось выше, подаяние. Красный цвет-символ наступления подходящего возраста, а Волк-преграда... А иногда и награда. В фильме, продюсером которого выступил ди Каприо, Леонардо наш, Волк вот был оборотнем и превращался в симпатичного мужчину.

Сказка-ложь, да в ней намёк.
Ёлка # 12 июля 2013 в 08:46 +2
115 115 115
Laterne # 12 июля 2013 в 08:48 +1
Да, фантазия богатая...))))
Алёна.ру # 12 июля 2013 в 07:18 +3
Красная шапочка...из европейского фольклора)))русские сказки ДРУГИЕ...
Костя Л. # 12 июля 2013 в 07:35 +4
Я так люблю сказки...пусть даже и не знаю скрытого смысла...а нужно?
Алёна.ру # 12 июля 2013 в 07:43 +3
kost9 Я так люблю сказки...пусть даже и не знаю скрытого смысла...а нужно?
любимая сказка поможет понять себя...так психологи поясняют)))у меня совпадение на 100 %,себя понять тоже много значит...
есть и сказкотерапия...найти верное решение в жизненной ситуациии...ИНТЕРЕСНО!!!
Костя Л. # 12 июля 2013 в 07:55 +4
А я ведь и не считаю, что сказки только для детей...там много и взрослых проблем...
Алёна.ру # 12 июля 2013 в 08:10 +3
kost9
перефразируя поговорку...скажи какая твоя любимая сказка,и я скажу кто ты 114
Laterne # 12 июля 2013 в 08:45 +3
undefined:
любимая сказка поможет понять себя...так психологи поясняют)))у меня совпадение на 100 %,себя понять тоже много значит...
Интересно, конечно..) Задумалась я..Наверное, сказка про Золушку больше всего нравилась) Интересно, что психологи сказали бы..))
Алёна.ру # 14 июля 2013 в 09:57 +1
laterne
давно уже)))смотрела передачу О РОЛИ СКАЗКИ...любимая сказка как лейтмотив на всю жизнь человека
ЗОЛУШКА...кто верит в чудо и надеется на чудо (что - то так)))
про сказку ЗОЛУШКА...МНОГО ИНТЕРЕСНОГО!!!из инета...

Спойлер
Золушка по Фрейду
Спойлер
Laterne # 16 июля 2013 в 07:03 0
Алёна, спасибо) Фрейд повеселил)))
Алёна.ру # 16 июля 2013 в 09:59 +1
laterne # Алёна, спасибо) Фрейд повеселил)))
о роли бессознательного в нашей жизни мы даже не догадываемся,Фрейд спец в этом вопросе... pooh_lol
Laterne # 17 июля 2013 в 02:42 0
[[quote=],Фрейд спец в этом вопросе...[/quote]

Думаешь?) Он,судя по-всему, везде видел сексуальность.. На лицо проецирование собственных желаний))
0 # 12 июля 2013 в 07:46 +3
моя дочка в начальной школе столкнулась с проблемой трактовки русских сказок.я была в полном тупике..,а у них училка такая продвинутая была!но тогда где было взять информацию?так я и не знаю,зачем коровушке надо было в одно ушко влезть,а из другого вылезти.
хотя понимание того,что сказка это прежде всего - научение,было.
Nadja # 12 июля 2013 в 08:02 +3
есть и сказкотерапия...найти верное решение в жизненной ситуациии.

Если можно, поделись конкретно какие сказки тебе в этом помогли?
Алёна.ру # 12 июля 2013 в 08:15 +2
Dana есть и сказкотерапия...найти верное решение в жизненной ситуациии. Если можно, поделись конкретно какие сказки тебе в этом помогли?

есть такая сказка)))только смысл её потом-потом дошёл.С теорией просто а как до практики...последним вагоном... 114
поищу...в блог поставлю.Хорошая сказка!
Алёна.ру # 12 июля 2013 в 08:06 +2
Сказка ложь, да в ней намек... Ведический смысл сказки «Крошечка-Хаврошечка»

Марина,спасибо тебе 3 ...вот отыскала "Крошечку-Хаврошечку" сама узнала)))

В чистом виде древний ведический сакральный комплекс сохранился в широко распространенной русской народной сказке «Крошечка-Хаврошечка».

Осталась девочка сиротой, но у нее была любимая корова. Это её мать (или праматерь) как бы перевоплотившаяся в корову, охранявшую свою дочь (Крошечку-Хаврошечку) и помогавшую ей прясть и ткать; корова затем трансформируется в дерево (яблоню) с волшебными плодами. Этот ряд хорошо известен еще в ведической традиции: Ддити (несвязанность, изначальность, мать богов) – одновременно и рожающая женщина, и космическая корова, и «дерево с прекрасными листьями».

И когда девочке что-то надо было, она в левое ушко коровы влезала, в правое вылезала и получало то, что ей было необходимо. Казалось бы – такая большая девочка лазить по коровьим ушам не может. А вот эта коровка – Небесная корова Зимун или Малая Медведица, как ее еще называют – прямоугольничек и есть коровье ушко. Но в сказке же не будут писать: Вот девочка прошла врата Междумирья, направленное на вот это коровье ушко, и получала всё, что ей нужно было. И заметьте, она всё просила у своей мамы. Мама – это как образ коровы Зимун, прародина Предков, и там же еще Ингард недалеко. А девочка через ушко проходила к Даждьбогу Солнца, к Земле Ингард, у Предков общалась, а выходила совершенно сквозь другое ушко, по движению звезд, в другом месте, и пробиралась опять домой. То есть она постоянно общалась со своими Предками. При входе использовался один чертог Сварожьего круга, а после посещения из другого чертога она спускалась на Мидгард через другой чертог.

А у ее мачехи было три дочери: одноглазка, двуглазка и триглазка, которых она отправила шпионить за девочкой. В сказке о Крошечке-Хаврошечке мы вновь встречаемся со знакомым по «Сказке о Царе Салтане» и русским народным заговорам комплексом – матерью и тремя ее дочерями. В данном случае это – Одноглазка, Двуглазка и Триглазка. В связи с образом Одноглазки стоит обратить внимание на то, что было отмечено еще Бируни в XI в. Он писал, что по представлению индийцев «Венера была одноглазой» . Индийская Венера – богиня счастья, богатства, красоты, плодородия, супруга верховного бога-творца Вишну и мать бога любви Камы-Лакшми, согласно мифам, появилась из океана, когда боги и асуры взбивали его, чтобы получить напиток бессмертия – амриту. По другим преданиям она появилась из первозданных вод в самом начале творения . (Среди ее имен: Падма (лотосная), Индира (прекрасная), Лола (непостоянная) – кстати, широко распространенные гидронимы Русского Севера). В древнегреческой мифологии богини судьбы мойры или парки – дочери богини неизбежности, необходимости Ананке – три пряхи, которые прядут и поют: Лахезис – о прошлом, Клото – о настоящем, Антропос – о будущем. Дело в том, что (согласно Платону) Афродита (т.е. Венера) почиталась древнейшей из мойр . Будучи богиней любви, красоты, изобилия, плодородия, браков и родов, она «являлась одной из первичных сил» и обладала «космическими функциями мощной, пронизывающей весь мир любви» . Как и Лакшми, Афродита родилась из морской пены и одно из ее прозвищ Анадиомена, т.е. «появившаяся на поверхности моря». В русской народной сказке Одноглазка – старшая из 3-х сестер и, судя по сохранившейся до наших дней сакральной свадебной севернорусской орнаментике (браные праставки к свадебным полотенцам и рубахам XIX – начала XX века), связана с брачными отношениями, воспроизводством потомства, т.е. выполняет функции Венеры. Об этом свидетельствует то обстоятельство, что на праставках, как правило, изображаются стилизованные чередующиеся мужские и женские фигуры, между которыми помещены маленькие фигурки детей. Мужчины изображаются с характерными признаками пола и двумя глазами, а женщины – одноглазы. Интересно, что в вышивке, ткачестве и народной игрушке горных таджиков женские персонажи тоже одноглазы, а мужские – с двумя глазами.

Общеизвестно, что в русской народной традиции все, что связано с «тем светом», т.е. прошедшим, как правило, хромо, криво, косо. Имеет смысл вспомнить, что старшая из Мойр древнегреческой мифологии (Лахезис или Афродита, которая, кстати, была женой хромого бога-кузнеца Гефеста) пела о прошедшем, средняя – о настоящем (и, вероятно, была, как обычные люди, Двуглаза), а младшая – о будущем. Треглазка русской народной сказки обладала именно такой способностью видеть то, что недоступно всем остальным. И здесь мы вновь находим прямые аналогии в ведической мифологии, в которой зафиксировано представление о третьем глазе как символе прозорливости, провидения будущего. И девочка, прежде чем уйти, пела- убаюкивала: Спи глазок. Первая сестра заснула. Мачеха отправила вторую дочь следить за девочкой. Девочка опять: Спи глазок, спи другой. Заснула и эта сестра. И только третьей удалось подсмотреть за девочкой, потому что та спела ей: Спи глазок, спи другой, а третий глаз, что между бровями, энергозрение, не учла. В итоге корову зарезали, но девочка не ела мяса, а собрала все косточки, закопала их, и выросла в одном варианте сказки – яблонька, в другом – березка.

А березка это тоже образ родовой: рождалась девочка – садили березку, мальчик рождался – садили дубок. И дети, играя росли между деревьев, и от этих деревьев получали силу. Поэтому, допустим, если сын в военном походе был ранен, родители по состоянию дерева – оно сохло, видели, что с сыном беда. И родители начинали ухаживать за этим деревом, подкармливать его, лечить, и в результате и дерево расцветало, и сын – поправлялся. Так же и с березкой дочери поступали.
0 # 12 июля 2013 в 08:20 +2
про верхний и нижний миры я тогда поняла и что дочь просит помощи у матери - тоже.но слов,чтоб объяснить это восьмилетнему ребенку - не было.а тут еще глубже все...
кстати,та учительница была(или представляла себя),как православная христианка,но ходили разговоры,что занимается она чем-то другим.но чем - мало кто мог понять в начале двухтысячных.

Спасибо,Алена! 7
Алёна.ру # 12 июля 2013 в 08:24 +2
да,глубина ТАКАЯ!
детям такие сказки читать...они без пояснения всё поймут)))
0 # 12 июля 2013 в 08:31 +1
видимо 8 лет - уже поздно))

сын лет в 5-6 просил бесконечно читать сказку "иван - коровий сын",ни о чем больше слушать не хотел),что-то удерживало ведь.
Алёна.ру # 12 июля 2013 в 08:34 +2
сын лет в 5-6 просил бесконечно читать сказку "иван - коровий сын",ни о чем больше слушать не хотел),что-то удерживало ведь.
И ВСЁ-ВСЁ БЫЛО ПОНЯТНО!это потом детей научают быть взрослыми)))
0 # 12 июля 2013 в 08:47 +2
наверное,раз процесс был бесконечным!и сказка мальчуковая))ему действительно вряд ли что-то надо было объяснять
Ёлка # 12 июля 2013 в 08:57 +2
Сегодняшние дети не читают сказок!!! Они воспитываются на мультиках, телек им книжки заменяет, увы...
Равия # 14 июля 2013 в 10:09 0
Да дети сейчас проводят время в инети им сказки читать не интересно.
Nadja # 12 июля 2013 в 08:11 +3
Спасибо! Я уже забыла про такую добрую сказку.
Алёна.ру # 12 июля 2013 в 08:20 +2
да...но смысл за семью замками.Непонятно всё.
вот прочла...так КРАСОТА!
Костя Л. # 12 июля 2013 в 08:32 +3
Люблю я сказки с детства...
Про колобок из теста,
Про спящую красавицу...
Кому они не нравятся?
Там все просто-волшебство,
Меня влечет всегда оно!
Какой счастливый там конец...
А я ведь слушал-молодец!
Nadja # 12 июля 2013 в 08:40 +3
88