История открывает нам свои секреты весьма неохотно, и чем больше таких открытий, тем больше возникает вопросов. Одной из таких неразгаданных тайн являются, так называемые «черты и резы», которыми, по некоторым версиям, писали в Древней Руси. В конце IX – начале X веков болгарский монах с языческим именем Храбр создал «Сказание о письменах славянских».
«Прежде убо словене не имеху книг, но чрътами и резами чьтеху и гатааху, погани суще…» На современном русском языке это звучит так: «Когда славяне были язычниками, то не было у них своих книг, потому считали и гадали они при помощи чертов и резов»
Позже славяне пользовались греческими и латинскими буквами, но без упорядочения, «безустроения».
«Так проходит много времени, – пишет Храбр, – «пока не появляется Константин (он же Кирилл) Философ…» Он «создал для них тридцать письмен и восемь, одни по образцу греческих письмен, другие же в соответствии со славянской речью».
Подлинник «Сказания» не сохранился, но известно более 70 – ти его списков (переписанных с подлинника, рукописей) XIV – XVIII веков, в том числе и перевод на русский язык. Обычно, основываясь на этих словах, написанных Храбром, и делают вывод о том, что до миссионерской деятельности Кирилла и Мефодия славяне не знали письменности. По мнению же ряда современных лингвистов и историков, Кирилл (ок. 827 – 869) и Мефодий (ок. 815 – 885) были не создателями, а лишь реформаторами уже существовавшей азбуки.
Известие о необычном письме славян встречается у арабского писателя Аль-Массуди (ум. 956 г.). При описании славянского храма в золотых лугах он говорит, что видел там, на камнях начертаны были знаки, которыми обозначены были «будущие дела».
Есть мнение что именно «чертами и резами» написана самая спорная и скандальная книга со времен «Слова о полку Игореве» – «Велесова книга». В 1919 году полковник белой армии Али Изенбек в одном из разграбленных имений обнаружил связку дощечек с неизвестными письменами. По утверждению переводчиков, книга создана новгородскими жрецами IX века, посвященная богу богатства и мудрости Велесу. Дощечек, размером 22х38х1 см, было по разным версиям 35 или 37. Дощечки соединялись как книга. На них были нарисованы прямые параллельные линии, под которыми «подвешивались», размещались буквы, – висячее письмо, как в санскрите или хинди. Буквы вдавлены, во вдавленные места втерта краска, дощечки покрыты чем–то вроде лака. Буквы плотно прижимались друг к другу, без интервала. Подобный тип текстов называется «сплошняком».
Тексты охватывают время с V века до н.э. до IX века н.э. В тексте говорится о происхождении родов древлян, кривичей, полян, северян, руссов. Часто упоминается имя бога Велеса. Отсюда и название книги – «Влесова», «Велесова». Интерес к ней не пропадает, хотя сегодня подлинность древней книги большинством ученых отрицается.
Так что же это за «черты и резы», если на алфавит, созданный Кириллом и Мефодием, они не похожи?. Как назвал их археолог В. Городцов – это некие «литеры неизвестного письма» славян. В 1897 году он вел раскопки, у села Алеканово под Рязанью. Здесь он обнаружил сосуд, содержащий 14 непонятных знаков. «Сосуд оказался очень слабо обожженным… изготовлялся наспех… изготовление… местное, домашнее, а, следовательно, и знаки на сосуде сделаны своим местным или домашним писцом, то есть славянином».
Через год там же, у села Алеканово, В. Городцов на фрагментах глиняных сосудов вновь нашел подобные! знаки. Встречаются они и на других предметах. На рисунке изображен кувшин, украшенный орнаментом из множества квадратиков, волнистых линий, черточек, крестиков, треугольников. Сопоставляя различные знаки, археологи пришли к выводу, что на кувшине изображен сельскохозяйственный календарь. Верхний ряд рисунков обозначает языческие праздники. Усложненный солярный символ, у которого вместо окружности рисовалась ломаная линия, приобретал значение «громового колеса», знака бога грозы Перуна и обозначал главный грозовой день в году – 20 июля, два креста – Купала, 23 июня. Окружность с крестом – знак Солнца и бога Хорса Однотипные квадраты нижнего ряда — это дни, отделяющие один праздник от другого. А средний ряд между ними — обозначение времен года. Например, колоски, серп и снопы — это время созревания и сбора урожая, т.е. июль и август. Вертикальные волнистые линии — время дождей, т.е. осень. К настоящему времени известно около десятка сосудов, которые можно причислить к сосудам-календарям.
Все рисунки выполнены в основном длинными (черты) и короткими (резы) линиями. Таким образом, «черты и резы», о которых пишет черноризец Храбр, —есть символические знаки в форме черточек и зарубок, служившие у древних славян счетными, родовыми и личными знаками, знаками собственности, календарными знаками, знаками для гадания, а также прообразом рунического письма, широко использовавшегося в орнаментах ритуальных предметов.
Возможно, не имеет смысла продолжать здесь список подобных памятников, число которых достаточно велико. Выдающийся русский историк и археолог –академик Б.А.Рыбаков внес неоценимый вклад в изучение и систематизацию этого материала. На сегодняшний день самые подробные исследования этого вопроса отражены в его монографиях “Язычество древних славян” (М., 1981) и “Язычество древней Руси” (М., 1987).
Письмо чертами и резами –это не примитивная «зачаточная письменность славян», это огромное культурное наследство, к сожалению, мало изучаемое ныне, охватывающее и социальную жизнь, и религию и древнюю магию. И даже само название линий – «черты и резы» напоминает нам о том, что русский язык, а правильнее было бы сказать – Великорусский язык, язык Великой, Белой и Малой Руси –всегда был начертанным а это означает одно – письменным.
Елена Радость
Журнал “Родноверие” № 1(1) 2009
Похожие статьи:
Статьи → Космонавты
Статьи → Пророчества и бессмертие
Расcказы → Шаманы Алтая