|
статья НЕ ХОЧУ СТАТЬ ЗЛЫМ, ПРОТИВНЫМ И ГРУСТНЫМ» Когда после первого публичного показа "Бумера" на ММКФ началась суматоха и журналисты бросились искать участников проекта, оказалось, что одного из четырех актеров - Сергея Горобченко (Рама) - нет не только на фестивале, но и вообще в Москве. А находится он вовсе даже в Нью-Йорке, причем довольно давно, и чем занимается, толком никто не знает. Горобченко вернулся ровно к петербургской премьере, оказалось, что в Нью-Йорке он семь месяцев учил английский, а еще через полгода собирается поступать в актерскую школу в Лос-Анджелесе. Шквальный успех фильма явно застал его врасплох. "Вы что, теперь все время так разговариваете?" - в ужасе спросил Горобченко, услышав, как мы с Максимом Коноваловым (Киллой) перебрасываемся словечками из "Бумера": "Здорово, мужики", "Ты слушай, что тебе люди говорят!" и "Где второе?". Сейчас Горобченко снялся в "Московской жаре" (роль на английском, да еще с самим Майклом Йорком), от театральных проектов отказывается - чтобы не подвести, когда опять уедет из Москвы. О том, почему он избрал для своей карьеры столь странную траекторию, Горобченко рассказал в интервью "Ведомостям". вопрос - Почему вы считаете, что для молодого актера Америка - это путь? Ответ - Я просто почувствовал: есть одна главная роль в фильме, другая главная, роль в сериале, и следующие шаги в русском кино могут стать повторением. Значит, нужно сделать новый шаг. Год назад, еще в Москве, меня вызвали на пробы к американскому режиссеру. Я пришел и не понял ни слова из того, что мне говорили. Так зажался, так расстроился, даже плакал - ведь это моя профессия... Вопрос - Но вообще-то ваша профессия - играть по-русски. Ответ - Моя профессия - играть. Вопрос - А если завтра вас позовут на пробы к Альмадовару, испанского вы все равно не знаете - и опять будете плакать? Ответ - Объяснюсь с ним по-английски, языковой барьер я перешагнул. Когда я уезжал, многие говорили: "Дорогой, ты теряешь работу, уезжаешь из страны, тебе поставят запреты агентства, с тобой не захотят иметь дело". Я готов к этому. Я снялся в "Бумере", ушел из театра и уехал - и я убежден, что поступил правильно. Вопрос - Из какого театра ушли? Ответ - Из "Ленкома". Вопрос - Туда попали сразу после института? Ответ - Нет, я сначала работал в Петербурге, в Театре им.Акимова. Заканчивал ЛГИТМИК, а поступал вообще не в театральный. Отучился полтора года в горном институте, ощущая, что делаю что-то неправильно. Потом вспомнил музыкальную школу и понял, что зарабатывать должен только сценой. Поступил в ЛГИТМИК и 10 лет не изменял этому пути, хотя и мучился иногда, и срывался. Думаю, что, выучив язык, я смогу найти нишу, чтобы работать и в Америке, и, безусловно, в России - эмигрировать не собираюсь. Когда я оказался в англоязычной среде в Нью-Йорке, то почувствовал, что к русским относятся как-то не очень по-человечески. Не очень нас уважают и не очень с нами считаются. Мне хотелось доказать всем и самому себе, что русская нация хорошая, достойная, сильная... Все, с кем я общался, захотели приехать в Москву - и мне это ужасно приятно. И еще я понял, что люди знают и любят русскую культуру - особенно музыку. Кореец, молодой 18-летний парень, подарил мне диск с корейской музыкой и сказал: "Это за Рахманинова". У него псевдоним Сергей. - Из того, что вы говорите, все время кажется, что ваши человеческие задачи накладываются на профессиональные. Но есть все-таки какая-то сверхзадача во всем, что вы делаете? Сверхзадача существует, но она интуитивна. Я не хочу затормозить на том, что есть, и стать злым, противным и грустным. А это очень реально: один шаг пропустишь, два пропустишь, а на третьем уже остановишься, потеряешь путь и замучаешься потом искать. Вопрос - Вы переехали в Москву специально, чтобы поступить в "Ленком"? Ответ - Я играл в антрепризе у Михаила Боярского, на один из спектаклей пришли ленкомовские артисты, им очень понравилось, и они организовали нашу встречу с Марком Анатольевичем. В "Ленкоме" я сразу получил хорошее распределение, мне стало комфортно в этом театре - наверное, потому, что я его ждал. Но тут возникло кино, и нужно было как-то все совмещать. Я снялся в "Башмачнике", в "Каменской", в фильме "Только раз" Аллы Суриковой, и мы начали снимать "Бумер". Вопрос - Как вы попали на "Бумер"? Ответ - Пригласили на пробы. Я никого не знал из группы, у меня был трудный день, пришел с ребенком, потому что негде было его оставить, спросил скептически: "Бумер - это жвачка?" "Бумер - это машина", - ответил Даня Гуревич. Было долгое утверждение, потом мы начали работать, хотя это казалось совершенно невыгодным по всем делам: и обстоятельства съемок были для меня очень тяжелые, и денег, я понимал, на этом фильме не заработаю. Но когда я прочитал сценарий, он меня ошеломил. Просто ударил - такого со мной никогда не было. Я понимал, что вещь может получиться настоящая. Что режиссер волевой и серьезно настроен. Вопрос - Они вас нашли по фотографии? Ответ - Да, но, когда я пришел, Буслов сказал: "Ты должен поправиться килограмм на 5-10". Вопрос - И вы поправились? Ответ - Поправился. До сих пор не понимаю почему. Спали мы мало, ели очень плохо - булки всякие, плюшки, без режима, может, поэтому и набрал вес. Просто я поверил, что меня должно стать больше, и меня стало больше. Потом после съемок опять сдулся - загадочная история. Смотрю и не узнаю себя на экране... Меня в принципе больше тянет на какие-то чудаковатые комедийные истории, люблю придуриваться. А Рама спокойный, уравновешенный человек. Очень сильный, хотя, безусловно, запутавшийся. Мне было сложно. К тому же в Ленкоме начались репетиции "Укрощения укротителя", где я должен был играть слугу. Роль проходящая, маленькая, но и ее можно было сделать забавно. Только здесь произошел облом - я не мог нормально выполнять свою работу, потому что мы снимали по ночам, Буслов бесился, вся группа бесилась... Вопрос - Бесились почему? Ответ - Они считали, что надо уходить из театра: "Ты должен понимать, что попал в серьезную компанию и надо выбирать между маленькой ролью в театре и большой работой в кино". Но тогда для меня важно было доделать то, что я начал в Ленкоме. Поэтому я совмещал в течение трех месяцев. Вопрос - Коломна, где вы снимали, это далеко от Москвы? Ответ - 100 километров. Я не жил дома, приходилось сниматься по ночам, нас везли утром до метро на машине, этот час мы спали, потом добирались до театра, я шел репетировать. Между репетицией и спектаклем нужно было поспать, что-то съесть, потом играть спектакль. Вечером меня всегда ждала машина перед театром - это было, конечно, круто - микроавтобус, в который нужно было садиться и ехать обратно в Коломну. Это продолжалось в течение трех месяцев, и роль, которую я хорошо начал репетировать в театре, почему-то перестала жить. Я просил, чтобы меня сняли с роли, Самгин отказывался. Роль совсем маленькая и чтобы сделать ее плохо, надо было очень постараться. Но я приезжал со съемок и приносил на сцену все, что было ночью. У меня такая черта характера, я хорошо делать могу только что-то одно. Вопрос - И чем дело кончилось? Ответ - Кончилось тем, что меня сняли с этой крошечной роли. Это было уникально. Я почувствовал себя полной бездарью, мне было ужасно стыдно. Вопрос - Но вы понимали при этом, что снимаетесь в очень хорошем кино? Ответ - Я понимал, что режиссер необычный. Очень сильный и волевой, который даже заставляет его бояться. Все снималось тяжело - с кровью и слезами. Эта атмосфера тяжести в "Бумере" есть - очень мощный задний план. Картинка сама по себе нормальная: все красиво, хорошо. Но там есть что-то еще. Точно есть тяжесть. И она сыграла на фильм. Весь этот задний план - он сформировался благодаря нашей ужасной заснеженной истории. Выпал снег, стало дико холодно и все было очень, очень по-настоящему. Буслов отлично понимал, что он хочет сделать. Мы, правда, много ругались - и по поводу Рамы тоже. Вопрос - Кто побеждал? Ответ - В некоторых сюжетах мне удавалось сделать так, как я считал правильным - с дембелем, например. Я знал, что грубость для меня не органична: это будет не обаятельно. А там где необаятельно, на меня смотреть уж точно невозможно. Вопрос - Вы придумывали какую-то биографию персонажам? Про них ведь не очень понятно, чем они занимаются. Ответ - Конечно, нет. Потому что не хватало времени, сил. Надо было прожить достойно то, что написано в сценарии. В мужском коллективе работать не просто - начинаются какие-то сложные отношения и на площадке, и вне ее. Кто-то пытается взять на себя роль лидера... Вопрос - И кто у вас был лидером? Ответ - По счастию, режиссер. С Бусловым просто не было возможностям работать плохо. Он заставил нас принадлежать этой истории. Вы знаете, я так удивляюсь, когда взрослые люди спрашивают меня: "А зачем вы сделали этот фильм? Что вы хотите этим сказать?" Но это же так просто! Каждый хочет быть здоровым, счастливым, не быть убитым, или обкраденным. Не делай зла такому же человеку, как ты, - и все будет нормально. В Америке люди не боятся говорить о добре, о христианстве, и мне это так понравилось! То, что у нас просто невозможно произнести - там норма. Наверное, язык очень глубоко влияет на человека, потому что я вернулся другим. Вопрос - У вас есть идея стать американским актером? Ответ - Я понял: надо быть интернациональным человеком. Я не хочу работать только в американском кино - я хочу быть в профессии. Да, мне комфортно с этими людьми: они очень нежные, аккуратные, деловые. Это так приятно. У нас все перепутано - когда нужно заниматься профессией - занимаются любовью. Когда заниматься любовью, примешивают профессию. Когда нужно сделать только одно движение - это окружаемо еще десятью, не связанными с основным... Вопрос - Рассуждая чисто теоретически: может ли актер вашего возраста реализоваться сейчас в России? Можно стать звездой без ТВ, т.е. без сериалов? Ответ - Не знаю. Наверное, нет. Вопрос - Но в той же Америке существует довольно четкое деление между актерами, играющими в кино и теми, кто снимается в сериалах. Ответ - У нас сейчас настолько зачаточное состояние всего, что развести артистов по подклассам по-моему попросту невозможно. Я, например, в Америке начал петь. И месяц пел в русском ресторане - Uncle Vanya на 46-й. Однажды в ресторан пришел Ричард Гир - и хотя это был не мой рабочий день, я попросил менеджера: можно я спою? Он ответил: категорически нет. Но я все равно взял гитару и говорю Гиру: "Я с уважением отношусь к вашему творчеству и потому хочу спеть одну песню - русскую. Слушайте!" И запел "Клен ты мой опавший" - минут на семь. Наверное, я сделал это хорошо - потому что Гир встал, пожал мне руку, сказал: спасибо! А я подумал про себя: может быть, еще когда-нибудь встретимся. На улицах его узнают, провожают взглядами, подходят за автографом. Фильм «Бумер» сделал его модным актером. А он может отказаться от роли, если не чувствует в ней правды. Или уехать в Америку изучать английский. «Если цель жизни – заработать деньги на «Мерседес», если это успех, то я не хочу такого успеха». Он из тех, кто живет здесь и сейчас. И немного завтра. Поэтому вчерашние победы, даже самые громкие, вроде «Бумера», он не жалея оставляет позади. Телесериал «Москва. Центральный округ», где он сыграл милиционера, прибавил Сергею Горобченко поклонников. Сам же Сергей, как оказалось, сериал по телевидению не смотрел. «Я видел его лишь однажды – на кассетах. Пересматривать не стал. Нет смысла. Интересно работать». Вопрос - До «Бумера» была роль в сериале «Агент национальной безопасности» и в фильме «Башмачник». Но именно благодаря бандиту Пете Раме ты «проснулся знаменитым»… Ответ - Думаю, никто из работавших над фильмом не скажет точно, что стало причиной такой зрительской любви. Но я ее вижу. Подходят молодые люди на улицах: «Вау! Я приехал в Москву на один день и встретил тебя!» Какая-то надежда в глазах, что-то хотят услышать, узнать… Вопрос - И ты готов общаться, хотя бы пару слов, но сказать каждому? Ответ - Конечно. Раз уж ко мне и моим коллегам пришла известность, нужно «держать удар», быть ответственным по отношению к происходящему. Необходимо сказать нужные слова человеку. Я спрашиваю всегда: «что вы хотите услышать? Что вам написать?» Чистая правда. Пока мы с Сергеем разговаривали (а дело было на Тверском бульваре), он успел раздать несколько автографов. И обязательно интересовался у подходивших, что именно им написать. - Популярность измеряется числом автографов или чем-то более весомым? Машину скажем, приобрел… - Смотри, как я живу: машины у меня нет, квартиры своей не имею. Конечно, жизнь должна быть комфортной. Но ровно на столько, чтобы не было возможности влюбиться в комфорт. Сейчас, слава богу, наступил момент, когда деньги для меня не так важны. Недавно я отказался от роли в восьмисерийном фильме, а это довольно большие деньги. Бандитская тема. В «Бумере» она достаточно честна. Тут же чувствовалась какая-то неправда. Стремящийся играть только правду Сергей Горобченко родом из Североуральска Свердловской области. Окончил музыкальную школу, занимался волейболом. Собирался поступать в МЭИ, но, оценив свои шансы, подал документы в питерский Горный институт. Надолго, впрочем, там не задержался. Судьба привела Горобченко к дверям ЛГИТМиКа. Собственно, его поиск себя на этом и закончился. Пришло время развития. - Помимо учебы я в то время пытался записать музыкальный альбом. Это требовало денег, к тому же у меня вот-вот должен был родиться сын. Мне рассказали, что можно устроиться танцором в ночной клуб, за это неплохо платят. Два года проработал в шоу. В то время я хотел себя развивать разносторонне. Понимал, что танцую не так хорошо, как Нижинский, и должен был этот недостаток устранить. Получилось. Вопрос - То есть теперь ты танцуешь, как Нижинский? Ответ - Почти. Я многое забыл (Смеется). Потом работа в клубе аукнулась в сериале «Таксистка», где я сыграл стриптизера-социолога. Недолго проработав в питерском Театре комедии, Сергей отправился в столицу. Два года играл в «Ленкоме», но сразу после окончания съемок «Бумера» уволился. «Слишком долго я снимался, отношения в театре нарушились». А потом совершил еще более странный, по мнению многих, поступок: почти на семь месяцев уехал в Америку изучать английский язык в Манхэттен-колледже. Вопрос - А что нужно было делать? Ходить по улицам и улыбаться? Фильм сделали, всем огромное спасибо… Новые предложения? Я же знал, что они никуда не денутся. То, что должно произойти, произойдет. Я поехал делать то, что мне хотелось,- учить английский. Жил в американской семье, каждый день по 6 часов занимался в колледже, читал литературу…Своим прилежанием я поставил преподавателей и студентов в тупик: русские казались им ленивыми, безответственными. Ноя был лучшим учеником колледжа и сильно поднял в из глазах рейтинг России. Я начал учить песни на английском и даже заставил себя петь. Сначала на улице под гитару (в колледже-то в голос не запоешь), потом месяц пел в ресторане. Это бы экстрим. Вернувшись, Горобченко получил предложение сняться в американском боевике «Московская жара». Роль не главная, но на английском, который у Сергея оказался настолько хорош, что перечитывать его реплики не стали. Вопрос - Твой сын, наверное, уже говорит по-английски? Ответ - Ему всего 6 лет! он хорошо запоминает, но пока не общается на английском. У Глеба интересная черта характера: он чувствует себя неловко в присутствии людей, которые говорят на непонятном языке. То же самое случилось со мной, но в зрелом возрасте. Зато в шахматы сын уже играет. Читает. Я не очень любил читать в детстве, ко мне эта радость пришла значительно позже. Хочется, чтобы у сына было хорошее будущее. Вопрос - А каким будет твое ближайшее будущее? Ответ - Знаю, что режиссер Александр Прошкин собирается снимать восьмисерийную экранизацию «Доктора Живаго». Он мне предложил подумать о роли Павла Стрельникова-Антипова. Интересно. Классно, очень классно! Талантливый и хитрейший Борис Пастернак так башку завернул мне сегодня, что я очень хочу этим заниматься. Не просто так человек родиться! Родился, погорел, погас… Слишком он живой, думающий, любящий себя и жизнь, чтобы было так все легкомысленно. Вопрос - Мы выяснили, чем ты хочешь заниматься. Теперь вопрос: для чего? Ответ - Если цель – заработать деньги на «Мерседес», если это успех, то я не хочу такого успеха. Этого мало. Я хочу развиваться не только физически, материально, но и духовно. Сейчас для этого появились желание и возможность. Я запрещаю себе дороги, не имеющие перспектив. Страшно потерять время. У меня есть свой путь, и я хочу его пройти. Вопрос - Мне кажется, будь у тебя персональный герб, на нем было бы написано: «Найди свой путь!». Верно? Ответ - Хм…Первое, что будем написано: «Бог». Остальное не так важно.
|