+71 RSS-лента RSS-лента

Блог клуба - Православный мир

Администратор блога: Шахерезада
Иконография Страстной Седмицы
Иконография Страстной Седмицы

На Страстной седмице Церковь вспоминает последние дни земной жизни Спасителя: Его деяния и беседы с учениками, установление Таинства Евхаристии, предательство Иуды, заключение Господа под стражу, Его страдания и уничижение, распятие, смерть и погребение.
Иконография Страстной Седмицы

Великий Понедельник. Проклятие смоковницы. Печская патриархия. XIV в.

Иконография Страстной Седмицы

Великий Понедельник. Проклятие смоковницы. Книжная миниатюра из арабского Евангелия XVII в.

Иконография Страстной Седмицы

Великий Вторник. Притча о десяти девах. VI в. Миниатюра Евангелия из Россано. Музей в Россано, Италия

Иконография Страстной Седмицы

Великий Вторник. Притча о десяти девах. Современная греческая фреска

Иконография Страстной Седмицы

Великий Вторник. Притча о злых виноградарях. Книжная миниатюра XI в.

Иконография Страстной Седмицы

Великая Среда. Предательство Иуды. Автор: Дуччо ди Буонисенья, XIII в.

Иконография Страстной Седмицы

Великий Четверг. Умовение ног апостолов. Роспись церкви Панагии Асину в Никитари, Кипр. 1105 г.

Иконография Страстной Седмицы

Великий Четверг. Умовение ног апостолов. Нач. XIV в, фреска монастыря Ватопед, Афон

Иконография Страстной Седмицы

Великий Четверг. Господь объясняет смысл умовения ног апостолов. Нач. XIV в, фреска монастыря Ватопед, Афон

Иконография Страстной Седмицы

Великий Четверг. Тайная Вечеря. Нач. XIV в, фреска монастыря Ватопед, Афон

Иконография Страстной Седмицы

Великий Четверг. Тайная Вечеря. Икона монастыря Ватопед, Афон

Иконография Страстной Седмицы

Великий Четверг. Тайная Вечеря. Мозаика собора св. Марка, Венеция

Иконография Страстной Седмицы

Великий Четверг. Причащение апостолов. Фреска монастыря Ставроникита, Афон

Иконография Страстной Седмицы

Великий Четверг. Причащение апостолов. Фреска в соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Сретенский монастырь, Москва

Иконография Страстной Седмицы

Великий Четверг. Причащение апостолов. VI в. Миниатюра Евангелия из Россано. Музей в Россано, Италия

Иконография Страстной Седмицы

Великий Четверг. Причащение апостолов. Фреска в соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Сретенский монастырь, Москва

Иконография Страстной Седмицы

Великий Четверг. Моление о Чаше. Мозаика собора св. Марка, Венеция

Иконография Страстной Седмицы

Великая Пятница. Моление о Чаше. Нач. XIV в, фреска монастыря Ватопед, Афон

Иконография Страстной Седмицы

Великая Пятница. Иуда приводит стражников ко Христу. Армянская книжная миниатюра XIII в.

Иконография Страстной Седмицы

Великая Пятница. Поцелуй Иуды. Византийская книжная миниатюра

Иконография Страстной Седмицы

Великая Пятница. Поцелуй Иуды. Нач. XIV в, фреска монастыря Ватопед, Афон

Иконография Страстной Седмицы

Великая Пятница. Поцелуй Иуды. Пещерная церковь, Каппадокия. XI в.

Иконография Страстной Седмицы

Великая Пятница. Христос на допросе у Анны. Фреска Старо-Нагорично, Македония. XII-XIV в.

Иконография Страстной Седмицы

Великая Пятница. Христос на допросе у первосвященника Каиафы. Фреска Старо-Нагорично, Македония. XII-XIV в.

Иконография Страстной Седмицы

Великая Пятница. Христос перед Пилатом. VI в. Миниатюра Евангелия из Россано. Музей в Россано, Италия

Иконография Страстной Седмицы

Великая Пятница. Христос перед Пилатом. Фреска работы Феофана Критского, монастырь Ставроникита, Афон

Иконография Страстной Седмицы

Великая Пятница. Христос перед Иродом. Фреска Старо-Нагорично, Македония. XII-XIV в.

Иконография Страстной Седмицы

Великая Пятница. Иудеи требуют смерти Христу: «Да будет распят!». VI в. Миниатюра Евангелия из Россано. Музей в Россано, Италия

Иконография Страстной Седмицы

Великая Пятница. Уничижение Христа. Фреска Старо-Нагорично, Македония. XII-XIV в.

Иконография Страстной Седмицы

Великая Пятница. Смерть Иуды. Капитель церкви св. Лазаря, Франция. XII в.

Иконография Страстной Седмицы

Великая Пятница. Крестный путь Спасителя. Слоновая кость. Британский музей. 420-430 гг.

Иконография Страстной Седмицы

Великая Пятница. Симон Киринейский помогает Господу нести Крест. Кипрская фреска

Иконография Страстной Седмицы

Великая Пятница. Господь шествует на страдания. Фреска монастыря Ставроникита, Афон

Иконография Страстной Седмицы

Великая Пятница. Восхождение на Крест. Нач. XIV в, фреска монастыря Ватопед, Афон

Иконография Страстной Седмицы

Великая Пятница. Пригвождение ко Кресту. Фреска монастыря Дионисиат, Афон

Иконография Страстной Седмицы

Великая Пятница. Распятие Христа и гибель Иуды. Слоновая кость. Британский музей. 420-430 гг.

Иконография Страстной Седмицы

Великая Пятница. Распятие, VIII в, Синай

Иконография Страстной Седмицы

Великая Пятница. Распятие. Пещерная церковь, Каппадокия. XI в.

Иконография Страстной Седмицы

Великая Пятница. Распятие. Фреска церкви св.Николая в Прилепе, Македония. XII-XIII в.

Иконография Страстной Седмицы

Великая Пятница. Распятие. Мозаика монастыря Осиас Лукас

Иконография Страстной Седмицы

Великая Пятница. Смерть Христа. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Сербия. XIV в.

Иконография Страстной Седмицы

Великая Пятница. Снятие со Креста. Армянская книжная миниатюра XIII в.

Иконография Страстной Седмицы

Великая Пятница. Снятие со Креста. Фреска монастыря Дионисиат, Афон. Сер. XVI в.

Иконография Страстной Седмицы

Великая Пятница. Снятие со Креста. Книжная миниатюра

Иконография Страстной Седмицы

Великая Пятница. Оплакивание Христа. Фреска монастыря Дионисиат, Афон. Сер. XVI в.

Иконография Страстной Седмицы

Великая Пятница. Оплакивание Христа. Фреска монастыря Грачаница

Иконография Страстной Седмицы

Великая Пятница. Оплакивание Христа. Фреска монастыря в Нерези, Македония, XII в.

Иконография Страстной Седмицы

Великая Пятница. Положение во гроб. Мозаика храма Воскресения Христова в Иерусалиме

Иконография Страстной Седмицы

Великая Пятница. Положение во гроб. Кипрская фреска

Иконография Страстной Седмицы

Великая Суббота. Оборотная сторона двусторонней иконы с образом Богоматери Одигитрии. Кастория, Археологический музей

Иконография Страстной Седмицы

Великая Суббота. Христос в окружении ангельских сил. Плащаница из монастыря Преображения Господня, Метеоры, Греция. XIV в.
kolkolich +5 1 комментарий
Вход Господень в Иерусалим
Вскоре после воскрешения Лазаря, за шесть дней до еврейской Пасхи, Иисус Христос совершил торжественный вход в Иерусалим, чтобы показать, что Он есть истинный Христос Царь и идет на смерть добровольно.

Приблизившись к Иерусалиму, придя к селению Виффагии, к горе Елеонской, Иисус Христос послал двух учеников Своих, сказав: "идите в селение, которое прямо перед вами; там вы найдете, привязанную ослицу и молодого осла с нею, на которого никто из людей никогда не садился; отвяжите их и приведите ко Мне. И если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу".

Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус Христос. Они привели ослицу и молодого осла, покрыли осла своими одеждами, и Иисус Христос сел на него.

Между тем, в Иерусалиме узнали, что Иисус, воскресивший четверодневного Лазаря, идет в Иерусалим. Множество народа, собравшегося отовсюду к празднику Пасхи, вышло к Нему навстречу. Многие снимали с себя верхние одежды и постилали их Ему по дороге; другие срезали пальмовые ветви, несли их в руках и бросали по дороге. И весь народ, сопровождавший и встречавший Его, в радости восклицал: "осанна (спасение) Сыну Давидову! благословен грядущий во имя Господне (т. е. достоин хвалы, идущий от имени Господа, от Бога посланный) Царь израилев! Осанна в вышних!"

Приблизившись к Иерусалиму, Спаситель со скорбью смотрел на него. Он знал, что народ отвергнет Его, - своего Спасителя, - и Иерусалим будет разрушен. Иисус Христос заплакал о нем и сказал: "О, если бы ты хотя в этот твой день узнал, что служит к миру (т. е. спасению) твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих (т. е. ты упорно закрываешь глаза на все Божие благоволение, посылаемое тебе). Придут на тебя дни, когда враги обложат тебя окопами и окружат тебя и отеснят тебя отовсюду и разорят тебя, побьют детей твоих и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал (не захотел узнать) времени посещения твоего" (т. е. времени, когда Господь посветит тебя).

Когда Иисус Христос вошел в Иерусалим, весь город пришел в движение, и спрашивали не знавшие Его: "Кто это?"

Народ отвечал: "это - Иисус, пророк из Назарета Галилейского", и рассказывали при этом, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.

Войдя в храм, Христос снова, как и в первый год Своего учения, выгнал из него всех продающих и покупающих, говоря им: "написано: - Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов - а вы сделали его вертепом разбойников".

Слепые и хромые обступили Его в храме, и Он их всех исцелил. Народ, видя чудеса Иисуса Христа, еще больше стал прославлять Его. Даже малые дети, бывшие в храме, восклицали: "осанна Сыну Давидову!"

Первосвященники же и книжники негодовали на это и сказали Ему: "слышишь ли, что они говорят?"

Иисус Христос ответил им: "да разве вы никогда не читали: - из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?" (Псал. 8, 3).

В следующие затем дни Иисус Христос учил в храме, а ночи проводил вне города. Первосвященники, книжники и старейшины народа искали случая погубить Его, но не находили, потому что весь народ неотступно слушал Его.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея, гл. 21, 1-17; от Марка, гл. 11, 1-19; от Луки, гл. 19, 29-48; от Иоанна, гл. 12, 12-19.

Торжественный вход Господень в Иерусалим празднуется св. Православною Церковью в последнее воскресенье перед светлым праздником Пасхи. Это - один из великих праздников и называется он еще Вербным Воскресеньем, потому что в этот день за всенощною службою Божию (или за утренею) раздаются молящимся освященный ветви вербы или других растений. В старину с зелеными ветвями встречали царей, возвращавшихся с торжеством после победы над врагами. И мы, держа в руках первые распускающиеся весною ветви прославляем Спасителя, как Победителя смерти; потому что Он воскрешал умерших и в этот самый день входил в Иерусалим для того, чтобы умереть за наши грехи и воскреснуть и тем спасти нас от вечной смерти и вечных мук. Ветка служит у нас тогда знаком победы Христа над смертью и должна напоминать нам о будущем воскресении всех нас из мертвых.
Тест "Православные посты"
http://azbyka.ru/test/pravoslavnye-posty
Вот и подходит к концу Святая Четыредесятница .
Какие плоды она нам принесла и как мы ее прожили ?
Предлагаю пройти этот тест и ответить себе на этот и многие другие вопросы .
Все от меня это было
Думала ли ты когда-либо, что все, касающееся тебя,

касается и Меня? Ибо касающееся тебя

касается зеницы ока Моего.

Ты дорога в очах Моих, многоценна,

и Я возлюбил тебя, и поэтому для Меня

составляет особую отраду воспитывать тебя.

Когда искушения на тебя и враг придет, как река,

Я хочу, чтобы ты знала, что

От Меня это было.

Что твоя немощь нуждается в Моей силе

и что безопасность твоя заключается в том,

чтобы дать Мне возможность защитить тебя.

Находишься ли ты в трудных обстоятельствах,

среди людей, которые тебя не понимают,

не считаются с тем, что тебе приятно,

которые отстраняют тебя, —

От Меня это было.

Я — Бог твой, располагающий обстоятельствами,

и не случайно ты оказалась на своем месте,

это то самое место, которое Я тебе назначил.

Не просила ли ты, чтобы Я научил тебя смирению?

И вот Я поставил тебя в ту именно среду,

в ту школу, где этот урок изучается.

Твоя среда и живущие с тобою только выполняют

Мою волю. Находишься ли ты в денежном затруднении,

трудно тебе сводить концы с концами, знай, что

От Меня это было.

Ибо Я располагаю твоими средствами и хочу, чтобы

ты прибегала ко Мне и знала бы, что ты в зависимости

от Меня. Мои запасы неистощимы. Я хочу, чтобы

ты убеждалась в верности Моей и Моих обетований.

Да не будет того, чтобы тебе могли сказать

в нужде твоей “Ты не верь Господу Богу твоему”.

Переживала ли ты ночь в скорби?

Ты разлучена с близкими и дорогими сердцу твоему, —

От Меня это послано тебе.

Я — муж скорбей, изведавший болезни,

Я допустил это, чтобы ты обратилась ко Мне

и во Мне могла найти утешение вечное.

Обманулась ли ты в друге своем, в ком-нибудь,

кому ты открывала сердце свое, —

От Меня это было.

Я допустил этому разочарованию коснуться тебя,

чтобы познала ты, что лучший твой друг есть Господь.

Я хочу, чтобы ты все приносила ко Мне и говорила Мне.

Наклеветал ли кто на тебя, предоставь это Мне,

и прильни ближе ко Мне, убежищу твоему, душею твоею,

чтобы укрыться от пререкания языков,

Я выведу как свет правду твою

и судьбу твою, яко полудне.

Разрушились планы твои, поникла ты душею

и устала —

От Меня это было.

Ты создавала себе план, имела свои намерения,

ты и принесла их Мне, чтобы Я благословил их.

Но Я хочу, чтобы ты предоставила Мне

распоряжаться и руководить обстоятельствами

жизни твоей, так как ты — только орудие,

а не действующее лицо.

Постигли ли тебя нежданные неудачи житейские,

и уныние охватило сердце твое, знай —

От Меня это было.

Ибо Я хочу, чтобы сердце твое и душа твоя

были всегда пламенеющими пред очами Моими,

и побеждали бы именем Моим всякое малодушие,

Не получаешь ты долго известий от близких,

дорогих тебе людей,

по малодушию твоему и маловерию

впадаешь в ропот и отчаяние, знай —

От Меня это было.

Ибо этим томлением духа твоего испытую Я

крепость веры твоей в непреложность обетований

и силу дерзновения твоей молитвы о сих близких твоих,

ибо не ты ли возлагала заботы о них

на Мою промыслительную любовь?

Не ты ли и ныне вручаешь их

Покрову Пречистыя Матери Моея?

Постигла ли тебя тяжкая болезнь,

временная или неисцелимая,

и ты оказалась прикованной к одру твоему —

От Меня это было.

Ибо Я хочу, чтобы познала ты еще глубже Меня

в немощах твоих телесных и не роптала бы за сие

ниспосылаемое тебе испытание,

и чтобы ты не старалась проникнуть в Мои планы

спасения душ человеческих различными путями,

а безропотно и покорно преклонила бы главу твою

под благость Мою о тебе.

Мечтала ли ты сотворить какое-либо

особенное дело для Меня

и вместо этого сама слегла на одр болезни и немощи —

От Меня это было.

Ибо тогда ты была бы погружена в дела свои,

и Я не мог бы привлечь мысли твои к Себе,

а Я хочу научить тебя самым глубоким мыслям и

урокам Моим, чтобы ты была на службе у Меня.

Я хочу научить тебя сознавать, что ты — ничто без Меня.

Некоторые из лучших сынов Моих суть те,

которые отрезаны от живой деятельности,

чтобы им научиться

владеть оружием непрестанной молитвы.

Призвана ли ты неожиданно занять трудное и

ответственное положение, полагаясь на Меня.

Я вверяю тебе эти трудности,

и за это благословит тебя Господь Бог твой во всех делах твоих,

на всех путях твоих, во всем

Руководителем и Наставником твоим будет Господь твой.

В сей день в руки твои, дитя Мое,

дал Я этот сосуд освященного елея,

пользуйся им свободно.

Помни всегда, что каждое возникающее затруднение,

каждое оскорбляющее тебя слово, каждая напраслина и

осуждение,

каждая помеха в твоей работе,

которая могла бы вызвать чувство досады, разочарования,

каждое откровение немощи и неспособности твоей

будет помазано этим елеем —

От Меня это было.

Помни, что всякая помеха есть Божие наставление,

и потому положи в сердце свое слово,

которое Я объявил тебе в сей день —

От Меня это было.

Храни их, знай и помни — всегда, где бы ты ни была,

что всякое жало притупится, когда ты научишься

во всем видеть Меня.

Все послано Мною для совершенствования души твоей, —

все от Меня это было.
7 ВЕЛИКОПОСТНЫХ ТРАДИЦИЙ
Великий пост длится сорок дней, к которым присовокупляется еще семь дней Страстной седмицы. Конечно, все мы знаем порядок богослужений и череду седмиц. Но, кроме «официальных» установлений, есть еще и народные, сложившиеся за многие века. Большинство их носит нерелигиозный характер, скорее, бытовой. Они помогают нам чуть легче пройти сквозь нелегкое время 47-дневного поста и немного скрасить его печальные дни.

Традиция первая. Грибной рынок

Наши предки, в распоряжении которых не было круглосуточных супермаркетов, предпочитали закупаться продуктами сразу на длительный срок и за один раз. Закупка на пост была важнейшим ритуалом, неотъемлемой частью поста. Первая неделя поста отводилась для таких вот закупок. Тысячи людей устремлялись на рынки, куда к началу поста свозили несметное число постной еды: сырые, моченые, квашеные, сушеные, вяленые, соленые овощи, ягоды, крупы, и, конечно же, «лесную говядину» — грибы. Закупались каждый от своего достатка, богатые люди брали товар возами.

Это сейчас постные продукты дороже, чем скоромные, а в то время квашеная капустка с клюквой да соленые огурчики стоили гроши. Основу постного стола составляли грибные блюда, поэтому постные рынки называли грибными. На базарах продавали грибы маринованные — закусочные, предназначенные для угощения «в прикуску», и похлебные, которые шли на похлебку, а так же сушеные и соленые. Из грибов готовили всевозможные солянки, икру, гуляши, фарши для пирогов, добавки для каш, щей и множество других блюд — практически все. Разве что десерты из грибов не готовили.


Традиция вторая. Великопостное печенье — «кресты»

Его пекут из постного песочного теста с цукатами, изюмом или миндалем в воскресенье Крестопоклонной недели. Как можно понять из названия, печенью придают крестообразную форму. Часто из изюма или цукатов на перекладинках делали «гвоздочки», а сами перекладинки поливали сахарной глазурью. «Кресты» были первым угощением в это день. Считалось, что их надо есть натощак и запивать святой водой — это должно было прибавить здоровья. Так же был и обычай по форме вынутых из печи крестов узнавать свою судьбу: если доставался крест ровненький, без изъянов, то человека ждали успех и благополучие. Если же крест был с трещинами, вздувался, или, еще хуже — разваливался, то жди беды и всевозможных тягот.

Традиция третья. «Жаворонки»

«Жаворонки» — это тоже вид постного печенья, приготовление которого связано с памятью сорока мучеников Севастийских, которую празднуют 22 марта по новому стилю. Со временем название праздника «сорок мучеников» плавно трансформировалось в «сороки» и в народном сознании соединилось с ожиданием весны и возвращением перелетных птиц. Поэтому печенье пекли из дрожжевого или песочного теста, придав ему форму птички с глазками из изюма или других ягод. Считалось, что в этот день зима окончательно уходит прочь, и прилетает первая весенняя птица — жаворонок.

В некоторых губерниях печенье называли «кулики», в некоторых «воробушки», а на севере — «тетёры». «Тетёры» из всего великопостного печенья имели самый загадочный вид: их делали из жгутов теста, которые переплетали между собой, получая причудливые орнаменты, схожие с древними рисунками солнца, животных, религиозных символов.


Число «жаворонков» должно было быть не меньше 40. «Жаворонки» были в основном детским лакомством. Сладких птичек раздавали детишкам, а те насаживали их на длинные тонкие палки, бегали с ними по деревне и зазывали весну песенками-веснянками. Вдоволь набегавшись, дети съедали «птичек», хвастаясь, у кого вкуснее да красивее мамка печет.

Традиция четвертая. Печенье «Лестницы»

Это печенье, как вы уже могли догадаться, пекут в воскресенье четвертой недели Великого поста, отмечая таким образом память Иоанна Лествичника. Для этого печенья использовали песочное постное тесто. Само собой, угощение должно было иметь вид лесенки. Чаще всего печенье формировали из двух жгутов, соединенных между собой перекладинами, но в некоторых областях «лестницы» выполняли в виде тонко раскатанной длинной лепешки, на которую лепили перекладинки.

Число перекладин в такой съедобной лестнице могло быть разным, но символичным: 7 — потому что считалось, что есть семь «небес», 12 — по числу апостолов, 20 — по числу мытарств и так далее. Лесенки с большим числом ступеней могли иметь вид не печенья, а конструкции из двух длинных жгутов теста, между которыми в качестве перекладин укладывали небольшие пирожки. В отличие от «жаворонков», «лестницы» не оставляли себе: часть отдавалась в храм для причта, а остальное предписывалось раздать нищим.

Традиция пятая. Вербное воскресенье

На Ближнем востоке этот праздник называю Пальмовым воскресеньем, потому что в этот день вспоминают вхождение Господа Иисуса Христа в Иерусалим и торжественную встречу, которую устроили Ему горожане, выйдя на дорогу с пальмовыми ветвями в руках. Поскольку в России пальмы повсеместно не растут, а праздник приходится на раннюю весну, и единственным растением, которое к этому времени подает признаки жизни, является верба, то у нас принято в день праздника быть в храме с веточками верб.

Сейчас каждый приходит со своим букетиком, прежде же обычно вербу рубили возами и с вечера доставляли в церковь, где после освящения раздавали верующим. Освященные веточки берегли со всей тщательностью, так как народная вера придавали им большую «силу». Пучком освященной вербы обметали углы дома, чтобы прогнать нечистую силу, на Юрьев день (день Георгия Победоносца) традиционно происходил первый выгон скота на пастбище, и коровушек с козочками да овечками погоняли в это день освященной вербочкой. В некоторых областях было принято класть веточку вербы в руки умершему, чтобы он «на том свете Господа встретил». Если случалась беда — корова или лошадь заболевали, то им давали попить водичку, в которой предварительно держали освященную вербу.

Во многих губерниях было принято освященной вербой хлестать друг друга, а наипаче — собственных детей, приговаривая при этом: «Верба — хлыст, бей до слез. Будь здоров, как верба». Существовало также поверье, согласно которому неплодной женщине надлежало съесть почку от освященной вербы, и тогда в скорости у нее должна была наступить беременность. Прутья старались сохранить до следующего Вербного, после чего меняли на новые, а старые сжигали в печи.

Традиция шестая. Четверговая свеча

В Страстной четверг во второй половине дня в храмах читается двенадцать Евангелий страстей Христовых. Это двенадцать отрывков из Евангелий, повествующих о тех муках, которые перенес Спаситель после ареста и вплоть до крестной смерти. По обычаю слушают это чтение с зажженной свечой в руках, поэтому такую свечку еще называли евангельским огнем, «страшной» (страстной) свечей. Для этого старались купить самую большую свечу, чтобы ее хватило на все богослужение, и еще на то, чтобы ее можно было донести до дома. Огонек берегли с особой тщательностью, нередко для того, чтобы сохранить его, свечку помещали в выскобленную тыкву.

Войдя в дом, с горящей свечой обходили все комнаты, все помещения, все углы, а над дверными и оконными проемами ее копотью рисовали кресты, чтобы нечистая сила не проникала в дом и не пакостила. Считалось, что если свеча не погасла на ветру, а с ее огоньком удалось обойти весь дом, то семью ожидает благополучие в текущем году, болезни и горе будут обходить ее стороной.

Традиция седьмая. Чистый четверг

Это второе, народное название Страстного четверга. В этот день люди стремились омыть душу исповедью, а тело — баней. Хозяйки после литургии затевали генеральную уборку в избе: мыли окна и полы, выметали всю паутину из углов, перемывали всю посуду, стелили чистую скатерть на стол, меняли рушники на иконах с постных на праздничные, украшали иконы красными искусственными цветами. Вечером вся семья шла в баню как следует попариться, «смыть грехи». В этот же день традиционно заканчивали последние приготовления к Пасхе: пекли куличи, красили яйца, делали масляных барашков и творожные пасхи. И, окончив все бытовые хлопоты, вступали в два самых напряженных дня: Страстную пятницу и Страстную субботу, чтобы в молитвенном усердии встретить Светлый Христов день.
Проповедь архимандрита Кирилла (Павлова) в одну из Родительских суббот Великого поста..
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные братия и сестры, вы хорошо поступили, что пришли сегодня в храм, собрались, чтобы вознести совместно свои горячие молитвы к Престолу Божию об отшедших отцах, братиях, сестрах и всех сродниках наших, о всех скончавшихся православных христианах. Долг любви к ближним обязывает нас молиться за усопших, которые отошли в вечность. Участь их нам неизвестна, но мы непременно должны молиться за них, потому что для них это очень хорошо и для нас от сего великая польза.

Совершая молитвы за усопших, мы тем самым свидетельствуем свою любовь к ним, выражаем сострадание, милосердие. А Господь сказал, что блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5:7). К тому же, если наш ближний, за кого мы молимся, угодил Господу, то он уже сам имеет пред Господом дерзновение и за нас может возносить пред Ним свои молитвы.

Обычай молиться за усопших Церковь приняла от самих Апостолов и во все времена молилась и будет молиться за них до скончания века. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Не напрасно узаконено Апостолами поминать умерших при Страшных Тайнах. Они знали, что великая бывает от того польза для усопших, великое благодеяние». Святые Отцы и учители Церкви всех времен проповедовали в слух всех о том, что возможна перемена участи усопших до Суда Всеобщего.

Святитель Иоанн Златоуст говорит:

«Есть возможность облегчить наказание умершего грешника. Если будем творить частые молитвы за него и раздавать милостыню, то, хотя бы он был и недостоин сам по себе, Бог услышит нас».

И у блаженного Августина читаем:

«Не надобно отвергать того, что души умерших получают облегчение от благочестивых, когда приносится за них Жертва Ходатая или раздается милостыня для их пользы, но такие дела благочестия приносят пользу только тогда, когда умершие заслужили, чтобы те были полезны… Подлинно, есть образ жизни, который не столько чист, чтобы не требовал помощи по смерти, и не столько худ, чтобы не послужило ему это по смерти в пользу».
Много имеется примеров, когда усердная молитва за усопших избавляла их от мучительного состояния. Приведем один пример достоверный, описанный святой мученицей III века Перпетуей. «Однажды, – пишет мученица, – в темнице во время общей молитвы я нечаянно произнесла имя моего умершего брата Динократа. Пораженная нечаянностью, начала я молиться и воздыхать о нем пред Богом. В следующую ночь было мне видение.

Вижу, будто из темного места выходит Динократ в сильном жару и измученный жаждою, нечистый видом и бледный; на лице у него рана, с которою он умер. Между мною и им была великая пропасть, так что мы не могли приблизиться друг к другу. Подле того места, где стоял Динократ, был полный водоем, край которого был гораздо выше, чем рост моего брата, и Динократ вытягивался, стараясь достать воды. Я жалела, что вышина края препятствует моему брату напиться.

Тотчас после этого я проснулась и познала, что мой брат в муках. Веруя, что молитва может помочь ему в страданиях, я дни и ночи молилась в темнице с воплем и слезами, чтобы он был мне дарован. В тот день, в который мы оставались связанными в оковах, было мне новое явление: место, которое прежде я видела темным, стало светлым, и Динократ, чистый лицом и в прекрасной одежде, наслаждается прохладою. Где у него была рана, там вижу только след ее, а край водоема теперь был вышиною не более как по пояс отроку, и он мог без труда доставать оттуда воду.

На краю стояла золотая чаша, полная воды; Динократ, подошедши, стал пить из нее, и вода не убавлялась. Тем видение кончилось. Тогда я уразумела, что он освободился от наказания».

Блаженный Августин в пояснение сего повествования говорит, что Динократ был просвещен Святым Крещением, но увлекся примером отца-язычника и был нетверд в вере, и умер после некоторых, обыкновенных в его возрасте, грехопадений. За такую неверность Христовой вере он терпел страдания, но по молитвам святой сестры своей избавился от них.

Поэтому, дорогие мои, пока остается на земле воинствующая Церковь, пособиями ее участь умерших грешников еще может изменяться на лучшее.

Как много утешений для скорбного сердца, как много света для недоумевающего ума в христианстве! Лучи света льются из него и в мрачное царство мертвых.

Дорогие братия и сестры, благость Спасителя предоставила нам средства облегчать участь умерших братий, не будем же невнимательны к воле Благости Небесной, не будем жестоки и к ближним своим. Будем творить для них возможное для нас, будем молиться за них молитвами Святой Церкви, будем подавать за них милостыню. Если не для них, то для себя будем милостивы. Ведь разве будет к нам милостив Господь, когда мы были немилостивы к искупленным Кровию Его? Останемся ли мы и воистину христианами, если не будем творить дел любви?

Совершая поминовение усопших, мы должны всегда помнить, что ведь и мы, не ныне, так завтра, непременно отправимся вслед за ними в другую, Вечную, Жизнь, потому что человек бесследно не исчезает, так как он имеет бессмертную душу, которая не умирает. То, что мы видим умирающим, есть видимое грубое тело, а то, что живет в нем, есть невидимая тонкая сила, которая обыкновенно называется душою.

Тело само свидетельствует о своей смертности, потому что оно разрушимо и делимо, душа же, напротив, имеет несложное духовное неразрушимое существо и разлагаться на составные части, как тело, и умирать не может. Душа бессмертна. Душа имеет нераздельное неслиянное единство, она во всё время жизни чувствует в себе одно постоянное бытие. Тело наше участвует в жизни как бы поневоле, будучи приводимо в движение силою души, всегда тяготя ее своей леностью. Душа, напротив, всегда продолжает свою независимую жизнь и деятельность, даже когда деятельность тела останавливается сном, или болезнью, или смертью. Вера в бессмертие души существовала у всех народов и во все времена, даже среди языческих и диких племен.

Что служит доказательством бессмертия нашей души? Прежде всего, в том, что душа человеческая бессмертна, убеждает нас слово Божие. Еще в ветхозаветные времена говорил Екклезиаст: И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его (ср.: Еккл. 12:7). И в другом месте Премудрый говорит: Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего (Прем. 2:23). Иову искушение Бог попустил только над телом и над имуществом его, а до души коснуться лукавому не допустил.

Весь Новый Завет – утверждение нашей веры в бессмертие души и нашей надежды на будущее воскресение. Господь Иисус Христос Своим учением и делами утверждал сию веру и надежду, когда говорил, что Он пришел в мир для того, чтобы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:15); и еще: Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти во век (Ин. 8:51).

Кроме того, Господь заповедует всем христианам, в особенности же проповедникам слова Божия: Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф. 10:28), и этим Он также ясно говорит, что душа бессмертна.

Истину бессмертия души человеческой должен признать и самый здравый смысл. Посмотрите внимательно на человека: чего ищет его сердце, к чему оно стремится? Отчего душа его в мире сем ничем не насыщается, не удовлетворяется? Иной имеет все возможные на земле наслаждения и, однако, опять чего-то ищет и не находит. Иной желает утолить жажду души своей мирскими удовольствиями и забавами, но всё это оставляет в душе одну только пустоту, томление духа, и человек ищет каких-то новых наслаждений и опять не обретает в них отрады.

Всё это доказывает ту истину, что душа человеческая ничем в мире сем не может удовлетворить своей внутренней жажды блаженства.

Бог для того-то и пробудил в душе человека сию ненасытную жажду, чтобы через то указать ему на другую, лучшую, жизнь, чтобы человек не останавливался на удовольствиях временных, но стремился к почести вышнего звания Божия.

А если обратить внимание на способность нашей души к познанию? Как обширен круг человеческих познаний, какой обширный запас предметов заключает в себе память, какое бесконечное пространство в один миг пробегает воображение, какие высокие предметы воспринимает и объясняет рассудок! И чем обширнее круг познаний человека, тем большая пробуждается в душе его жажда к приобретению их. Что означает эта ничем не утолимая жажда к познанию, как не то, что полное насыщение души познаниями должно произойти лишь там, за гробом?

Если обратить внимание на самую жизнь человека, то и в ней можно найти важное доказательство бессмертия души человеческой. В чем проходит большая часть жизни нашей? Не в скорбях ли и бедствиях? Иной борется с болезнями, другой – с невзгодами, иной страждет от бедности и лишений, иной переносит злобу врагов своих или терпит скорбь от их зависти и клеветы. Трудно найти человека, который бы не был знаком с несчастьями, который бы мог сказать: «Я счастлив и блажен!» А сколько таких страдальцев, которых еще с самой колыбели встречают скорби и болезни и не расстаются с ними до самой могилы!

Как же объяснить цель человеческого бытия, если отнять у души ее бессмертие? Ужели участь человека и бессловесных животных одна и та же? Чем же тогда человек превосходит их? Разве лишь тем, что он больше переносит скорбей и несчастий, чем бессловесные… Но слово Божие разрешает это недоумение, говоря: Знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный (2 Кор. 5:1).

Аминь.
Соборование. Таинство больных и здоровых
Что такое Соборование?

Таинство Соборования многим не слишком известно. Оттого с ним связаны самые странные предрассудки и заблуждения. Иногда считается, что соборовать нужно только безнадежно больных, что после Соборования человек или непременно умирает, или непременно исцеляется… Что же на самом деле понимает Церковь под этим таинством?

Рассказывает протоиерей Валентин АСМУС.

Соборование. Таинство больных и здоровых


Прощение забытых грехов

Таинство Елеосвящения чаще называют Соборованием (поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно). В чем же его суть? Во-первых, молитвы этого таинства могут исцелить болящего, если на то будет Божия воля. Во-вторых, что не менее важно, в таинстве Соборования человек получает прощение грехов.

Но каких грехов? Не тех, которые необходимо исповедовать в таинстве Покаяния, которые мы сознаём и пытаемся преодолевать. Но у каждого из нас есть множество грехов, которые проходят мимо нашего сознания, в силу нашей духовной расслабленности, грубости чувств. Либо мы, согрешив, тут же забываем это, либо вообще не считаем за грех, не замечаем. Однако неосознанные грехи – это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься – что и происходит в таинстве Елеосвящения. Кроме того, если говорить о тяжелобольных людях – бывает так, что в силу своего общего болезненного состояния они просто не могут заметить в себе те грехи, в которых они в ином случае обязательно покаялись бы на исповеди. Так вот, если мы приносим искреннее покаяние – то в таинстве Соборования получаем прощение таких неупомянутых (помимо нашей воли) на исповеди грехов.

Что же касается телесного выздоровления – оно может произойти, а может не произойти , об этом мы молимся при совершении таинства, и такие чудесные исцеления действительно нередко происходят после Соборования. Однако нельзя рассчитывать на это, нельзя воспринимать таинство как некую магическую процедуру, гарантирующую исцеление от всех болезней.

Из глубины веков.


Таинство Елеосвящения, как и прочие таинства, имеет евангельское происхождение, оно было установлено Самим Христом. Как мы узнаём из Евангелия от Марка (6-я глава), “призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли”. Согласно этому свидетельству, еще до голгофских страданий Спасителя существовало такое священнодействие, оно подавало помощь больным и телесно, и духовно. Затем мы находим сведения о Таинстве Елеосвящения в послании святого апостола Иакова (5-я глава, стихи 14-15). “Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему”.

Богослужебный чин таинства Соборования известен в нынешнем виде только с XV века. Чин (то есть порядок совершения таинства) видоизменялся на протяжении веков, становясь более пространным, более фиксированным.

Какие же тут были этапы? Сразу скажу, что известно нам далеко не всё. О первых веках мы знаем очень мало. В самых ранних памятниках, которые имеют отношение к этому чину (III-IV века), существуют такие чины, как “благодарение воды и елея” и молитва о приносимом елее. Молитва о елее включала в себя просьбу благословения у Бога на этот елей для помазания болящих и для потребления его ими в пищу. В IV веке освящение елея иногда совершал епископ – впрочем, в то время и другие таинства совершались преимущественно епископа
Затем, в византийских богослужебных книгах VIII века, мы видим уже более детализированную последовательность молитв, первая из которых – та, что начинается словами: “Отче Святый, врачу душ и телес…” Эта древняя молитва и в наше время произносится при совершении Соборования, и более того – является, говоря богословским языком, тайносовершительной формулой.

Иногда спрашивают – а когда Соборование начали воспринимать именно как таинство, когда его включили в число семи церковных таинств? Кстати, представление о том, что таинств ровно семь, не догматизировано в Православии, это западная богословская традиция, которая вошла и в наши учебники. Но некоторые святые отцы считали таинствами и другие священнодействия, например, Великое освящение воды в праздник Богоявления, монашеский постриг… Как бы там ни было, Елеосвящение достаточно рано стало восприниматься как таинство и на Востоке и на Западе.

Впрочем, в Католицизме понимание этого таинства до недавнего времени отличалось от православного. В средневековой западной традиции Елеосвящение принято было совершать только над умирающими людьми, отсюда и его католическое название, “extrema unctio” – “последнее помазание”. Надо сказать, что такое название таинства, вместе с соответствующим пониманием, проникло в XVII-XVIII веках и в нашу Церковь, утвердилось в официальных церковных документах. И только в XIX веке Святитель Московский Филарет (Дроздов) настоял на том, чтобы это название таинства как несоответствующее православному пониманию было изъято из употребления – что и произошло в Русской Церкви. Но и на Западе не сохранилось средневекового понимания этого таинства. В последние десятилетия, после II Ватиканского собора, католики изменили отношение к Соборованию, и теперь уже называют его как-то иначе – например, “таинством больных”.

Два варианта, одна суть

Таинство Соборования имеет два варианта своего совершения. Иногда оно совершается на дому над одним болящим, а иногда – в церкви, над всеми, кто хочет приступить к этому таинству и кто может по состоянию здоровья прийти в храм. В этом случае оно обычно приурочивается к каким-то особым событиям церковного года. В Русской Православной Церкви это чаще всего период Великого Поста, реже – Рождественского.

Часто ли следует собороваться? Как правило, к таинству Соборования прибегают раз в году, но, конечно, человек сам должен прийти к осознанию того, что он нуждается в исцелении. Не только в телесном исцелении (собороваться может и физически здоровый человек), но прежде всего – в исцелении духовном, нуждается в очищении своих неосознанных грехов. Замечу, что после того как человек соборовался в храме, ему крайне желательно в ближайшее же время исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.

Как происходит это таинство? По чину оно должно совершаться семью священниками, хотя реально священников может быть и меньше – не всегда даже в столичных храмах удается собрать столько. Но и при меньшем числе священников (даже при одном) таинство все равно будет действительным.

Современный чин Соборования – пространный и сложный. Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем уж совершается сам чин. Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения (молитвенное обращение к Богу, произносимое диаконом от имени молящихся) с поминанием имен тех, кто принимает таинство. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание. При помазании священник читает уже упоминавшуюся молитву “Отче Святый, врачу душ и телес…”. Затем второй священник приступает к участию в таинстве, и опять следует подобный же цикл. Так повторяется семь раз. В конце чина на головы приступивших к таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы. После службы верующие могут забрать домой оставшийся после таинства елей и употреблять его для помазания. Этот же елей используют и при погребении христианина – его выливают в гроб перед тем, как закрыть крышкой. Так что это таинство напоминает нам о вечной жизни и готовит нас к ней.

Как не надо


Порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Это пережиток неправославного восприятия таинства как “последнего помазания” – что совершенно не соответствует Священному Писанию. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления.

Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования. Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Когда я вижу толпы людей, приходящих в храм на Соборование, то задумываюсь: а все ли они исповедуются, причащаются? Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет… Последствия тут могут быть весьма печальными – не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нет! В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви.

Исцеление – это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния.

Я думаю, отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда такие люди боятся этого таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность – исповедоваться, причаститься и собороваться. Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти таинства, последовательно. Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться – но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в таинстве Покаяния.

А в завершении – практический совет читателям. В наше время нередко случается так, что человек приходит на Соборование с опозданием, когда служба уже идет. И человек в смущении. Может ли он все-таки принять участие в таинстве? Да, может. Даже если он успел получить хотя бы одно помазание, таинство будет действительным. Однако бывают ситуации, когда человек опоздал в силу не зависящих от него обстоятельств, а бывают, когда он опоздал по собственной вине. В любом случае, если есть такая возможность, я рекомендовал бы все-таки собороваться в другой раз – в этом же храме или в любой другой церкви.
О Великом посте.
Вступая в пост, мы часто задаем себе вопрос – чем время поста должно отличаться от повседневной жизни православного христианина. Об этом мы попросили рассказать протоиерея Александра Ильяшенко.

Постом меняется напряжение духовной жизни. Православный человек в своей жизни вырабатывает некий средний режим, на котором он живет, а постом человек переходит на режим более напряженный. Это происходит так же, как в спорте: человек изо всех сил тренируется, но перед соревнованиями он переходит на особый режим питания, режим жизни, режим тренировок. Так и в жизни христианина: если получается перейти на более напряженный духовный ритм – цель поста достигнута.

Обычно мы привыкаем к своим небольшим, на первый взгляд, грехам: раздражаемся, где-то не проявим деликатности, где-то незаметно себе потакаем. Если ты повторяешь на исповеди одно и то же изо дня в день, – это надоедает. И здесь проявляется искусство, подобное искусству и умению спортсмена быть на пике своих возможностей. Быть на пике всегда – невозможно, поэтому мы должны учиться жить более напряженно, чем мы живем в своей повседневной жизни.

Случается так, что наше намерение провести пост максимально напряженно, наталкивается на внешние искушения, скажем, на проблемы с коллегами. В таком случае нужно заранее умозрительно представить себе ситуацию, проиграть, продумать, как поступить в этом случае. Ты думаешь о человеке, с которым сложны отношения на работе, посмотри, не всколыхнется ли в тебе ненависть? Если да, то надо приложить все свои силы и горячо молиться за человека: «Господи, спаси и сохрани его!». Господь призывает нас молиться о творящих напасть. Поэтому такой молитвой мы исполняем волю Божию. Чтобы преодолеть в себе грех благодатью Божией, надо от себя требовать напряженного усилия, и тогда Господь дарует мир душе. Человек, возможно, снова сделает тебе плохо, а ты будешь относиться к нему по-другому, потому что Господь тебя изменил. А если ты не молишься, то внутри тебя спит неприязнь к человеку: человек совершит неприятный тебе поступок, а в тебе все всколыхнулось, как будто не было никакой духовной работы. Работал ли ты над собой с напряжением? Значит, результат не достигнут.

– Рассказывают, что отец Всеволод Шпиллер угощал своих чад мясом во дни поста….

– Верно, отец Всеволод Шпиллер давал ученикам мясо для борьбы с фарисейством. Часто мы внешнему придаем намного большее значение, чем внутреннему. Например, приходит девушка и долго извиняется что она в брюках, без платка. А потом она на исповеди или в беседе говорит об очень тяжких грехах, которым придает намного меньше внимания, чем отсутствию платка…

В случае с о. Всеволодом – старец предлагает съесть мясо – это проверка твоей духовной дисциплины – ясно, что человек делает это с определенной целью – это воспитательная мера. Сознавая, что это учебный процесс, которых выходит за рамки твоих привычек, ты уважаешь и ценишь своего руководителя и спокойно ешь мясо. Известен эпизод из жития свт. Спиридона Тримифунтского, когда он, постившийся строжайше, принял в своем доме странника и съел с им мясо, чтобы и тот тоже поел – это опыт жизни. Так и о. Всеволод показывал, как тяжело подчиниться внутреннему и преодолеть внешнее: труднее проявить послушание, нежели воздержаться.

А как у вас постились дети?

С детьми по-разному. Ребенок без мяса может прожить, и у нас дети постились без мяса, все остальное мы им давали. А Лидия Владимировна Каледа-Амбарцумова, скажем, давала студентам мясной бульон: нагрузки студентов были большими и она усиленно детей питала. В посте ребенка или в посте взрослого – неважно – всегда надо знать мер. Если из-за поста дети вырастут больные – кому это нужно? Подумаем, надо нам мериться силами с преподобным Серафимом или Иоанном Кронштадским, которые могли вообще не обращаться к врачам, в таком случае нам можно готовить могилу. Пост должен быть в тех границах, в которых он не вредит здоровью, и как только он начинает портить здоровье – ослаблять пост.

Пост – это и школа и врачебница – врачебница от духовных недугов. Желаю нашим дорогим читателям здоровья физического, возрастания духовного и исцеления нравственного от недугов греховных.

Источникhttp://www.pravmir.ru/post-eto-slovno-trenirovka-pered-sorevnovaniem-2/
Страницы: Первая Предыдущая 1 2 3