О интеллигентности

Автор
Опубликовано: 3178 дней назад (11 марта 2016)
+10
Голосов: 10
.
Человек должен быть интеллигентен..

— Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.
А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком. Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой)
Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.
Интеллигентность — это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.

Д.С. Лихачёв, «Письма о добром и прекрасном».

О интеллигентности


инет
Комментарии (22)
Батя # 11 марта 2016 в 22:17 +2
в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому
Представим ситуацию:
Кузов грузовика я внутри так сказать, а снаружи кто нибудь но для приятного оттенка скажем что дивчина. Надо ей помочь загрузиться, руку подать. Значит исходя из этой концепции я говорю ей следующее:
- Глаза закрой, я тебе руку подам, но надо чтобы было незаметно. laugh
0 # 11 марта 2016 в 22:41 +3
незаметно помочь человеку не получится наверное,что он имел ввиду говоря об этом,не знаю,можно лишь догадываться..просто нужно помогать,заметно или нет,безвозмездно... smile434
Батя # 11 марта 2016 в 23:40 +1
безвозмездно.
Вот это вот уже больше приближенно к реальности.
0 # 11 марта 2016 в 22:39 +3
scratch

0 # 11 марта 2016 в 22:51 +3
Да уж,вот она какая интеллигенция то....Мне так нравятся все эти артисты,безупречно играют
0 # 11 марта 2016 в 23:26 +2
Не в профессии дело.
Шрэк # 11 марта 2016 в 22:55 +3
Лихачёв безусловно глыба!..,но я считаю,что прежде всего нужно быть гражданином,это более земное и легко читаемое понятие.
0 # 11 марта 2016 в 23:58 +4
Что Вам дороже, Родина или семья?
Конечно семья, потому что Родина состоит из семей, домов, улиц и городов.
Чем лучше эти маленькие семейные ячеечки, тем лучше и сильнее держава.
Свободное цитирование братьев Стругацких.

Лихачев, как гражданин, прививал людям любовь к своему Отечеству,
а как интеллигент сохранял русскую культуру.

"Многое , как я уже говорил, начинается с мелочей , зарождается в детстве и в близком...
надо любить в человеке человека. Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть
каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот.
Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране,
во втором – ненависть ко всем другим."
Д.С. Лихачев

Мне нравится, как Лев Дуров об интеллигентности говорил и приводил в пример Рихтера,
который снимал шляпу, в знак уважения, при встрече, не смотря на снег или дождь.
Не перед всеми снимал-то, как и не всем руку жмут при встрече.
0 # 12 марта 2016 в 00:23 +2
Интеллигентность — это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.
Мир любить надо, а не терпеть.
Интеллигентный человек, все таки интеллектуально развитый. Я не думаю, что он все должен
принимать и терпеть. Когда интеллигенция чересчур терпелива, все ни с чем остаются.
Намерения всегда благие у интеллигентов, вот это их и отличает.
А подставлять щеки под удары это уже не интеллигентность, а слабость рабская,
навязываемая религией.
0 # 12 марта 2016 в 02:22 +3
Всегда с интересом читаю твои рассуждения Элла,поступки делают человека интеллигентным,а не его образование,я остаюсь при этом мнении.
Я не знаю этого Лихачева и не читала его,но вот сегодня попался на глаза этот текст и я просто несколько раз перечитываю его и согласна с каждым словом этого человека.Теперь вот буду перечитывать твои комментарии ,я не всегда понимаю ход твоих мыслей Элла,признаюсь,
0 # 12 марта 2016 в 03:39 +3
Я тоже считаю, что поступки. Когда русская интеллигенция долго думает и разговаривает,
все на том же месте и остается.
Интеллигент для меня это не заумный очкарик отличник, не знающий плохих слов
и не добродушный крестьянин, у которого в доме чисто.
Аросева интеллигентна и Дуров, и Лихачев.

Что википедия пишет?
В социальном значении слово стало использоваться с середины или второй половины XIX века в отношении
общественной группы людей, обладающей критическим способом мышления, высокой степенью рефлексии,
способностью к систематизации знаний и опыта.

Вот и все, теперь можно думать дальше и задавать вопросы.
В наших странах Наташ, а когда-то в одной, не очень жаловали интеллигентов в недалеком прошлом,
именно по причине хорошо работающей соображалки и умения анализировать.
ƇӇЄƔƛԼƖЄƦ # 12 марта 2016 в 04:31 +3
Добрый вечер Наташа 57 Добрый вечер Элла 57
Спасибо Вам за статью и комментарии. Прочитал с огромным удовольствием.
Когда человек перестаёт задумываться о причинах и следствиях, это приложимо к любому вопросу, он теряет всё. Полностью согласен с этим.
Ещё раз благодарю Вас. Читал с истинным удовольствием.
0 # 12 марта 2016 в 06:45 +2
Добрый вечер Анатолий,спасибо и вам,что заглянули. smile144
ƇӇЄƔƛԼƖЄƦ # 12 марта 2016 в 08:34 +3
Вам спасибо, очень неординарная тема.Заинтригованный названием заглянул на огонёк и не пожалел!
marmeladca # 12 марта 2016 в 05:09 +3
Статья интересная, все правильно сказано, что статус "Интеллигентный"включает в себя большее, не только образованность человека, но и внутреннюю чистоту души, любви и уважению к себе и миру, в котором ты живешь.
михаил 2 # 12 марта 2016 в 09:41 +3
Интеллигентность и наличие образования -- вещи не всегда взаимосвязанные,к сожалению. Скорее соглашусь с понятием интеллигентности как внутренней щепетильности к себе и окружающим. Да,пожалуй -- как чистоту души.
Доводилось встречаться с разными людьми,в том числе с жителями деревни,имеющими за плечами семь классов школы,но при этом великолепно разбиравшимися в искусстве и с каким-то особым отношением к людям и себе -- одежда чистая,опрятная,такая,что хоть сейчас на Доску Почета сниматься,и это не нарочито,а сам стиль жизни -- неудобно человеку в другом виде выйти на люди.Такие люди встречались везде -- в городе и на селе,порой в таких местах,где сам ходишь заросший недельной щетиной,оправдывая себя отсутствием "удобств" и даже потенциальных встреч с противоположным полом. Досужее выражение об интеллигентах как о "...в очках,и в шляпе..." порой всплывало в ситуациях,когда не самый главный,не самый молодой или старый человек,умудрялся в чистом костюмчике и отутюженной рубашке заниматься погрузкой жидкого бетона или побелкой стен зданий и при этом оставаться чистым,словно он только что наутюженный пришел на работу. Это даже не простая опрятность -- по другому себя человек не воспринимает как человека.
0 # 12 марта 2016 в 15:21 +2
Спасибо Михаил,вот как же вы правильно все сказали о деревенских людях,были и у нас такие,к которым и душа тянулась,насколько порядочные люди среди остальных всегда выделялись,даже среди учителей мало было таких,которым можно было дать статус интилигента
0 # 12 марта 2016 в 19:04 +3
Как-то Вы на одежду больше уклон сделали и на опрятность. Все из реальной жизни примеры.

Можно Наташа я пример приведу из интернетного общения?
Может быть кто и узнает.
Родился в глубинке. Одежда - фартук на голое тело.
Волосы седые, борода седая, не всегда аккуратно пострижена.
Очки, машина, электроколяска, электроподъемник, сделанный с друзьями своими руками на 2 этаже,
кресла - коляски, переоборудованные с друзьями для удобства.
Образование 10 классов, перелом позвоночника в армии, куча прочитанных институтских
учебников и литературы, рисование,
резьба по дереву, оформление интерьеров, работа долгие годы с хождением на своих двоих в ортезах,
станок на балконе для изготовления изделий из дерева, рыбалка, замечательно готовил.
Несколько гражданских браков, родственники, крестники, друзья, которые были рядом с ним
и он был рядом с ними.
Три изданные сборника стихов с самостоятельным редактированием и оформлением для печати,
один из них собственный.
Юмор, шутки и невыпячивание себя,участвовал в общественных мероприятиях на сайтах. Иногда жесткость.
На кухне записка для себя "Идиот, выпей таблетки!" smile314
0 # 12 марта 2016 в 23:26 +3
Спасибо тебе Элла,и разрешения не спрашивай,пиши,для этого и выложила тему,может кому интересно будет и люди пообщаются,выскажут свои мысли.Интересно,кто же этот "идиот",забывший о себе? smile391
Galina # 13 марта 2016 в 04:45 +2
Наверное, это воспитанный и тактичный человек. Всё-таки я думаю, что это эрудированный и умный человек. Без знаний не представляется мне такой человек. Он не опустится до того, чтобы дать сдачу, если ему будут бить морду.
михаил 2 # 16 марта 2016 в 00:50 +2
Галина,если у интеллигента -- морда,то это уже не интеллигент. smile1
Давайте переформулируем так -- интеллигент ответит на удары в свою сторону только для того чтобы дать сдачи,не превращая всё в ответное избиение,даже если человек его ударивший ему крайне неприятен. laugh
Galina # 16 марта 2016 в 00:57 +1
Как Вы красиво сформулировали! Интеллигентно girl_crazy