Легенда о Золотой Бабе
Автор
|
Опубликовано: 755 дней назад (25 декабря 2022)
Настроение: интересненько
Играет: Король и шут
|
+2 Голосов: 2 |
Еще раз убеждаюсь, что все в жизни материально и наши мысли тоже. Недавно мне посоветовали посмотреть фильм "Сердце пармы". Фильм произвел огромное впечатление и я начала слушать и читать одноименную книгу Алексея Иванова . И вот сегодня мне попадается статья именно об этом : Золотая Баба, Югра...
Золотая Баба – одно из «ста великих сокровищ» в истории человечества. Золотая Баба являлась легендарным идолом и предметом поклонения коренного населения Северо-Восточной Европы и Северо-Западной Сибири. Первоначально Золотой Бабе поклонялись в пермских краях, а в связи с христианизацией местности, идол был перенесен в другое капище за Урал. Вполне возможно, что идол на протяжении нескольких веков неоднократно менял место прописки. Первое упоминание о золотом идоле содержится в исторических документах в исландских и скандинавских сагах о походах викингов в 820, 918 и 1023 годах. Согласно «Саге об Олаве Святом» 1023 года викинги проникли в святилище божества местных племен биармов и увидели большую деревянную статую с серебряной чашей на коленях и ожерельем на шее. На голове идола лежала золотая корона. Более подробные сведения о Золотой Бабе появились в книгах западно-европейских путешественников и писателей 16 века о Русском государстве. Эти сведения достаточно противоречивы, и перечислять их я не вижу смысла.
До золотого идола помимо викингов пытались добраться новгородцы, которые в своих походах на Югру в 12-14 веках разорили многие языческие святилища. В непроходимой тайге Золотую Бабу искали и военные отряды Ивана Грозного, казаки Ермака Тимофеевича, служащие Строгановых и «ученые люди» Петра Первого. В Новгородской летописи 1538 года говорится, что в Пермской земле до веры Христовой местные народы поклонялись зверям, деревьям, воде, огню и Золотой бабе. Внешний облик Золотой Бабы, судя по описаниям, разный: это и стоящая женская статуя, женщина с рогом изобилия, то Минерва с копьем в руках или напоминающая Мадонну, сидящая женщина с ребенком в руках.
В Западной Европе интерес к неведомой Югре (стране угров) возник благодаря сочинениям итальянца Юлия Помпония Лэта, который считал, что угры являются предками современных венгров и принимали участие в союзе с готами в походе Алариха на Рим в 410 году и разграблении Вечного города. На обратном пути, по версии Лэта, часть угров осела в Паннонии и образовала там могущественное государство, а часть вернулась на историческую родину и до сих пор имеет какие-то медные статуи, привезенные из Рима, которым поклоняются как божествам. Итальянские писатели Ю. Лэт и А. Гваньини отождествляли статую Золотой Бабы с богиней Юноной, которая вместе с Юпитером и Минервой входили в так называемую Капитолийскую триаду, то есть в тройку главных римских богов. Юнона олицетворяла богиню брака и материнства. Капитолийский храм был одним из роскошнейших строений того времени, украшенный статуей Юпитера из золота и слоновой кости. Вполне возможно, что почитаемый предмет идолопоклонничества на самом деле является золотой статуей богини Юноны, некогда стоявшей в одном из мраморных храмов римского Капитолия. Версия итальянцев о том, что угры являются предками мадьяр, манси и хантов, которые жили тогда на Югорской земле, и принимали активное участие в уничтожении Западной Римской империи, для меня достаточно привлекательна, и я объясню по какой причине.
Все имеющиеся описания Золотой Бабы сводятся к тому, что она не являлась произведением мастеров древней Югры, поскольку по своему облику резко отличается от языческих божеств северных народов, к которым относились угры, вогулы и остяки. Создание подобной металлической или мраморной скульптуры было делом не возможным из-за отсутствия у югорских племен соответствующей технологии. В свете сказанного Золотая Баба абсолютно не подходит под категории языческих идолов, хотя именно так называет ее историческая традиция. Ни в одном из дошедших до нас описаний Золотой Бабы не говорится о ее ущербности и уродстве. Наоборот, все источники в один голос подчеркивают ее изящество и великолепие изображения идола. Скорее всего, это эллинистическое скульптурное изображение высокой художественной пробы или римское металлическое изваяние женщины, изготовленное методом художественного литья. Напомню, что разношерстное войско Алариха перед походом на Италию и разграблением Рима опустошило всю материковую Грецию и Пелопонесский полуостров. Вполне, возможно, что именно там угры в качестве боевого трофея взяли с собой одну или несколько мраморных скульптур из греческих храмов. Угры могли и не участвовать в дальнейшем походе в Италию и устав от бесконечных скитаний, полностью или не значительной частью племен, отделиться от войска союзных готов Алариха еще в Паннонии. Благо, что вернуться им на историческую родину уже было с чем. После опустошения варварами, Греция на длительное время пришла в упадок. Но, готы никогда территориально не соседствовали с уграми и их объединение в единый племенной союз с германцами маловероятен по причине удаленности проживания друг от друга. Аларих пополнял свою армию толпами варваров, проживающих на берегах Дуная, преимущественно соплеменниками многочисленных германских племен. Нет и документальных хроник, указывающих на то, что в войско Алариха вливались племена, проживавшие в то время на берегах Волги, Камы и Оби. Поэтому для меня весьма сомнительно присутствие угров в рядах германцев Алариха в его походе на Рим.
Вся огромная масса разноязычного и разнокультурного населения Приуралья ближе к рубежу нашей эры начинает испытывать гуннское воздействие. Усиленные угроязычными и ираноязычными племенами не позже второй половины первого века новой эры гунны появляются в лесостепях Приуралья. Нашествие гуннов вынудило часть местных кочевников передвинуться на Запад. Оставшиеся на родных кочевьях племена были включены в состав пришлых племен и довольно быстро ассимилированы. Вторжение гуннов открывает длительную эпоху Великого Переселения народов, когда в движение пришел весь этнический океан Евразии. Вот как описывает происходящие события профессор древней истории С.Г. Боталов в своей книге: «В 4 веке человечество было ввергнуто в тотальное всеохватывающее движение, в результате чего оно пришло к самому немыслимому смешению языков, культур и рас. Ничего подобного ранее в истории не было. Исчерпав предел своего существования на данной территории, ослабев от бесконечных войнах с более могущественными соседями, народы устремлялись на поиски новых земель, на своем пути неизбежно вытесняя с обжитых мест более малочисленные и разрозненные племена. Последние либо вливались в общий поток, либо устремлялись по другим направлениям в поисках новых зон обитания и выталкивали из них новые и новые народы. Пестрый этнический конгломерат, который возник в результате смешения бесчисленных сармато-аланских племен лесостепного угорского населения Урала, покатился на Запад, наводя страх и ужас на Римскую империю. И хотя падение власти западного римского императора, который уже давно потерял престиж и влияние, не воспринималось как крупное событие, во всемирной истории 476 год стал тем рубежом, когда прекратил существование древний мир – рабовладельческая социально-экономическая формация. В истории наступил новый период – Средневековье».
Именно нашествие гуннов толкнуло на Западные провинции Римской империи готскую нацию, которая в течение менее 40 лет передвинулась от берегов Черного моря и Дуная к берегам Атлантического океана. Цари и народы Германии и Скифии, от берегов Волги до Урала, отозвались на воинственный призыв вождя гуннов Атиллы и встали под его знамена. С северной стороны Ледовитый океан считался пределом могущества гуннов, а все проживающие на территории Приуралья угорские племена входили в состав армии гуннов и принимали непосредственное участие в его походах на Западную и Восточную Римскую империю. И хотя гунны не дошли до Рима, тем не менее, они временно оккупировали ¼ часть Италии и стояли у стен Константинополя. И вполне возможно, что интересующие нас античные скульптуры или статуи именно в этот период времени оказались в руках угорских отрядов, влившихся в ряды гуннов. А после поражения Атиллы от союзнических войск римского полководца Аэция в битве на Каталаунских полях в 451 году, угры могли вернуться на родину с награбленными боевыми трофеями. Ключевым моментом стало поражение гуннов от объединенного германского войска в сражении при Недао в 454 году, после которого участь кочевников была решена окончательно. Остатки некогда могущественной армии гуннов бежали на Восток, в степи Причерноморья и Поволжья, где растворились среди местных народов. Возможно, что тогда под угрозой полного уничтожения угры также предпочли вернуться на родную территорию Приуралья, везя в обозных повозках вместе с награбленным скарбом статую Золотой Бабы. Наглядным примером массового исхода на свою историческую Родину является восстание греческих колонистов в Бактрии и Согдиане после смерти Александра Македонского. Тогда более 20 тысяч ветеранов македонской армии, раскиданные по воинским гарнизонам верхних сатрапий, под руководством Филона предпочли вернуться в Грецию, и по приказу Пердикки были уничтожены отрядом Пифона.
Принимая во внимание интересную версию Ю.П. Лэта о захвате Рима уграми в союзе с германцами Алариха, я предлагаю читателю свой вариант появления Золотой Бабы в Приуралье, пусть в правдивости изложения ничтожный и маловероятный, но, тем не менее, достойный обстоятельного рассмотрения. На новую версию меня натолкнуло то временное обстоятельство, что первые упоминания о Золотой Бабе относятся именно к 820 году, периоду начала массового исхода мадьяр с Урала и Сибири на территорию Паннонии. Венгры ступили на свою нынешнюю землю с угро-финского этнического материка в Приуралье через четыре века после смерти Атиллы.
Венгры – единственный финно-угорский народ, отважившийся на далекое путешествие и завоевание новой Родины. Полторы тысячи лет назад предки венгров (угров) смело отправились в причерноморские степи, оттуда в 8-9 веках расселились на среднем Дунае. Их огромные орды, под полосатыми красно-белыми знаменами, наблюдали многие народы, в том числе и древние Русы в Киеве. Мадьяры мирно прошли через Русь и поселились в Трансильвании, оттуда пришли на территорию современной Венгрии. Предки венгров обитали на востоке от Урала, в нынешней Западно-Сибирской равнине. Ближайшими родственниками венгров были ханты и манси. Последние ушли в тайгу и превратились в таежных охотников и собирателей. Мадьяры же попали на юг, под влияние скифо-сарматского и тюрского мира. Восемь мадьярских племен составили так называемую Древневенгерскую конфедерацию, став желанными наемниками во многих соседних странах. Новое государство мадьяр совершило 45 набегов на Восток и Запад. Армия венгров была очень мобильной и состояла из легкой конницы, вооруженной луками. Лингвисты доказали, что 88% венгерского языка отождествляется с оригинальной угорской лексикой, 12% заимствовано из тюрской лексики, из аланского (осетинского) языка и заимствования из славянских языков. Название народов манси и мадьяры происходит от общего корня «мансэ». Некоторые ученые считают, что слова «вогулы» (устаревшее название манси) и «венгры» - созвучные варианты одного и того же имени. Любопытно, что венгерский язык больше похож на мансийский, нежели на хантынский. Вне всякого сомнения, до своего окончательного разделения на обособленные этнические группы, мадьяры, манси и ханты имели дружественные отношения и могли совместно выступать в походах на Запад.
В отличие от племенного союза готов, которые под давлением гуннов были вынуждены искать себе новое место жительства в полном составе, переселение мадьяр на Запад происходило поэтапно, волнами. Скорее всего, в первых походах с целью предварительной разведки на предмет грабежа и выявления новой территории для проживания в ряды мадьяр вливались единичные отряды ханты и манси. По возвращении домой они в качестве драгоценной реликвии могли привезти некое высокохудожественное изделие, впоследствии ставшее культовым объектом и предметом поклонения, дошедшим до нас под названием Золотой Бабы. Возможно, что идол был изготовлен из драгоценного металла, которое обусловило его дальнейшее название.
В прошлом году я выявил мадьярский могильник на берегу озера Актюба на территории Красноармейского района Челябинской области. К этому открытию я шел долгих три года. В ходе предварительных раскопок древнего некрополя под руководством профессоров древней истории С.Г. Боталова и А.Д. Таирова выяснилось, что вскрытое археологами мадьярское погребение не тронуто грабителями. Предпочтительной датой комплекса Актюба, вероятно, следует считать первую половину Х века. Набор предметов (сохранившиеся украшения на одежде, конская упряжь, седло с богатой отделкой – всего около ста предметов) свидетельствуют о высоком социальном статусе погребенного воина. «При этом воин с этими вещами прибыл к нам «оттуда», и вещи европейского происхождения, это не реплики местных мастеров точно. Стоило это все в ту эпоху довольно дорого и, еще раз подчеркнем, говорит о высоком социальном статусе их владельца. Очень может быть, что наши, оставшиеся в Зауралье и Предуралье мадьяры, молодые воины, участвовали в военных походах совместно с отрядами тех вождей, которые ушли на новую Родину. А потом возвращались сюда. Одним словом, культурные, и может быть, брачные связи никогда не прерывались между двумя «Венгриями», - отмечает ведущий специалист региона по мадьярскому периоду доктор исторических наук С.Г. Боталов. Сергей Геннадьевич также добавил, что открытие на Актюбе мадьярского некрополя по достоинству оценили коллеги-археологи из самой европейской страны и сегодня название - Актюба звучит в мировом масштабе. Помимо мадьярских погребений (9-10 века) Актюбинский могильник на так называемых Соколиных сопках представлен семью курганами сарматского периода (5-3 века до новой эры) и ранними мусульманскими погребениями (14-16 века).
Возвращались на свою историческую Родину мадьяры однозначно, не с пустыми руками. В языческих греческих и римских, а впоследствии и христианских храмах всегда выставлялись в качестве боевых трофеев самые богатые предметы роскоши, отнятые у противника. И я допускаю вероятность того, что участвовавшие в 7 веке в первоначальных походах с мадьярами ханты и манси также могли поставить на своем капище в качестве подношения богам некое скульптурное изображение. Поначалу оно являлось наглядным свидетельством своих боевых подвигов. А впоследствии по причине отсталого социального развития народов ханты и манси данное изображение превратилось в культовый объект идолопоклонничества и дошло до нас под названием Золотой Бабы. И именно в это время впервые появились письменные упоминания о загадочном идоле. Так это или нет, мы, скорее всего, никогда не узнаем. Для меня было бы предпочтительнее, чтобы происхождение Золотой Бабы осталась неразгаданным, и всегда будоражило умы любителей тайн прошлого.
Империя гуннов при Атилле
Переселение мадьярских племен на территорию Паннонии
Общий вид Актюбинского могильника. Фотография Андрея Любушкина
Вид на Актюбинский могильник с южной стороны
Автор статьи Владимир Гирник (второй слева) на месте археологических раскопок на Актюбинском могильнике
Общий вид Актюбинского могильника. Фотография Андрея Любушкина
Археологические раскопки мадьярского погребения на Актюбинском могильнике
Позолоченные мадьярские изделия из серебра на ладони автора статьи
Профессора древней истории, доктора исторических наук С.Г. Боталов и А.Д. Таиров на Актюбинском могильнике
19 октября 2021 года. Найденные мадьярские изделия на ладони автора статьи
Мадьярские изделия Актюбинского могильника после реставрации
Раскопки мадьярского погребения на Актюбинском могильнике
Источник:https://dzen.ru/a/Y4R4nAFE7kKvDJLG
Золотая Баба – одно из «ста великих сокровищ» в истории человечества. Золотая Баба являлась легендарным идолом и предметом поклонения коренного населения Северо-Восточной Европы и Северо-Западной Сибири. Первоначально Золотой Бабе поклонялись в пермских краях, а в связи с христианизацией местности, идол был перенесен в другое капище за Урал. Вполне возможно, что идол на протяжении нескольких веков неоднократно менял место прописки. Первое упоминание о золотом идоле содержится в исторических документах в исландских и скандинавских сагах о походах викингов в 820, 918 и 1023 годах. Согласно «Саге об Олаве Святом» 1023 года викинги проникли в святилище божества местных племен биармов и увидели большую деревянную статую с серебряной чашей на коленях и ожерельем на шее. На голове идола лежала золотая корона. Более подробные сведения о Золотой Бабе появились в книгах западно-европейских путешественников и писателей 16 века о Русском государстве. Эти сведения достаточно противоречивы, и перечислять их я не вижу смысла.
До золотого идола помимо викингов пытались добраться новгородцы, которые в своих походах на Югру в 12-14 веках разорили многие языческие святилища. В непроходимой тайге Золотую Бабу искали и военные отряды Ивана Грозного, казаки Ермака Тимофеевича, служащие Строгановых и «ученые люди» Петра Первого. В Новгородской летописи 1538 года говорится, что в Пермской земле до веры Христовой местные народы поклонялись зверям, деревьям, воде, огню и Золотой бабе. Внешний облик Золотой Бабы, судя по описаниям, разный: это и стоящая женская статуя, женщина с рогом изобилия, то Минерва с копьем в руках или напоминающая Мадонну, сидящая женщина с ребенком в руках.
В Западной Европе интерес к неведомой Югре (стране угров) возник благодаря сочинениям итальянца Юлия Помпония Лэта, который считал, что угры являются предками современных венгров и принимали участие в союзе с готами в походе Алариха на Рим в 410 году и разграблении Вечного города. На обратном пути, по версии Лэта, часть угров осела в Паннонии и образовала там могущественное государство, а часть вернулась на историческую родину и до сих пор имеет какие-то медные статуи, привезенные из Рима, которым поклоняются как божествам. Итальянские писатели Ю. Лэт и А. Гваньини отождествляли статую Золотой Бабы с богиней Юноной, которая вместе с Юпитером и Минервой входили в так называемую Капитолийскую триаду, то есть в тройку главных римских богов. Юнона олицетворяла богиню брака и материнства. Капитолийский храм был одним из роскошнейших строений того времени, украшенный статуей Юпитера из золота и слоновой кости. Вполне возможно, что почитаемый предмет идолопоклонничества на самом деле является золотой статуей богини Юноны, некогда стоявшей в одном из мраморных храмов римского Капитолия. Версия итальянцев о том, что угры являются предками мадьяр, манси и хантов, которые жили тогда на Югорской земле, и принимали активное участие в уничтожении Западной Римской империи, для меня достаточно привлекательна, и я объясню по какой причине.
Все имеющиеся описания Золотой Бабы сводятся к тому, что она не являлась произведением мастеров древней Югры, поскольку по своему облику резко отличается от языческих божеств северных народов, к которым относились угры, вогулы и остяки. Создание подобной металлической или мраморной скульптуры было делом не возможным из-за отсутствия у югорских племен соответствующей технологии. В свете сказанного Золотая Баба абсолютно не подходит под категории языческих идолов, хотя именно так называет ее историческая традиция. Ни в одном из дошедших до нас описаний Золотой Бабы не говорится о ее ущербности и уродстве. Наоборот, все источники в один голос подчеркивают ее изящество и великолепие изображения идола. Скорее всего, это эллинистическое скульптурное изображение высокой художественной пробы или римское металлическое изваяние женщины, изготовленное методом художественного литья. Напомню, что разношерстное войско Алариха перед походом на Италию и разграблением Рима опустошило всю материковую Грецию и Пелопонесский полуостров. Вполне, возможно, что именно там угры в качестве боевого трофея взяли с собой одну или несколько мраморных скульптур из греческих храмов. Угры могли и не участвовать в дальнейшем походе в Италию и устав от бесконечных скитаний, полностью или не значительной частью племен, отделиться от войска союзных готов Алариха еще в Паннонии. Благо, что вернуться им на историческую родину уже было с чем. После опустошения варварами, Греция на длительное время пришла в упадок. Но, готы никогда территориально не соседствовали с уграми и их объединение в единый племенной союз с германцами маловероятен по причине удаленности проживания друг от друга. Аларих пополнял свою армию толпами варваров, проживающих на берегах Дуная, преимущественно соплеменниками многочисленных германских племен. Нет и документальных хроник, указывающих на то, что в войско Алариха вливались племена, проживавшие в то время на берегах Волги, Камы и Оби. Поэтому для меня весьма сомнительно присутствие угров в рядах германцев Алариха в его походе на Рим.
Вся огромная масса разноязычного и разнокультурного населения Приуралья ближе к рубежу нашей эры начинает испытывать гуннское воздействие. Усиленные угроязычными и ираноязычными племенами не позже второй половины первого века новой эры гунны появляются в лесостепях Приуралья. Нашествие гуннов вынудило часть местных кочевников передвинуться на Запад. Оставшиеся на родных кочевьях племена были включены в состав пришлых племен и довольно быстро ассимилированы. Вторжение гуннов открывает длительную эпоху Великого Переселения народов, когда в движение пришел весь этнический океан Евразии. Вот как описывает происходящие события профессор древней истории С.Г. Боталов в своей книге: «В 4 веке человечество было ввергнуто в тотальное всеохватывающее движение, в результате чего оно пришло к самому немыслимому смешению языков, культур и рас. Ничего подобного ранее в истории не было. Исчерпав предел своего существования на данной территории, ослабев от бесконечных войнах с более могущественными соседями, народы устремлялись на поиски новых земель, на своем пути неизбежно вытесняя с обжитых мест более малочисленные и разрозненные племена. Последние либо вливались в общий поток, либо устремлялись по другим направлениям в поисках новых зон обитания и выталкивали из них новые и новые народы. Пестрый этнический конгломерат, который возник в результате смешения бесчисленных сармато-аланских племен лесостепного угорского населения Урала, покатился на Запад, наводя страх и ужас на Римскую империю. И хотя падение власти западного римского императора, который уже давно потерял престиж и влияние, не воспринималось как крупное событие, во всемирной истории 476 год стал тем рубежом, когда прекратил существование древний мир – рабовладельческая социально-экономическая формация. В истории наступил новый период – Средневековье».
Именно нашествие гуннов толкнуло на Западные провинции Римской империи готскую нацию, которая в течение менее 40 лет передвинулась от берегов Черного моря и Дуная к берегам Атлантического океана. Цари и народы Германии и Скифии, от берегов Волги до Урала, отозвались на воинственный призыв вождя гуннов Атиллы и встали под его знамена. С северной стороны Ледовитый океан считался пределом могущества гуннов, а все проживающие на территории Приуралья угорские племена входили в состав армии гуннов и принимали непосредственное участие в его походах на Западную и Восточную Римскую империю. И хотя гунны не дошли до Рима, тем не менее, они временно оккупировали ¼ часть Италии и стояли у стен Константинополя. И вполне возможно, что интересующие нас античные скульптуры или статуи именно в этот период времени оказались в руках угорских отрядов, влившихся в ряды гуннов. А после поражения Атиллы от союзнических войск римского полководца Аэция в битве на Каталаунских полях в 451 году, угры могли вернуться на родину с награбленными боевыми трофеями. Ключевым моментом стало поражение гуннов от объединенного германского войска в сражении при Недао в 454 году, после которого участь кочевников была решена окончательно. Остатки некогда могущественной армии гуннов бежали на Восток, в степи Причерноморья и Поволжья, где растворились среди местных народов. Возможно, что тогда под угрозой полного уничтожения угры также предпочли вернуться на родную территорию Приуралья, везя в обозных повозках вместе с награбленным скарбом статую Золотой Бабы. Наглядным примером массового исхода на свою историческую Родину является восстание греческих колонистов в Бактрии и Согдиане после смерти Александра Македонского. Тогда более 20 тысяч ветеранов македонской армии, раскиданные по воинским гарнизонам верхних сатрапий, под руководством Филона предпочли вернуться в Грецию, и по приказу Пердикки были уничтожены отрядом Пифона.
Принимая во внимание интересную версию Ю.П. Лэта о захвате Рима уграми в союзе с германцами Алариха, я предлагаю читателю свой вариант появления Золотой Бабы в Приуралье, пусть в правдивости изложения ничтожный и маловероятный, но, тем не менее, достойный обстоятельного рассмотрения. На новую версию меня натолкнуло то временное обстоятельство, что первые упоминания о Золотой Бабе относятся именно к 820 году, периоду начала массового исхода мадьяр с Урала и Сибири на территорию Паннонии. Венгры ступили на свою нынешнюю землю с угро-финского этнического материка в Приуралье через четыре века после смерти Атиллы.
Венгры – единственный финно-угорский народ, отважившийся на далекое путешествие и завоевание новой Родины. Полторы тысячи лет назад предки венгров (угров) смело отправились в причерноморские степи, оттуда в 8-9 веках расселились на среднем Дунае. Их огромные орды, под полосатыми красно-белыми знаменами, наблюдали многие народы, в том числе и древние Русы в Киеве. Мадьяры мирно прошли через Русь и поселились в Трансильвании, оттуда пришли на территорию современной Венгрии. Предки венгров обитали на востоке от Урала, в нынешней Западно-Сибирской равнине. Ближайшими родственниками венгров были ханты и манси. Последние ушли в тайгу и превратились в таежных охотников и собирателей. Мадьяры же попали на юг, под влияние скифо-сарматского и тюрского мира. Восемь мадьярских племен составили так называемую Древневенгерскую конфедерацию, став желанными наемниками во многих соседних странах. Новое государство мадьяр совершило 45 набегов на Восток и Запад. Армия венгров была очень мобильной и состояла из легкой конницы, вооруженной луками. Лингвисты доказали, что 88% венгерского языка отождествляется с оригинальной угорской лексикой, 12% заимствовано из тюрской лексики, из аланского (осетинского) языка и заимствования из славянских языков. Название народов манси и мадьяры происходит от общего корня «мансэ». Некоторые ученые считают, что слова «вогулы» (устаревшее название манси) и «венгры» - созвучные варианты одного и того же имени. Любопытно, что венгерский язык больше похож на мансийский, нежели на хантынский. Вне всякого сомнения, до своего окончательного разделения на обособленные этнические группы, мадьяры, манси и ханты имели дружественные отношения и могли совместно выступать в походах на Запад.
В отличие от племенного союза готов, которые под давлением гуннов были вынуждены искать себе новое место жительства в полном составе, переселение мадьяр на Запад происходило поэтапно, волнами. Скорее всего, в первых походах с целью предварительной разведки на предмет грабежа и выявления новой территории для проживания в ряды мадьяр вливались единичные отряды ханты и манси. По возвращении домой они в качестве драгоценной реликвии могли привезти некое высокохудожественное изделие, впоследствии ставшее культовым объектом и предметом поклонения, дошедшим до нас под названием Золотой Бабы. Возможно, что идол был изготовлен из драгоценного металла, которое обусловило его дальнейшее название.
В прошлом году я выявил мадьярский могильник на берегу озера Актюба на территории Красноармейского района Челябинской области. К этому открытию я шел долгих три года. В ходе предварительных раскопок древнего некрополя под руководством профессоров древней истории С.Г. Боталова и А.Д. Таирова выяснилось, что вскрытое археологами мадьярское погребение не тронуто грабителями. Предпочтительной датой комплекса Актюба, вероятно, следует считать первую половину Х века. Набор предметов (сохранившиеся украшения на одежде, конская упряжь, седло с богатой отделкой – всего около ста предметов) свидетельствуют о высоком социальном статусе погребенного воина. «При этом воин с этими вещами прибыл к нам «оттуда», и вещи европейского происхождения, это не реплики местных мастеров точно. Стоило это все в ту эпоху довольно дорого и, еще раз подчеркнем, говорит о высоком социальном статусе их владельца. Очень может быть, что наши, оставшиеся в Зауралье и Предуралье мадьяры, молодые воины, участвовали в военных походах совместно с отрядами тех вождей, которые ушли на новую Родину. А потом возвращались сюда. Одним словом, культурные, и может быть, брачные связи никогда не прерывались между двумя «Венгриями», - отмечает ведущий специалист региона по мадьярскому периоду доктор исторических наук С.Г. Боталов. Сергей Геннадьевич также добавил, что открытие на Актюбе мадьярского некрополя по достоинству оценили коллеги-археологи из самой европейской страны и сегодня название - Актюба звучит в мировом масштабе. Помимо мадьярских погребений (9-10 века) Актюбинский могильник на так называемых Соколиных сопках представлен семью курганами сарматского периода (5-3 века до новой эры) и ранними мусульманскими погребениями (14-16 века).
Возвращались на свою историческую Родину мадьяры однозначно, не с пустыми руками. В языческих греческих и римских, а впоследствии и христианских храмах всегда выставлялись в качестве боевых трофеев самые богатые предметы роскоши, отнятые у противника. И я допускаю вероятность того, что участвовавшие в 7 веке в первоначальных походах с мадьярами ханты и манси также могли поставить на своем капище в качестве подношения богам некое скульптурное изображение. Поначалу оно являлось наглядным свидетельством своих боевых подвигов. А впоследствии по причине отсталого социального развития народов ханты и манси данное изображение превратилось в культовый объект идолопоклонничества и дошло до нас под названием Золотой Бабы. И именно в это время впервые появились письменные упоминания о загадочном идоле. Так это или нет, мы, скорее всего, никогда не узнаем. Для меня было бы предпочтительнее, чтобы происхождение Золотой Бабы осталась неразгаданным, и всегда будоражило умы любителей тайн прошлого.
Империя гуннов при Атилле
Переселение мадьярских племен на территорию Паннонии
Общий вид Актюбинского могильника. Фотография Андрея Любушкина
Вид на Актюбинский могильник с южной стороны
Автор статьи Владимир Гирник (второй слева) на месте археологических раскопок на Актюбинском могильнике
Общий вид Актюбинского могильника. Фотография Андрея Любушкина
Археологические раскопки мадьярского погребения на Актюбинском могильнике
Позолоченные мадьярские изделия из серебра на ладони автора статьи
Профессора древней истории, доктора исторических наук С.Г. Боталов и А.Д. Таиров на Актюбинском могильнике
19 октября 2021 года. Найденные мадьярские изделия на ладони автора статьи
Мадьярские изделия Актюбинского могильника после реставрации
Раскопки мадьярского погребения на Актюбинском могильнике
Источник:https://dzen.ru/a/Y4R4nAFE7kKvDJLG
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Поиск
Кто онлайн?
Важные материалы
Спонсоры сайта
Благодарим за спонсорскую помощь компанию Металл ДК. В сети металлобаз Металл ДК вы всегда сможете купить арматуру в Москве здесь: https://metall-dk.ru/catalog/armatura/ по низкой цене с доставкой в розницу и оптом. Низкие цены и великолепное качество металлопроката.