Легенда о Золотой Бабе

Автор
Опубликовано: 41 день назад (25 декабря 2022)
Настроение: интересненько
Играет: Король и шут
+2
Голосов: 2
.
Еще раз убеждаюсь, что все в жизни материально и наши мысли тоже. Недавно мне посоветовали посмотреть фильм "Сердце пармы". Фильм произвел огромное впечатление и я начала слушать и читать одноименную книгу Алексея Иванова . И вот сегодня мне попадается статья именно об этом : Золотая Баба, Югра...

Золотая Баба – одно из «ста великих сокровищ» в истории человечества. Золотая Баба являлась легендарным идолом и предметом поклонения коренного населения Северо-Восточной Европы и Северо-Западной Сибири. Первоначально Золотой Бабе поклонялись в пермских краях, а в связи с христианизацией местности, идол был перенесен в другое капище за Урал. Вполне возможно, что идол на протяжении нескольких веков неоднократно менял место прописки. Первое упоминание о золотом идоле содержится в исторических документах в исландских и скандинавских сагах о походах викингов в 820, 918 и 1023 годах. Согласно «Саге об Олаве Святом» 1023 года викинги проникли в святилище божества местных племен биармов и увидели большую деревянную статую с серебряной чашей на коленях и ожерельем на шее. На голове идола лежала золотая корона. Более подробные сведения о Золотой Бабе появились в книгах западно-европейских путешественников и писателей 16 века о Русском государстве. Эти сведения достаточно противоречивы, и перечислять их я не вижу смысла.

До золотого идола помимо викингов пытались добраться новгородцы, которые в своих походах на Югру в 12-14 веках разорили многие языческие святилища. В непроходимой тайге Золотую Бабу искали и военные отряды Ивана Грозного, казаки Ермака Тимофеевича, служащие Строгановых и «ученые люди» Петра Первого. В Новгородской летописи 1538 года говорится, что в Пермской земле до веры Христовой местные народы поклонялись зверям, деревьям, воде, огню и Золотой бабе. Внешний облик Золотой Бабы, судя по описаниям, разный: это и стоящая женская статуя, женщина с рогом изобилия, то Минерва с копьем в руках или напоминающая Мадонну, сидящая женщина с ребенком в руках.

В Западной Европе интерес к неведомой Югре (стране угров) возник благодаря сочинениям итальянца Юлия Помпония Лэта, который считал, что угры являются предками современных венгров и принимали участие в союзе с готами в походе Алариха на Рим в 410 году и разграблении Вечного города. На обратном пути, по версии Лэта, часть угров осела в Паннонии и образовала там могущественное государство, а часть вернулась на историческую родину и до сих пор имеет какие-то медные статуи, привезенные из Рима, которым поклоняются как божествам. Итальянские писатели Ю. Лэт и А. Гваньини отождествляли статую Золотой Бабы с богиней Юноной, которая вместе с Юпитером и Минервой входили в так называемую Капитолийскую триаду, то есть в тройку главных римских богов. Юнона олицетворяла богиню брака и материнства. Капитолийский храм был одним из роскошнейших строений того времени, украшенный статуей Юпитера из золота и слоновой кости. Вполне возможно, что почитаемый предмет идолопоклонничества на самом деле является золотой статуей богини Юноны, некогда стоявшей в одном из мраморных храмов римского Капитолия. Версия итальянцев о том, что угры являются предками мадьяр, манси и хантов, которые жили тогда на Югорской земле, и принимали активное участие в уничтожении Западной Римской империи, для меня достаточно привлекательна, и я объясню по какой причине.

Все имеющиеся описания Золотой Бабы сводятся к тому, что она не являлась произведением мастеров древней Югры, поскольку по своему облику резко отличается от языческих божеств северных народов, к которым относились угры, вогулы и остяки. Создание подобной металлической или мраморной скульптуры было делом не возможным из-за отсутствия у югорских племен соответствующей технологии. В свете сказанного Золотая Баба абсолютно не подходит под категории языческих идолов, хотя именно так называет ее историческая традиция. Ни в одном из дошедших до нас описаний Золотой Бабы не говорится о ее ущербности и уродстве. Наоборот, все источники в один голос подчеркивают ее изящество и великолепие изображения идола. Скорее всего, это эллинистическое скульптурное изображение высокой художественной пробы или римское металлическое изваяние женщины, изготовленное методом художественного литья. Напомню, что разношерстное войско Алариха перед походом на Италию и разграблением Рима опустошило всю материковую Грецию и Пелопонесский полуостров. Вполне, возможно, что именно там угры в качестве боевого трофея взяли с собой одну или несколько мраморных скульптур из греческих храмов. Угры могли и не участвовать в дальнейшем походе в Италию и устав от бесконечных скитаний, полностью или не значительной частью племен, отделиться от войска союзных готов Алариха еще в Паннонии. Благо, что вернуться им на историческую родину уже было с чем. После опустошения варварами, Греция на длительное время пришла в упадок. Но, готы никогда территориально не соседствовали с уграми и их объединение в единый племенной союз с германцами маловероятен по причине удаленности проживания друг от друга. Аларих пополнял свою армию толпами варваров, проживающих на берегах Дуная, преимущественно соплеменниками многочисленных германских племен. Нет и документальных хроник, указывающих на то, что в войско Алариха вливались племена, проживавшие в то время на берегах Волги, Камы и Оби. Поэтому для меня весьма сомнительно присутствие угров в рядах германцев Алариха в его походе на Рим.

Вся огромная масса разноязычного и разнокультурного населения Приуралья ближе к рубежу нашей эры начинает испытывать гуннское воздействие. Усиленные угроязычными и ираноязычными племенами не позже второй половины первого века новой эры гунны появляются в лесостепях Приуралья. Нашествие гуннов вынудило часть местных кочевников передвинуться на Запад. Оставшиеся на родных кочевьях племена были включены в состав пришлых племен и довольно быстро ассимилированы. Вторжение гуннов открывает длительную эпоху Великого Переселения народов, когда в движение пришел весь этнический океан Евразии. Вот как описывает происходящие события профессор древней истории С.Г. Боталов в своей книге: «В 4 веке человечество было ввергнуто в тотальное всеохватывающее движение, в результате чего оно пришло к самому немыслимому смешению языков, культур и рас. Ничего подобного ранее в истории не было. Исчерпав предел своего существования на данной территории, ослабев от бесконечных войнах с более могущественными соседями, народы устремлялись на поиски новых земель, на своем пути неизбежно вытесняя с обжитых мест более малочисленные и разрозненные племена. Последние либо вливались в общий поток, либо устремлялись по другим направлениям в поисках новых зон обитания и выталкивали из них новые и новые народы. Пестрый этнический конгломерат, который возник в результате смешения бесчисленных сармато-аланских племен лесостепного угорского населения Урала, покатился на Запад, наводя страх и ужас на Римскую империю. И хотя падение власти западного римского императора, который уже давно потерял престиж и влияние, не воспринималось как крупное событие, во всемирной истории 476 год стал тем рубежом, когда прекратил существование древний мир – рабовладельческая социально-экономическая формация. В истории наступил новый период – Средневековье».

Именно нашествие гуннов толкнуло на Западные провинции Римской империи готскую нацию, которая в течение менее 40 лет передвинулась от берегов Черного моря и Дуная к берегам Атлантического океана. Цари и народы Германии и Скифии, от берегов Волги до Урала, отозвались на воинственный призыв вождя гуннов Атиллы и встали под его знамена. С северной стороны Ледовитый океан считался пределом могущества гуннов, а все проживающие на территории Приуралья угорские племена входили в состав армии гуннов и принимали непосредственное участие в его походах на Западную и Восточную Римскую империю. И хотя гунны не дошли до Рима, тем не менее, они временно оккупировали ¼ часть Италии и стояли у стен Константинополя. И вполне возможно, что интересующие нас античные скульптуры или статуи именно в этот период времени оказались в руках угорских отрядов, влившихся в ряды гуннов. А после поражения Атиллы от союзнических войск римского полководца Аэция в битве на Каталаунских полях в 451 году, угры могли вернуться на родину с награбленными боевыми трофеями. Ключевым моментом стало поражение гуннов от объединенного германского войска в сражении при Недао в 454 году, после которого участь кочевников была решена окончательно. Остатки некогда могущественной армии гуннов бежали на Восток, в степи Причерноморья и Поволжья, где растворились среди местных народов. Возможно, что тогда под угрозой полного уничтожения угры также предпочли вернуться на родную территорию Приуралья, везя в обозных повозках вместе с награбленным скарбом статую Золотой Бабы. Наглядным примером массового исхода на свою историческую Родину является восстание греческих колонистов в Бактрии и Согдиане после смерти Александра Македонского. Тогда более 20 тысяч ветеранов македонской армии, раскиданные по воинским гарнизонам верхних сатрапий, под руководством Филона предпочли вернуться в Грецию, и по приказу Пердикки были уничтожены отрядом Пифона.

Принимая во внимание интересную версию Ю.П. Лэта о захвате Рима уграми в союзе с германцами Алариха, я предлагаю читателю свой вариант появления Золотой Бабы в Приуралье, пусть в правдивости изложения ничтожный и маловероятный, но, тем не менее, достойный обстоятельного рассмотрения. На новую версию меня натолкнуло то временное обстоятельство, что первые упоминания о Золотой Бабе относятся именно к 820 году, периоду начала массового исхода мадьяр с Урала и Сибири на территорию Паннонии. Венгры ступили на свою нынешнюю землю с угро-финского этнического материка в Приуралье через четыре века после смерти Атиллы.

Венгры – единственный финно-угорский народ, отважившийся на далекое путешествие и завоевание новой Родины. Полторы тысячи лет назад предки венгров (угров) смело отправились в причерноморские степи, оттуда в 8-9 веках расселились на среднем Дунае. Их огромные орды, под полосатыми красно-белыми знаменами, наблюдали многие народы, в том числе и древние Русы в Киеве. Мадьяры мирно прошли через Русь и поселились в Трансильвании, оттуда пришли на территорию современной Венгрии. Предки венгров обитали на востоке от Урала, в нынешней Западно-Сибирской равнине. Ближайшими родственниками венгров были ханты и манси. Последние ушли в тайгу и превратились в таежных охотников и собирателей. Мадьяры же попали на юг, под влияние скифо-сарматского и тюрского мира. Восемь мадьярских племен составили так называемую Древневенгерскую конфедерацию, став желанными наемниками во многих соседних странах. Новое государство мадьяр совершило 45 набегов на Восток и Запад. Армия венгров была очень мобильной и состояла из легкой конницы, вооруженной луками. Лингвисты доказали, что 88% венгерского языка отождествляется с оригинальной угорской лексикой, 12% заимствовано из тюрской лексики, из аланского (осетинского) языка и заимствования из славянских языков. Название народов манси и мадьяры происходит от общего корня «мансэ». Некоторые ученые считают, что слова «вогулы» (устаревшее название манси) и «венгры» - созвучные варианты одного и того же имени. Любопытно, что венгерский язык больше похож на мансийский, нежели на хантынский. Вне всякого сомнения, до своего окончательного разделения на обособленные этнические группы, мадьяры, манси и ханты имели дружественные отношения и могли совместно выступать в походах на Запад.

В отличие от племенного союза готов, которые под давлением гуннов были вынуждены искать себе новое место жительства в полном составе, переселение мадьяр на Запад происходило поэтапно, волнами. Скорее всего, в первых походах с целью предварительной разведки на предмет грабежа и выявления новой территории для проживания в ряды мадьяр вливались единичные отряды ханты и манси. По возвращении домой они в качестве драгоценной реликвии могли привезти некое высокохудожественное изделие, впоследствии ставшее культовым объектом и предметом поклонения, дошедшим до нас под названием Золотой Бабы. Возможно, что идол был изготовлен из драгоценного металла, которое обусловило его дальнейшее название.

В прошлом году я выявил мадьярский могильник на берегу озера Актюба на территории Красноармейского района Челябинской области. К этому открытию я шел долгих три года. В ходе предварительных раскопок древнего некрополя под руководством профессоров древней истории С.Г. Боталова и А.Д. Таирова выяснилось, что вскрытое археологами мадьярское погребение не тронуто грабителями. Предпочтительной датой комплекса Актюба, вероятно, следует считать первую половину Х века. Набор предметов (сохранившиеся украшения на одежде, конская упряжь, седло с богатой отделкой – всего около ста предметов) свидетельствуют о высоком социальном статусе погребенного воина. «При этом воин с этими вещами прибыл к нам «оттуда», и вещи европейского происхождения, это не реплики местных мастеров точно. Стоило это все в ту эпоху довольно дорого и, еще раз подчеркнем, говорит о высоком социальном статусе их владельца. Очень может быть, что наши, оставшиеся в Зауралье и Предуралье мадьяры, молодые воины, участвовали в военных походах совместно с отрядами тех вождей, которые ушли на новую Родину. А потом возвращались сюда. Одним словом, культурные, и может быть, брачные связи никогда не прерывались между двумя «Венгриями», - отмечает ведущий специалист региона по мадьярскому периоду доктор исторических наук С.Г. Боталов. Сергей Геннадьевич также добавил, что открытие на Актюбе мадьярского некрополя по достоинству оценили коллеги-археологи из самой европейской страны и сегодня название - Актюба звучит в мировом масштабе. Помимо мадьярских погребений (9-10 века) Актюбинский могильник на так называемых Соколиных сопках представлен семью курганами сарматского периода (5-3 века до новой эры) и ранними мусульманскими погребениями (14-16 века).

Возвращались на свою историческую Родину мадьяры однозначно, не с пустыми руками. В языческих греческих и римских, а впоследствии и христианских храмах всегда выставлялись в качестве боевых трофеев самые богатые предметы роскоши, отнятые у противника. И я допускаю вероятность того, что участвовавшие в 7 веке в первоначальных походах с мадьярами ханты и манси также могли поставить на своем капище в качестве подношения богам некое скульптурное изображение. Поначалу оно являлось наглядным свидетельством своих боевых подвигов. А впоследствии по причине отсталого социального развития народов ханты и манси данное изображение превратилось в культовый объект идолопоклонничества и дошло до нас под названием Золотой Бабы. И именно в это время впервые появились письменные упоминания о загадочном идоле. Так это или нет, мы, скорее всего, никогда не узнаем. Для меня было бы предпочтительнее, чтобы происхождение Золотой Бабы осталась неразгаданным, и всегда будоражило умы любителей тайн прошлого.

Легенда о Золотой Бабе

Империя гуннов при Атилле

Легенда о Золотой Бабе

Переселение мадьярских племен на территорию Паннонии

Легенда о Золотой Бабе

Общий вид Актюбинского могильника. Фотография Андрея Любушкина

Легенда о Золотой Бабе

Вид на Актюбинский могильник с южной стороны

Легенда о Золотой Бабе

Автор статьи Владимир Гирник (второй слева) на месте археологических раскопок на Актюбинском могильнике

Легенда о Золотой Бабе

Общий вид Актюбинского могильника. Фотография Андрея Любушкина

Легенда о Золотой Бабе

Археологические раскопки мадьярского погребения на Актюбинском могильнике

Легенда о Золотой Бабе

Позолоченные мадьярские изделия из серебра на ладони автора статьи

Легенда о Золотой Бабе

Профессора древней истории, доктора исторических наук С.Г. Боталов и А.Д. Таиров на Актюбинском могильнике

Легенда о Золотой Бабе
Легенда о Золотой Бабе

19 октября 2021 года. Найденные мадьярские изделия на ладони автора статьи

Легенда о Золотой Бабе

Мадьярские изделия Актюбинского могильника после реставрации

Легенда о Золотой Бабе

Раскопки мадьярского погребения на Актюбинском могильнике

Источник:https://dzen.ru/a/Y4R4nAFE7kKvDJLG
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!