Несколько лет назад в системе образования Росси произошли коренные изменения в сфере обучения детей-инвалидов. Они предусматривают инклюзивное обучение такой категории учащихся. По сравнению с тем направление, которое развивалось в советское и в постсоветское время, это крутой поворот от практики создания специализированных интернатов и школ для инвалидов-колясочников, слепых, глухих и других инвалидов.
Мэр Москвы Сергей Собянин, выступая по случаю Международного дня инвалидов, сказал, что в этом году число детей-инвалидов, обучающихся в обычных школах, в столице возросло на 20 процентов. Бюджету такое обучение обходиться в несколько раз дороже, но этот стимул нужен, чтобы педагоги уделяли одинаковое внимание всем учащимся без исключения. Таким образом, делается все, чтобы как можно больше поддерживать тех, кто нуждается в такой помощи, как можно шире вовлекать детей в обычную городскую среду. Программы инклюзивного обучения сейчас открываются почти во всех школах, хотя несколько лет назад общеобразовательные учебные заведения были закрыты для детей с ограниченными возможностями.
В Москве сейчас проживает около 1,2 миллиона инвалидов. Трудоспособного возраста насчитывается четверть миллиона, детей – боле 50 тысяч. Такие цифры привел на конференции уполномоченный по правам человека в Москве Александр Музыкантский. Она посвящалась проблемам инклюзивного обучения, и основной темой на ней была интеграция в общество людей с ограниченными возможностями здоровья. Такая интеграция без возможности получить образование на условиях равных с обычными учениками, невозможна.
В рамках научного исследования «Проблема доступности среднего образования для несовершеннолетних лиц с ОВЗ в городе Москве», которое проводилось на заказу уполномоченного по правам человека в городе Москве, была озвучены такие результаты- дети хотят учиться в обычных школах. Почти семьдесят процентов опрошенных родителей не против инклюзии в общеобразовательных школах.
Кроме того, в результате исследования были выявлены и проблемы. К сожаленью, обучение детей с ограниченными возможностями не всегда и везде проходит гладко. Почти 40 процентов опрошенных родителей говорили о существующей дискриминации по причине инвалидности ребенка. Большим препятствием в развитии инклюзивного образования служит и недружелюбное отношение к детям-инвалидам со стороны их здоровых сверстников.