Президент Владимир Путин поручил чиновникам разработать новые проекты документов, которые должны упростить процедуру усыновления для россиян. Такое решение главой государства было принято после вступления в силу закона, запрещающего американским гражданам усыновлять сирот из России. Подготовкой соответствующих документов, как стало известно из достоверных источников, занимается Минобрнауки РФ. Уже известно, что разработчики предлагают продлить до шести месяцев строк действия документов усыновителей. Раньше с этим процессом нужно было справиться в течение трех месяцев, или собирать справки по-новому. Как стимул для приемных родителей, чиновники предложили увеличить одноразовое пособие до 100 тысяч рублей, в том случае, если речь идет об усыновлении детей старше десяти лет, или детей-инвалидов.
В свою очередь премьер-министр Дмитрий Медведев внес предложения, которые касаются снижения требования к площади жилья усыновителей. Министерство образования и науки уже подготовило проекты правительственного постановления и нескольких законов. Некоторые положения свидетельствуют о том, что пожелания главы правительства чиновник не только выполнили, но и перевыполнили.
Например, сейчас усыновители обязаны представить справку о том, что их жилплощадь соответствует техническим и санитарным нормам. Часто такой документ носил чисто формальный характер, но, чтобы его получить, усыновители тратили иногда больше месяца. Авторы закона считают, что такой необходимости нет, поскольку представители органов опеки все равно будут знакомиться с условиями быта сами на месте, и они без справки смогут оценить жилищные условия, куда должен попасть сирота или инвалид. При каких-то спорных вопросах они сами могут затребовать такой документ.
Требование по увеличению строка действия медицинских справок до шести месяцев также оправданы – считают законодатели. Нередки случаи, когда задержка с оформлением приводила к тому, что такие документы усыновителям приходилось просто выбрасывать и оформлять новые. А вот строк вступления в силу решения суда об усыновлении наоборот сократили до 10 дней вместо 30, которые усыновленный ребенок должен был еще жить в детдоме, хотя, за документами, он уже имел свою семью.
Непросто так выделены в отдельную категорию дети старше десяти лет и дети-инвалиды, дети, имеющие сестер и братьев. На практике их усыновляют не так охотно, как здоровых малышей. И чиновники посчитали, что выплата 13 тысяч рублей для такой категории усыновителей, слишком ничтожная сумма, увеличив пособие до 1000 тысяч рублей.
Конечно, благие намерения разработчиков новых законодательных документов можно только приветствовать, но чиновникам стояло бы прислушаться и к мнению самих усыновителей. Юлия Башинова, которая воспитывает двоих приемных детей, считает пособие не такой уж серьезной поддержкой. Государство должно обеспечить лечение инвалидов, финансировать сложные и дорогие оперативные вмешательства. Кроме того, нужно сделать так, чтобы в школах приемных родителей, они всегда могли получить бесплатную помощь психолога, юриста. Это могло бы здорово помочь тем, кто в определенный период жизни засомневался в своем решении, или разуверился в своих силах. Такую помощь могла бы выручить в трудную минуту не хуже денежного пособия.
По собственному опыту Юлия Башинова знает, какое это хлопотное дело – собирание медицинских справок. Ей, лично, с мужем трех месяцев для этого не хватило. Значить, кроме продления строк, неплохо было еще упростить саму процедуру, по методу единого окна.
И она сомневается, что медосмотр нужен детям дл их же пользы, а не для формы. Никто из врачей не интересуется твоим здоровьем на самом деле, не анализирует твоей готовности стать приемной матерью или отцом. То может сократить перечень некоторых медработников, и заменить их сотрудниками социальных служб или психологами. Конечно, не создав, таким образом, еще одну коррупционную схему.
Анализируя поправки, упрощающие процесс усыновления, руководитель российской НКО "Центр содействия международной защите" Каринна Москаленко, сказала, что адресная помощь семьям, дело хорошее. Но они не могут в раз изменить ситуацию в лучшую сторону. К сожаленью, в России просто, в отличие от США, не существует инфраструктуры для детей с синдромом Дауна. Многих детей здесь просто не знают, как лечить и не лечат. И вряд ли нужно было запрещать международное усыновление, пока мы сами не научимся решать все свои проблемы.