Роботохирургия, активно развивающееся направление медицины, в России до сих пор не освоена в полной мере. Согласно статистике, роботизированные системы особенно востребованы в урологии. Вообще же первые роботы-хирурги стали появляться в 1980-х годах. Один из первых автоматических аппаратов создали в США. А с 2000 года было проведено более 1,5 миллиона роботизированных операций.
На сегодняшний день в России установлены 20 американских роботизированных хирургических систем. Они стоят в Москве, Петербурге и Екатеринбурге, в Ханты-Мансийске и на дальневосточном острове Русский, пишет РИА "Новости". Однако для прогресса на поприще роботохирургии требуется около 500 роботизированных установок для проведения хирургических операций. И на создание собственной техники уйдет несколько лет.
"У нас 150 миллионов человек, и у нас сейчас 20 установок из США. Мы считаем, что должно быть две-три установки в каждом регионе. Использование установок упрощает ход операции и снижает вероятность осложнений после нее. Время пребывания в стационаре снижается в четыре раза, сантиметровые разрезы заживают через трое суток, операция не приводит к инвалидизации, в отличие от открытой операции", — отмечает главный уролог федерального министерства здравоохранения Дмитрий Пушкарь.
В свою очередь, директор Института конструкторско-технологической информатики РАН Сергей Шептунов рассказал о том, что российские специалисты уже начали разработку первой роботической установки. Ее появление ожидается в ближайшие четыре года. Поддерживает проект Минпромторг. Сейчас есть "окно возможностей" в течение года-полутора, когда можно создать что-то новое и выйти на рынок, убежден Шептунов.
Один из самых знаменитых роботов-медиков это Da Vinci.
Пока робот-хирург — это не самостоятельно действующий механизм, а послушный 500-килограммовый инструмент в руках врача. У операционного модуля четыре «руки». Три из них оканчиваются миниатюрными хирургическими инструментами — скальпелями и зажимами, а четвертая управляет крошечной видеокамерой. Da Vinci оперирует через сантиметровые проколы, поэтому без камеры не обойтись, зато у пациента почти не остается шрамов. Когда робот «колдует» над больным, хирург-человек сидит за пультом в отдалении от стола. Врач манипулирует джойстиками, которые с ювелирной точностью передают движения пальцев и кисти «рукам» da Vinci. Как и у человеческой кисти, у них семь степеней свободы, но манипуляторы гораздо сильнее, не устают и мгновенно замирают, если хирург отпустит джойстики. Свои действия врач контролирует через окуляр, куда поступает увеличенная до 12 раз картинка с видеокамеры.
Роботы-хирурги da Vinci работают в сотнях клиник по всему миру. В России 20 таких аппаратов. Один из них — в Федеральном центре сердца, крови и эндокринологии им. В.А. Алмазова (СПб.), где da Vinci выполняет около сотни операций в год. Его «конек» — точное и аккуратное удаление лишнего: опухолей, грыж, аневризм.