В будущем году инвалиды по зрению смогут использовать печать-клише вместо собственноручной подписи. Такое право будет закреплено за ними в России в законодательном порядке и даст возможность совершать без ограничений все банковские операции. При помощи факсимиле они смогут самостоятельно вносить или снимать средства в финансовых организациях. В связи с этим, в 2013 году намечено внести изменения в федеральный закон «О социальной защите инвалидов», и в ряд других нормативных актов.
- Проблема, как слабовидящему или слепому человеку расписаться в нужном месте, существует давно, - комментирует решение правительства представитель президента Всероссийского общества слепых (ВОС) Валерий Матвеев. – Инвалид может отработать свою подпись до автоматизма, но она, все равно, каждый раз будет отличаться по размеру. Не видя формата документа, самого действия ему трудно выполнить такую простую для обычного человека формальность.
А инвалиду первой группы по зрению координатору движения инвалидов «Наше право» Сергею Новикову эти проблемы известны не понаслышке. Он говорит, что самому редко когда удавалось подписывать документы одним и тем же графическим рядом подписей. В результате, на разных документах они значительно отличались, что иногда создавало дополнительные проблемы для него.
Решение правительства РФ о возможности замены для инвалидов ручной подписи на факсимиле – не такое простое, как кажется на первый взгляд. Печать можно быстро и недорого изготовить за несколькими образцами заказчика. Но, существует опасение, что его так же легко можно подделать. В отличие от зарубежных образцов, отечественные печати не обладают достаточными механизмами защиты от подделок.
На сегодняшний день факсимиле использовать можно, но с некоторыми оговорками Гражданского кодекса (ст. 160). Оно разрешается, если на такое действие есть прямое указание в Законе, или обе стороны пришли к обоюдному соглашению по этому поводу. Судебная практика вообще запретительная в отношении подобных сделок с финансовыми документами. Никакой суд не разрешит человеку с ограниченными возможностями поставить факсимиле на векселе. Значит и банк, не желая для себя проблем, скорее всего вежливо откажет инвалиду.
И, что самое интересное, здоровые люди не видели до сих пор существующей проблемы. Об этом свидетельствуют социологического результаты опроса, который не так давно проводился среди банкиров. Для многих финансистов отказ инвалиду редко когда оставался в памяти, а если и остался, то, как мимолетный эпизод. Они просто не задумывались, что такое решение сразу ставило непреодолимую стену для слепого или слабовидящего человека и окружающей его средой.
Напомним, что четыре года назад в запросе к Сбербанку России депутат О.Смолин поднимал этот вопрос. Тогда финансовая организация требовала присутствия доверенных лиц незрячих клиентов при оформлении операций по его вкладам. Кроме того, нужно было заверять полномочия доверенных лиц у нотариуса. Сбербанк требовал соблюдения этого условия даже тогда, когда речь об обычном снятии средств со счета. В 2008 году запрос депутата так и остался неудовлетворенным. Ответ руководителей банка был однозначен: они руководствуются действующим законодательством, хотя может оно и далеко от совершенства.
Лед тронулся в мае прошлого года. Тогда с инициативы ВОС Банк России внес некоторые изменения в положение главной финансовой организации страны. Они разрешают инвалиду по зрению использовать факсимиле. Теперь, когда изменения получат еще и законодательную поддержку, предсказуемой станет любая судебная практика решения возможных споров в сфере финансов.
В конце октября текущего года вступили в силу положения Конвенции о правах Инвалидов ООН. Она предполагает вариант, который согласуется с предложениями ВОС. Согласно положениям Конвенции, инвалид может заполнять документы в машиночитаемой форме. Фактически это обозначает внедрение принципа универсального дизайна. Может, как раз этот факт стал главным условием для решения правительства принять закон в пользу факсимиле, поскольку Россия ратифицировала вышеуказанную Конвенцию.
Сейчас будущий закон, который разработало Министерство финансов РФ, находится на стадии прохождения межведомственных согласований. Он уже согласован Министерством труда России и до конца года должен поступить в парламент.