Журналисты Sobesednik.ru провели социальный эксперимент, чтобы выяснить, соблюдаются ли права инвалидов на отдых.
Некоторое время назад вся страна узнала, что в Красноярске инвалиды лишены права посещения ночных клубов. Колясочницу Анастасию Бойко охрана одного из заведений города отказалась пускать внутрь. Разбираться в ситуации пришлось Роспотребнадзору. Корреспонденты «Собеседника» решили проверить на себе: могут ли люди с ограниченными возможностями провести вечер наравне со всеми если не в Красноярске, то хотя бы в продвинутой столице?
Первая проблема – добраться
Мы арендовали инвалидную коляску, составили список заведений преимущественно в центре столицы, но в разных ценовых сегментах и… поехали.
Как оказалось, несмотря на то, что в пределах Садового кольца власти стремятся максимально упростить жизнь инвалидам (в том числе и в рамках программы «Доступная среда»), «путешествовать» на коляске все равно крайне проблематично. Даже со здоровым и сильным спутником.
Помучившись, кое-как – вдвоем и с помощью прохожих – мы преодолели путь от редакции до первого клуба на общественном транспорте. Это со стороны кажется, что все очень просто, но, сев в инвалидную коляску, сразу начинаешь испытывать трудности: как перебраться на другую сторону дороги, если в подземном переходе нет пандусов, как спуститься в метро и заехать в вагон поезда... В конце концов, как решить самую, казалось бы, простую проблему: как ездить по разбитым и плохо очищенным от снега дорогам, по выпуклой и мелкой плитке и забираться на высокие бордюры?
Для большинства людей подобные мелочи незаметны, а вот человеку в коляске в таких условиях проще вовсе остаться дома и никогда оттуда не выходить. Но так ведь нельзя: человек с ограниченными возможностями вполне может отдыхать наравне со всеми. Если, конечно, охрана позволит…
«Танцевать будете одна»
Мы подъехали к первому клубу в нашем списке – на Славянской площади. Охранники на входе уточнили, бронировали ли мы столик, и, узнав, что нет, пообещали все равно организовать нам комфортное пребывание в клубе и… на своих же руках спустили корреспондентку «Собеседника» по ступенькам вниз.
Один из охранников весело сказал: «Только танцевать будете одна». Странная шутка была малопонятна, но было видно: обидеть никто не хотел.
На танцполе зажигали посетители, флиртовали друг с другом, и девушке на коляске никто повышенного внимания не оказывал: не было ни косых взглядов, ни желания подбодрить. Что, наверное, даже хорошо.
Зато на выходе из клуба нас ждал сюрприз: подбежал мужчина, одетый как бродяга. Кинулся в ноги «инвалиду», стал желать здоровья и… совать 100 рублей. Отказываться принять настолько искреннюю помощь было даже неловко, но пришлось.
«Для вас мест нет»
А вот в модный клуб в Большом Златоустинском переулке нас пропускать не захотели. Мужчины на фейсконтроле равнодушно сказали, что для нас у них мест нет. Мы решили это проверить и еще минут 15 наблюдали за входом: пускали всех желающих в это «переполненное» заведение, но только не инвалида с сопровождающим.
На вопрос, почему для всех остальных места находятся, нам ответили: человеку в коляске не стоит тусоваться в толпе. Поэтому пришлось уезжать восвояси, так и не услышав техно-музыку «во всех ее проявлениях» от резидентов клуба. Не попробовав «свежие паппарделле собственного приготовления, сэндвичи на фокачче, бифштексы и стейки».
На сайте отказавшего нам во входе заведения указано, что это «единственный клуб, где праздник каждый день». Но как оказалось, не для всех. Что даже странно – данный клуб славится своим толерантным отношением к сексуальным меньшинствам. Видимо, на инвалидов терпимости уже не хватает.
«Сходите и проверьте»
Время уже за полночь, третий клуб – на Тургеневской – должен стать последним пунктом нашего путешествия. Поначалу строгие мужчины в костюмах недоверчиво оглядели коляску и пропускать ее внутрь не захотели. Но тут всю свою силу показало гражданское общество в лице подвыпивших парней, вышедших покурить на крыльцо. Они укорили охранников, которые под давлением все же сдались и распахнули двери:
– Хорошо, если вам так хочется, то можете зайти посмотреть. Но у нас ступеньки, не знаем, как вы будете передвигаться.
Желания помочь в глазах трех накачанных секьюрити не наблюдалось.
– Мы все сделаем! – весело отозвались ребята и даже вступили в спор, кто возьмет на себя эту ставшую вдруг для них почетной миссию.
Так корреспонденты «Собеседника» оказались внутри. Алкоголь на вечеринке лился рекой, а на стойках танцевали полуголые барышни. Несколько па мы сделали и на коляске. Люди на танцполе восприняли нашу пару позитивно и даже не обижались, когда колеса каталки случайно наезжали им на ноги.
Некоторые посетители клуба пытались познакомиться, кто-то (даже женщины) подходил, чтобы чокнуться и сделать комплимент.
– Вы просто красавица! Все мужчины ваши! – сказала длинноногая брюнетка.
В какой-то момент одна из отдыхающих компаний настойчиво пригласила нас к себе за столик.
– Знаешь, я не так давно попал в аварию: было сломано два позвонка, мне очень хороший врач сделал операцию – теперь в спине пластина. А так бы я был на твоем месте, – стал рассказывать Александр. Спустя минуту он добавил: – Ты не подумай, я не из жалости.
Многие из друзей и знакомых, с которыми мы обсуждали наш эксперимент, говорили примерно следующее: «Инвалиды, конечно, такие же люди. Но им не место в клубах. В первую очередь из-за проблемы их же собственной безопасности». А может, давайте не будем думать и решать за других? Если они «такие же», то могут сами определиться, как им проводить свой вечер. Задача же общества – сделать так, чтобы им было максимально комфортно и они не чувствовали ущемленности в элементарных правах на том основании, что ноги сами не ходят.
Добро пожаловать
Не так давно в России начали появляться рестораны, кафе и бары, адаптированные под людей с ограниченными возможностями. Правда, их мало и они все в основном в Москве (в столице таких, пожалуй, не больше 20).
Сотрудники этих заведений даже проходят обучающие курсы, а помещения ресторанов часто оборудованы в том числе и под слепых посетителей: выкладываются специальные дорожки, окрашиваются первая и последняя ступени лестничного пролета и разрабатываются меню с рельефно-точечным тактильным шрифтом.
В регионах же досуговые места, оборудованные для инвалидов, встречаются крайне редко. Там людям с ограниченными возможностями приходится приспосабливаться под окружающую среду, искать клубы по интересам или... сидеть дома.
Даешь низкопольные автобусы!
Впрочем, проблема с разнообразием досуга для инвалидов уходит на второй план, когда даже передвигаться по городу практически невозможно.
Так, представители орловского Центра комплексной интеграции инвалидов в общество сильно обеспокоены проблемой общественного транспорта. 75 автобусов, которые планирует закупить мэрия для городских маршрутов, не имеют соответствующего оборудования для перевозки инвалидов-колясочников. Согласно техническому заданию к аукциону среди этих автобусов нет ни одного низкопольного, что очень важно для маломобильных групп.
Активисты «Инвацентра» уже собрали более 100 подписей за то, чтобы администрация города изменила условия закупки и чтобы хотя бы половина общественного транспорта была предназначена для колясочников.
Мнение
Диана Гурцкая, певица, член Общественной палаты:
– Таких случаев происходит, к сожалению, немало. Возможно, стоит подумать о том, чтобы закрепить административную ответственность юридических лиц, допускающих нарушение прав инвалидов. В ближайшее время Общественная палата подготовит такие предложения и направит их в Государственную думу.
Источник: Собеседник.ru
Похожие статьи:
Новости → Аптеки могут не соблюдать права инвалидов
Новости → Омбудсмен По Правам Инвалидов Может Появиться В Регионе
Новости → Прокуратура защитила права инвалидов
Новые статьи → Льготы инвалидам 3 группы в 2015 году
Новые статьи → Международный день борьбы за права инвалидов