В среду, 14 ноября Верховный суд Российской Федерации оставил в силе действие пункта приказа Минтранса от 2007 года. В нем шла речь о том, что перевозчик имеет право не надавать услуги пассажирам инвалидам. Инвалиды-колясочники, больные на носилках могут рассчитывать на отказ при попытке подняться на борт, если он не имеет условий для транспортировки таких пассажиров.
Общество защити прав потребителей "Общественный контроль в действии" (ОЗПП) оспаривало пункты вышеназванного указа и потерпело поражение. Несмотря на заявление представителя ОЗПП о том, что решение суда это прямая дискриминация общества по отношению к людям с ограниченными возможностями, оно осталось в силе. А инвалиды, как отдельная категория лиц, так и остаются ущемленными в своих правах. Хотя соответственно Конституции страны они имеют право наравне с другими гражданами пользоваться всеми услугами.
Представитель ОЗПП также подчеркнул, что, несмотря на специфику подобных перевозок, компании должны согласовывать все вопросы с инвалидом заранее, при покупке билета. А не делать это в последнюю очередь, когда выясняется, что перевозчик не может ее обеспечить, или не желает заботиться о перевозке.
Ходатайствуя в суде об отклонения заявления, представитель Минтранса, настаивал на своей точке зрения. " Мы вправе отказать в перевозке инвалидам-колясочникам, если авиационное судно, например, имеет недостаточную ширину дверей. То есть, оно не оборудовано надлежащим образом. Мы уведомляем пассажиров, а не просто отказываем им ", - добавил ответчик.
Кроме того, если отменить существующую норму, это чревато полным хаосом в системе авиаперевозок. Представитель Минтранса также отметил, что пункт приказа, который оспаривает представитель ОЗПП, наоборот определяет обязанности компаний по отношению к инвалидам. И он заботится о соблюдении прав инвалидов, регламентируя нужные комфортные условия для перевозок таких людей авиакомпаниями. Как, впрочем, и других лиц.
Государственная Дума уже приняла проект закона, который разработало ведомство ответчика. Он будет регламентировать требования к авиаперевозчикам, обяжет их оборудовать свои судна необходимыми условиями для перевозки малоподвижных людей и инвалидов. Об этом сообщил на суде другой ответчик Минтранса.
Подержал просьбу ответчика об отклонении заявления представителя ОЗПП и прокурор. Она отметила, что оспариваемая норма закона относится к тому случаю, когда компания несет ответственность за здоровье пассажира. Но и заявитель поднял важный вопрос. Доступ инвалидов к инфраструктуре, транспорту должен быть обеспечен государством в полной мере. И здесь нужны дополнительные меры по регулированию этого вопроса. Скорее всего, речь идет о необходимости законодательно прописать нормы оборудования воздушных судов нужными условиями для перевозки инвалидов.