Беларусь. 11-летний Адам Эссерт необычный ребенок. Судьба распорядилась так, что он родился без рук. Но наперекор судьбе научился писать, рисовать и даже работать на компьютере. В этом ему помогают педагоги Речицкого дома-интерната для инвалидов, имеющих физические нарушения. Я решил познакомиться с необычным мальчиком.
...В Речицком доме—интернате для инвалидов светло. Большие окна, особенно в солнечный день, наполняют здание светом. В классе три ребенка и учитель. У Адама на лице улыбка.
— Привет, Адам, я к тебе.
— Я знаю, меня все фотографируют, — отвечает он.
Рядом тетрадки. Без единой помарки! Мальчуган ловко хватает ручку ртом и начинает выводить «Классная работа». Мне даже стыдно становится: сколько я черкал в школьной тетради. А Адам хочет и может быть лучшим.
— Вы рисунки посмотрите, — говорит учительница. И на меня уже смотрит акварельная улитка. Какие там импрессионисты, кубисты, модернисты... Учитесь!
Преподаватель Елена Конышева рассказывает о своем ученике:
— Ребенок уникальный. Нам его привезли в 3 года, и мы начали заниматься. Самое важное — его настойчивость, сила воли и желание стать самостоятельным. Адам ни в чем старается не уступать сверстникам. Тетрадки вы уже видели. Бегает, играет в футбол, в машинки. Море всяких занятий. Наверное, сложнее всего с едой. Но сам справляется. Даже на субботнике пришел нам помочь, зажал грабли между подбородком и предплечьем и работал. Парень — огонь! Главное найти ему во взрослой жизни занятие по душе. Он, например, хорошо решает задачки по математике и прекрасно ориентируется в компьютерных программах.
Пока мы беседуем, Адам уже пересел из—за парты за компьютер. У него специальная мышка. Работает ногами. Именно компьютерные игры любимое занятие Адама:
— В компьютерных играх можно все. Я их обожаю. А еще я очень хочу снова поехать в Италию. Был там впервые этим летом. Отдыхали весело и интересно.
— А кем мечтаешь стать в будущем?
— Полицейским. Распутывать сложные преступления и ловить бандитов.
Все может быть. Ведь интеллект имеет определяющее значение в выборе профессии, а часто и в социальной адаптации. Яркий пример — австралийский христианский проповедник Ник Вуйчич. Родился в 1982 году в семье сербских эмигрантов. В отличие от Адама у него нет не только рук, но и ног. Учился Ник в обычной школе. Потом получил два университетских образования — одно бухгалтерское, второе в области финансового планирования. Сегодня он читает лекции о мотивации к жизни по всему миру. Ник женат, у него двое здоровых сыновей. Живет в Калифорнии. Кстати, в апреле 2016—го приедет с лекциями в Минск. В администрации Речицкого дома—интерната очень хотят, чтобы Адам поехал на эти лекции и встретился с Вуйчичем.
Директор дома—интерната Виктор Руденко уверен, это будет серьезная жизненная мотивация:
— Мотивация и еще раз мотивация. У нас 63 ребенка—инвалида. Мы их кормим, учим, лечим, развиваем, социализируем. На мой взгляд, успешно работает так называемая трудотерапия, где дети получают различные жизненные навыки. От шитья до выращивания арбузов. Но важнейшая задача — найти мотивацию. Ведь в каждом человеке, даже если он инвалид, заложена жизненная программа. Проще говоря, талант, который он может реализовать.
В Гомельской области проживает свыше 88 тысяч инвалидов, более 4 тысяч из них — дети. Работают три детских дома—интерната для инвалидов в Гомеле, Речице и Журавичах (Рогачевский район). На содержание одного воспитанника государство в среднем в месяц выделяет 6,5 миллиона рублей. Также в каждом районе открыты центры коррекционно—развивающего обучения для детей и отделения дневного пребывания для молодых инвалидов (от 18 до 32 лет). То есть если родители сами воспитывают ребенка—инвалида, есть возможность на целый день отдавать его учиться и развиваться опытным педагогам и воспитателям.
Важный вопрос — дальнейшее возможное трудоустройство. В Гомеле 4 спецпредприятия: «ВИПРА» (Белорусского общества глухих), «Светотехника» (где много незрячих сотрудников), «Рубин» и «Швец». Одна из задач — социально—трудовая реабилитация инвалидов.
Тем не менее в социальной адаптации людей с особенностями развития еще немало сложностей. Если школьное образование можно получать в центрах коррекционно—развивающего обучения, спецшколах и на дому, то с высшим — проблема. Например, в большинстве вузов, лицеев, техникумов безбарьерная среда только до 1—го этажа. Дальше — по лесенке.
...В классах Речицкого дома—интерната для инвалидов светло. Возможно, потому, что стоит яркий солнечный день. Но меня провожают детские улыбки. В них тоже свет.
Источник → GOMEL.TODAY
Похожие статьи:
Новости → Выпавшего из окна ребенка спас матрац переезжающих соседей
Новости → В интернате мальчик умер без своевременной медпомощи
Новости → Восьмилетний мальчик стал инвалидом из-за ошибки
Полезные статьи → Рождение ребенка-инвалида