Профессиональная реабилитация и реадаптация, особенно трудоустройство будущих специалистов-инвалидов является очень важным показателем эффективности работы вузов со студентами-инвалидами, выпускниками. Восстановление трудовой деятельности инвалида в бывшей или новой профессии. Обеспечение конкурентоспособности человека с ограниченными возможностями на современном рынке труда и его работоспособности, как в обычных производственных условиях, так и в специально разработанных для них условиях труда, также необходимо.
Сегодня современная реабилитация студентов-инвалидов предусматривает помощь при обучении в вузах комплекса социальных, физических, психологических и педагогических мероприятий, обеспечивающих возможность для людей с особыми потребностями учиться в вузах и по окончании вернуться или максимально приблизиться к полноценной социальной жизни. Итоговой целью реабилитации людей является обеспечение инициативного их участия в основных сферах деятельности и жизни общества. С успехом проводят обучение студентов с инвалидностью по компьютерно-новейшим технологиями в соответствии с современными принципами модифицированного здорового, качественного стиля их жизни.
Эффективность применения средств физической реабилитации, компьютерных новейших технологий при обучении студентов-инвалидов зависит от учета следующих принципов: принципа сознания; принципа активности; принципа систематичности; принципа постепенности; индивидуализации; научности; воспитательного обучения и других. Занятия физической культурой и спортом с инвалидами проводятся по специальным программам с учетом характера патологии, степени отклонения в физическом развитии и подготовленности, функционального состояния организма. Если особенности состояния здоровья не позволяют справляться с современной физической нагрузкой в специальной медицинской группе, то с ними занимаются, как правило, по индивидуальным программам физического оздоровления и реабилитации.
Перед оздоровительной физической и психологической реабилитацией лиц с особыми потребностями ставятся следующие задачи:
• укрепление общего здоровья, улучшение физического развития и закалки организма;
• формирование морально-волевых, физических, психических и основных двигательных умений и навыков, подготовка к сдаче отдельных тестов из методов физической и психологической реабилитации;
• устранение или уменьшение последствий заболеваний и травм;
• предупреждение развития патологического процесса;
• повышение функциональных возможностей органов и систем, физической, психологической и умственной работоспособности;
• адаптация организма студентов-инвалидов к компьютерным нагрузкам, которые постепенно увеличиваются в творческом учебно-воспитательном процессе.
Однако при внедрении физической и психологической реабилитации в жизнь и учебу студентов-инвалидов часто возникает большое количество проблем государственного, общественного, индивидуального, морально-психологического, социокультурного и педагогического характера. Реабилитационный процесс студентов-инвалидов очень сложный и длительный, он включает в себя прохождение ряда этапов физической, психологической и социальной реабилитации:
• разработки индивидуальной комплексной программы реабилитации, не только общей, но и индивидуальной программы оздоровительной физической реабилитации и обучения в условиях учебного заведения;
• формирования мотивации студентов-инвалидов к активной деятельности;
• создание современной учебно-методической и педагогической группы, которая помогает освоению работы студентов на индивидуальном компьютере, знакомиться с научно-воспитательными программами, особенно для студентов с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с нарушениями нервной системы.