Чувство одиночества сопровождает детей-инвалидов всю жизнь. Они отличаются от сверстников, и не все дети хотят с ними общаться. Поэтому важной частью реабилитации является общение по интересам в специальных клубах или детских развивающих центрах. Такие мероприятия не могут не повлиять позитивно на психологическое здоровье ребенка. Расширяется круг общения, уходит чувство тревоги и ненужности обществу — у ребенка появляется социальная жизнь.
Еще один метод это зоотерапия. Она является эффективным методом снятия стресса и нормализации работы нервной системы. Общение с животными сделает жить малыша интересней и научит бережному обращению с хрупкими живыми существами. Взаимодействие личности и природы это важная часть нашей жизни, поэтому не стоит этим пренебрегать в ходе реабилитации.
Искусство позволит ребенку проявить свои эмоции и чувства. Рисование играет большую роль в становлении ребенка как личности, особенно это помогает деткам, чья подвижность ограничена. Помимо развития воображения, рисование позволяет особенному ребенку понять, что мир гораздо шире, чем закрытое общество инвалидов, и он является его неотъемлемой частью.Ученые доказали, что творчество стимулирует малыша к общению с другими людьми и развитию взаимоотношений. Арт-уроки могут иметь форму индивидуальных и групповых занятий. Эти формы не являются взаимоисключающими и эффективно дополняют друг друга.
Проводя психологическую реабилитацию, детей объединяют в группы. Это делается для создания системы взаимопомощи внутри групп. Дети помогают и поддерживают друг друга, у них появляется свой круг общения. Конечно, все это не просто, и требует достаточного количества времени и помощи квалифицированных специалистов. Не все дети-инвалиды охотно идут на контакт. Подготовка группы состоит из трех стадий. На первой стадии, происходит знакомство,и группа определяет цель занятий. На второй стадии, налаживается работа группы. Третья стадия может быть начата только тогда, когда все цели и путик ним определены и можно приступить к совместной работе.
Цели группы могут быть совершенно разными и зависят в основном от выбора участников. Но есть ключевые цели, которые являются одинаковыми для всех собраний групповой терапии — преодоление одиночества и изоляции детей от внешнего мира. Общение с такими же особыми детьми благоприятновлияет на эмоциональное состояние ребенка. Родители так же могут получить пользу от групповых занятий, но для них это в основном получение информации о правах детей-инвалидов и законов, которые их защищают.
И все же ребенок нигде не получит столько внимания и заботы как во время индивидуальной работы. И это именно «работа», в которую, помимо воспитания и морального развития ребенка, входит множество важных вещей. Родители должны оценивать индивидуальные биологические функции своего чада, и определять на каком уровне находятся его функциональные ограничения. Если это возможно и лечащий врач дал разрешение или рекомендацию, то родители должны проводить соответствующие занятия, направленные на коррекцию физических и моральных ограничений ребенка. Нужно поднимать самооценку ребенка-инвалида, учить его принимать самостоятельные решения и уменьшать уровень зависимости от родителей. Ребенка нужно учить самостоятельности, только так он сможет почувствовать себя полноценной личностью.
Выбор социальной и психологической терапии сугубо индивидуален. Он зависит от отношения родителей к инвалидности ребенка, возраста, наличия дефектов внешности малыша.Если в семье не один особенный ребенок это сильно влияет на выбор метода реабилитации.