Сага об Инглингах

25 февраля 2015 - Ягодка

 

Сага об Инглингах

(в переводе С. Д. Ковалевского)

Источник: СНОРРИ СТУРЛУСОН. КРУГ ЗЕМНОЙ

"Сага об Инглингах" является первой частью знаменитой "Хеймскринглы" Снорри Стурлусона (1179-1241). В ней описываются жизнь и деяния древних шведских конунгов из легендарной династии Инглингов, от которых якобы вели свое происхождение норвежские короли из династии Харфагров.

В Прологе к "Хеймскрингле" Снорри сообщает, что "Сага об Инглингах" написана им на основе поэмы норвежского скальда IX в. Тьодольва из Хвина "Перечень Инглингов" и "по рассказам мудрых людей". На протяжении всей саги он цитирует Тьодольва (поэма "Перечень Инглингов" дошла до нас именно благодаря этому). Три раза Снорри цитирует в "Саге об Инглингах" двух других норвежских скальдов: одни раз – отрывок из хвалебной песни "Рагнарсдрапа" скальда первой половины IX в. Браги Боддасона Старого (гл. 5) и дважды (гл. 8 и 23) – отрывки из поэмы "Перечень Халейгов" скальда X в. Эйвинда Губителя Скальдов. Один раз (гл. 29) он ссылается на "Сагу о Скьёльдунгах". Известно, что летом 1219 г. Снорри побывал в шведской области Вестеръётланд. Он гостил там до осени у лагмана Вестеръётланда Эскиля Магнуссона, который, согласно "Перечню лагманов Вестеръётланда", "был ученым подобно хорошему клирику". Возможно, именно от него, а может быть и от других "мудрых люден", Снорри и узнал те древние предания, которые использовал при написании "Саги об Инглингах" (подробнее об источниках "Саги об Инглингах" см. в кн.: S. Beyschlag. Konungasögur. Untersuchungen zur Königssaga bis Snorri. Die älteren Ubersichtswerke samt Inglingasaga. – "Bibliotheca Arnamagnaeana", vol. VIII. Kopenhagen, 1950, S. I-III).

"Сага об Инглингах" переводится на русский язык впервые. Настоящий перевод сделан по изданию: Snorri Sturluson. Heimskringla. Steingrimur Pålson bjó indir prentun, I. Reykjavik, 1944.

Сага об Инглингах

1. Хеймскрингла – круг мира, на котором живут люди, сильно изрезан морем. Большие заливы вклиниваются в сушу из открытого моря. Известно, что одно море тянется от Нёрвасунда вплоть до Йорсаланда. Из этого моря к северо-востоку выходит длинный залив, который называется Черным морем. Оно разделяет три части мира. Восточная часть называется Азией. Но западную некоторые называют Европой, а некоторые – Энеа. К северу от Черного моря простирается Свнтьод Великая или Холодная. Некоторые считают, что Великая Свитьод не меньше, чем Великая Серкланд, некоторые сравнивают ее с Великой Блоланд. Северная часть Свитьод не заселена из-за мороза и холода, так же как южная часть Блоланд является пустыней из-за палящего солнца. В Свитьод много больших херадов. Там также много разных народов и много языков. Там есть пеликаны и карлики, там есть синие люди и много разных удивительных народов. С севера, с гор, которые расположены за всеми обитаемыми краями, кругом Свитьод протекает река. Правильное ее название Танаис. В древности ее называли Танаквисл или Ванаквисл. Страну вокруг Ванаквисл называли Ваналанд или Ванэхейм. Река эта разделяет части мира: восточную называют Азией, а западную – Европой.

2. Страну к востоку от Танаквисл, и Азии, называли Асаланд или Асахейм, а главную крепость, которая была в той стране, называли Асгард. И хёвдинга этой крепости звали Один. Там было большое жертвенное место. Там существовал такой обычай, что самыми главными были двенадцать жрецов. Они должны были распоряжаться жертвоприношениями и судить народ. Их называли "диар" или "дроттами". Им должен был служить и оказывать послушание весь народ. Один был великий воин и очень много странствовал, и завоевал много держав. Он был так удачлив в победах, что добивался успеха в каждой битве, и это привело к тому, что его люди верили, что он может одержать победу в любой битве. У него был такой обычаи, что когда он посылал своих людей в битву или в другое предприятие, то он сначала возлагал свои руки на их головы и заговаривал их. И они верили, что им будет сопутствовать удача. Так же и его люди, когда они попадали в бедственное положение, на море или на суше, называли его имя, и оказывалось, что это всегда помогало. Пока он жил, они во всем полагались на него. Часто он уезжал так далеко, что оставался в походе много полугодий.

3. У Одина было два брата. Одною звали Be, а другого Вили. Эти его братья правили державой, когда он отсутствовал. Однажды, когда Один уехал далеко и долго отсутствовал, псам казалось, что он уже не вернется. Тогда его братья взяли и разделили после него наследство, а его жену Фригг они оба взяли в жены. Но немного спустя Одни вернулся домой. Тогда он взял свою жену обратно.

4. Один выступил с войском против панов, но они стойко сопротивлялись ему и защищали свою страну. И обе стороны поочередно побеждали, и каждая опустошала страну другой и причиняла ущерб. Когда обе стороны устали от этого, они предложили друг другу примирение, заключили мир и обменялись заложниками. Ваны дали своих именитейших людей, Ньёрда Богатого и его сына Фрейра, а асы со своей стороны дали человека, которого звали Хэнир, и сказали, что ему вполне подобает быть хёвдингом. Это был большой и очень красивый мужчина. Вместе с ним асы послали мудрейшего человека, которого звали Мимир, а ваны дали взамен того, кто был среди них самым умным. Его звали Квасир. И когда Хэнир прибыл в Ванахейм, его тотчас сделали хёвдингом. Мимир во всем давал ему совет. Если Хэнир был на тинге и должен был решить какое-нибудь обычное дело, он всегда отвечал одно и то же: "Пусть решают другие", – говорил он. Тогда ваны заподозрили, что асы обманули их при обмене людьми. Они схватили Мнмнра, обезглавили его и отослали его голову асам. Один взял голову и умастил ее целебными травами, дабы она не могла разложиться, произнес над ней заклинания и дал ей такую силу, что она говорила с ним и рассказала ему много тайных вещей. Ньёрда и Фрейра Один назначил жертвенными жрецами, и они были диар наряду с асами. Дочерью Ньёрда была Фрея. Она была жертвенной жрицей; она первая научила асов колдовству, которое было принято у ванов. Когда Ньёрд был у ванов, он был женат на своей сестре, потому что там это было законным. Их детьми были Фрейр и Фрея. Но у асов бы то запрещено жениться столь близким родичам.

5. Большой горный хребет тянется с северо-востока страны к юго-западу. Он отделяет Великую Свитьод от других держав. К югу от этого горного хребта недалеко до Тюркланд. Там Один имел большие владения. В то время по миру рыскали римские хёвдинги и подчиняли себе все народы. Но так как Один был дальновидным и сведущим в колдовстве, он знал, что его потомки должны жить в северной половине мира. Поэтому он назначил своих братьев Ве и Вили управлять Асгардом, а сам вместе со всеми диар и многими другими людьми уехал. Сначала он поехал на запад в Гардарики и затем на юг в Саксланд. У пего было много сыновей. Он завоевал обширную державу в Саксланде и назначил там правителями своих сыновей. Затем он отправился на север, к морю, и поселился на одном острове. Это место теперь называется Одинсэй, на Фюне. Затем он послал Гевьон на север через пролив на поиски земли. Тогда она прибыла к Гюльви, и он дал ей один плугсланд земли. Тогда она отправилась в Ётунхейм и там от одного ётуна родила четырех сыновей. Как будто быков запрягла она их в плуг и вытащила из моря землю к западу от Одинсэй, и эта земля называется Зеландия. Затем она поселилась там. Скьёльд, сын Одина, получил ее в жены. Они жили в Лейре. А там, где она пахала, там теперь – озеро или море. Оно называется Лёгр, и фьорды в Лёгре расположены так, как мысы в Зеландии. Как сказал Браги Старый:

Золота радость – Гевьон

быстро от Гюльви везла

Дании прирост.

Восемь сверкали звезд

во лбах четырех быков,

пар от животных валил

когда волокли они

похищенный остров лугов.

Но когда Один узнал, что на востоке у Гюльви была хорошая земля, он отправился туда, и он, и Гюльви заключили соглашение, потому что Гюльви думал, что у него нет сил сопротивляться асам. Один и Гюльви часто мерялись силами в хитрости и коварстве, но асы всегда побеждали. Один поселился близ Лёгра, на том месте, которое теперь называется Старая Сигтуна, и он построил там большой храм и приносил в нем жертвы по обычаю асов. Там он владел обширными землями, которые он назвал Сигтуной. Он дал жрецам жилища. Ньёрд жил в Ноатуне, а Фрейр – близ Уппсалы. Хеймдалль – близ Химинбьёрга, Тор – в Трудвангаре и Бальдр – в Брейдаблике. Всем им он дал хорошие усадьбы.

интересно, хотите продолжения?

http://naslediepredkov.info

Рейтинг: +2 Голосов: 2 1618 просмотров
Комментарии (3)
Ягодка # 27 февраля 2015 в 17:07 +2

6. Говорят – и это, должно быть, правда, – что когда Аса-Один и вместе с ним диар прибыли в северные страны, они знали те искусства и обучали им, – которыми люди занимались потом еще долгое время спустя. Один был самым способным из них, и от него они научились всем искусствам, ибо он первый узнал их все, во всяком случае большинство из них. Если надо сказать, почему его так почитали, – то вот за что: у него был такой красивый и достойный вид, когда он сидел среди своих друзей, что все радовались душою; но когда он был в походе, он казался своим недругам ужасным. Это было оттого, что он обладал искусством любым образом изменять цвет и внешний вид, когда хотел. Другая причина – та, что он говорил так умно и красиво, что всем, кто слушал, это казалось единственно правильным. Он всегда говорил так, как теперь слагают стихи, и что теперь называется скальдическим искусством. Его и его жрецов называют "кузнецами песен", потому что они принесли это искусство в северные страны. Один мог сделать так, что в битве его недруги становились слепыми, или глухими, или преисполнялись страха, а их оружие уязвляло не более, чем хворостины, но его люди шли без брони и были разъярены, как собаки или волки, кусали свои щиты, были сильны, как медведи или быки. Они убивали всех людей, но их не уязвляли ни огонь, ни железо. Это называется "маршем берсерков".

7. Один [часто] менял обличье. Тогда его тело лежало, будто спящее или мертвое, но он [в это время] был птицей или зверем, рыбой или змеей, и в одно мгновение ока оказывался в дальних странах по собственному делу или по делам других людей. Он мог делать еще и другое: одним словом он мог гасить огонь, успокаивать море и поворачивать ветер, куда хотел, и у него был корабль, который назывался Скидбладнир, на котором он плавал по большим морям, но который можно было свернуть, как скатерть. Один хранил у себя голову Мимира, и она рассказывала ему новости из других миров; но иногда он вызывал из земли мертвых или садился под повешенными. Поэтому его называли "дроттом привидений" или "дроттом повешенных". У него были два ворона, которых он научил говорить. Они летали над дальними странами и рассказывали ему много новостей. От всего этого он стал чрезвычайно мудрым. Всем этим искусствам он обучал посредством рун и тех песен, которые называются заклинаниями. Поэтому асов называют "кузнецами заклинаний". Один знал искусство, которое дает высшую власть, и сам занимался им; оно называется колдовством. И поэтому он мог узнавать судьбы людей и события, которые еще не произошли, он мог приносить людям смерть, или несчастье, или болезнь, он мог отнять у людей разум или силу и отдать их другим. Но этим искусством занималось так много трусов, что мужчины не могли без стыда им заниматься, и поэтому это искусство изучали жрицы. Один знал обо всем спрятанном в землю имуществе, и где оно было спрятано; и он знал песни, которые открывали перед ним землю, и гору, и камни, и курганы, и он одним словом связывал тех, кто там жил, и входил внутрь, и брал, что хотел. Благодаря таким способностям он очень прославился. Недруги боялись его, но друзья полагались на него и верили в его силу и в него самого. И он научил большей части своих искусств жертвенных жрецов. Они больше всех, после нею, знали всю премудрость и колдовство. Однако многие другие также научились многому из этого, и поэтому колдовские знания широко распространились и долго сохранялись. Но люди приносили жертвы Одину и двенадцати хёвдингам и называли их богами, и долго потом верили в них. От имени Один происходит имя Аудун, и так люди называют своих сыновей; от имени Тор происходит имя Торарин, с ним связаны и другие имена, такие, как Стейнтор. или Хавтор, или измененные другим образом.

8. Один издал в своей стране законы, те самые, которые прежде были у асов. Он постановил также, что все умершие должны сжигаться и что с ними вместе на костер следует нести их имущество. Он сказал, что каждый человек должен прибывать в Валхаллу с тем богатством, которое было с ним на костре; он должен также владеть тем, что он сам зарыл в землю. А пепел следует выбрасывать в море или закапывать в землю. И в память о знатных людях следует сооружать курганы, а после тех людей, которые заслужили память людей, следует высекать надгробные камни, и этот обычай сохранялся долгое время. В начале зимы следовало приносить жертвы за благополучный год, в середине – за урожай; третье жертвоприношение, жертвоприношение за победу, должно было происходить летом. Во всей Свитьод люди платили Одину дань, пеннинг с каждого носа, а он должен был защищать их страну во время войны и приносить за них жертвы во имя благополучного года. Ньёрд получит [в жены] женщину, которую звали Скади. Она не захотела с ним жить и вышла замуж за Одина. У них было много сыновей. Одного из них звали Сэминг. О нем Эйвинд Губитель Скальдов сложил следующее:

С девой Железного Леса

родоначальник Асов,

бог скальдов,

родил ярла сокровищ,

когда эти двое,

друг воинов и Скади, жили

в Маннхейме.

И многих других

сыновей родила

горная богиня-лыжница

Одину.

Ярл Хокон Могучий ведет свою родословную от Сэминга. Эту Свитьод они называли Маннхеймом, а Великую Свитьод они называли Гудхеймом. О Гудхейме они рассказывали много вещей.

Ягодка # 28 февраля 2015 в 04:19 +1

9. Один умер от болезни в Свитьод. Но когда он был близок к смерти, он приказал поразить себя копьем и сказал, что все умершие от оружия люди должны принадлежать ему; он сказал, что отправится в Гудхейм и возьмет туда своих друзей. Теперь свеи верили, что он отправился в древний Асгард и будет жить там вечно. Тогда они снова обратились с верой и мольбами к Одину. Часто свеи верили, что он находился с ними перед большой битвой; одним он давал победу, но других он звал к себе. И то, и другое они считали хорошим выбором. Мертвый Один был сожжен, и сожжение было пышным. Тогда верили, что чем выше поднимется в воздух дым [от погребального костра], тем выше займет на небе место тот, кого сжигали, и что он будет там тем богаче, чем больше имущества сгорит вместе с ним. Ньёрд из Ноатуна стал теперь властелином над свеями и совершал жертвоприношения. Свеи называли его своим дроттом, и он собирал с них дань – дары. При его жизни был хороший мир и во всем благополучные годы, настолько благополучные, что свеи верили, что от Ньёрда зависят урожай и благополучие народа. При его жизни умерло большинство из диар, и все они были сожжены, и затем всем им приносились жертвы. Ньёрд умер от болезни. Он также приказал обречь себя Одину, перед тем как умер. Свеи сожгли его и много плакали на его могиле.

10. Тогда после Ньёрда власть получил Фрейр. Он был назван "дроттом над свеями" и получал от них дань – дары. Он был удачлив в урожаях и друзьях, как и его отец. Фрейр построил близ Уппсалы большой храм и сделал там свое главное жилище. Храму он передал все свое имущество, землю и движимость. Так возникло "Уппсальское богатство", которое существовало потом всегда. При его жизни был мир Фроди. Тогда во всей стране были благополучные годы, и свеч отдавали предпочтение Фрейру, ибо он почитался больше других богов, потому что при нем народ страны был богаче, чем прежде, благодаря миру и урожаям. Его жену звали Герд, дочь Гюмира. Их сына звали Фьёлнир. У Фрейра было и другое имя, Ингви. Имя Ингви долго употреблялось в его роде как почетное имя, и его потомки назывались Инглингами. Фрейр заболел, и когда его состояние ухудшилось, его люди придумали выход из затруднительного положения и приказали народу прийти и посмотреть на него, жив он или нет; они соорудили большой курган с дверью и тремя отверстиями. И когда Фрейр умер, они тайно отнесли его в этот курган и сказали свеям. что он жив, и скрывали его там три зимы, а все лани они прятали в кургане, золото в одном отверстии, серебро – в другом и медные деньги – в третьем. Тогда был урожай и мир. Жертвоприношения тогда совершала Фрея, ибо теперь она единственная из богов была в живых, и ее так почитали, что ее именем называли всех высокородных женщин, тех, которых теперь называют "фру". Также каждую называют "фреей" над ее имуществом и "хусфреей" – ту, которая владеет двором. Фрея была очень непостоянна. Ее мужа звали Од. Ее дочерей звали Хносс и Герсмн. Они были очень красивы; их именами названы самые дорогие драгоценности. Теперь все свеи узнали, что Фрейр умер. Но так как были хороший урожай и мир, они верили, что так будет всегда, пока Фрейр будет оставаться в Свитьод, и они не хотели сжигать его. Они называли его "богом мира" и больше всех жертвовали ему ради урожая и мира потом во все времена.

11. Фьёлнир, сын Ингвн-Фрейра, управлял затем свеями и "Уппсальским богатством". Он был могучим и удачливым в урожае и мире. Тогда в Лейре жил Фрид-Фроди. Они приглашали друг друга домой и были друзьями. Однажды Фьёлнир приплыл к Фроди в Зеландию; там был устроен большой пир и были приглашенные из многих стран. В усадьбе у Фроди был большой дом. Там был сделан большой чан, во много локтей высотой, подпертый большими бревнами. Он стоял внизу, а над ним находился чердак с отверстием в полу, так что в чан могло упасть что угодно, и он был наполнен медом. Это была большая пьянка. Вечером Фьёлнира отвели на ночлег вблизи чердака и вместе с ним его свиту. Ночью он вышел по своим делам на галерею; он был сонный и мертвецки пьяный. Когда он возвращался на ночлег, то пошел прямо по галерее к двери чердака и вошел туда. По здесь он потерял равновесие, и упал в чан с медом, и утонул в нем. Как говорит Тьодольв Хвинский:

Сбылось

там где жил Фроди,

предсказание о близкой смерти

Фьёлнира:

бухта безветренная

копья быка

Сиклинга

погубила.

Свейгднр получил власть после своего отца. Он обещал, что найдет Гудхейм и старого Одина. Он объездил с двенадцатью людьми обширный мир. Он побывал в Тюркланд и в Великой Свитьод и нашел там многих своих родичей, и он пробыл там пять зим. Тогда он вернулся в Свитьод. Затем некоторое время он оставался дома. В Ванахейме он взял жену, которую звали Вана. Ее сыном был Вандланди.

12. Свейгдир вновь отправился искать Гудхейм. В Восточной Свитьод находится большая усадьба, которая называется Стейни. Там есть камень, такой большой, как дом Вечером после захода солнца, когда Свейгдир шел с попойки в дом для ночлега, он взглянул на этот камень и увидел, что под камнем сидит дверг. Свейгдир и его люди были очень пьяны и побежали к камню. Дверг встал в дверях и окликнул Свейгдира. Он пригласил его войти внутрь, если он хочет найти Одина. Свейгдир вбежал внутрь камня, но камень тотчас закрылся за ним, и Свейгдир никогда не вышел оттуда. Как говорит Тьодольв Хвинский:

Света боящийся

Дурнна рода

страж дома

Свейгдиру подмигнул,

когда в камень благородный

Дусла потомок

за двергом вбежал.

И дом светлый

Сёкмимира,

жилище ётунов,

ёвура проглотил.

13. Вандланди звали сына Свейгдира, который получил после него власть и управлял "Уппсальским богатством". Он был великий воин и плавал в дальние страны. Однажды зимой он находился в Финляндии у Сньо Старого и там получил дочь его Дриву. Но весной он уехал, а Дрива осталась; он обещал вернуться прежде, чем минет три зимы, по не приезжал десять зим. Тогда Дрива послала за колдуньей Хульд, а Внсбура, их сына с Вандланди, послала в Свитьод. Дрива подкупила колдунью Хульд, чтобы та чарами вернула Вандланди в Финляндию или умертвила его. В то время, когда происходило колдовство, Вандланди был в Уппсале. Он хотел тогда отправиться в Финляндию, но его друзья и советники отговаривали его и говорили, что его желание объясняется колдовством финнов. Тогда он сделался сонный и лег спать. Но он проспал не много, вскрикнул и сказал, что его топтала мара. Прибежали его люди и хотели помочь ему. Но когда они поднимали его голову, она топтала голени его ног, так что они почти ломались. Когда они брали его за ноги, она топтала его голову, так что он там умер. Свеи взяли его тело и сожгли его у реки, которая называется Скута. Там они поставили ему надгробный камень. Как говорит Тьодольв:

К брату Вили

злой дух

послал Вандланди,

когда троллей отродье.

Гримхильд,

врага воинов

затоптала,

и сожжен он

на бреге Скуты –

губитель сокровищ,

замученный марой.

14. Висбур получил наследство после своего отца Вандланди. Он взял в жены дочь Ауди Богатого и дал ей в качестве мунда три большие усадьбы и золотое ожерелье. У них было два сына, Гисл и Онундр. Но Висбур бросит ее и взял себе другую жену, а она со своими сыновьями уехала к своему отцу. У Висбура был сын, которого звали Домальди. Мачеха Домальди велела наколдовать ему несчастье. Когда сыновьям Висбура исполнилось двенадцать и тринадцать лет, они пришли к отцу и потребовали мунд своей матери. Но он не пожелал его отдать. Тогда они сказали, что золотое ожерелье будет убийцей лучшего человека в его роду, и уехали домой. Тогда они снова стали колдовать, и теперь они колдовали, чтобы убить своего отца. Тогда вольва Хульд сказала им, что она может наколдовать так, как они хотят, но что после этого в роду Инглингов всегда родич будет убийцей родича. Они пошли на это. После этого они собрали людей, и пришли неожиданно ночью к Висбуру, и сожгли его в доме. Как говорит Тьодольв:

И Висбура

желаний жилище

поглотила как будто

пучина морская,

когда стражи престола

вредного вора

на отца своего

натравили,

и всевластного,

укусила, лая,

огненная собака

в одеянии злого духа.

Ягодка # 28 февраля 2015 в 04:21 +1

16. Домаром звали сына Домальди, который затем правил державой. Он долго правил ландами, и при его жизни всегда были хороший урожай и мир. О нем не сказано ничего другого, кроме того, что он умер от болезни в Уппсале и был отвезен в долину Фюри, и там сожжен на берегу реки. И там стоят его надгробные камни. Как говорит Тьодольв:

И часто я

спрашивал мудрых

о трупе Ингви:

где же несли Домара

к убийце

гудящему Хальва?

Ныне я знаю:

недугом измученный

потомок Фьёлнира

у Фюри сожжен

17. Дюггви звали его сына, который после этого правил ландами, и о нем не сказано ничего другого, кроме того, что он умер от болезни. Как говорит Тьодольв:

Я не лгу,

но трупом Дюггви

владеет с радостью

блистательная Гна Глитнира,

ибо Ульва и Нарви

сестра

конунга мужем

избрала,

и дочь Локи

играет

властелином

народа Ингви.

Матерью Дюггви была Дротт, дочь конунга Данпа, сына Рига, который был первым, кого на датском языке называли "конунг". Члены его рода всегда потом носили имя "конунг" как самое высшее почетное имя. Дюггви был первым среди своих сородичей назван "конунгом", прежде они назывались "дроттами", а их жены "дроттнингами"; дружина называлась "дротт". Но Ингви или Ингунн назывался во все времена каждый простой мужчина из этого рода, и все вместе они назывались Инглинги. Дроттнинг была сестрой конунга Дана Великодушного, от которого получила свое название Дания.

18. Сына конунга Дюггви, который получил после него власть конунга, звали Даг. Он был настолько мудрым человеком, что мог понимать птичий язык. У него был воробей, который рассказывал ему много новостей. Он летал во многие соседние страны. Однажды этот воробей прилетел в Рейдготаланд, в один двор, который назывался Ворви. Он сел на поле бонда и стал клевать. Бонд вышел, и поднял камень, и убил воробья. Конунг Даг разгневался, когда воробей не вернулся домой. Он принес в жертву, ради предсказания, кабана и получил ответ, что его воробей убит в Ворви. Тогда он созвал большое войско и отправился на Готланд. Когда он приплыл в Ворви, он высадился со своим войском и стал воевать. Народ бежал от него прочь. Конунг Даг возвращался с войском на корабли, когда вечерело, и он убил много народа и многих взял в плен. Но когда они переправлялись через одну речку, которая называлась Скьётансвад, или Вопиавад, из леса на берег выбежал один рабочий раб, и бросил в них вилы, и попал в голову конунга. Тот мгновенно упал с лошади и умер. В то время хёвдинга, который уплывал в набег, называли "грам", а его воинов "грами". Как говорит Тьодольв:

Я узнал, что Даг,

искавший славы,

приплыл

за смертью.

когда мудрый

метатель копий

прибыл в Ворви

за воробья отомстить.

И эту весть

принесла дружина висира

из битвы

на Восточном пути:

что грама

настигли вилы

для корма Слейпнира.

19. Сына Дага, который был после него конунгом, звали Агни. Он был могучим и знаменитым человекам, великим воином и способным во всем. Однажды летом конунг Агни отправился со своим войском в Финляндию. Там он высадился и стал воевать. Финны собрали большую дружину и вступили в борьбу. Их хёвдинга звали Фрости. Там произошла большая битва, и конунг Агни одержал победу. Там пали Фрости и многие из его дружины. Конунг Агни ехал с боевым щитом по Финляндии, подчинял ее себе и захватывал большую добычу. Он захватил и вез с собой Скьёльв, дочь Фрости, и Логи, ее брата. Но когда он вернулся с востока, он высадился в Стокксунде. Он разбил свои шатры на юге, на лугу; в то время там был лес. У конунга Агни было золотое ожерелье, которое когда-то принадлежало Висбуру. Конунг Агни взял Скьёльв в жены. Она просила конунга совершить тризну по ее отцу. Тогда он пригласил к себе много могучих людей и устроил большой пир. Он стал очень знаменит из-за этой поездки. Тогда там была большая попойка. И когда конунг Агни стал пьян, Скьёльв попросила его показать ожерелье, которое было у него на шее. Тогда он взял и крепко завязал себе ожерелье на шее перед тем, как он пошел спать. Шатер стоял в лесу под высоким деревом, тень которого защищала от зноя. Но когда конунг Агни заснул, Скьёльв взяла толстую веревку и крепко привязала ее к ожерелью; ее люди свернули шатер, перебросили конец веревки через ветви дерева и потянули за него. Так конунг повис на дереве и погиб.

Скьёльв и ее люди бежали на корабли и уплыли. Конунг Агни был сожжен на том месте, и оно после этого называется Агнафет. Оно расположено на восточной стороне Таур, западнее Стокксунда. Как говорит Тьодольв:

Я сочту это чудом;

если войску Агни

понравилось коварное

деяние Скьёльв,

когда гэдинга

за золотое ожерелье

подняла в воздух

богиня пламени.

Он смог укротить

коня Сигара

близ Таур,

привязав его к жерди.