|
6. Говорят – и это, должно быть, правда, – что когда Аса-Один и вместе с ним диар прибыли в северные страны, они знали те искусства и обучали им, – которыми люди занимались потом еще долгое время спустя. Один был самым способным из них, и от него они научились всем искусствам, ибо он первый узнал их все, во всяком случае большинство из них. Если надо сказать, почему его так почитали, – то вот за что: у него был такой красивый и достойный вид, когда он сидел среди своих друзей, что все радовались душою; но когда он был в походе, он казался своим недругам ужасным. Это было оттого, что он обладал искусством любым образом изменять цвет и внешний вид, когда хотел. Другая причина – та, что он говорил так умно и красиво, что всем, кто слушал, это казалось единственно правильным. Он всегда говорил так, как теперь слагают стихи, и что теперь называется скальдическим искусством. Его и его жрецов называют "кузнецами песен", потому что они принесли это искусство в северные страны. Один мог сделать так, что в битве его недруги становились слепыми, или глухими, или преисполнялись страха, а их оружие уязвляло не более, чем хворостины, но его люди шли без брони и были разъярены, как собаки или волки, кусали свои щиты, были сильны, как медведи или быки. Они убивали всех людей, но их не уязвляли ни огонь, ни железо. Это называется "маршем берсерков". 7. Один [часто] менял обличье. Тогда его тело лежало, будто спящее или мертвое, но он [в это время] был птицей или зверем, рыбой или змеей, и в одно мгновение ока оказывался в дальних странах по собственному делу или по делам других людей. Он мог делать еще и другое: одним словом он мог гасить огонь, успокаивать море и поворачивать ветер, куда хотел, и у него был корабль, который назывался Скидбладнир, на котором он плавал по большим морям, но который можно было свернуть, как скатерть. Один хранил у себя голову Мимира, и она рассказывала ему новости из других миров; но иногда он вызывал из земли мертвых или садился под повешенными. Поэтому его называли "дроттом привидений" или "дроттом повешенных". У него были два ворона, которых он научил говорить. Они летали над дальними странами и рассказывали ему много новостей. От всего этого он стал чрезвычайно мудрым. Всем этим искусствам он обучал посредством рун и тех песен, которые называются заклинаниями. Поэтому асов называют "кузнецами заклинаний". Один знал искусство, которое дает высшую власть, и сам занимался им; оно называется колдовством. И поэтому он мог узнавать судьбы людей и события, которые еще не произошли, он мог приносить людям смерть, или несчастье, или болезнь, он мог отнять у людей разум или силу и отдать их другим. Но этим искусством занималось так много трусов, что мужчины не могли без стыда им заниматься, и поэтому это искусство изучали жрицы. Один знал обо всем спрятанном в землю имуществе, и где оно было спрятано; и он знал песни, которые открывали перед ним землю, и гору, и камни, и курганы, и он одним словом связывал тех, кто там жил, и входил внутрь, и брал, что хотел. Благодаря таким способностям он очень прославился. Недруги боялись его, но друзья полагались на него и верили в его силу и в него самого. И он научил большей части своих искусств жертвенных жрецов. Они больше всех, после нею, знали всю премудрость и колдовство. Однако многие другие также научились многому из этого, и поэтому колдовские знания широко распространились и долго сохранялись. Но люди приносили жертвы Одину и двенадцати хёвдингам и называли их богами, и долго потом верили в них. От имени Один происходит имя Аудун, и так люди называют своих сыновей; от имени Тор происходит имя Торарин, с ним связаны и другие имена, такие, как Стейнтор. или Хавтор, или измененные другим образом. 8. Один издал в своей стране законы, те самые, которые прежде были у асов. Он постановил также, что все умершие должны сжигаться и что с ними вместе на костер следует нести их имущество. Он сказал, что каждый человек должен прибывать в Валхаллу с тем богатством, которое было с ним на костре; он должен также владеть тем, что он сам зарыл в землю. А пепел следует выбрасывать в море или закапывать в землю. И в память о знатных людях следует сооружать курганы, а после тех людей, которые заслужили память людей, следует высекать надгробные камни, и этот обычай сохранялся долгое время. В начале зимы следовало приносить жертвы за благополучный год, в середине – за урожай; третье жертвоприношение, жертвоприношение за победу, должно было происходить летом. Во всей Свитьод люди платили Одину дань, пеннинг с каждого носа, а он должен был защищать их страну во время войны и приносить за них жертвы во имя благополучного года. Ньёрд получит [в жены] женщину, которую звали Скади. Она не захотела с ним жить и вышла замуж за Одина. У них было много сыновей. Одного из них звали Сэминг. О нем Эйвинд Губитель Скальдов сложил следующее: С девой Железного Леса родоначальник Асов, бог скальдов, родил ярла сокровищ, когда эти двое, друг воинов и Скади, жили в Маннхейме. И многих других сыновей родила горная богиня-лыжница Одину. Ярл Хокон Могучий ведет свою родословную от Сэминга. Эту Свитьод они называли Маннхеймом, а Великую Свитьод они называли Гудхеймом. О Гудхейме они рассказывали много вещей.
|