Церковь Покрова Богородицы(покровский собор) в Измайлове
Само село Измайлово упоминается в Писцовых книгах ещё в 1571году, во времена Ивана Грозного и как ещё несколько сёл и деревень ведёт свою историю с времён дарования земель перешедшим в российское подданство ордынским ханам. Рядом с ним находилось несколько прудов, протекали речки Серебрянка и Рябиновка и спускалось с северной стороны несколько ручьёв.Со временем село перешло во владение боярина Никиты Романова – деда первого царствующего из рода Романовых, царя Михаила Фёдоровича. Наибольший расцвет и преображение всей местности пришёлся на времена правления царя Алексея Михайловича(отца Петра 1) – в это время речки, пруды и несколько ручьёв были объединены в кольцеобразную гидротехническую систему с подпорными плотинами и царское поместье приобрело вид острова, с расположенными на нём царскими палатами, большой и малыми церквями, колокольней в мостовой башне и хозяйственными службами. С этим местом многое связано из детства царя-реформатора, его брата и сестёр – отсюда он часто плавал на лодке на «Кукуй» – в Немецкую слободу, неподалёку квартировали его потешные полки, был выстроен дворец для Лефорта и здесь же, на острове, провела много времени царевна Софья, до- и после лишения её регентства. В документах Приказа тайных дел, ведавшего в том числе и делами всех царских вотчин и поместий, среди хозяйственных бумаг и финансовых отчётов сохранилось долее шестидесяти чертежей, относящихся к здешней планировке и строениям. Само хозяйство было организовано как образцовое поместье – здесь внедрялись всяческие сельскохозяйственные и технические новшества; выращивался виноград, дыни и арбузы, лён и плодовые кустарники, пробовали выращивать шелковичные деревья и организовать производство шёлка; неподалёку был организовано одно из первых в России производств посуды из стекла, на водоёме, обнявшим кольцом остров, были установлены пять мельниц разного назначения, кузни, маслобойки, приводимые в действие разными способами. Ещё Алексей Михайлович требовал присылать в Измайлово мастеров по разведению скота или в выращивании разных культур, а также выписывать из-за рубежа.
В центре острова, на месте деревянной церкви в 1679 был построен величественный каменный Покровский собор. Строили его костромские каменщики Григорий и Фёдор Медведевы «со товарыщи».В те времена это была постройка грандиозных масштабов: при общей высоте в 57 метров, центральная глава имеет высоту 18 метров, что сравнимо с современным шестиэтажным домом. Не сохранившийся ныне пятиярусный иконостас оформляли лучшие живописцы и резчики, работавшие в Кремле. Изготовлен он был «Оружейной палаты столярного резного дела мастером Климом Михайловым со товарищи».Иконы иконостаса отличались грандиозными размерами – до 5м(в верхней точке – до 8метров) в высоту, и художественным качеством. В его изготовлении принимали лучшие мастера того времени – москвичи Фёдор Зубов, Клим Макаров, Аника Аникеев, Более сотни человек трудилось над изготовлением иконостаса. По тем временам убранством и богатством внутренней отделки собор поражал не только живущих в окрестностях или жителей Москвы, но и иностранцев
Вид на Покровский собор на картине концаXVII века.
Среди икон Покровского собора до его закрытия в 1934 году находился чудотворный список с иконы «Иерусалимской Божией Матери», изготовленный в иконописных мастерских Оружейной палаты Кремля. К чудотворной иконе, и к другим иконам храма приходило много паломников, особенно женщин, прося помощи в даровании потомства и излечении от немощей. После закрытия храма, чудотворная икона была перенесена в храм Рождества Христова, расположенный в нескольких километрах восточнее и пребывал там до нового открытия храма.
В 1979-1980 годах храм был отреставрирован и в работах по расчистке его территории принимало много молодёжи из исторических клубов и просто тех, кому не безразлична была судьба храма и других памятников старины на территории Москвы и Подмосковья. В ходе реставрационных работ того времени были расчищены фасады и подходы к храму со стороны площади фонтана и въезда на остров, а купола собора были крыты листовой медью, затем и вызолочены, но при дальнейшем обновлении материал кровли куполов заменили.
В 1990-е годы храм был передан Русской Православной Церкви. Работы по воссозданию исторического, первоначального, вида иконостаса и внутреннего убранства храма продолжались почти десять лет и часть работ ещё предстоит, Сейчас храм открыт для верующих и в нём проходят церковные службы.Во времена наполеоновского нашествия постройки острова и обрамляющий остров парк пострадали от пожара и разрушений. После этого остров простоял в запустении почти 30 лет и лишь в 1839 году было принято устроить здесь государеву богадельню для ветеранов и инвалидов Отечественной войны 1812 года и последовавшей за ней зарубежной кампании 1812-1814 годов. Планировалось разместить тут 400 рядовых и 20 офицеров Почти сразу же, ещё на стадии организации, было запрещено именовать это место богадельней кроме как в финансовых документах казначейства, «дабы не умалять достоинство проживающих в сим месте ветеранов и инвалидов прошедшей кампании и ратным подвигам ими совершенными во славу Отечества» и любое упоминание этого слова «богадельня» в отношении острова(кроме как в бумагах канцелярии и казначейства) и его жильцов наказывалось штрафом, ощутимым по величине и для аристократов, нижние же чины, мещане и простолюдины могли понести наказание и телесно – « в назидание и к памятности...».
Принято было именовать заведение как «Дом ветеранов и инвалидов кампании 1812-14 годов, во славу Отечества пострадавших и без попечения родных и имущества оставшихся», но чаще именовали как «Дом на острове».
Архитектор К.А. Тон, которому Николай 1 поручил перестройку строений острова под нужды богадельни довольно жёстко обошелся к внешним строениям собора и в результате к собору с трёх сторон были пристроены трёхэтажные корпуса казарменного стиля. В храм из одного или двух корпусов вели внутренние переходы, использовавшиеся для служебных целей.
Стать жителем инвалидного дома было не просто – каждую заявку в отдельности рассматривал отдельный «стол» канцелярии. Ещё с давних времён окрестных крестьян нельзя было писать в крепость и забирать в услужение, они постоянно числились за царской фамилией и пользовались ещё некоторыми привилегиями.
(продолжение)
При организации инвалидного дома было регламентировано какими промыслами и работой могли заниматься нижние чины из числа проживающих. На обустройство, дрова и питание выделялись из казны деньги, был штат служителей и большое количество мастерских, где можно было найти себе занятие по душе, но при этом был запрет на «чёрную» работу – нижние чины и жители семейного корпуса получали особое разрешение на разбитие цветников или посадок экзотических и лекарственных растений, в то же время земляные работы и пахота выполнялись силами служителей или наёмных крестьян. В общем-то работать где-то – не то чтобы не приветствовалось, но надо было извещать об этом совет дома и канцелярию, потом следовало уменьшение выплат(Ну прям как сейчас с работающими пенсионерами).
В инвалидном доме был введён строгий распорядок дня; если человек был настолько немощен, что с трудом передвигался или не мог самостоятельно себя обслуживать, то к нему прикреплялся «дядька» из числа служителей, или денщик из числа нижних чинов, можно было нанять слугу, но уже за услуги слуги и расходы связанные с его прибыванием жилец оплачивал сам. Понятное дело, что это могли себе позволить люди офицерского звания – у них и пенсион был выше, и «прожиточные», но всё-таки.
Возвращаясь к самому собору – тело собора, подзоры и стены, были украшены в изразцово-резной технике, очень похожей на украшения церквей Ярославля, но в то же время отличающиеся как количеством, так и разнообразием. Чаще всего встречается так называемый «павлиний глаз» – служащий и украшением и защитой от тёмных сил. Видимые части собора украшены так же резными украшениями в виде цветов и мифических животных, служащих олицетворением чистоты, победы над тёмными силами и целомудренности.
Вот так собор и прилегающие корпуса выглядят в наши дни.Во время реставрации главы собора были покрыты полированной мелью и одно время вызолочены, ярким светом выделяя собор из лежащего вокруг пейзажа, но затем всё-таки решили выбрать покрытие более близкое к историческому его виду.Поскольку имение долгое время принадлежало Романовым и изначально, ещё при строительстве собора один из приделов был освящен в память смерти в плену родных-основателей усадьбы, то естественным служит размещение в храме и иконы в честь царской семьи-страстотерпцев.й вид Измайловского острова в наши дни(фото 2011года)
Церковь Рождества Христова, куда были перенесены иконы Покровского собора в 1934г.