Анимотерапия - адаптация детей-инвалидов при помощи игры и общения с животных

12 ноября 2012 - ADMIN
Анимотерапия - адаптация детей-инвалидов при помощи игры и общения с животных

Анимотерапия — это особая область психодиагностики, которая выделяет благотворное влияние животных на человека.

Основные преимущества:
- улучшается эмоциональное состояние человека;
- снижается стресс;
- снижается давление, что крайне важно именно для страдающих гипертонией;
- положительное воздействие на больных шизофренией (ламы);
- в работе с аутичныими детьми лучшие результаты достигаются, если в процессе участвуют животные
 

Большинство людей знают, что и в Старом, и в Новом свете животных успешно используют как своего рода докторов. Речь идет о направлении в современной медицине, именуемой анималотерапией. В США для реабилитации больных используют дельфинов, во Франции - кошек, и по всему миру в качестве терапевтов, врачевателей души используют собак. В той же Америке ряд клиник разрешает пациентам посещение, а иногда и проживание в палате хозяина домашних любимцев - это способствует поднятию духа, ускорению выздоровления после тяжелых болезней и операций.

В России, как выяснилось, тоже есть нечто подобное. В течение многих лет Наталья Федоровна Орбелиани и три ее пуделя успешно работают с детьми - раньше в одном из московских приемников-распределителей, а затем, после смены руководителя этого учреждения, с учащимися интерната для слепых и плохо видящих детей. Причем это совсем не похоже на урок - дети просто приходят в гости к "бабушке Наташе". Конечно, на занятиях всегда присутствует воспитатель из интерната, но его роль сводится просто к сопровождению детей из интерната и обратно. Сама суть занятий такова: дети по очереди обучают собак (с которыми до того занималась как минимум одна такая группа) разным трюкам. Три пуделя с энтузиазмом играют с "дрессировщиками" и вместе с ними разучивают элементы настоящей цирковой дрессировки. Каждый год дети устраивают в своем интернате открытый урок - демонстрируют всем остальным свои и собачьи достижения. Эти выступления пользуются большим успехом.

Специально для удобства плохо или совсем не видящих детей собаки пострижены по разному - Бэбка, белый красавчик, имеет пышную львиную гриву, Вовка - плод любви белого и черного пуделей - имеет удивительные для собаки его породы усы, а Артик - самый старый, самостоятельный, энергичный и артистичный пес, отличается от остальных коротко остриженной головой и хвостиком. Таким образом, каждого из них можно определить на ощупь.

Дети, занимающиеся с собаками, открыты и раскрепощены. Во время занятий мы наблюдали удивительную метаморфозу. В группе было двое новеньких - из другого класса этого же интерната. Мальчик Слава и девочка Вика сначала скромно сидели в креслах, время от времени робко поглаживая суетящихся вокруг собак. Другим ребятам была поставлена задача - научить новичков правильно играть и работать с собаками. Поначалу было вполне понятное стеснение. И вот, после первых же удачных попыток, лица у ребят оживились, они наперебой рвались поучаствовать в дрессировочном процессе, тянули руки, чтобы ответить на вопросы Натальи Федоровны.

Помимо проблем со здоровьем, многие из этих ребят - сироты, их жизнь вряд ли можно назвать радужной, но осознание своих успехов, того, что они умеют хорошо делать что-то, теплота и инстинктивный такт животных в немалой степени способствуют общему развитию и социализации детей.

Конечно, вся эта идиллия строится на любви Натальи Федоровны к детям и животным, равно как и на ее педагогическом таланте. Ее бескорыстие и гостеприимство приводит воспитателей в тихое отчаяние - отнюдь не богатая хозяйка обязательно угощает детей вкусненьким, а принесенная нами коробка конфет тут была поделена между всеми присутствующими, причем сопровождалось это ненавязчивым и убедительным уроком хороших манер.

Основа успехов Натальи Федоровны в деле дрессировки, по ее мнению, в успешном применении методов Дурова, основанном на индивидуальном подходе к каждому животному и опирающемся на знание психологии животных.

В процессе беседы выяснился важный момент - Наталья Федоровна, действительный член московской зоозащитной организации, убеждена, что помощь безнадзорным животным должна начинаться не с организации приютов и стерилизации животных, а с ВОСПИТАНИЯ ЛЮДЕЙ.

Детей нужно воспитывать таким образом, чтобы они, во-первых, ответственно относились к своим питомцам и не допускали случаев пополнения ими рядов бродяжек, а во-вторых, видели в собаке не более или менее породистый предмет престижа, а просто любимое животное, со своей индивидуальностью, чертами характера и т.д. Собака должна цениться за свои душевные качества, верность, преданность и ум, свойственные этим животным, а не за определенный окрас, постав хвоста или правильный формат. Только тогда можно будет переломить тенденцию к увеличению числа "беспризорников", не оправдавших надежд хозяев, или тех зверей, которых выбросили из-за "невозможности прокормить".

И, конечно, всем детям необходимо объяснять правила безопасности при общении с животными - ведь учат же в школе правила пожарной или дорожной безопасности. А главное, эти уроки "зверолюбивого" воспитания должны быть комплексными и систематическими и проводится не только в школе, но и в семье - ведь пример старших значит очень много.

Ну, вот мы и подошли к самому главному в этой истории. Сегодня Вам предоставляется уникальная возможность познакомиться с работой Натальи Федоровны по методической проработке эксперимента. Насколько я понимаю, в России она имелась только в рукописном варианте у единственного человека – вашей покорной слуги. 10 печатных листов пронизаны одной мыслью – уважительным отношением, как к маленькому пациенту, так и к его мохнатому другу. Читайте, учитесь, делайте свои выводы…и продолжайте это дело. Оно того стоит.

ПЕРЕЧЕНЬ ИГР (С КАКИМ КОНТИНГЕНТОМ И КАК ПРОВОДИТСЯ, РАССКАЗЫВАЕТСЯ НИЖЕ).

1. Кто быстрее: ребята соревнуются друг с другом, прыгая на одной ноге, потом собаки на задних лапках.

2. Кто быстрее: ребята кружатся вокруг своей оси, потом собаки.

З. Ребята командуют: "раз, два" - собаки идут на задних лапках, на счет "Три!" - кружатся.

4. Игра в кегли: ребята ставят кегли, собачки сбивают лапкой - кто быстрее поставит, кто собьет.

5. Игра с обручем: ребята держат палку, с прикрепленными на ней тремя обручами, командуют: "Прыг-скок". Собачки сразу перепрыгивают внутри обруча.

6. Игра "жонглеры": ребята держат за веревочку палочку, с прикрепленными к ней на проволочках шестью цветными пластмассовыми шариками. Собачки стоят на задних лапках, "жонглируя" передними.

7. Игра в "тепло-холодно": выбирается считалочкой "ведущий". Ему велят зажмурить глаза. Ставится тележка. Туда садится Артик. Ведущий ищет. Ребята подсказывают "холодно-тепло". Ведущий находит. Дает Артику билет (кусочек педигри) и везет его. Бэби хватает тоже за веревочку. Везут вместе, пока Артик не выпрыгивает из тележки, тогда ведущие меняются.

8. Игра: Как мы ходим: собачки ходят между ног ребят восьмеркой.

9. Игра в винт: ребята соревнуются, кто быстрее скрутит с пластмассового винта четыре пластмассовые гайки, потом соревнуются собачки.

10. Кто веселее постучит по барабану: сначала ребята соревнуются, потом собачки, потом барабанят вместе: играя по бегу барабана, собака по верху.

11. Игра в колокольчик: ребята держат колокольчик за веревочку, собаки идут на задних лапках, ударяя передними по колокольчику. Потом соревнуются собачки, кто лучше позвонит, держа колокольчик за веревочку ртом, сидя, ударяя по колокольчику передней лапкой.

12. Кто веселее позвонит в бубен: соревнуются сначала ребята, потом Артик, а потом трюк и Артик каждый барабанит в свой бубен, а Бэби с ребятами приплясывают.

13. Игра на кукольном рояле: соревнуются сначала ребята, потом собачки, потом игра в "две руки" - "две лапки".

14. Игра пирамида. Ребята собирают пирамиду-петуха. Потом собирает Артик.

15 Игра "С кем хочу дружить". Дается двенадцать картонок. Из шести ребята собирают рисунок кота, из шести - кошки. Потом Артик на вопрос "С кем хочешь дружить?" из 12 выбирает 6. Ребята складывают. Оказывается, Артик хочет дружить с кошкой.

16. Ре6ята разбрасывают пять картонок, на каждой из которых написана буква и спрашивают Артика "Как тебя зовут?". Артик подает по одной картонка, ребята складывают и читают его имя.

17. Хоровод. Ребята ставятся в круг, водят хоровод, поют и пританцовывают, а внутри хоровода танцуют и кружатся собачки.

Обычно хороводом завершается встреча. Чтобы ребята не уставали, и не спадал интерес и темп игры, между играми, раз или два делаются интервалы, во время которых демонстрируется умение собачек, не входящие в игры. Например: вместо "Дай лапу", сказать "Здравствуй!", "Покажи лапку!" - собачка протягивает правую заднюю; "Хочешь?" - собачка "салютует" передней правой лапкой. Во время таких интервалов проводится маленькая доверительная беседа на собачьи темы, демонстрируется, как научить собаку какому-нибудь элементарному трюку (например, ходить восьмеркой между ног), рассказывается (с учетом возраста ребят) о В.Л.Дурове (о дедушке Дурове), обращается внимание на то, что Артик и Бэби учатся по его заветам.

Обычно, встреча-игра продолжается минут 40 (иногда больше, реже. Вид игр, их корректировка, продолжительность зависит от возраста ребят данной группы, их физического и психического состояния и возможностей.

Чтобы взаимодействие детей с собакой наступило быстро и происходило успешно независимо от контингента и возраста ребят, необходимо сразу же вступить с ними в контакт, вызвать симпатию к собаке, заинтересовать предстоящей игрой. Способность быстро вступить в контакт с любой детской аудиторией зависит от педагогического таланта, но и развивается с практикой, когда накапливается опыт общения с детьми в различных ситуациях. В описываемом эксперименте знакомство с дошколятами и подростками начинается со слов, произнесенных с ласковой веселой интонацией: "Здравствуйте! Я - бабушка Наташа. А это мои собачки: черный Артик, белый Бэби. Мы пришли к Вам играть". На ребячьих лицах сразу появляется улыбка. Есть для них, живущих вне дома, что-то магическое в самом слове "бабушка", ассоциируясь с добротой, мягкостью, сердечностью, благожелательностью. Официальное представление (имя, отчество, профессия и т.п.) вызывают недоуменную настороженность (кто это, почему предлагает играть с собакой и т.п.).

Входя в контакт с ребятами, надо сразу же познакомить их с собакой, назвать ее имя, коротко рассказать о ней (порода, возраст, пояснить, что собака домашняя, а не цирковая, но старается учиться всяким собачьим премудростям), продемонстрировать какой-нибудь один элементарный трюк, предложить погладить ее, приласкать, Обычно не обходится без вопроса: "Кусается?". Лучше всего на такой вопрос ответить шутливым вопросом: "А ты кусаешься?". Все засмеются, а спрашивающий заулыбается и протянет руку погладить собаку. Если кто-нибудь из ребят боится общаться с собакой, надо на примере общения с другими доказать ему, что собака безобидная, и заинтересовать его игрой так, чтобы ребенок поборол свой страх. Например, ребенок боится угостить собаку лакомым кусочком (педигри) за выполненный трюк, а другие - не боятся. Не уговаривая боящегося, следует другим ребятам дать возможность угостить собаку, предупреждая, что угощать надо с ладони, как бы с ложечки. Боящийся ребенок, видя, как угощают другие, страстно захочет тоже угостить. Тут надо подойти к нему вплотную, поддержать его руку (это он воспримет как подстраховку), положить ему на ладошку кусочек, а когда собака слизнет, отпустить его руку. Убедившись, что собака не кусается, ребенок с удовольствием будет угощать собаку, забыв о своем страхе.

Чтобы контакт с ребятами был установлен быстро, важно, чтобы каждый ребенок сразу же почувствовал искреннюю к нему расположенность, чуткое понимание его физических и психических возможностей, обоюдный интерес играть. Контакт необходим для возникновения веселой, творческой атмосферы, которая рождается в процессе игры. Успеха не будет, если ребенок ощутит искусственность в игре взрослого, интонационную фальшь (сюсюканье, панибратский тон, наигранную заинтересованность и т.п.). В данном случае играющий взрослый должен уподобиться актеру, созданный которым персонаж воспринимается как живая реальность. Трудность играющего взрослого заключается, главным образом, в том, что он одновременно сценограф, режиссер, дирижер, партнер и дрессировщик. Если эти функции успешно взаимосвязаны, увлеченность ребят взаимодействовать с собакой, как бы обучая ее цирковым трюкам, обеспечена, а эта увлеченность неминуемо обеспечит горячую симпатию к собаке, понимание, что она не игрушка, а личность, достойная любви и уважения.


К.П.Н. Наталья Федоровна Орбелиани.

 

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!