Человеческий организм рассчитан на эксплуатацию до ста и более лет, но часто он дает непредвиденные сбои в работе по причинам независящих от нас. Разрушение, кажется идеальной системы, может быть вызвано инфекцией, экологией или способом жизни. И если многие болезни человечество научилось излечивать при помощи различных лекарств, то в некоторых случаях необходимого эффекта можно достигнуть только с помощью оперативного вмешательства. Например, когда речь заходить об эндопротезировании - замене поврежденного сустава на его искусственный аналог.
Люди старшего поколения, наверное, еще помнят, что первыми в мире операции по замене тазобедренного сустава начали делать в шестидесятых годах прошлого века в Советском Союзе. И, кстати, еще живы пациенты, которые пользуются теми суставными протезами до сих пор. А для младшего поколения, которое уже СССР не знает, но в протезировании уже нуждается, напомню – такая операция тогда проводились бесплатно. И не надо думать, что протезы в то время делались кузнечным способом на местах. Они были швейцарские, и за них платило государство. Оно же оплачивало работу хирурга, лекарства и лечение в стационаре. А граждане исправно платили налоги.
Двадцать два года прошло с момента последней бесплатной операции по эндопротезированию. Сегодня мы живем в другой стране и так же продолжаем платить налоги, болеть и лечиться. Только вот лечиться - уже за свой счет. И теперь в тех же платах и больницах, те же хирурги оперируют больные суставы за очень даже немалые деньги.
Если кто-то скажет, что существуют определенные квоты на бесплатное протезирование, значить ни он, ни его близкие никогда не сталкивались с такой проблемой. Никто не отрицает наличие квот. Но как быть, если их всегда намного меньше, чем людей нуждающихся в дорогостоящей операции? Правильно: искать деньги самому на операцию. Ведь воспаленный сустав ждать не будет.
К сожаленью, здесь работает своего рода безжалостная система и она рассчитана на то, что большинство людей будет делать операцию за свой счет, не дождавшись помощи у государства. И если на этом этапе ваши проблемы тому же государству, как бы, “побоку“, та дальше - оно еще не раз покажет истинную свою заботу о вас.
Проще всего найти хирурга, который делает операцию на замене сустава. Это, оказывается, наиболее легкая сторона дела, за исключением, конечно, поиска нужных средств. Для начала, представим, что нужные деньги всем миром вы насобирали и готовы лечь под скальпель. Не так быстро – скажет вам система. Ваши похождения по муках только починаются. Сначала, нужно взять справку о том, что такая операция пациенту необходима. Это обязательно для последующего оформления инвалидности. Как правило, такую справку можно получить в другой больнице, высидев на коридоре не один час.
Пока будете ожидать своей очереди, можете поразмышлять на тему, зачем вообще нужна государственным органам такая справка. Ответа все равно не найдете. Ведь только в воспаленном мозгу чиновника может родиться мысль – подтвердить необходимость оперативного вмешательства. Очевидно, кто-то решил, что найдется человек, который просто так, по блажи, может позволить вырезать свой сустав и сунуть туда протез. И надо всячески бороться с таким возможным явлением, подключив государственную систему. Хотя не думаю, что те, кто это придумал, стали ли бы делать себе ненужное эндопротезирование ради, скажем, прибавки к пенсии. Или ради забавы, удовольствия. Мало ли чего еще.
Получив справку о необходимости оперативного вмешательства, не радуйтесь, что бумажные похождения на этом закончились. Вы в начале пути и за этим срочно понадобиться еще одна бумажка с печатью, где будет указано, что вы протезы купили, а не украли. И купили то, что вам нужно. Вот так. С одной стороны система вроде бы проявляет заботу о пациенте, чтобы ему не поставили ненужную вещь. А с другой стороны, ведь доктор, который будет делать операцию, он уже на профессиональном уровне дал ему нужные указания по выбору протеза. И, не на стихийном рынке же его будете покупать, а там где посоветует хирург.
Над этим парадоксом у вас будет время поразмыслить в другой больнице, когда будете ждать нужного заключения другого хирурга, не имеющего к вам никакого отношения. И сможете убедиться, что и вы ему не нужны тоже. Он, как заложник системы, подмахнет справку, не глядя ни на вас, ни в диагноз. И вот у вас в руках второе доказательство, что вы не ради спора затеяли операцию и протез стал документально тем, чем и был… протезом.
Если пациент сделал операцию до того, как стал инвалидом, деньги за протез государство ему не вернут - еще одно изобретение системы. То, что он будет им точно после операции, никого не волнует. Хотите компенсации, терпите полтора месяца боли в воспаленных разрушающихся суставах, а в это время - побегайте по докторах и комиссиях, пока документально не подтвердите, что вы инвалид. Не хотите? Как хотите…
Если кто считает, что человеку с двумя протезами в организме просто получить статус человека с ограниченными возможностями, то он тоже глубоко ошибается. Круг бессмысленных действий в этом плане продолжается. По телефону на прием к врачу вас не запишут, нужно самому это сделать в поликлинике, потом самому ковылять на прием.
Врач, принимающий пациента, выписавшегося после операции, не имеет к нему никакого отношения. Он не лечит, он порождение и продолжение все той же системы и нужен лишь для заполнения очередной справки. Неразборчивым способом доктор перепишет туда эпикриз, добавит так называемый план реабилитации. Ни о чем и ни для кого. Справку же конечно на руки сразу не дадут. Придется не раз заходить за ней, чтобы пополнить уже имеющуюся коллекцию вроде бы нужных бумажек.
Странно говорить о силе бумажки в наш век, когда в такой важной сфере, как банковская деятельность, давно перешли на электронный документооборот. Отчеты в Пенсионный фонд, в налоговую инспекцию сдают, не отходя от компьютера, а упростить жизнь инвалиду никому в голову не приходит. Хотя, казалось бы, все здесь проще простого. Например, сделали больному операцию, хирург дал рекомендации ему как себя вести, получил он на руки необходимый пакет документов и все. Дальше, по логике вещей, их должно быть довольно для установления инвалидности. Ведь никто из последующих специалистов не может ничего добавить к эпикризу, там сказано все.
Да вот как раз и не все. По крайней мере, для той же системы. Новый бессмысленный виток хождений в бюро медико-социальной экспертизы ждет очередного претендента в инвалиды. Для врача из МСЭ новый пациент тоже не в радость. Ведь он должен будет еще посетить его на дому, чтобы убедится, что операция была, и протезы он точно себе поставил, а не пропил.
И вот наконец инвалид получает справку о том, что он действительно инвалид. Можно отдыхать, заниматься реабилитацией? Нет. Одну копию справки ему советуют доставить в собес, одну в Пенсионный фонд, одну в ДЕЗ по соседству, одну вообще на окраину Москвы – в Мосэнерго. То есть, человеку с ограниченными возможностями предлагают поработать на время курьером бюро медико-социальной экспертизы. Не хотите сами справку везти - отправят ее почтой, при этом добавят: идти письмо может очень долго.
Пока инвалид будет разъезжать по указанным адресам, он может подумать-поразмышлять, для чего существует электронная почта, где единая база инвалидов. Туда в нее сразу после операции могла бы попасть нужная фамилия и во всех государственных учреждениях о нем узнали бы моментально. Тогда может, наконец, сломалась бы вся эта система? Все лишнее убралось бы из нее. И она превратилась бы из системы усложняющей жизнь людям, попавшим в беду, в систему помогающую, подставляющую свое государственное плечо, тем, кто больше всего в ней нуждается - инвалидам. И не только им…