В Едином социальном центре Санкт-Петербурга, который размещается в помещении дома культуры имени И.Газа на проспекте Стачек, каждый день инвалиды занимают многометровую очередь. Они приходят сюда, чтобы забрать положенные по закону костыли, инвалидные коляски, поручни, памперсы. Все эти жизненно необходимые технические средства реабилитации государство обязано выдавать бесплатно. При этом чиновники должны обеспечить своевременное получение этих ТСР инвалидами. Почему же люди с ограниченными возможностями вынуждены занимать очередь в 4 часа утра и порой стоять в ней на морозе целый день, чтобы получить свое реабилитационное средство?
Бывшая учительница Ирина Седова считает, что такая организация работы Единого социального центра для них, инвалидов, со стороны чиновников является игрой без правил или, точнее казать, на выживание. Перечень болезней каждого инвалида не вместиться в школьную тетрадку. Некоторые стоят на костылях, от которых на морозе отваливаются руки. Больные ноги теряют чувствительность на холоде и в людей появляются новые проблемы со здоровьем. Кроме того, для многих питерцев, отдавших десятки лет работе на благо города, такая процедура еще и крайне унизительна. Но люди стоят. Им просто некуда деться. Можно, конечно, купить средства технической реабилитации без очереди за свои деньги, но ведь у инвалидов таких лишних денег нет.
Значит, немощным людям остается только одно: стоять в очереди до конца и ругать тех, кто осложнил их и без того сложную жизнь. И выдерживать испытание морозом, ведь в само помещение дома культуры их такой огромной толпой не пускают даже для того, чтобы хоть немного согреться. Поэтому, люди с ограниченными возможностями не могут понять, почему фонд социального страхования только организовывает процедуру получения технических средств реабилитации, а обслуживает их фирма "Северо-западный центр здоровья"? Ведь можно было бы получить все необходимое по месту проживания у себя в районе. И инвалидам тогда не нужно было в прямом смысле слова подползать решать свои проблемы к единому электронному центру на проспект Стачек.
Инвалид из Пушкина, которая называет себя Зиной, заняла очередь в 8 утра и находится в девятом десятке по номеркам электронной очереди. Медленное продвижение живой очереди не вселяет ей надежды в том, что она в течения часа все–таки попадет внутрь помещения. Она тоже не понимает, почему с районов убрали центры раздачи технических средств реабилитации. Здесь ее очень удивило и поломанное электронное табло, и не работающий аппарат, который должен выдать чеки. В результате такой организации работы талоны выписывали две девушки вручную. Проблему частично можно было бы решить, открыв дополнительные рабочие окна, но в социальном центре не спешат это делать.
В Фонде социального страхования, на оборот, уверены, что сделали все от них зависящее и инвалиды сами виноваты в том, что терпят неудобства. Его представитель Ольга Ларина говорит, что очередь возникла в связи с плохим информированием людей. Раньше строки выдачи ТСР заканчивались 15 декабря, а в этом году их продлили на десять дней. Сейчас центр работает с 9 утра и до последнего клиента. Так что, успеют обслужить всех. И сложно в эти дни не только инвалидам. Телефоны "горячей линии" ФСС буквально разрываются от звонков возмущенных людей. Не все социальные работники выдерживают такую нагрузку, нервничают и уходят на “больничный”.
Возможно, в этом есть доля истины, но кто поймет, как нервничают инвалиды на морозе на костылях? Даже первые из них раньше девяти в центр не могут попасть, ведь он только тогда официально начинается прием. Можно, конечно, приехать позже и не мерзнуть с раннего утра, но хвати ли тогда всем номерков на получение товара? Ведь только первые двести номерков проходят за день. Так гласит объявление на дверях центра. А это как раз те люди, которые заняли очередь с семи утра.
И еще, кто-кто, а работники фонда должны в первую очередь знать, что инвалиды должны получать все услуги в комфортных условиях ожидания. Это касается присутствия тех пандусов, специально оборудованных туалетов. Не говоря уже о теплых помещениях. А очередей на морозе вообще не должно быть.
И тут, оказывается, инвалиды виноваты. И ведут себя не всегда адекватно, когда буквально выбивают свои ТСР. К тому же, в воздухе уже витает информация, что их все-таки можно получить и в районных отделениях. Почему же люди об этом не знают, что - не читают прессы? Может и не читают, ведь им некогда, они в это время стоят в очереди. А так бы узнали, например, как чиновники еще “позаботились“ о них. Костыли, например, они можно получить в одном месте, коляски — в другом, поручни — в третьем. Как только инвалид будет бегать по всем точкам, разбросанным по городу, чиновникам вроде бы и не интересно.
По другим сведениям, ажиотаж вокруг ТСР мог быть вызван тем обстоятельством, что это выдают долги по прошлому году. В результате полученных от государства дополнительных ассигнований, получилась возможность их закрыть и люди спешат воспользоваться таким случаем.
Как бы там ни было, но сотрудники ФСС сработали не оперативно. Сорок дней понадобилось, чтобы переделать техзадания, привести и поскладировать технические средства реабилитации. И только третьего декабря началась их выдача. Естественно, что люди испугались не вложиться в оставшиеся двенадцать дней. Сейчас их успокаивают, что выдача продлится до 25 декабря и работать будут по принципу “до последнего клиента“. Наверное, так и надо было объяснять людям, в том числе, через средства массовой информации. Ведь местным чиновникам не надо было думать, где взять деньги на приобретение ТСР, они приобретались за средства федерального бюджета. Обеспечить человеческие условия для инвалидов, не унижать их – все это должно решаться на местах. Тогда и не было всего этого многодневного кошмара и для инвалидов и для работников фонда.