Конец мая – долгожданная пора для выпускников и волнительная, напряжённая для их родителей. Особо животрепещущими стают вопросы сдачи ЕГЭ и поступление в учреждения профессионального образования. Для родителей, чьи дети имеют инвалидность, эти вопросы особо актуальны по следующим причинам:
1. Психологическая. Родители в силу особенностей здоровья своего ребёнка вкладывали в него много своих сил, времени, заботы. Подсознательно они привыкли к тому, что их ребёнок нуждается в помощи. Часто они не уверенны в их полной самостоятельности. Страшно от неизвестности будущего, страшно от перехода во взрослую жизнь, где уже нет такой социальной защищённости, как в детстве. Нередки случаи, когда собственные страхи родителей являются основным препятствием к получению профессионального образования, их ребёнка.
2. Правовая. Достаточно сложная правовая составляющая сдачи выпускной аттестации, поступления, льгот, сохранения группы инвалидности. Возникает много правовых вопросов.
3. Социальная. Вопрос доступности ограничивается не только рамкой отдалённости профессионально - обучающего учреждения, но и его внутренней доступностью. ( без барьерным передвижением, наличием специальной аппаратуры).
4. Образовательная. Вопросы выбора формы профессионального обучения. Что лучше ( дистанционное, заочное, очно- заочное, очное, специализированное) .
В отношении преодоления психологических проблем, страхов: их решение достаточно индивидуально и требует личного подхода. Но есть одно общее – нужно осознавать и понимать, что эти проблемы Ваши личные, субъективные, часто увеличенные. Нельзя допускать, чтоб это стало вмешательством в чужую жизнь, планы, интересы. Здесь уместно вспомнить притчу о Соломоне.
Две женщины принесли одного ребёнка и каждая тянула его за руку в свою сторону. Каждая утверждала и доказывала, что это её ребёнок. Соломон разгневанный их криками выхватил меч и произнёс: « Я разрублю этого ребёнка пополам и каждой из вас дам половину». Заслышав это, одна из женщин тут же отпустила руку ребёнка. Соломон приказал отдать ребёнка женщине отпустившей руку малыша. Он сказал « Только настоящая, истинная мать перед лицом опасности найдёт в себе силы и преодолеет себя». Помните, ради благополучия ребёнка – мама может всё.
Правовая составляющая сдачи итоговой аттестации регламентируется Положением о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования. Следует напомнить, что образовательный процесс в учреждениях 1-6 видов осуществляется в соответствии с общеобразовательной программой общего образования, поэтому при сдаче итоговой аттестации учениками 1-6 вида специализированных школ также руководятся названным положением. Его основные пункты имеющие отношение к особому ребёнку можно посмотреть здесь: http://www.ccdi.ru/forum/thread223.html#3938
При поступлении в ВУЗы лица, с ограниченными возможностями здоровья вправе сдавать вступительные экзамены в щадящей форме в самом вузе. Пункт 29 Порядка приема в вузы предусматривает: Лица с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления представляют по своему усмотрению оригинал или ксерокопию одного из следующих документов:
заключение психолого-медико-педагогической комиссии; справку об установлении инвалидности, выданную федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
Социальные вопросы доступности, сегодня легко решаются путём поиска нужной информации в интернете. Как вариант: http://www.ccdi.ru/forum/thread219-1.html#3937
Решение в вопросах формы обучения, должно, прежде всего исходить из материальных возможностей, физических, психологических, личностных особенностей и способностей абитуриента. Бесспорно, самым качественным и полноценным является очная форма обучения с ежедневным посещением занятий. Не менее существенна очно- заочная форма, при которой посещение занятий 2 раза в неделю. Если обучающийся дисциплинирован, ответственен, любознателен, самостоятелен заочная форма будет иметь тот же результат что и при очном обучении. При большинстве трудностей решением бывает дистанционное обучение. Его минус в отсутствии живого общения и студенческой атмосферы.
Льготы инвалидам в сфере образования: инвалиды 1 и 2 группы: любые ВПО и СПО, а также любые муниципальные образовательные учреждения вне конкурса. Т.е. достаточно иметь удовлетворительную итоговую аттестацию, чтоб быть зачисленным в ВУЗ. Все обучающиеся инвалиды получают стипендию. При этом в каждом Вузе предусмотрены свои льготы. Так, например в МОСИ инвалидам предоставляется скидка в размере 40% от стоимости обучения.
Желаю всем выпускникам школ удачи на сдаче аттестационных итогов вашей учёбы и правильного выбора дальнейшего образовательного учреждения.