Над землёй властвует июль, то обжигая землю калёным солнышком, то щедро поливая свежестью дождя. Деревенька пропитана густыми, наполненными терпкостью ароматами леса, полей, огородов. И нет ничего роднее запаха скошенных трав, ползущего за возами. Ибо именно он так остро и щемящее будоражит чувство любви к деревне, к лету, к жизни, к ромашкам вдоль тротуара, к назревающей пшенице и земляничной сладости. Студёная вода родников, жаркие зори, белостволые берёзки, цветущая под окном липа и кружащийся над ней рой звенящих пчёл - навевают воспоминания детства. Из глубины памяти яркими, живыми образами всплывает пласт русской культуры, обрядов, обычаев связанных с этим царственным месяцем июлем – короной лета.
В начале июля крестьяне отмечают Проклов день, который иначе называется Великие Росы. В этот день следует обязательно выкупаться в росе, приобретающей мощную целебную силу. Помню, разбудит нас маменька раненько поутру, и бежим мы босиком в огород, собираем в ладошки жемчуженки свежести и купаем свои мордашки, в чудодейственном эликсире обжигаясь прохладой и наполняясь бодростью, словно подпитываясь соком земли.
К 7 июля (День Рождества Иоана Крестителя) на лугах уже набирают силу жёлтый зверобой, сиреневая душица, белоснежный лабазник и особенно любимый народом Иван – да — Марья, символизирующий единение воды и огня, женщины и мужчины. В этот день бабушки собирали и заготавливали травы, нашептывая молитвы и заговоры: « Трава купается в соку, коренья млеют в полной силе, сила эта …». Девушки же с утра плели венки, обязательно вставляя в них колдовской цветок. Этот венок они носили на голове в течение всего дня. Девочки помладше сохраняли его на печи как оберёг, а постарше и на выданье – прикрепляли к нему зажженную свечу и отпускали в реку. Гадали на своё замужество. На Иванов день люди верили в проказы нечестии и чтоб уберечься от неё, всю ночь жгли костёр, прыгали через него и плясали вокруг. А головни и золу от этого костра разбрасывали по полям, чтоб нечисть не портила урожаи. На дверях домов люди вывешивали крапиву, полынь, ветки осины.
После 9 июля – это день Тихвинской иконы Божьей матери – шла земляника. « На Тихвинскую земляника поспевает – красных девок в лес созывает». Земляника – солнечная ягода, в ней дух земли. В сезон аромат ягоды дурманит и будоражит. Наберёшь посудину, упадёшь в травы, а на тебя незабудковым взором смотрит ясное небо. Душа срывается ввысь над ромашковыми полями и купается в счастии бытия. А как прекрасна земляничка на покосе, как радуется изнеможённое усталостью и жарой тело, когда подносишь к сухим губам кружку холодного молока с земляничкой, возвращающей силы. Вкусна земляника и в мужских ладонях. Зарываешься с носом в пригоршню, впитываешь её аромат, а потом ещё долго ощущаешь его в поцелуе.
В Петров день ( 12 июля ) караулили восход солнца. Проспать восход считалось грехом. И как только начинало играть небо голубым, лиловым, розовым – становились на землю коленями, молились и заговаривали: « Играй, солнышко, радуйся, береги землю – матушку, грей да ласкай, береги урожай и хлеба созревай». С Петрова дня зарница хлеб зорит. Колосящиеся поля – место святости, а голубые васильки среди колосьев, как взгляд мудрых старческих глаз, видавших не малое в нелёгкой крестьянской жизни.
Середина июля – летние Кузьминки. Считалось, что святые Кузьма и Демьян покровительствовали покосу. Являясь Божиими кузнецами, помогали людям отбивать и точить косы, косить траву. Дети всегда помогали взрослым на покосе, в основном гребли сено. Бывало, так устанешь от грабель и ослепнешь от пота под изнуряющим солнцем, что еле добирешся до развесистой берёзы и упадёшь ничком. Обедали все вместе, окрошку хлебали из одного горшка все собором, чтоб поделиться силой и разделить страдание страдного дня. А бабушка ещё и нашептывала: « Кузьма и Демьян идите ести к нам ».
А вот в день явления Казанской иконы Пресвятой Богородицы ( 21 июля ) работать запрещалось. Старики шли в церковь на молебен, а ребятня всей гурьбой, с корзинами наперевес бежала в лес по грибы. Именно по грибы, ибо, если « за грибами пойдёшь, домой не прейдешь, уведут в глушь лесную». А какое раздолье душе в лесу. Какой восторг вызывает рослый крепыш – боровик. Срежешь мясистую ножку, и обдаст тебя грибным духом, так и хочется расцеловать его тёмно – бурую шляпку. Особенно сердце замирало на поляне с малышами ( челышами) белого гриба.
А если уж на поляну с груздями набредёшь, так ликованию конца нет. Стоит грудастая грозная рать, на плотных шляпках сухой лист и все один – к одному – дружные. Ценились и подосиновики в ярко красной бархатной шапочке, и подберёзовики мшистые, и маслята липкие. Грибов много было. Наберёшь корзину и волочишь домой, зная, что вечером обязательно будет лапшевик с грибами.
И так весь месяц, весь год… день, за днём впитывая семейные традиции и обычаи, росли дети. Духовный фундамент – вот что является корнем дающим смысл жить и любить.