Один из авторов нового закона зампредседателя Комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Михаил Терентьев говорит, что старый кодекс позволял сотрудникам аэропорта на свое усмотрение решать, что делать с такими пассажирами. И часто мотивацией к расторжению договора перевозки, было то, что доставка инвалидов, мол, требует особых условий. Да, она действительно этого требуют. И теперь авиаторы в течение полгода должны создать такие условия перелета на своих воздушных судах. За это время персонал должен протии обучение, а специальные кресла-коляски и другое оборудование должно быть установлено в самолетах.
В этом плане отечественным авиаперевозчикам есть чему поучиться у зарубежных коллег. Там персонал, который помогает людям с ограниченными возможностями, буквально вышколен. Он всегда предупредителен и заботлив и всегда готов обеспечить инвалиду “зеленый свет”, как при посадке в самолет, так и при доставке его багажа.
Впрочем, с вступлением в силу нового закона это уже не пожелание, а требование. Они обязывают перевозчиков четко отработать действия персонала по доставке инвалида от транспортного средства с привокзальной площади до трапа самолета.
Из Воздушного кодекса изъята статья, которая предусматривала еще один повод отказать инвалиду в перевозке. Исходя из ее требований, он должен был сообщать авиакомпаниям, о своем решении лететь, за сорок восемь часов до вылета. Чтобы те могли вовремя подготовиться принять человека с ограниченными возможностями. Сейчас, когда все воздушные судна будут обустроены, а люди обучены, необходимость в подготовке отпала сама по себе.
Разработчики нового закона также считают, что министерство транспорта должно разработать новый регламент бронирования и покупки билетов. Чтобы информация о человеке с инвалидностью была там отображена изначально. Для авиаперевозчика это будет означать, что он наперед уже знает, кого будет перевозить и должен оказать ему соответствующие услуги. И отпадет потребность уточнять еще что-то в телефонном режиме.
Справедливости ради нужно отметить, что многие отечественные авиаперевозчики и до принятия нового закона находили общий язык с “нестандартными” пассажирами. В Домодедово, например, десять лет назад была создана "служба по обслуживанию пассажиров с ограниченной подвижностью". Работники этого специализированного подразделения обеспечивали быструю регистрацию, прохождение контроля и получение багажа пассажирами-инвалидами. Они безвозмездно сопровождают их от борта самолета и до его борта.
В здешнем аэропорту предусмотрены стояночные места для людей с ограниченными возможностями, есть пандусы и специальные туалетные комнаты, просторные лифты. Движение всех основных дверей можно замедлить при помощи нажатия специальной кнопки. Полтора года назад здесь установили индукционную систему для слабослышащих людей, которая позволяет им получать информацию во всех помещениях Домодедово. Для этого нужно всего лишь иметь при себе слуховой аппарат, маркированный знаком "Т" (индукционная катушка).
То, что инвалиды доверяют Домодедово, говорят цифры. Только в прошлом году услугами этого аэропорта воспользовались 36 711 пассажиров с особыми потребностями. В целом за последние пять лет количество пассажиров с инвалидностью увеличилось в три раза.
Инвалиды, которые решили воспользоваться услугами аэропорта Шереметьево, должны были проинформировать компанию о том, что полет планирует инвалид, не менее чем за 72 часа до вылета. Так, по крайней мере, рекомендовали здесь до принятия нового закона. До самого аэропорта пассажиры добираются на скоростной электричке. Здесь инвалид может рассчитывать на помощь компании "Аэроэкспресс". Связавшись с ней по телефону8-800-700-33-77, можно заказать услуг "персональный помощник". Для перевозки инвалидов электропоезда специально оборудованы.
В Шереметьево инвалид может пройти все контроли прямо в медпункте, есть также амбулифты для поднятия колясочника на борт самолета. На всех этих этапах его при необходимости будет сопровождать подготовленный специалист или медработник.
Свою форму заявки на обслуживание маломобильных пассажиров разработали и во Внуково. Ее можно отослать за 48 часов до полета по электронной почте или просто позвонить по телефону. В компании инвалида заранее предупредят, что его могут разместить только на определенных местах с целью его же безопасности. Достаточно лояльно относились здесь и к необходимости предварительного уведомления. То есть, ели инвалид не сообщил кассиру при покупке билет о своих потребностях, он, в принципе, мог сделать это и перед полетом. Но для этого ему нужно было связаться с отделом по организации обслуживания маломобильных пассажиров.
Инвалид с собакой-поводырем, вылетающий из Внуково должен иметь на нее соответствующие документы. Чтобы безопасно пройти электромагнитную рамку человеку нужно здесь предоставить медицинское свидетельство о наличии имплантированного кардиостимулятора, ели таковой имеется. Впрочем, это требуют и в остальных аэропортах
В левой части зоны вылета терминала А, на втором этаже оборудована стойка для обслуживания пассажиров-инвалидов. К ней ведет желтая полоска на полу, так что найти ее несложно.