Жалость – сложное чувство. Часто мы испытываем жалость по отношению к инвалидам. Но иногда жалость развращает и их, и нас.
Например, женщина с сохранным интеллектом, но с последствиями ДЦП — ходит с большим трудом. Верхняя часть её тела функционирует практически нормально — нормальная речь, нормальные движения рук. Но этой женщине то и дело требуется помощь, порой ей приходится обращаться к малознакомым людям. Люди отзываются. Она привыкает к помощи и сочувствию и начинает «садиться на шею», то есть просить других делать то, что она может сделать сама (например, вызвать такси), выполнять ко всему прочему функцию друга или психолога… Помогающий человек из жалости соглашается. Жалость к слабому сподвигает его на безграничное терпение. А терпение в этой ситуации можно употребить с куда большей пользой. Например, объяснить, чрезмерная для недавнего знакомства откровенность отталкивает; что если умеешь что-то сам, не перекладывай это на кого-то ещё. Таким образом, инвалид получит не только посильную помощь, но и нечто более важное – социальные навыки.
Женщина из моего примера, на самом деле, нормально воспринимает и советы, и критику. Но иной раз немощные люди бывают настоящими тиранами и паразитируют именно на чувстве жалости к ним.
Или вот другая история. Некоторое время назад СМИ облетела новость, что на грядущий конкурс «Евровидение» от Финляндии заявку подала панк-группа «Pertti Kurikan Nimipдivдt» (сокращенно «PKN»). Интрига состоит даже не в том, что играет группа не попсовую разновидность этого жанра (типа американских «Green Day» или российских «Тараканов»), а вполне себе такой тру панк, грязный и жёсткий, а в том, что все участники коллектива — люди с синдромом Дауна (что отражается и на их внешности). Особенно восторгами по этому поводу зашлись издания, специализирующиеся на социальной тематике — как же, какой прорыв! Лидер группы Пери Курик тоже заявляет, что их цель — заявить что-то там о правах… Получается, он тоже мыслит стереотипами. Ну, какие его права нарушаются? Человек живёт не менее полноценной жизнью, чем большинство финских обывателей, к тому же получает пособие (не сравнимое с аналогичным пособием в России) и ещё в своё удовольствие играет в рок-группе. Вот я что-то сильно сомневаюсь, что этим парням чего-то так уж не хватает. Ладно бы они выступили в поддержку российских инвалидов, приехали к нам и выступили бы у стен какого-нибудь нашего психоневрологического интерната. А то «Евровидение»! Даже не смешно… И уж для панк-команды участие в подобном балагане — просто позор. Но это-то не главное. Главное: СМИ трубят о генетических отклонениях в развитии участников группы, но что-то я не видел, чтобы кто-то высказался об их музыке. А музыка-то средненькая — даже по меркам панка. Ну, то есть, команд, играющих подобное, пруд пруди, и получается, что «PKN» выделяются только синдромом Дауна. И если мы их жалеем и обращаем внимание на их творчество только потому, что это люди с синдромом Дауна, то мы, как минимум, путаем искусство с арт-терапией, как максимум — уподобляемся средневековой ярмарочной толпе, пришедшей поглазеть на несчастных, которые в те времена в силу своих физических недостатков могли заработать на жизнь, только показывая самих себя за деньги.
При соприкосновении с произведением искусства диагноз художника — информация не первостепенной важности. Картины Винсента Ван Гога замечательны — и можно вообще ничего не знать об их авторе, даже его имени. Когда я смотрю на единственный сохранившийся в видеозаписи отрывок из спектакля «Сны о Японии», все актёры в котором — обители одного из ПНИ под Санкт-Петербургом, то понимаю, что имел в виду режиссёр спектакля Александр Колесин, когда говорил о превращении стигмы в энигму, то есть о превращении недостатков в достоинства. Это сценическое действие вообще не вызывает ассоциаций с той жизнью, которой жили и продолжают жить люди, задействованные в нём. И да, это ни в коем случае не попытка вызвать у зрителей жалость. Кстати, перестал спектакль существовать потому, что директор ПНИ однажды его запретила. Но это другая история, которая к нашему нынешнему разговору имеет лишь то отношение, что является реальным поводом побороться за чьи-то права. В том числе и за право не быть объектами жалости.
Источник: источник