Множество древних находок археологов может нам рассказать о том, что наши предки тоже любили всячески себя украшать. Сначала люди верили, что это может их защитить от злых духов, явлений природы. Женщины во все времена стремились подчеркнуть свою красоту, мужчины — какие-либо заслуги, положение в обществе.
Первыми украшениями у древнего человека являлись любые естественные природные материалы – ракушки, кости, зубы животных, камни, различные семена растений, кусочки дерева. Их, в качестве бусин нанизывали на волос, травинку, а позднее и на нить. Украшали себя такими бусами всевозможно – вплетали в волосы, расшивали одежду, пояса, обувь, вешали на руки, шею, ноги.
Появление такого материала как стекло окружено легендами, одна из которых гласит что моряки грузового судна, остановились на ночлег на острове. Развели костер. Только обложили его не обычным камнем, а кусками соды, которую и перевозили на судне. Легли спать, а на утро на месте кострища обнаружили твердый и гладкий слиток.
Возможно, в связи с тайной окружающей появление стекла, изделиям из него, в частности и из бисера, часто придавали некий мистический смысл. Делали из него обереги и амулеты.
Сначала стекло научились делать в Египте, затем в Риме, Византии. Само слово «бисер» на арабском языке звучало как «бусра» или «бусер» — бусинки с отверстиями. Египтяне бисер изготавливали из стекла непрозрачного, что делало его похожим на жемчуг. Да и сам бисер был далек от форм привычного для нас современного бисера.
Египетский бисер был крупным и походил на застывшие капли. Египтяне как основоположники изготовления бисера из стекла, применяли разные техники, изготавливали бисер различных цветов, делали драгоценные оправы. Такие украшения было не стыдно носить даже фараонам.
В начале девятнадцатого века, отдельное и почетное место в истории производства бисера отводится Венеции, где можно было бисер купить и продать. В ту пору, это была отдельная республика, со своими границами и законами. В этой стране существовал целый остров, на котором было построено несколько стекольных заводов по производству бисера. Там разрабатывались и применялись различные технологии и способы изготовления бисера. Мастера стеклоделы использовали весь накопленный опыт.
Руководство страны строго хранило секреты изготовления стекла и изделий из него, в частности бисера. Запрещалось вывозить даже отходы с заводов за пределы страны, во избежание раскрытия секретов производства. Сами мастера были наделены большими привилегиями, но за разглашение секретов мастерства или побег, карались жестоко вплоть до смертной казни их и членов их семей.
Венецианское искусство изготовления бисера совершенствовалось. Появлялись все более замысловатые формы, окраски и размеры бисера. Позднее в начале XIX в. бисер стали изготавливать путем машинного производства, благодаря чему он стал более доступен.
В тех странах, где производство стекла еще было тайной, например во Франции, бисер изготавливали из драгоценных металлов – золота и серебра.
В России умельцы-кустари тоже изготавливали бисер. Изделия из бисера в России назывались гайтаны, ожерелки, фенечки и ценились высоко. Количество изделий из бисера свидетельствовало о достатке их обладателя.
Искусство рукоделия всегда высоко ценилось на Руси. Для богатых городских жительниц – это было признаком хорошего воспитания, и способом развлечения, а для бедных девушек средством заработать себе на хлеб. Поэтому бисероплетение было широко распространено как на селе, так и в городе.
Искусство низания – так называлось бисероплетение в России, широко применялось в женских монастырях, где секреты мастерства бережно собирались, хранились и применялись монашками для расшития одежды священнослужителей, убранства церкви, украшения икон.
Сегодня увлечение бисероплетением так же актуально. Многие женщины делают это своим хобби и даже профессией. Ведущие модельеры с мировыми именами используют бисер для украшения женской одежды, обуви и различных аксессуаров.