Наш эксперт – методист ГБОУ Центра диагностики и консультирования Санкт-Петербурга Сима Генкина.
Каждому свой путь
В последние годы во многих странах дети-инвалиды учатся вместе со своими здоровыми ровесниками. Эксперты сходятся во мнении, что в долгосрочной перспективе все больше детей с особыми потребностями будут учиться в обычных массовых школах. Но российские школы пока не готовы к адаптации «особенных» детей. У них нет для этого ни специалистов, ни оборудования, ни разработанных методик.
И в то же время, говоря о развитии инклюзивного (то есть совместного) образования, нельзя разрушать уже имеющуюся систему специальных школ. В этих школах накоплен огромный опыт обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Во всех регионах России в комитетах образования существуют структурные подразделения, занимающиеся подобной работой. В Санкт-Петербурге эти обязанности возложены на Центр диагностики и консультирования. В его штате более пятидесяти специалистов: педагоги, социальные педагоги, психологи, врачи.
Одна из основных задач центра – определить для каждого ребенка с «особыми потребностями» индивидуальный образовательный путь. В некоторых случаях ему рекомендуют обучение в обычной школе, в других – в специальном учебном заведении. Решение принимает консилиум специалистов после всестороннего подробного обследования ребенка.
За кем последнее слово?
Экспертные заключения Центра диагностики и консультирования носят рекомендательный характер. В соответствии с действующим российским законодательством все дети-инвалиды имеют право обучаться в обычных массовых школах по месту жительства. Последнее слово остается за родителями. И реализации этого права можно добиться в судебных инстанциях.
Таким образом, происходит так называемая «спонтанная инклюзия» – опасное явление! Скажем, специалисты центра рекомендуют конкретному ученику проходить обучение в специальной школе для детей с нарушениями умственного и психического развития. А родители, несмотря на эти рекомендации, настаивают на его пребывании в обычной школе…
Опыт показывает, что в таких случаях психическому здоровью ребенка может быть нанесен непоправимый урон. В обычных школах такие дети часто чувствуют себя изгоями, они не способны воспринимать учебную программу, не могут наладить отношения с одноклассниками. Часто дети с умственными и психическими нарушениями вообще отказываются ходить в школу. Каждый школьный день становится для них пыткой!
А в специальных школах дети-инвалиды преображаются. Учеба доставляет им радость, у них появляются новые друзья. Мальчишки и девчонки оказываются среди «своих».
Кстати, инклюзивное образование не является единственной формой интеграции детей-инвалидов в общество их здоровых ровесников. Огромное значение имеют внешкольные мероприятия, совместное участие в спортивных соревнованиях, художественных конкурсах… Таким образом учащиеся обычных школ могут познакомиться с достижениями своих «особенных» ровесников.
Нелепые предрассудки
Не секрет, что специальные (коррекционные) школы для детей с нарушениями умственного и психического развития вызывают особое недоверие у родителей, даже если их сыновьям и дочерям рекомендуют там учиться…
Это нелепые предрассудки! Некоторые дети из-за состояния здоровья не способны освоить в полном объеме стандартный школьный курс математики или физики, но они обладают другими талантами. Многие из них достигают успехов в художественном творчестве, в адаптивной физической культуре…
Проблемы в умственном и психическом развитии не означают, что дети не способны к обучению. Они активно развиваются. Просто их путь к знаниям несколько отличается от образовательного пути основной массы школьников.
Недавно произошел такой случай. Одна из выпускниц специальной школы вышла замуж за здорового парня, с которым сотрудница центра общается по работе. Молодая женщина знала об этом знакомстве. Она специально позвонила в центр и попросила, чтобы ее супругу ни в коем случае не сообщали, что она обучалась в школе для детей с нарушениями умственного и психического развития. Эта красивая, милая, добрая девушка боялась, что муж перестанет ее уважать, советоваться с ней, даже станет ее стыдиться… Поэтому она хотела скрыть факт своего обучения в «особой» школе.
К сожалению, всем нам не хватает толерантности! Необходимо понимать, что девушка может, к примеру, не осилить стандартную школьную программу, но стать хорошей женой и матерью… В любом случае учащиеся и выпускники «особых» школ достойны деликатного и уважительного отношения. Обучение в специальной школе – это личное дело каждого человека, о котором не обязательно знать даже близким людям.
Источник: АиФ
Похожие статьи:
Новости → В 2014 году школьники с ограничениями по здоровью смогут сами выбрать форму ГИА
Новости → Дом Конана Дойля превратят в школу для детей с ограниченными возможностями
Новости → Первая в РФ школа английского языка для инвалидов заработала в Томске
Новости → Права ребенка-инвалида были нарушены мэрией Еревана
Культура и искусство → Пелевин и Улицкая вместо Лескова и Куприна