Судьба человека и его место в этом мире

30 марта 2015 - Сергей-на-Волге
Судьба человека и его место в этом мире

Этот рассказ не претендует на назидательность. Было бы неправильно навязывать или даже рекомендовать кому-либо то, до чего человек, безусловно, должен дойти сам. И здесь автором излагаются лишь те позиции его индивидуального мировоззрения, которые сформировались в течение жизни, а также по возможности анализ предпосылок их формирования. Если же кого-нибудь изложенное побудит задуматься о собственной жизни и путях её улучшения, и он в результате придёт уже сам к каким-либо выводам, — тогда, можно считать, цель была достигнута.С чего начать рассказ? Может быть, с истории взглядов на жизнь, с того момента, когда впервые об этом задумываешься, — с детства? Но детство есть детство, с тех пор прошло много времени, а главное, мысли и мечты той поры были в общих чертах примерно одинаковыми у всех и диктовались в основном внешними источниками и требованиями. Многие вещи начинают теперь казаться по меньшей мере наивными, однако понимание истинных ценностей, по моему глубокому убеждению, может дать только личный опыт.Здесь могут возникнуть возражения в том плане, что полагаться целиком на личный опыт – дело бесперспективное, поскольку в силу краткости жизни человек сможет понять из нее лишь малую часть. Кроме того, если воспользоваться аналогией из математики, целесообразно сначала решить задачу в общем виде, а уже потом подставлять в результат конкретные значения величин. Касаемо жизни такое решение в общем виде дает, конечно же, философия. Данное возражение абсолютно правильное, и речь идёт о том, что личный опыт как раз и подтверждает позиции многовековой мировой мудрости, которые становятся многократно понятнее и ближе, если человек пришёл сам к аналогичным выводам. Подробнее об этом – чуть ниже. Поэтому поговорку «на своих ошибках учатся только (известно кто)», на мой взгляд, никак нельзя считать верной. Пока на своей шкуре не попробуешь… Например, сравнительно долго основной целью жизни мне казалось построение карьеры (слово-то какое!), и пределом мечтаний была достаточно высокая чиновничья должность… Побывав на практике в данной шкуре, сейчас смотрю уже, не побоюсь слова, с отвращением на всю эту, по-другому не скажешь, клоаку (чиновничье сообщество). Ну и помимо того, что противно, это оказалось весьма скучно, неинтересно.Сразу же автоматически возникающее возражение «Зато денежно», естественно, содержит в себе бесспорную истину; однако нижеизложенное должно позволить понять, стоит ли ставить на первый план в жизни именно данный фактор.Для того, чтобы подойти к решению проблемы именно в общем виде, от исходного, вероятно, начать следует всё же с изложения некоторых соображений по поводу того, чем вообще обуславливается то или иное человеческое поведение, понимание человеком каких-либо процессов и соответственно его реакция на них.Следует оговориться, что в данном случае мне представляется логичным исходить из двух основных вводных:а) отсутствие бога или какой-либо иной мистической «высшей силы»;б) реального наличия заранее определённой последовательности человеческой жизни («судьбы») (далее по тексту – С.).Антинаучное объяснение существования С. было дано человечеством сразу же после возникновения первой религии и имело, естественно, «божественную» основу, что автоматически перекрыло все возможные пути поиска какого-либо другого объяснения.Однако представляется совершенно естественным, что человечество на современном этапе его развития не может быть удовлетворено указанным объяснением; таким образом, возникает необходимость научного объяснения существования С. как основополагающего фактора развития человеческого общества.Здесь могут возникнуть возражения, что наличие судьбы – это лишь постулат, своего рода мировоззренческая аксиома, а потому какое-либо доказательство – религиозное либо научное – вовсе невозможно. Наличие или отсутствие судьбы – дело личной веры. То же касается наличия либо отсутствия бога, трансцендентного вообще. С данным возражением, видимо, можно не согласиться, поскольку оно верно лишь на данном этапе развития человеческих знаний. Нет принципиального отличия между буддийскими дхармами и современной теорией геомагнитного поля применительно к его воздействию на человеческий организм. Возможно (и ниже это отмечено), что впоследствии человечество будет способно фиксировать, скажем так, судьбоносную составляющую, и тогда вместо предмета веры Судьба превратится в элементарный физический закон. Пока же, к сожалению, в настоящее время подобного объяснения не существует, более того, не существует даже сколь-либо чётко выраженной гипотезы реального происхождения С.Поэтому, возможно, именно на данном этапе говорить о возникновении судьбы некорректно, потому что она надмирна, а следовательно, вечна, поскольку временность присуща миру. Тем не менее её «вечность» сопоставима с «вечностью» и «бесконечностью» Космоса, а это тоже лишь следствие ограниченности человеческих возможностей и знаний…В своё время мной была предпринята попытка предложения варианта гипотезы, безусловно корректной с точки зрения современной научной мысли, но, несомненно, требующей дальнейшей, более основательной разработки. Постараюсь вкратце изложить её суть.Для начала необходимо определить, что конкретно является источником всех событий жизни человека. Не вызывает сомнения, что таковым источником являются поступки или действия самого человека (конечно, если рассматривать события с единственно допустимой – материалистической — точки зрения).Возражение может заключаться в том, что, как известно, материалистическая точка зрения не является единственно допустимой. Кроме того, бывает вульгарный материализм. Безусловно, но тогда данные рассуждения теряют смысл вообще. Религиозное мировоззрение тем и удобно, что не ставит задачу объяснения существующего положения вещей – достаточно слепой догматической веры. Как только возникает попытка объяснения происходящих процессов – пусть на доступном научном уровне, так возникает материализм. (Впервые в истории – задолго до возникновения современных мировых религий — это наблюдается в учении Будды: теория дхарм и т.д.) Поэтому, если нет желания уподобляться бездумным существам, каковые довольствуются религиозным мировоззрением, необходимо принять материалистическую точку зрения именно как единственно допустимую. Большинство придерживающихся такой точки зрения людей ограничиваются вышеизложенным (собственные поступки) объяснением, не задумываясь о том, что же является причиной или источником самих поступков (условно говоря, совершения человеком конкретного поступка в конкретный момент времени). Каков же механизм реализации человеческих поступков?Некоторые могут сослаться на импульсы, посылаемые головным мозгом человека через спинной мозг рабочим частям организма человека. И это, безусловно, не вызывает сомнения. Однако возникает тот же закономерный вопрос – что определяет появление того или иного импульса в конкретный момент времени. И на этом все логические объяснения заканчиваются (разумеется, речь в данном случае не идёт об импульсах, продуцируемых соматическими процессами в организме (сердцебиение и пр.)).С точки зрения современной науки, такие импульсы являются результатом слабых электрохимических реакций, протекающих в тех или иных участках коры головного мозга. Что же служит толчком для возникновения таких реакций?Представляется возможным допустить, что причиной колебания напряжённости электромагнитного поля головного мозга и, как следствие, возникновения и протекания соответствующих реакций (наличие поля не вызывает сомнений, как и широкий диапазон его напряжённости, как и имеющаяся у некоторых индивидуумов возможность самостоятельного изменения уровня этой напряжённости и даже осуществления воздействия на поля других индивидуумов (гипноз, экстрасенсорика и т.п.)) являются определённые внешние факторы, никоим образом не зависящие ни от отдельного человека, ни от человечества в целом. Можно предположить, что таковым фактором является глобальное магнитное поле (по типу гравитационного), не фиксируемое современными приборами, но, несомненно, существующее (возможно, не в единственном числе; скорее всего, в космическом (а не в планетарном) масштабе). Природа возникновения такого поля не ясна (как не ясна и природа самой Вселенной); допустимо предположить, что наличие такого поля является необходимым условием возникновения разумной жизни вообще и последующего её существования. Не исключено, что образование поля оказалось результатом взаимодействия определённой совокупности планет или иных небесных тел, в том числе и за пределами Солнечной системы, возможно, определённое влияние оказывают и геологические факторы (движение литосферных плит и т.д.).Исходя из данной гипотезы, представляется возможным объяснение причин возникновения и гибели тех или иных цивилизаций в процессе развития человеческого общества (колебаниями напряжённости поля под воздействием вселенских факторов – например, образованием и разрушением космических объектов и т.д.) и многих других событий (ранее не получивших приемлемого объяснения).Возникает комментарий: объяснение дано в традициях географического детерминизма, выводящего социальное из природного. Нет сомнения, что взаимодействия на физическом уровне наблюдаются неизбежно вследствие наличия в организме человека физических процессов. Однако следует ли придавать этим взаимодействиям основополагающий характер? Какое место в подобной картине отводится сознанию человека, его свободной воле? Не получается ли, что сознание редуцируется к материальным процессам? Вообще все последующее излагается в традициях натурфилософии, которая может быть названа «природоцентризмом»: природа является смысловым центром, все выводится из природы, все сводится к природному. Бурный расцвет натурфилософии возникает с наступлением эпохи Нового времени в связи с появлением науки. Что же касается астрологии, то она по своему подходу также является натурфилософией, но, в отличие от натурфилософии Нового времени, она опирается не на научное, а на мифологическое объяснение природы. Здесь необходимо решительно признаться в том, что мы всё-таки откровенно боимся приравнять сознание к материальным процессам; меж тем на поверку в этом нет ничего крамольного. Причина такой боязни как раз и кроется в том, что не все эти процессы может объяснить современное научное знание; а признать это в 21-м веке человеку трудно. Тем не менее, действительно, несмотря на то, что наука движется семимильными шагами, очень многое остаётся (возможно, зачастую и к лучшему!) за гранью познания, и ничего постыдного для человечества в этом нет…Учитывая всё вышесказанное, С. нельзя рассматривать как нечто «предначертанное» кем-то кому-то; тем не менее можно с определённой долей уверенности сказать, что все поступки человека в любой момент времени в течение его жизни (т.е. его С.) будут зависеть только от вектора напряжённости названного поля, который, естественно, от человечества не зависит и зависеть не может.Таким образом, все рассуждения о том, что человек может сам влиять на свою С., оказываются полностью несостоятельными и являются, по меньшей мере, самообманом.В продолжение данной гипотезы можно отметить, что возникновение безусловно существующих наследственных признаков (немаловажных факторов, определяющих С.) как следствия определённого положения хромосом также объясняется воздействием рассмотренного поля (если предположить, что хромосомы как микроскопические частицы обладают пусть малым, но отличным от нуля потенциалом) и, можно сказать, «запрограммировано» задолго до рождения конкретного человека (видимо, это «задолго» соответствует «возрасту» поля, который может составлять миллионы лет (по земному летоисчислению)).Теоретически говоря, попыткой обосновать данную гипотезу можно считать возникновение лженауки – астрологии, однако она, очевидно, несостоятельна с точки зрения современной научной мысли. Требуется проведение массы фундаментальных исследований как в области медицины, так и в области геофизики, астрономии и многих других сопутствующих дисциплин.Не вызывает большого сомнения и то, что корни таких явлений человеческой жизни, как интуиция, предчувствие, любовь и т.п., а также психических (да и практически всех остальных) заболеваний находятся именно в воздействии внешних факторов (полей) на электромагнитное поле головного мозга конкретного человека.В заключение необходимо обрисовать одно из возможных последствий исследования глобального поля как источника С.Не исключено, что побочным продуктом таких исследований станет появление новых способов управляемого воздействия на психику человека, что в конечном итоге может привести к ослаблению управляющей роли указанного глобального поля в С. всего человечества и как следствие – разрушение всей человеческой организации (как любой дисбалансированной системы). Следовательно, к решению данной проблемы необходимо подходить с максимальной осторожностью и уверенностью в безопасности последствий её решения.Делая вывод из вышесказанного, можно сказать одно: мы такие, какие есть, и упрекать себя за это, а также стыдиться чего-то просто нелепо; это не более логично, чем быть недовольным, к примеру, цветом неба и пытаться его изменить. Следовательно, важно просто быть Самим Собой, и главное, чего необходимо достичь – это гармонии с жизнью. Именно это, и ничто иное, и есть основной целью существования каждого человека.Можно отметить примечание, что есть такое направление научной мысли, как экзистенциализм, в котором изложена куда как более привлекательная конструкция: человек как проект себя самого (Ж. П. Сартр). Человек, а не судьба, несет ответственность за то, что он сделал из себя самого. Небезынтересно отметить, что эта идея – весьма древняя: закон кармы в индуизме, который, заметим, из индуизма заимствовал буддизм. Но возвращаемся опять же к началу: а почему он (человек) сделал из себя самого именно конкретно то, что сделал, а не что-либо иное? Ответа на это нет… Карма же – подтверждает как раз обратное, если рассматривать её как результат воздействия дхарм.Далее речь пойдет о свободе, но ведь идея свободы радикально противоречит вере в Судьбу… Между прочим, именно для экзистенциализма свобода – центральное понятие.Здесь просто отмечается разница в понимании Свободы как термина.Как важная составляющая часть Гармонии понимается Свобода с большой буквы. Причём, находясь в практически не зависимом ни от кого положении, сперва начинает ощущаться чисто практическая личностная свобода. Например, в противоположность годам, когда я мотался по командировкам, занимая ответственный пост в большой энергетике, принимал определённые решения, посещал регулярно столицу, имел практически неограниченный материальный ресурс… Платой за всё были бессонные от нервного напряжения ночи, необходимость подчинения любым требованиям и прихотям вышестоящих и многое другое. Как ни странно, но освободиться необходимо было именно от этого, и тем обстоятельствам, которые позволили это сделать, я реально благодарен.Следующим шагом как раз и является освобождение от иллюзий и ложных ценностей внутри себя, которые формируются зачастую на основании сложившихся общественных условностей и догм. Понимание истинного значения великой философской дилеммы – «Иметь или Быть». Проще говоря, что важнее для человека: тупо следуя формальным стереотипам, стремиться к достижению каких-то условных целей, например, общественного статуса и т.д., на поверку оказывающихся абсолютно ложными, при этом уплачивая достаточно высокую цену – собственную свободу, достоинство, здоровье, наконец? Или же жить и радоваться каждому прожитому и наступающему дню, не думая об этом предстоящем дне с тревогой и страхом?Конечно, может возникнуть возражение, что всё это было бы совсем хорошо, если бы не одно осложняющее обстоятельство: для здоровья человеку необходимо питаться (к тому же хорошо в научном смысле слова), а вот надеяться, что средства к существованию, в том числе к питанию, ссыпятся с неба, как манна небесная, не стоит.Безусловно, уподобиться близким к нирване восточным монахам и отшельникам мы не можем хотя бы в силу климатических особенностей местности, да и социальных условий тоже. Поэтому определённая несвобода у большинства граждан, бесспорно, есть. Но речь идёт о том, что способы добычи средств к существованию также различны; и чем стоит в первую очередь руководствоваться при их выборе – об этом необходимо задуматься.Здесь было бы уместно сказать несколько слов о философии буддизма. Почему именно это направление? Необходимо отметить, что, когда сформировавшееся мировоззрение человека находит впоследствии подтверждение в каком-либо из общемировых учений, это, на мой взгляд, гораздо естественнее и правильнее, нежели чем наоборот. Не должно быть, как уже упоминал выше, внушения как такового – человек должен доходить по возможности сам; подвергнувшиеся же внушению (чем, к примеру, грешит миссионерство в широком понимании) – по меньшей мере просто слепы, а практически становятся рабами внушающего (для чего, собственно, это и делается во все времена, не исключая и нынешние, когда от навязывания христианства становится просто тошно). Таких немало, зачастую это лишь следствие их собственной ограниченности, к сожалению. Но эти люди и не задумываются о своём месте в этом мире по-настоящему, полурастительное (в моральном смысле) существование устраивает на самом деле многих, в том числе, как ни странно, и на достаточно высоких ступенях «общественного положения»; они же и диктуют новые догмы, необходимые для соответствия им. Единственным путём не испортить благодаря этому своё собственное существование можно считать только максимальное ограничение каких-либо взаимодействий с ними, с созданными ими структурами и сообществами. И к пониманию этого я постепенно пришёл сам; когда же выяснилось, что ещё за тысячи лет до возникновения того же самого христианства примерно в этом же направлении развивалось учение Будды, не мог не почувствовать удовлетворения. Всегда приятно, когда всё встаёт на свои места…Речь в данном случае, конечно, должна идти именно о мировоззрении этого направления, а не о религиозном культе (впрочем, многие исследователи и не относят буддизм к религии как таковой, считая его именно Учением; с позиции атеиста склонен согласиться именно с такой точкой зрения). Не претендуя на глубокий разносторонний анализ данного учения, остановимся на основных его постулатах; бесспорно, многие из них требуют определённого «сглаживания» применительно к современным жизненным условиям, но «ядро» настоящего Учения всегда формулируется очень коротко, и именно в этом и состоит его смысл. Пути же реализации его могут в деталях, конечно, и отличаться от предлагаемых, не утрачивая, естественно, при этом своей сути. В этом, в частности, и состоит отличие учения от религиозного культа.Что же трактует буддизм? Существуют так называемые «четыре благородные истины»: Вся жизнь – это страдание; Причина этих страданий – в привязанности к жизни (рождение – страдание, болезнь – страдание, отсутствие того, кого (или что) мы любим – страдание и т.д.); Как избавиться от страданий? – Избавиться от привязанности к жизни; — Что для этого нужно? – Следовать благородному срединному восьмеричному пути.Другими словами, четвёртой истиной предлагается некий алгоритм поведения, позволяющий в итоге достичь некоего спасения, а говоря проще – гармонии с жизнью и благоприятного, комфортного, спокойного существования. Восьмеричный путь включает в себя соответственно восемь позиций, или звеньев одной цепи. Возражения, в принципе, не вызывает ни один из них.Во-первых, это праведное воззрение, то есть знание и верное восприятие «четырёх благородных истин». Логично. Если человек никогда о них не слышал, то он, соответственно, и не может спастись. Только буддист способен понять истину и преодолеть сансару (чувственный мир).Во-вторых, праведное стремление – решимость познавшего «благородные истины» человека действовать в соответствии с ними, практически реализовать в своей жизни. Оно материализуется в следующих трёх звеньях.В-третьих – праведная речь, то есть речь, лишённая лжи, клеветы, грубости.В-четвёртых – праведное действие, или поведение, исключающее уничтожение живых существ, воровство, другие наносящие вред поступки.В-пятых – праведная жизнь (образ жизни), под этим понимается проявление решимости в честном способе добывания средств к существованию. Трудно не согласиться…Последующие три звена относятся непосредственно к сознанию человека, к его внутреннему духовному миру.В-шестых, это праведное усилие (или усердие), под которым подразумевается решимость постоянно преодолевать дурные мысли и побуждения.В-седьмых, праведное созерцание (или праведная память) – постоянное сосредоточение на том, что уже достигнуто и осознано на пути к спасению. Кроме того, память должна служить средством укрепления отрешённости от мирских дел и привязанностей.И, наконец, в-восьмых – праведное размышление (самоуглубление, «дхьяна» – «медитация») как конечное звено постепенного самосовершенствования мысли, обретение глубокого внутреннего покоя и невозмутимости.Пожалуй, возразить целесообразности изложенного действительно трудно. Основная мысль в итоге заключается в главном: буддизм не учит покорности, в отличие от прочих мировых учений и религий. Буддист не может быть рабом по определению. Но и бороться с порабощающими факторами он тоже не станет; просто устранится от них. Он свободен. Как в выборе своего пути, так и во всём остальном. Если источник средств к существованию (которые, увы, объективно необходимы) устраивает его лично, не вызывая внутреннего протеста, то не имеет никакого значения внешний статус этого источника (престижность профессии и т.д.). Если окружающие люди диктуют свои правила или придерживаются каких-либо собственных принципов – нет необходимости их в чём-то убеждать и что-либо доказывать. Гораздо спокойнее просто прекратить взаимодействие с такими людьми…Более того, своё поведение вообще необходимо строить таким образом, чтобы по возможности меньше вызывать реакцию (какую бы то ни было) на него со стороны окружающих, тем более – вынуждать их совершать какие-либо действия. (Здесь как раз очевидна одна из граней между употреблением и злоупотреблением спиртным: как только человек перестаёт быть способен именно на такой формат поведения – грань перейдена). Собственно говоря, сформулированный в местах лишения свободы принцип поведения, полученный как раз уж точно не путём кабинетных умозаключений и позволяющий обеспечить выживание в тамошних очень непростых во всех отношениях условиях, — «Не верь. Не бойся. Не проси», — вполне применим и в повседневной жизни и представляет собой пусть грубую и предельно конкретную, но достаточно исчерпывающую формулировку изложенного.Вероятно, меня можно с поверхностной точки зрения упрекнуть за стремление к созерцательному образу жизни, но кто сказал, что это плохо, если это подходит именно мне? Каждое действие автоматически рождает противодействие, и кому-то действительно необходимо совершить, к примеру, революцию, или войти в историю каким-либо иным образом, и без этого он вообще спокойно спать не будет. Да, такие люди есть, и без них не было бы прогресса и вообще развития человека, но, скорее всего, как раз именно в этом они и нашли свою собственную Гармонию, следовательно, оказались на своём месте. Мне же для спокойного сна необходимо именно отсутствие всего вышеназванного в личной перспективе, я не берусь переделать человеческое общество или совершить ещё что-нибудь глобальное, а заниматься каким-то продвижением ради собственного честолюбия и удовлетворения всё возрастающих (и чаще всего безусловно лишних) потребностей – это и есть погоня за ложными ценностями. Конечно, никто не говорит о вступлении на путь отшельничества, перехода в монашескую общину и т.д. Самое главное – внутреннее следование собственным принципам и убеждениям. На практике это не мешает приспосабливаться к условиям окружающего мира. И в древности мирянин вполне мог стать «упасакой», то есть почитателем. Это не вносило в его быт и деятельность особых изменений. Он принимал на себя исполнение пяти моральных требований – отказ от убийства любого живого существа, отказ от воровства, от лжи, от употребления алкоголя (ну, допустим, от злоупотребления), соблюдение супружеской верности. Заповеди христианства появились тысячами лет позже и ничего нового, естественно, сказано быть не могло. Кроме того, в добродетель упасаки входила материальная поддержка монахов, не занимающихся материальным производством.На самом деле следование означенным принципам позволяет достичь фантастических результатов и в общегосударственном масштабе – достаточно примеров развития восточных стран. Когда каждый, находясь в спокойствии и хорошем настроении, делает на своём месте с удовольствием интересное ему дело, итог всегда превосходит любые ожидания.Таким образом, нет абсолютно никаких препятствий для улучшения своей собственной жизни и мироощущения. Оказывается, сложнее как раз воздвигнуть огромное количество никому не нужных мнимых препятствий и с большими трудностями их регулярно преодолевать, чтобы в конце концов убедиться, что на самом деле это никому не было нужно…Жить же и осознавать, что тебя всё устраивает в своей жизни и она тебя радует – только ради этого и следует на самом деле жить…

Рейтинг: +1 Голосов: 1 1385 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!