Анзия Перевезенцева рассказала нам, сколько моральных сил ей стоит добиваться справедливости, ведь инвалиду отказали в получении коляски с электроприводом.
Первый раз она ее получила в 2009 году, в 2013-м должны были выписать новую и списать старую, но этого не сделали.
Парализованных ног недостаточно
Анзия Салихзяновна не раз обращалась в Главное бюро медико-социальной экспертизы. Ей сначала отказывали устно, потом в письме сообщили, что «оснований для обеспечения техническим средством реабилитации – креслом-коляской с электроприводом не выявлено».
Какими должны быть эти основания, мы прочитали в Приказе Минтруда России от 18 февраля 2013 года.
Оказалось, чтобы инвалид имел возможность более комфортно передвигаться в инвалидной коляске с электроприводом, он должен иметь выраженные нарушения функций верхних конечностей, преимущественно они должны быть двусторонними и многое другое.
То есть парализованных ног, аретриовенозной мальформации нижнего отдела спинного мозга недостаточно?
«Если у меня не будут двигаться руки, мне уже вообще никакая коляска не понадобится, – со слезами на глазах прошептала Анзия Салихзяновна, – это насмешка над инвалидами. Куда только я ни обращалась, чтобы добиться справедливости: в Кремль в Казань, писала Путину, но пока результатов никаких».
Хочу видеть мир
Женщине не удалось объяснить комиссии МСЭ, что она живет одна, выезжает на инвалидной коляске в поликлинику, в магазин, и ей без мотора не взобраться ни на один пандус.
«Я ведь никогда не прошу того, что мне не положено, – продолжила инвалид, – но почему я должна быть запертой в четырех стенах только потому, что в постановлении за пустыми фразами не хотят видеть живого человека, который хочет жить полноценной жизнью.
Мы и так большую часть года не можем выехать из дома – в снегу и грязи коляска застревает, так не лишайте нас возможности видеть мир хотя бы летом».
Пока без ответа
Мы в течение нескольких дней пытались дозвониться до специалистов Главного бюро медико-социальной экспертизы по РТ, пытались связаться с ними по телефонам, указанным в письме, но нам это не удалось. Надеемся, что призыв о помощи человека с ограниченными возможностями все-таки не останется без внимания. Нам бы очень хотелось понять, почему доступная среда для инвалида становится все более недоступной.
Подъем и здоровым не по силам
В том, что она очень недоступна, мы убедились сами, когда попытались в инвалидной коляске без электропривода преодолеть сначала дверные порожки, потом спуститься и взобраться по пандусу в доме, где живет Анзия Салихзяновна.
Задача и для здорового человека оказалась трудновыполнимой. Мы более десяти минут потратили на то, чтобы выехать на улицу. Взобраться же на крутой пандус, одновременно крутя колесо, держась за перила, нам удалось не с первого раза. Несколько раз инвалидная коляска откатывалась назад, избежать падения и серьезных травм удалось, только «притормаживая» ногами.
А что делать инвалиду, у которого ноги парализованы? Кто ему поможет?
Наталья Галиева