Признаки неблагополучного эмоционального развития ребёнка

12 июля 2012 - Галина
Признаки неблагополучного эмоционального развития ребёнка

 

Большое внимание в период младенчества и  раннего детского возраста, как врачи, так и родители, в основном, уделяют на соответствие показателям  благополучного развития онтогенеза. То есть отслеживают своевременность прохождения основных этапов развития ( когда сел, встал, пошёл, когда появилось первое гуление, лепет, первые слова) . Но далеко не многие родители, да и врачи, к сожалению, тоже  обращают внимание на эмоциональное развитие ребёнка, хотя оно играет первостепенно  важную роль и должно также отслеживаться по определённым возрастным вехам.

Эмоциональная сфера  – это стержень, скелет, начало начал, на основе которого происходит формирование и развитие всей психологической базы. (внимание, восприятие, память, мышление, речь).  Изначала искаженный каркас эмоциональной сферы неминуемо повлечёт за собой  искажение, нарушение в психологическом  развитии ребёнка. Именно поэтому так важно, как можно раньше, заметить отклонение в развитии аффективной сферы.

 В норме механизмы эмоциональной регуляции вступают в силу почти  сразу после рождения ребёнка.  Главная роль этих механизмов -  это установление эмоционального взаимоотношения ребёнка с близкими людьми, а затем и с социальным окружением в целом. Если механизмы эмоциональной регуляции нарушены, ребёнок  не может  вступить в контакт со  взрослым,  перенять   его социальный опыт, расширять свой  кругозор. Он не может ни приспособиться, ни адаптироваться  к  постоянно меняющимся жизненным циклам и обстоятельствам, не научается справляться с препятствиями, опасностью. Следовательно, не может стать социально самостоятельным.  Чем дальше и глубже будет запущен процесс нарушения эмоционального развития, тем больше нарушений и искажений будет в психологическом развитии малыша. И, напротив, чем раньше будут замечены отклонения в эмоциональном развитии и оказана соответствующая психологическая помощь, тем меньше будет негативных последствий.

Любое включение нового аффективного механизма в систему эмоциональной регуляции ведёт к временной нестабильности в поведении ребёнка: появлению страхов, капризов, непослушания. Традиционно это называется – кризисы детского возраста, их необходимо отличать от признаков настоящего эмоционального неблагополучия в раннем эмоциональном развитии ребёнка, приводящим к серьёзным нарушениям.

Признаки, которые должны насторожить родителей, следующие:

 

Возраст ребёнка

 Этологически  значимые реакции младенца

При нормальном эмоциональном развитии

При нарушенном эмоциональном развитии

0-1 мес.

Приспособление к рукам матери.

 В норме ребёночек легко приспосабливается к рукам, свободно занимает естественную, непринуждённую позу при кормлении.

Младенец затрудняется в принятии комфортной позы. Он может быть аморфным, растекаться на руках, либо, наоборот, быть напряжённым и неподатливым.

 

1-2 мес.

Фиксация взгляда на лице матери.

Младенец подолгу может наблюдать за глазами, лицом взрослых, для него это сильный эмоциональный раздражитель.

Избегание глазного контакта, либо его непродолжительность или фиксация « сквозь и мимо ».

 

2-3 мес.

Комплекс оживления, появление ответной улыбки.

 Младенца можно заразить ответной улыбкой. Улыбка адекватна ситуации, возникает от приятных ребёнку впечатлений( музыки, игрушки).

В ответ на улыбку, малыш может либо отстраниться, либо дать неадекватную реакцию ( расплакаться, испугаться). Ребёнок реагирует на интенсивность раздражителя, а не на саму эмоцию.

3-4 мес.

Протягивание ручек взрослому.

Ребёнок ждёт контакта, он уже понимает, что на руках он получит больше эмоциональных раздражителей и желает их получить.

Антиципирующая поза протягивание ручек не выражена, ребёночек не проявляет стремления быть на руках.

 

4 -5 мес.

Выражение  и понимание эмоций.

 Малыш уже чётко понимает эмоции взрослых  и сам умеет выражать их адекватно ситуации. Плач при ушибе, улыбка при положительных эмоциях, крик при испуге и т.п.

Ребенок не понимает эмоций взрослых и сам не может их выразить. Неадекватно реагирует на эмоциональные раздражители.

5-6 мес.

Реакция на сенсорные стимулы

Спокойно воспринимает сенсорные стимулы. Они интересуют малыша, вызывают у него интерес, любопытство. Малыша притягивает разнообразие сенсорного контакта ( цвет, звуки, шумы, запахи). Ребёнок стремится к познанию новых сенсорных стимулов, легко допускает их  подмену на другие. Т.е можно заменить одну деятельность ребёнка другой. Листание книги, на игру в кубики. Малыш с радостью будет взаимодействовать и играть со взрослым, перенимать его опыт и правила игры.

Повышенная чувствительность  к сенсорным стимулам, проявляющаяся в непереносимости обычных бытовых шумов ( звуки пылесоса, свист вскипевшего чайника), яркости окружающих предметов, игрушек, одежды, неприятных ему  запахов и вкусов.  Малыш проявляет бурный протест против разнообразия сенсорного контакта. Отмечается очень длительная  очарованность отдельными впечатлениями, зацикленность на  них ( может целый день делать одно и тоже). Взрослому практически не удаётся включиться в действия, поглощающие ребёнка, предложить ему новую игру. Ребёнок допускает лишь пассивное присутствие взрослого рядом.

 

 6- 7 мес.

Феномен привязанности

Младенец хорошо выделяет «своих и чужих.» Появляется предпочтение в ухаживающем. Формируется эмоциональная привязанность.

Привязанность имеет сверхсильную симбиотическую связь, разрушение которой может спровоцировать у ребёнка катастрофическую реакцию на соматическом уровне ( температура, рвота).

7- 8 мес.

Обращение к взрослому

При обращении к взрослому с просьбой что-то дать, издаёт лепетные звуки, слова с эмоциональной окраской.

Активно использует указательный жест.

 Обращение к взрослому либо отсутствует, либо не имеет дифференцированного характера. Может быть указательный жест, но без эмоциональной окраски, вокализации, обращения взгляда к взрослому. Чаще молча берёт взрослого за руку и кладёт её на желаемый объект.

8 - 9 мес.

Организация ребёнка

Свободно откликается на имя, выполняет простые команды ( дай, встань, покажи). Легко с интересом увлекается новой игрой, усваивает её правила.

Отсутствие отклика малыша. Либо отклик через раз на своё имя, обращение, просьбу. Игнорирование приглашения к совместной игре. Не допускает навязывания правил. Предпочитает до всего доходить сам, играет по своим правилам.

9 - 12 мес.

Эмоциональное поле

Жажда познания новых эмоций, ощущений, пространств… Любопытство, интерес.

Не адекватные эмоциональные реакции, отгорожение от новых эмоций.

 

При наличии большинства показателей правой колонки, ребёнка необходимо показать специалистам. Ранняя психологическая помощь  ребёнку поможет избежать проблем в будущем. Отсутствие же коррекции и отпускание ситуации на самотёк может занять хронически патологическую форму и перейти в сложнейшее заболевание – аутизм.

О том как предупредить и смягчить проявления аутизма, какую психологическую помощь могут оказать родители в каждом из конкретных случаев , будет рассказано в следующей статье.

                                                                                     

 На заметку. Если у вас или вашего ребенка появился грибок, то грибок ногтей леченится народными средствами и вовсе не обязательно покупать дорогостоящие лекарственные препараты. Вообще за многие века народ смог выработать целый комплекс средств, добываемых из природы, чтобы успешно лечить множество заболеваний.

 по материалам сайта: http://www.medn.ru/statyi/Lecheniegribkanarodnymisr.html

 

 

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 3524 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!