Признаки неблагополучного эмоционального развития ребёнка
Большое внимание в период младенчества и раннего детского возраста, как врачи, так и родители, в основном, уделяют на соответствие показателям благополучного развития онтогенеза. То есть отслеживают своевременность прохождения основных этапов развития ( когда сел, встал, пошёл, когда появилось первое гуление, лепет, первые слова) . Но далеко не многие родители, да и врачи, к сожалению, тоже обращают внимание на эмоциональное развитие ребёнка, хотя оно играет первостепенно важную роль и должно также отслеживаться по определённым возрастным вехам.
Эмоциональная сфера – это стержень, скелет, начало начал, на основе которого происходит формирование и развитие всей психологической базы. (внимание, восприятие, память, мышление, речь). Изначала искаженный каркас эмоциональной сферы неминуемо повлечёт за собой искажение, нарушение в психологическом развитии ребёнка. Именно поэтому так важно, как можно раньше, заметить отклонение в развитии аффективной сферы.
В норме механизмы эмоциональной регуляции вступают в силу почти сразу после рождения ребёнка. Главная роль этих механизмов - это установление эмоционального взаимоотношения ребёнка с близкими людьми, а затем и с социальным окружением в целом. Если механизмы эмоциональной регуляции нарушены, ребёнок не может вступить в контакт со взрослым, перенять его социальный опыт, расширять свой кругозор. Он не может ни приспособиться, ни адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным циклам и обстоятельствам, не научается справляться с препятствиями, опасностью. Следовательно, не может стать социально самостоятельным. Чем дальше и глубже будет запущен процесс нарушения эмоционального развития, тем больше нарушений и искажений будет в психологическом развитии малыша. И, напротив, чем раньше будут замечены отклонения в эмоциональном развитии и оказана соответствующая психологическая помощь, тем меньше будет негативных последствий.
Любое включение нового аффективного механизма в систему эмоциональной регуляции ведёт к временной нестабильности в поведении ребёнка: появлению страхов, капризов, непослушания. Традиционно это называется – кризисы детского возраста, их необходимо отличать от признаков настоящего эмоционального неблагополучия в раннем эмоциональном развитии ребёнка, приводящим к серьёзным нарушениям.
Признаки, которые должны насторожить родителей, следующие:
Возраст ребёнка |
Этологически значимые реакции младенца |
При нормальном эмоциональном развитии |
При нарушенном эмоциональном развитии |
0-1 мес. |
Приспособление к рукам матери. |
В норме ребёночек легко приспосабливается к рукам, свободно занимает естественную, непринуждённую позу при кормлении. |
Младенец затрудняется в принятии комфортной позы. Он может быть аморфным, растекаться на руках, либо, наоборот, быть напряжённым и неподатливым.
|
1-2 мес. |
Фиксация взгляда на лице матери. |
Младенец подолгу может наблюдать за глазами, лицом взрослых, для него это сильный эмоциональный раздражитель. |
Избегание глазного контакта, либо его непродолжительность или фиксация « сквозь и мимо ».
|
2-3 мес. |
Комплекс оживления, появление ответной улыбки. |
Младенца можно заразить ответной улыбкой. Улыбка адекватна ситуации, возникает от приятных ребёнку впечатлений( музыки, игрушки). |
В ответ на улыбку, малыш может либо отстраниться, либо дать неадекватную реакцию ( расплакаться, испугаться). Ребёнок реагирует на интенсивность раздражителя, а не на саму эмоцию. |
3-4 мес. |
Протягивание ручек взрослому. |
Ребёнок ждёт контакта, он уже понимает, что на руках он получит больше эмоциональных раздражителей и желает их получить. |
Антиципирующая поза – протягивание ручек не выражена, ребёночек не проявляет стремления быть на руках.
|
4 -5 мес. |
Выражение и понимание эмоций. |
Малыш уже чётко понимает эмоции взрослых и сам умеет выражать их адекватно ситуации. Плач при ушибе, улыбка при положительных эмоциях, крик при испуге и т.п. |
Ребенок не понимает эмоций взрослых и сам не может их выразить. Неадекватно реагирует на эмоциональные раздражители. |
5-6 мес. |
Реакция на сенсорные стимулы |
Спокойно воспринимает сенсорные стимулы. Они интересуют малыша, вызывают у него интерес, любопытство. Малыша притягивает разнообразие сенсорного контакта ( цвет, звуки, шумы, запахи). Ребёнок стремится к познанию новых сенсорных стимулов, легко допускает их подмену на другие. Т.е можно заменить одну деятельность ребёнка – другой. Листание книги, на игру в кубики. Малыш с радостью будет взаимодействовать и играть со взрослым, перенимать его опыт и правила игры. |
Повышенная чувствительность к сенсорным стимулам, проявляющаяся в непереносимости обычных бытовых шумов ( звуки пылесоса, свист вскипевшего чайника), яркости окружающих предметов, игрушек, одежды, неприятных ему запахов и вкусов. Малыш проявляет бурный протест против разнообразия сенсорного контакта. Отмечается очень длительная очарованность отдельными впечатлениями, зацикленность на них ( может целый день делать одно и тоже). Взрослому практически не удаётся включиться в действия, поглощающие ребёнка, предложить ему новую игру. Ребёнок допускает лишь пассивное присутствие взрослого рядом.
|
6- 7 мес. |
Феномен привязанности |
Младенец хорошо выделяет «своих и чужих.» Появляется предпочтение в ухаживающем. Формируется эмоциональная привязанность. |
Привязанность имеет сверхсильную симбиотическую связь, разрушение которой может спровоцировать у ребёнка катастрофическую реакцию на соматическом уровне ( температура, рвота). |
7- 8 мес. |
Обращение к взрослому |
При обращении к взрослому с просьбой что-то дать, издаёт лепетные звуки, слова с эмоциональной окраской. Активно использует указательный жест. |
Обращение к взрослому либо отсутствует, либо не имеет дифференцированного характера. Может быть указательный жест, но без эмоциональной окраски, вокализации, обращения взгляда к взрослому. Чаще молча берёт взрослого за руку и кладёт её на желаемый объект. |
8 - 9 мес. |
Организация ребёнка |
Свободно откликается на имя, выполняет простые команды ( дай, встань, покажи). Легко с интересом увлекается новой игрой, усваивает её правила. |
Отсутствие отклика малыша. Либо отклик через раз на своё имя, обращение, просьбу. Игнорирование приглашения к совместной игре. Не допускает навязывания правил. Предпочитает до всего доходить сам, играет по своим правилам. |
9 - 12 мес. |
Эмоциональное поле |
Жажда познания новых эмоций, ощущений, пространств… Любопытство, интерес. |
Не адекватные эмоциональные реакции, отгорожение от новых эмоций. |
При наличии большинства показателей правой колонки, ребёнка необходимо показать специалистам. Ранняя психологическая помощь ребёнку поможет избежать проблем в будущем. Отсутствие же коррекции и отпускание ситуации на самотёк может занять хронически патологическую форму и перейти в сложнейшее заболевание – аутизм.
О том как предупредить и смягчить проявления аутизма, какую психологическую помощь могут оказать родители в каждом из конкретных случаев , будет рассказано в следующей статье.
На заметку. Если у вас или вашего ребенка появился грибок, то грибок ногтей леченится народными средствами и вовсе не обязательно покупать дорогостоящие лекарственные препараты. Вообще за многие века народ смог выработать целый комплекс средств, добываемых из природы, чтобы успешно лечить множество заболеваний.
по материалам сайта: http://www.medn.ru/statyi/Lecheniegribkanarodnymisr.html
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Благодарим за спонсорскую помощь компанию Металл ДК. В сети металлобаз Металл ДК вы всегда сможете купить арматуру в Москве здесь: https://metall-dk.ru/catalog/armatura/ по низкой цене с доставкой в розницу и оптом. Низкие цены и великолепное качество металлопроката.