Дорогие мои старики ,
Вы Россия моя и совесть.
Пусть от роскоши Вы далеки,
Ваша жизнь — бесконечная повесть
В последнее время общество наконец-то начало задумываться о нравственном мире семьи, то есть о её духовном здоровье, связывая напрямую проблемы одиноких стариков и брошенных детей, с потерей тех традиций и устоев, когда воспитание детей было священным, и превыше семьи не существовало других ценностей.
Народная мудрость гласит: « Дитятко — что тесто, как замесил, так и выросло». Крепко в старину замешивали в крестьянских семьях, ставя основу закваски на любви к семье и труду. Детям запрещалось называть друг друга полуименем, а только Маня, Нюра, Ваня. Шалящего ребёнка не отдергивали, а только укоряли : « Мама тебя не похвалит». Стыдно становилось малышу и он прекращал шалить. С трёх лет детей приучали к труду. Хоть щепок да дадут, а малыш несёт их и радуется, что дрова носит, работает наравне со всеми. Отец с матушкой нахваливают и дитё ликует. В 5 лет родители детей уже прясть учили. Посадят к себе на коленки и направляют ручки ребёнка: одну за кудельку, другую — за веретено. За хорошую работу деток поощряли пряничками. Как вспоминала одна бабушка: « Лет пяти я кувыркаюсь на кровати, балуюсь, а сестра Мария мне и говорит: — Садись прясть, мы прядём и ты пряди. А я не слушаюсь и продолжаю кувыркаться. Мама подходит и даёт сёстрам по пряничку, а ко мне не подошла. Я всё поняла. Прихожу к ней с прощением, мама дала и мне. После этого я с радостью села за свою пряжу».
Здоровье души — это нравственное здоровье, а оно не может быть вне труда. Приобщение к труду в России начала 20 века сводилось к одной истине: « Один добрый пример — лучше ста слов». Вне труда жизнь была не мыслима. Старики ещё говорили: « Учись доброму — так худое на ум не пойдёт».
С шести лет детей приучали к работе в поле, наравне со взрослыми. Дети собирали опавшие из снопов колоски, были погонщиками коней на конной молотилке, управлялись с лошадьми, когда по весне из коровьего загона возили навоз в поле. Трудились все вместе с любовью и хорошим настроением. Родители и дети любили друг — друга, уважали, ценили. Никогда отец семейства не повышал голоса на мать при детях.
В традиции семьи входило каждую субботу мыть иконы, окна, скоблить ножом полы, начищать на реке песком самовар, стирались. Вечером вся семья ходила в баню и переодевалась в чистое. А утром в воскресенье доставались наряды из сундука, все одевались и ехали на лошади в село, в церковь. Лошадь предварительно чистили соломой до блеска, расчесывали гриву, украшали шлею медными бляшками. Так празднично и въезжали в село, под звон церковных колоколов. Отстояв службу, приложившись ко кресту, возвращались на своём кузове — качалке домой. И с этой радостью жили всю последующую трудовую неделю.
Семья жила подчиняясь православному годовому циклу. Перед Пасхой, в «чистый четверг »тщательно вымывали и выскабливали всю избу, украшали иконы заранее заготовленными бумажными цветами, вплетёнными в пихтовые ветки. В каждом простенке вывешивали белоснежные полотенца с ярким рисунком. На пасхальной неделе батюшка с иконой Богоматери обходил каждый дом — освящал, а за ним и народ частной шествовал, ребятишкам доверяли нести иконы. В каждом доме хозяева одаривали детей крашеными яичками. На Иванов день — семейством ездили в лес за травами целебными и веничками. На Ильин — собирали малину. Весела была и масленка с катаньем на лошадях да с гармошкой, с ледяными горками.
Нравственные, духовные устои очень чтились и безоговорочно выполнялись. Даже малые дети не рвали яблочка до времени, ветки цветущей черёмухи. Берегли землю родную, а пуще — душу. Стыдились поступков своих и Бога боялись. Моя бабушка и в 80, с глубоким раскаиванием вспоминала, как во время поста она, спрятавшись за сундук и не с кем не поделившись, одна тайно съела каравашек, наивно, думая, что там — то её Бог не заметит.
Крестьянская семья жила единоличным хозяйством. Выращивали рожь, пшеницу, овёс, гречиху, горох, вику. Чем крепче урожай – тем безжалостней налог. Практически всё отдавали, самим оставались крохи. Большим многодетным семьям было очень голодно. Питались, чем придется, нанимались работать. Но выживали. Выживали благодаря родителям, их нравственному дару – могучей стойкости души и великой любви к семье, к труду, к земле. Пройдя все трудности жизни, помня человеческий подвиг отца и матери, благодарили их за то живое и настоящее, что они им дали – умение дорожить своей семьёй, уважать стариков, быть ответственными перед Богом за таинство деторождения и воспитания детей.
Именно поэтому у людей того времени не было таких больных и острых проблем как одинокие старики и брошенные дети. Сирот воспитывали родственники, за одинокими стариками ухаживали все жители деревни. А сегодня мы живем в условиях разрушенной веры, культуры, обычаев. В эпоху разрушенной семьи. Нет нравственности, духовности, любви, добра… Но для каждого из людей есть возможность посмотреть с верой в небо и приблизить его через молитву и духовное отношение к одиноким старикам и детям. Ведь для этого нужно совсем немного – просто быть людьми. И тогда гнойник позорящий Россию, её вековые традиции и культуру — будет вскрыт.
Облагородить любое помещение поможет лепнина профессиональных мастеров по ремонту.Современная лепнина придаст вашему дому неповторимые нотки старины в интерьере, и не останется не замеченной.
по материалам сайта http://www.evina.ru/