Первый советский междугородный

Автор
Опубликовано: 87 дней назад (26 февраля 2019)
Настроение: Дорожное
+5
Голосов: 5
.
В былые времена отечественные пассажирские многоместные машины нередко радовали взор красивым дизайном. Яркий, во всех смыслах слова, тому пример – ЗИС 127, первый советский автобус, предназначенный для дальнего междугородного сообщения, как можно было бы назвать – лайнер. По факту, это был единственный советский автобус дальнего сообщения.
Опыта в постройке лайнеров междугородного сообщения у советских конструкторов не было, и перенимать опыт пришлось за океаном. Американская автопромышленность в то время задавала тренд во всех направлениях, перевозчики уже могли поделиться богатым опытом эксплуатации автобусов на дальних рейсах, и группа советских специалистов отправилась на Pacific Greyhound Lines, эксплуатировавших автобусы марки GM. Компания владела на тот момент внушительным автобусным парком численностью приблизительно в 5000 машин, советским специалистам было чему поучиться. В то время Greyhound Lines эксплуатировали в основном модель PD-4104 производства GM, автобус на тот момент был новым и прогрессивным.
Работы по созданию «советского Грейхаунда» возложили на конструкторское бюро столичного ЗиСа, автобусное направление на тот момент возглавлял А. И. Израэль-Скерджиев. Над созданием автобуса трудился коллектив конструкторов ЗиСа, в разработке машины принимали участие и авиастроители – специалисты Тушинского машиностроительного завода. Работы начались в 1951 году, пара ходовых образцов отправилась на испытания в начал 1953 года.
Поначалу строительство «советского Грейхаунда» давалось тяжело. Бензиновый двигатель мощностью 200 л.с. очень неторопливо разгонял тяжелый автобус, тормозная система неторопливо его останавливала, внушительные габариты создавали трудности с манёврами на наших узких дорогах, покрытие которых оставляло желать лучшего. Было мнение, что судьба «ЗиС-127» была спасена благодаря случаю – летом 1953 года Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР возглавил Иван Алексеевич Лихачёв, бывший до этого директором ЗиСа, специалист, отлично знавший изнутри как заводские проблемы, так и производственные тонкости. Он понимал перспективность проекта междугородного автобуса и лоббировал продвижение проекта. И не ошибся.
Доработанный ходовой образец автобуса, получивший взамен слабого бензинового двигателя дизельный ЯАЗ-206, с доработанным интерьером и наружностью, вышел на испытания в 1955 году, осенью того же года увидела свет и опытно-промышленная партия новых «ЗиС-127».
Первый советский междугородный

Автобус имел несущий кузов – неслыханный прогресс по тем временам, компоновка была заднемоторной, подвеска – рессорной с амортизаторами на всех осях, эффективной системой отопления, салон был оборудован креслами самолётного типа с регулируемой спинкой и выдвижной подушкой, имелись полки для ручной клади, эффективное освещение, часы, радиоприемник. Новинкой для советского автопрома стала тормозная система с независимыми контурами для передней и задней оси, а также гидроусилитель руля, что в те времена у нас тоже считалось редкостью. Скорость была ограничена 95 км/час, но при снятии ограничения автобус мог ехать и быстрее, обгоняя даже легковушки, впрочем, и имевшегося с ограничением запаса скорости в то время вполне хватало. В ночное время путь водителю освещал центральный прожектор мощностью 500 ватт. Пассажировместимость – 32 места.
Значительной являлась и надёжность. Интересный факт: «ЗиЛ-127» из Симферопольского автопарка пробежал без капремонта 2 500 000 км. Ни один из автобусов СНГ и СССР этот рекорд побить не смог. (Где нынешние "миллионники"?)
Первый советский междугородный
Первый советский междугородный

К сожалению, судьба советского междугородного автобуса сложилась неудачно. СССР присоединился к международной конвенции по дорожному движению, в требованиях которой ширина автобусов должна составлять 2,5 метра. «ЗиЛ-127» превышал допустимую ширину на 18 см, к тому же Госплан СССР посчитал нужным заказывать междугородные автобусы в рамках внутренней кооперации (в рамках СЭВ) в Венгрии. С 1955 по 1961 год ЗиС (ставший в 1956 году ЗиЛом) успел выпустить всего 851 машину. В последний год выпуска, в 1961 году, был выпущен всего 1 автобус. Больше полноценных междугородных автобусов в СССР не выпускали, гибрид городского автобуса под названием "ЛАЗ 699P" полноценно приспособленным к комфортабельным междугородным маршрутам назвать нельзя.
«ЗиС/ЗиЛ-127» оказались долговечными и выносливыми машинами, работали на междугородных маршрутах до 70-х годов, а после снятия с рейсов, работали служебным транспортом предприятий и организаций. В 80-е практически все машины считались утерянными, долгое время вообще имелось мнение, что в мире не осталось ни одного «ЗиЛ-127». Но в середине 2000-х эстонцам удалось найти и восстановить один экземпляр «ЗиС-127», в 2012 году сияющий, отреставрированный автобус с музейными номерами работал от автовокзала в Таллине. По всей видимости, единственный в мире экземпляр единственного советского междугородного автобуса находится в Эстонии и в данное время.
Первый советский междугородный
Комментарии (6)
Редактор # 26 февраля 2019 в 17:47 +3
18 см решили судьбу автобуса.
Сергей-на-Волге # 28 февраля 2019 в 10:52 +2
Да, формально - всего-навсего... Хотя, во-первых, для внутреннего сообщения международные нормы "указом" быть не могли (взять хотя бы ту же самую ширину ж/д колеи), а во-вторых, конструкционно не так уж и сложно (теоретически) было изменить ширину кузова (уменьшить длину ферм, передней балки, рулевой трапеции, кожухов полуосей и самих полуосей, ширину панелей кузова... да, в общем-то, "навскидку" - и всё). Возможно, сыграли роль и соображения политического характера (в рамках того же СЭВ)...
Dorada # 28 февраля 2019 в 16:16 +2
помню такие автобусы ездили по Крыму, туристов возили.. да?)

а.. нет, туристов вроде такие возили



мне не довелось ни на таком, ни на таком) у нас в городе с поселка, в котором мы жили курсировали только желтенькие

Сергей-на-Волге # 2 марта 2019 в 20:24 +2
Ну конечно, ЛАЗы были очень распространены, в особенности в Крыму. Сам помню (1981-й год!) поездки от Массандровского парка до Ялты (маршрут №23). Такой незабываемый запах в салоне... И - как конкретика: машины новые, но на полу салона - вместо штатной рубчатой резины - обычный линолеум (бежевый с розовыми разводами). Видимо, дефицит комплектующих сказывался уже тогда...

а 677-й (на втором фото) - это же мой первый и незабываемый (в смысле уже работы). А в детстве... Сколько времени было проведено на остановках, чтобы дождаться именно Его и проехать хотя бы пару кварталов (масштабы нашего города регулярные длительные поездки не подразумевали))
Поставить дополнительные накладки под привода "дворников" - это да, особый шик. А от какой машины они взяты, кто знает)?
Редактор # 4 марта 2019 в 20:28 +1
ЛАЗы были очень распространены
У Лиаза в народе одно из названий было - скотовоз) А ещё сарай и луноход.
Сергей-на-Волге # 11 марта 2019 в 09:59 +1
Касаемо "скотовоза" - ну так его называли как раз именно те, кого он и возил))
Среди эксплуатационников - да, "луноход" - по причине исторического совпадения с запуском космической программы одноимённого транспортно-исследовательского средства, а также из-за характерных динамических качеств. Вполне нормальное прозвище, ничего обидного smile