Откуда в русские сказки пришла Баба Яга? Из древности...

Автор
Опубликовано: 2970 дней назад (17 марта 2016)
+9
Голосов: 9
.
Одна из версий)

Есть в русских сказках ряд «проходных», а точнее, постоянных, действующих лиц. Меняются сюжеты и главные герои, а на втором плане действуют всё те же волшебные животные-помощники, Змей, Кащей, Баба Яга. Почему они так популярны, что просто-таки «кочуют» по сказкам?

Откуда в русские сказки пришла Баба Яга? Из древности...


Остановимся пока на Бабе Яге – наверное, популярнейшей персоне из всех названных.Тем более что все они пришли из древних мифов.

Мы привыкли видеть Бабу Ягу разбитной старушкой, с непременный атрибутами: избой на курьих ножках, ступой и метлой. В общем, персонаж скорее весёлый... Впрочем, это уже совсем современное восприятие, сложившееся под влиянием кино. Где Яга и не страшная вовсе.

Напрасно! То есть хорошо, конечно, но не стоит забывать, какой была Яга изначально. Кто она вообще? Изначально это вовсе не лесная ведьма, какой предстаёт в нынешних сказках. Хотя существо, действительно, необычное. Не от мира сего... в буквальном смысле. Представительница мира потустороннего.

Поскольку изначально Баба Яга – мертва. Костяная нога и дом «на курьих ножках», соответственно, указывают на разложившуюся плоть и погребение в домовине – установленном на столбах «доме мёртвых». Погребения в домовинах, подобных домам живых – один из распространённых у праславян способов погребения. Умерший родственник – такой же член рода, только ушедший в другой мир. И рядом с поселением живых строили «деревню для мёртвых» с приподнятыми на столбах домиками.

Вот и «избушка на курьих ножках», и костяная нога. А помните классическое «приветствие» Яги: «Русским духом пахнет»? Не русским, конечно. Человеческим. Герой сказки жив, и ему в этом доме не место – вот Яга и чует.

Да и само действие сказки переходит в мир потусторонний. Где же ещё искать Кащея? Герой идёт то за тридевять земель, то не знаю куда. На самом деле – в мир потусторонний, он же мир мёртвых. Живым туда не попасть – отсюда и вся эта символичная неопределённость.

И появляется Яга, находящаяся между мирами. Помните, избушка обычно стоит на краю леса? И это символично, и, вообще-то, архетипично. Яга героя поит-кормит, парит в баньке да спать укладывает. Догадались, что это символизирует? Похоронный обряд: обмывание и ритуальную трапезу. Сон – символическая смерть. В сказке герой после еды-баньки-сна отправляется в искомом направлении. На самом деле – в потусторонний мир, куда нет хода живым. В царство Кащея. Или Змея... Точнее, в архаичном варианте, Ящера, культ которого был распространён у славян и которому приносили жертвы. В том числе человеческие жертвы.

Мрачно выходит? Может, зря многие думают, что в «настоящих», не облагороженных, русских сказках всё об одном? Всё «снизу» да «спереди»?

Может, и об одном – да не о том! Точнее, не только о «том». Вспомним, что первоначально сказки (а точнее, мифы!) предназначены вовсе не для развлечения. Это скорее рассказ об устройстве мира, о жизненных этапах, через которые должен пройти каждый. Увы, смерть – неотъемлемая часть жизни. Не зря погребение и сейчас окружено множеством обрядов, пришедших из тех, мифологических, времен.

Неспроста герой сказки побеждает своих потусторонних противников. А и на похоронах справляли тризну – пир и воинские игры, символизирующие победу жизни над смертью. Ведь архаичный человек (и охотник, и тем более – земледелец) видел: всё в природе умирает и вновь возрождается.

Может, неспроста и нынешняя Баба Яга – столь весёлый и позитивный персонаж?

Автор: Александр Смирнов
© Shkolazhizni.ru
Комментарии (14)
0 # 17 марта 2016 в 08:37 +2
Баба Яга - тотем, раз живет до сегодняшних дней. Откуда тотемы? Из племен, которые чтили и
побаивались силу. Буквальный перевод "род его" и культ тесно связано с хозяйственной
деятельностью и охотой.
А теперь вспомним сказку Пушкина "О мёртвой царевне и семи богатырях".
Где жили богатыри? В лесу. Кто к ним пришел? Женщина или девушка и занималась хозяйством.

Баба Яга женщина. Немолодая, сильная и выносливая, которая жила в лесу.
В лес отправляли старших подростков. Она делала из них мужчин, во всех смыслах.
Они учились там охоте и обретали воинские навыки. Она их испытывала, не церемонясь
и не жалея.
В общем маленькая лесная армия с кучей нормативов, говоря современным языком.
Слабинку там нельзя было давать. Возвращались оттуда сильными мужчинами,
скорее всего не все, но все будущие мужчины должны были пройти это обучение,
вдали от дома.
0 # 17 марта 2016 в 09:21 -2
такая версия тоже мне известна)),она, пожалуй, наиболее распрстранена, спасибо за дополнение.
ƇӇЄƔƛԼƖЄƦ # 17 марта 2016 в 17:38 +2
В 2004 году село Кукобой Первомайского района Ярославской области было объявлено родиной Бабы Яги.
А недавно в селе Кукобой, был открыт музей Бабы Яги. Баба Яга предстает мирной и веселой старушкой, которая и поиграет с тобой, и пошутит, и чаем с пирогами угостит. Никто её не боится.

Вот так как то...
0 # 17 марта 2016 в 21:17 -1
Спасибо за рассказ,Анатолий)). Тоже придерживаюсь мнения, что единого образа быть не может. Можно провести аналогии.
ƇӇЄƔƛԼƖЄƦ # 17 марта 2016 в 21:31 +3
Я сначала по другому написал... Но потом передумал, слишком субъективно получалось и подтвердить нечем, кроме собственных наблюдений... И да, признаю, написанное не полно... Интереснее как меняется образ Бабы-Яги с расстоянием от Европейской части. И шуба мехом наружу (доха, а в каких местах так носят шубы?) И в некоторых местах смотрительница за кладбищем-печальником-поселением мертвых. Женщина схоронившая всех родных и проживающая с усопшими близкими... И порой встречающееся "...к сестрице моей пойди", То есть это норма проживающие при печальниках... И т.д. и т.п.
0 # 17 марта 2016 в 21:39 -1
Это тоже попадалось - такая информация. Но в том-то и дело, что культурных слоёв того времени могло не сохраниться или не докопались ещё.
Те раскопки, что проводят у нас в сибирском регионе это скифская и близкие к ней культуры. Но по сравнению с Бабой ягой это совсем недавно.
ƇӇЄƔƛԼƖЄƦ # 17 марта 2016 в 23:31 +2
Да, исторически подтверждённый факт первого упоминания о Бабе-Яге 700 лет. Это только из подтверждённых.
0 # 17 марта 2016 в 22:39 +2
1. Баба-Яга – воительница, сражающая с героями
2. Баба-Яга – похитительница, уносящая детей
3. Баба-Яга – дарительница, к которой приходит герой
4. Баба-Яга – советчица
судить однозначно о её образе нельзя.

А если все 4 сложить, перед нами предстанет Баба Яга со всеми своими плюсами и минусами,
выигрывающая и проигрывающая, с добром и злом.
Точно не инопланетянка, а очень сильный, строгий, к тому же мудрый персонаж из жизни,
которому, как и всем остальным, не всегда везет.
ƇӇЄƔƛԼƖЄƦ # 17 марта 2016 в 23:34 +2
Добавлю к этому что и приходившие, тоже все разные и со своими характерами. Того кто упрёт твои вещи (платок, гребешок и т.д.) явно не ласково обращаться будешь))
0 # 17 марта 2016 в 21:41 +2
Вот уж не задумывалась откуда она взялась!А оно вон как оказывается!Даже как то не по себе стало) 115
0 # 17 марта 2016 в 21:50 0
Да чего ж тут страшного? Жизнь она и есть жизнь во всех её проявлениях.
0 # 17 марта 2016 в 22:15 +3
Это одна из версий. Сказки -то не про мертвых сочиняют.
А если там кто-то погибает, то оживают с помощью живой воды,
любовного поцелуя и прочего волшебства.
Сказки для живых и про жизнь, по этому русские ученые,
литературоведы устного народного творчества
придерживаются версии про живую Бабу Ягу.

Если самим подумать, тоже кажется, что персонаж загробного мира
не прожил бы так долго в людской памяти. Давно бы забыли и
уж конечно, Яга не веселушка. Колючая бабка Ёжка.
★ Олег ★ # 18 марта 2016 в 02:32 +2
Мрачно выходит?

Мрачно

А это не так мрачно: smile1

0 # 18 марта 2016 в 02:53 -2
Ёжки - они разные бывают))