Прялки на Руси

Автор
Опубликовано: 3289 дней назад ( 5 мая 2015)
+9
Голосов: 9
.
Прялки на Руси

ТКАЧЕСТВО ПОЛЕЗНО ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ

Мелкая моторика или влияние действий рук на развитие головного мозга.

Мелкая моторика - это координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития мозга. Развитие мелкой моторики способствует развитию речи, памяти, внимания.

Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Японская акупунктура — еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний — с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца — на работе сердца. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь.

Развитие мелкой моторики пальцев полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием детской речи. Слаженная и умелая работа пальцев помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом.

И наши предки, несомненно, владели такими знаниями. Ведь хорошо знакомые нам народные традиционные ремёсла, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж на базе акупунктуры. Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальцами, а сколько пользы! Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект — это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи — это два. Кисти рук — представители речевых центров мозга, при повышении их умелости и ловкости напрямую активизируются речевые функции — двойная польза! Веселое общение и заряд положительных эмоций — это три. Думаю, этого вполне достаточно, что бы игры и упражнения с пальцами уверенно обосновались в арсенале детских забав.

Уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов. Почему же мы забыли о наших народных традиционных ремёслах, которыми на Руси дети овладевали с раннего возраста? Как тут не вспомнить поговорку, что все новое - это хорошо забытое старое.

Тканье и вышивка на станках - один из древнейших способов создания текстильного объекта. Вариативность объекта проявляется в двух самых простых способах моделирования: на уровне количества конструктивных элементов - нитей и на уровне цвета. Эти выразительные возможности используются для создания бранных поясов, шарфов, салфеток, рушников, картины-гобелена.

"Дом не стоит без фундамента, дерево не растет с подрубленным корнем, человек не может без основы, сердцевинка должна быть в нем". А это прошлое и светлая память о нем, народные обычаи и устои семейные, родной дом.

Верно говорят в народе: "Только дурная птица свое гнездо не бережет". Если задуматься, только тем и можно жить по - хорошему, по - людски…" - так мудро и просто ответил народный мастер из Вельска Е.М.Дружин, ласково поглаживая на коленях бересту, на вопрос о том, для чего нужно возрождать народную культуру.

В наше время проблема возрождения народных традиций, художественных росписей крестьянских предметов быта, орудий труда и приобщение человека с детского возраста к народному творчеству стоит особенно актуально.
Благодаря известным искусствоведам, собирателям и исследователям народного творчества Воронова В.С., Арбата Ю.А., Кругловой О.В., Жегаловой С.К., Миловского А.С. мы знаем о прялочных росписях Северной Двины и Мезени.

Также благодаря народным художникам Мишарину А.Л., Хвостову М.С., Амосову В.М., Ярыгину Я.В. не погасли такие виды росписи как пермогорская, борецкая, ракульская, мезенская и др.

Пожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные, инкрустированные (даже зеркальцами!) расписные (даже по торцам!), гребневые, теремковые, светлые и темные, детские и взрослые прялки, прялицы, пресницы всех уголков России!

Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд.
Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених - невесте, муж - жене. В некоторых местах, по обычаю, жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки.

Многие прялки в добавление к росписям содержали дарственные надписи типа "Кого люблю того дарю", советы, поучения: " Пряди, прялку береги, за отца бога моли". Или вот такое: "Пряди, моя пряха, пряди нелениса" или тут же можно было прочесть лукавый ответ: "Я бы рада пряла, меня в гости звали" (орфография сохранена).

Почти все русские народные росписи по дереву пришли к нам с прялок.

Надо сказать, что прялочные поверхности не так уж и простые: и "башенки" сверху, и "серьги внизу, и бока резные, и стояк с "яблоком".

Именно эта обманчивость подводит многих начинающих художников. Особенно, если стараются повторить какой -нибудь образец росписи, взятой из книжной иллюстрации - фрагмента. Эта "точная копия", перенесенная на доску, часто становится чуть ли не пародией.
И все потому, что горе-художник не видел всего образца. Поэтому очень важно посещать музеи и выставки, осматривать предметы со всех сторон.

Это, кстати, поможет и тем, кто судит народное искусство как в некотором роде примитивное, неаккуратное, небрежное и тем самым прощает эти огрехи себе. Когда видишь большую поверхность прялки в натуре, во всех ракурсах, то мыслей о неточностях и небрежностях уже не возникает, а восхищенно думаешь:"Дорасти бы до такой простоты!"

источник
Комментарии (9)
Дима # 5 мая 2015 в 11:55 +2
И в наши времена многие умеют прясть "вручную", правда, без всяких прялок. Этот навык вряд ли будет утерян.
0 # 5 мая 2015 в 12:06 +1
прялка-то всё равно есть, только очень простая, без всяких колёс. Будем надеяться, что действительно это как-то сохранится. но вот мои бабушка и мама пряли из овечей шерсти, я даже не пробовала, а дочку мама учила в детстве, так ей без надобности.
но вообще - ручная пряжа,да еще окрашенная, на рынке (в широком смысле) ценится. правда не у нас больше,за рубежом.
Алёна.ру # 5 мая 2015 в 16:02 +3
повяжу немного... 57f лето в начале,к зиме успеть бы шарфик изобразить)
михаил 2 # 5 мая 2015 в 21:41 +1
Марина,прядение на прялке лишь "вершина айсберга",как и во многих ремёслах связанных с ткачеством -- прежде шесть расчесать надо было,да костру всю выбрать,вот уж где терпение недюженое нужно было. Мне сами прялки разукрашенными редко попадались,пожалуй только "подарочные",а вот прясла да светец -- там и места побольше и разные украсы меньше не вовремя под руку попадают.Особенно городецкие прославились. Вот,посерёдке фото у Вас прялочка -- на такой в трёх областях -- Липецкой,Тульской и Орловской,несколько поколений пряли и переезжая в город с собой брали. Последний раз такую в городской квартире лет десять тому назад видел,изготовленную в начале прошлого века. Жаль,никому после не пригодилась -- на "современную" с электроприводом заменили,как и многие старые вещи много места занимала.
0 # 5 мая 2015 в 23:55 -1
Михаил, спасибо за дополнение, конечно. только для вас это теория, а для моих бабушки и мамы практика. только что пряли они на простых маленьких прялках овечью шерсть, а я вязала, как и они, впрочем. мама была приучена( и научена) к этому с детства.
Ёлка # 5 мая 2015 в 18:29 +4
Меня мама научила вязать с 6-ти лет )) вяжем с мамой вдвоем. Зимой времени много, вечера динные, коротать их так легче и польза. А прясть вот не умеет мама, прялки есть от бабушек, раритет)
0 # 5 мая 2015 в 23:59 0
моя с бабушкой с трех лет клубки мотала, в 5 начала, а в 6 уже наровне с начинающими девочками разных возрастов у мамы в кружке крючком вязала , ещё и помогала ей учить). а меня бабушки тоже рано учить начали, но как-то не прижилось. я уже взрослой сама научилась, мама подсказывала, конечно. но оказалось, руки помнят моё 6-7-летнее обучение))
★ Олег ★ # 6 мая 2015 в 04:27 +2
Прялка не прялка, но

Опять музыка в голове 114
0 # 6 мая 2015 в 05:16 0
какая же прялка без веретена)) Спасибо, музыкальной голове))