Инвалидность по степени “ограничения жизнедеятельности” теперь оценят по более объективным критериям

19 февраля 2013 -

Инвалидность по степени “ограничения жизнедеятельности” теперь оценят по более объективным критериям.

 

Инвалидность по степени “ограничения жизнедеятельности” теперь оценят по более объективным критериям, а региональным властям добавят денег на обустройство доступной среды для инвалидов. Такие поправки в Госдуму внес глава Всероссийского общества инвалидов (ВОИ) Александр Ломакин-Румянцев.

 

В пакете два законопроекта. Первый уточняет понятие “инвалид” и приводит закон “О социальной защите инвалидов в РФ” в соответствие с ратифицированной в прошлом году Конвенцией ООН о правах инвалидов. С конца октября 2012 года этот международный документ обрел в России полную силу и стал основополагающим правовым актом при работе с инвалидами. Сейчас основной критерий в Законе о соцзащите инвалидов - это “ограничение жизнедеятельности”: по нему признают или не признают инвалидом, определяют способность к обучению и трудовой деятельности.

По Конвенции инвалиды - “лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества”.  То есть главный показатель - состояние здоровья человека. По мнению главы ВОИ, “ограничение жизнедеятельности” не увязано с определением “инвалида” в Конвенции: способность обучаться и работать не определяют состояние здоровья, а относятся к видам жизнедеятельности.

Непонятно также, почему российскими законодателями не учитываются другие, не менее важные критерии (возможность заниматься политической и общественной деятельностью, спортом, различными видами творчества). Сейчас определение “обучаемости” и “работоспособности” носит субъективный характер, но от такого “волюнтаризма” (и коррупционных наклонностей) врачебно-трудовых комиссий страдают множество россиян, проходивших медико-социальную экспертизу.

Ломакин-Румянцев предлагает исключить из базового закона категории, которые не определяют состояние здоровья, и по-новому изложить определение “ограничения жизнедеятельности” в соответствующей части статьи 1 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в РФ”. В новой редакции: “Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться и контролировать свое поведение”.

По второму законопроекту, внесенному Ломакиным-Румянцевым, в России деньги, собранные в виде штрафов за нарушение прав инвалидов, могут начать зачислять в местные бюджеты, а не в федеральный, как теперь. Сейчас в РФ пытаются реализовывать госпрограмму “Доступная среда” (рассчитана до 2015 г.). Она должна приспособить законодательство и нормативно-правовую базу к положениям Конвенции ООН о правах инвалидов. Один из рычагов воздействия на чиновников и организации, уклоняющихся от обустройства доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, - штрафы за нарушения их прав.



При этом по Закону о соцзащите инвалидов в РФ средства, полученные от взыскания таких штрафов, зачисляются в доход федерального бюджета, но основные мероприятия по обеспечению “безбарьерной среды” взвалены не на Центр и даже не на регионы, а на местное самоуправление. При этом, как обычно, передача полномочий местному самоуправлению не подкрепляется финансированием. По оценкам независимых экспертов, от взыскания штрафов в госбюджет перечисляется совсем небольшая по федеральным меркам сумма (около 31 млн рублей в год). Перевод этих средств в местные бюджеты дал бы местному самоуправлению возможность приступить к созданию доступной среды для инвалидов. Тем более что дополнительных финансовых расходов из госбюджета для этого не потребуется, а нехватка тридцати миллионов в год - никак на нем не скажется. Зато для муниципалитетов это будет большое подспорье...

Комментарии (1)
0 # 24 февраля 2013 в 13:09 0
небольшая по федеральным меркам сумма (около 31 млн рублей в год).

вот еще бы информировали нас для наглядности за что,кого и в каком регионе оштрафовали)
что-то мне кажется,что региональные власти соверщенно не заинтересованы в обнародовании такой информации,а стало быть как можно узнать,сколько "штрафных" осталось в муницмпалитете?