Кукушка
Автор
|
Опубликовано: 221 день назад (18 июня 2020)
Блог: Буквы языка
Настроение: Вдумчивое
Играет: Кино — Кукушка
|
+3 Голосов: 3 |
«Кукушка» группы «Кино» — удивительная многослойностью, многогранностью и простой человеческой глубиной песня. Однажды Александр Градский в интервью поделился ощущением: Цой предчувствовал свою смерть и в каждой песне прощался с нами. Я тоже так думаю, а вернее — чувствую.
Чувствую, что «Кукушка» — песня, в которой прощание приобретает ярчайшие краски. Такой масштаб, каким он должен быть. И, хотя я не киноман, не умею анализировать поэтические тексты профессионально, я не филолог и не музыкант, но... поговорить об этой песне — печальной и возвышенной, грустной, но смотрящей в будущее — очень хочется.
Начну с начала. Я не видел оригинального текста «Кукушки», не знаю, где там стоят запятые, точки и тире... и стоят ли вообще. Но тем, наверное, лучше: я передам ощущения именно от песни, от её звучания, доверяя интуиции.
Песен ещё недописанных
Сколько? Скажи, кукушка. Пропой.
В городе мне жить или на выселках,
Или гореть звездой?
Звездой.
Солнце моё, взгляни на меня.
Моя ладонь превратилась в кулак.
И если есть порох, дай огня.
Вот так.
Кто пойдёт по
Следу одинокому? Сильные да
Смелые голову сложили в поле.
В бою.
Мало кто остался в светлой памяти,
В трезвом уме, да с твёрдой рукой в строю.
В строю.
Где же ты теперь, воля вольная?
С кем же ты теперь ласковый рассвет встречаешь?
Ответь.
Хорошо с тобой, да плохо без тебя.
Голову да плечи терпеливые — под плеть.
Под плеть.
Я не придерживаюсь явной рифмовки и разбиения строк, чтобы показать широту интерпретаций. Видится, что «Кукушка» — это продолжение «Легенды», после событий которой мало кто остался в светлой памяти. В светлой памяти — в бою. Светлая память, возможно, вовсе не про ясность памяти, а проще и одновременно сложнее — об усопших. Мало кто остался в светлой памяти — из тех, кто побывал в бою. А сильные да смелые голову сложили в поле. Простота текста обманчива. И самое интересное в нём — припев.
И, если есть порох, дай огня.
У кого есть порох: у Солнца, или у лирического героя? И почему герой просит Солнце взглянуть на него? Наверное, лес окутан ночью, а герой просит света. И не просто света, не огня в руку, как у Прометея, а взрыва. Смертоносного, потому что:
Кто пойдёт по следу
Одинокому?
Вряд ли речь идёт о том, чтобы взорвалось Солнце. Солнце — цель героя, сущность песни. И не только этой. Значит, герой просит у звезды взорвать себя. Чтобы гореть звездой. Чтобы быть равным любимой:
Солнце моё, взгляни на меня. Моя ладонь превратилась в кулак.
Это сказано о решимости взорваться. Именно так произошло с Виктором. Я называю здесь его по имени, потому, что песня полна мягкой лиричности, близости. Отчество к ней не клеится. Никак. Здесь хочется сказать о звучании. Оно являет собой калейдоскоп увядания. Особенно аккорды синтезатора в конце - торжественные, но без театральности, в мягкой грусти. Звук песни насыщен, многообразен, но неизменно в нём просвечивается оттенки осени. И самый глубокий момент — лёгкий отзвук нейлоновой гитары, с растворяющимся эхом, уходящим в глубину пространства песни. Так может звучать только лебединая песня. В ней есть ещё невообразимый простор для смыслов, но... мне бы не хотелось затягивать, а тем более — красть у читателя его собственные озарения. Скажу только, что корейский язык сильнейшими узлами связан с культурой Кореи и в нём очень, очень многие вещи зависят от интонации. И от того, с кем именно мы говорим. Корейский язык — язык вежливости. Из всех этих особенностей, наверное, на генетическом уровне, рождается многослойность слов и сочетаний в текстах Цоя. Она отражает человека, с которым говорит поэт.
И да... я знаю и слышу, что многие аранжировки Цоя есть адаптация иностранных. Ну и пусть. Такова она, загадочная русская душа. Мы берём чужое, насыпаем и наливаем, вдыхаем в него вот этой самой русской души — и чужое становится своим. Основоположник современного русского литературного языка — Александр Сергеевич Пушкин — эфиоп. Светоч русского рока — кореец. Такова она, загадочная русская культура. И раньше лично я думал, что это не очень хорошо. Что у нас нет ничего своего. Но овладевая постепенно русским языком, языком великим безо всякого сарказма, я начинаю понимать, что своё у нас есть. И это своё — прекрасно. Остаётся только поблагодарить Виктора за то, что он светит нам, говорит с нами оттуда, с далёких небесных высот, на нашем, русском языке.
Чувствую, что «Кукушка» — песня, в которой прощание приобретает ярчайшие краски. Такой масштаб, каким он должен быть. И, хотя я не киноман, не умею анализировать поэтические тексты профессионально, я не филолог и не музыкант, но... поговорить об этой песне — печальной и возвышенной, грустной, но смотрящей в будущее — очень хочется.
Начну с начала. Я не видел оригинального текста «Кукушки», не знаю, где там стоят запятые, точки и тире... и стоят ли вообще. Но тем, наверное, лучше: я передам ощущения именно от песни, от её звучания, доверяя интуиции.
Песен ещё недописанных
Сколько? Скажи, кукушка. Пропой.
В городе мне жить или на выселках,
Или гореть звездой?
Звездой.
Солнце моё, взгляни на меня.
Моя ладонь превратилась в кулак.
И если есть порох, дай огня.
Вот так.
Кто пойдёт по
Следу одинокому? Сильные да
Смелые голову сложили в поле.
В бою.
Мало кто остался в светлой памяти,
В трезвом уме, да с твёрдой рукой в строю.
В строю.
Где же ты теперь, воля вольная?
С кем же ты теперь ласковый рассвет встречаешь?
Ответь.
Хорошо с тобой, да плохо без тебя.
Голову да плечи терпеливые — под плеть.
Под плеть.
Я не придерживаюсь явной рифмовки и разбиения строк, чтобы показать широту интерпретаций. Видится, что «Кукушка» — это продолжение «Легенды», после событий которой мало кто остался в светлой памяти. В светлой памяти — в бою. Светлая память, возможно, вовсе не про ясность памяти, а проще и одновременно сложнее — об усопших. Мало кто остался в светлой памяти — из тех, кто побывал в бою. А сильные да смелые голову сложили в поле. Простота текста обманчива. И самое интересное в нём — припев.
И, если есть порох, дай огня.
У кого есть порох: у Солнца, или у лирического героя? И почему герой просит Солнце взглянуть на него? Наверное, лес окутан ночью, а герой просит света. И не просто света, не огня в руку, как у Прометея, а взрыва. Смертоносного, потому что:
Кто пойдёт по следу
Одинокому?
Вряд ли речь идёт о том, чтобы взорвалось Солнце. Солнце — цель героя, сущность песни. И не только этой. Значит, герой просит у звезды взорвать себя. Чтобы гореть звездой. Чтобы быть равным любимой:
Солнце моё, взгляни на меня. Моя ладонь превратилась в кулак.
Это сказано о решимости взорваться. Именно так произошло с Виктором. Я называю здесь его по имени, потому, что песня полна мягкой лиричности, близости. Отчество к ней не клеится. Никак. Здесь хочется сказать о звучании. Оно являет собой калейдоскоп увядания. Особенно аккорды синтезатора в конце - торжественные, но без театральности, в мягкой грусти. Звук песни насыщен, многообразен, но неизменно в нём просвечивается оттенки осени. И самый глубокий момент — лёгкий отзвук нейлоновой гитары, с растворяющимся эхом, уходящим в глубину пространства песни. Так может звучать только лебединая песня. В ней есть ещё невообразимый простор для смыслов, но... мне бы не хотелось затягивать, а тем более — красть у читателя его собственные озарения. Скажу только, что корейский язык сильнейшими узлами связан с культурой Кореи и в нём очень, очень многие вещи зависят от интонации. И от того, с кем именно мы говорим. Корейский язык — язык вежливости. Из всех этих особенностей, наверное, на генетическом уровне, рождается многослойность слов и сочетаний в текстах Цоя. Она отражает человека, с которым говорит поэт.
И да... я знаю и слышу, что многие аранжировки Цоя есть адаптация иностранных. Ну и пусть. Такова она, загадочная русская душа. Мы берём чужое, насыпаем и наливаем, вдыхаем в него вот этой самой русской души — и чужое становится своим. Основоположник современного русского литературного языка — Александр Сергеевич Пушкин — эфиоп. Светоч русского рока — кореец. Такова она, загадочная русская культура. И раньше лично я думал, что это не очень хорошо. Что у нас нет ничего своего. Но овладевая постепенно русским языком, языком великим безо всякого сарказма, я начинаю понимать, что своё у нас есть. И это своё — прекрасно. Остаётся только поблагодарить Виктора за то, что он светит нам, говорит с нами оттуда, с далёких небесных высот, на нашем, русском языке.
Комментарии (2)
Поиск
Кто онлайн?
Пользователей: 0
Гостей: 0
Сегодня были:
Иван, Олег27, Атаман, Скаzka, Яшков Илья, yuriy-gogin, Брейн, Милаша, orfei, Фиалка, Александра, ANGEL DUST, Павел Рак (RPAX), Галина Башмакова, Сергей С, Катюша Смолярук, Kitcher, михаил 2, ЮрийФр, Алексей, Вишенка, Lavanda Pionova, Julia, Лариса, Zemlyanichka, Civitano, TrendЭлла
Важные материалы
Спонсоры сайта
Благодарим за спонсорскую помощь компанию Металл ДК. В сети металлобаз Металл ДК вы всегда сможете купить арматуру в Москве здесь: https://metall-dk.ru/catalog/armatura/ по низкой цене с доставкой в розницу и оптом. Низкие цены и великолепное качество металлопроката.