+591 RSS-лента RSS-лента

Мой блог.

Автор блога: Алексей
Притчи и сказки. (58)
Притча о морских звездах. Притча о жизни.
Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими намного километров.
— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.
— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
— Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

— Нет, мои попытки изменят очень многое… именно для этой звезды.
Притча "Совершенное покаяние":
Маггид из Межирича размышлял над стихом из Торы: «тшува ад Адонай Элохеа» («обратишься с покаянием до Господа Бога твоего(1)»).
- Что за странная формулировка? - задался вопросом Маггид. - Не следовало ли сказать: обратишься с покаянием к Адонай Элохеа, Господу Богу твоему? Почему же тут стоит предлог до(2)? И почему Тора говорит Адонай Элохеа, когда одного имени было бы достаточно(3)?
Подумав, Маггид сказал себе:
- Чтобы ответить на первый вопрос, нужно получить ответ на второй. Что означает Адонай?
- Адонай - это четырехбуквенное Имя Бога, как абсолютно трансцендентного Существа, - отозвался на это стоявший рядом ученик.
- А что означает слово Элохеа
- Это Элохим(4) - Имя Бога как абсолютно имманентного Существа.
- А что такое тшува?
- Тшува есть процесс возвращения к Нему посредством признания своих ошибок и затем их исправления.
- Стало быть, - подытожил Маггид, - нужно пребывать в тшува до тех пор, пока не увидишь проявление Адонай как Элохим. Иными словами, пока не узришь, что единичное и множественное - всего лишь разные аспекты Одного и Единственного.

1. Второзаконие 4:30.
2. В данном контексте предлог ад (иврит) может означать и «к», и «до [тех пор, пока]».
3. Адонай Элохеа — обычное для Библии словосочетание. Считается, что в этом имени объединены два различных представления о Боге. Адонай — эвфемизм непроизносимого имени YHVH, которое обозначает непостижимого и трансцендентного Бога, в отличие от Эпохам — Бога имманентного, Который явлен в природе и ее посредством.
4. Элохим (иврит, мн. ч. от Эл, «Бог»). — В значении «Бог» это существительное множественного числа согласуется с глаголами, стоящими в единственном числе. Мистическая иудейская традиция объясняет это тем, что, как учит Тора, Единый Бог проявляется во множественности Творения и Сам есть эта множественность.

Тшува— процесс освобождения от эгоизма покаянным признанием ошибок эго.
Вообрази свою душу подобной оконному стеклу, призванному пропускать Свет Господа. Стекло, по сути своей, прозрачно — вот почему каждое утро иудей начинает со слов: Элохай нешама ше-натата би те-гора ги («Господи, душа, которую Ты вдохнул в меня, чиста»). Но эго пятнает стекло своими деяниями, которые искажают и затмевают Свет. Грязь этих действий необходимо смыть, чтобы стекло обрело изначальную прозрачность. Это и совершается в тшува.
Когда этим следует заниматься и долго ли? Всегда и неизменно. Даже когда трансцендентное и имманентное станет для тебя Одним; и даже когда окончательно поймешь, что эго и эгоизм, как и все прочее, принадлежат Богу, — по-прежнему старательно отмывай душу. Рано или поздно ты станешь делать это преисполнившись состраданием к эго и ни в чем себя не виня. Но и тогда не прекращай отмывать стекло.
Алексей +2 2 комментария
Притча "Новое изобретение".
- Учиться можно, глядя на любую вещь, – сказал однажды рабби своим хасидам.

- Все в этом мире существует, чтобы наставлять нас. Не только то, что сделал Господь, но и то, что сделали люди, умудряет нас.

- Чему же нас учит, например, – спросил один хасид с сомнением, – железная дорога?

- Что, опоздав на миг, можно упустить все.

- А телеграф?

- Что каждое слово учитывается.

- А телефон?

- Что там слышат, что мы говорим здесь.
Притча "Как возникло предание":
Давным-давно существовал город, состоявший из двух параллельных улиц. Однажды некий дервиш переходил с одной улицы на другую, и жители этой улицы заметили, что глаза его полны слез. "Кто-то умер на соседней улице", - закричал один из них, и тут же все дети, игравшие поблизости, подняли крик.
На самом деле дервиш плакал оттого, что незадолго до этого чистил лук.
Но крик все разрастался, и его вскоре услышали на соседней улице. Жители обеих улиц были так опечалены и испуганы, вообразив, что у соседей несчастье, что не решались даже поинтересоваться друг у друга о причине переполоха.
Один мудрый человек, пытаясь успокоить их, посоветовал тем и другим спросить друг у друга, что случилось. Слишком возбужденные, чтобы внять его совету, они отвечали: "Ведь мы и так знаем, что наших соседей постигло большое несчастье".
Это известие распространилось подобно пожару, и вскоре уже никто из жителей каждой улицы не сомневался, что кто-то обречен.
Немного придя в себя, те и другие решили покинуть эти места и таким образом спасти свои жизни.
И вот с обеих сторон города, с обеих улиц полностью эвакуировались жители. Прошло сто лет. Город все еще пустой, а недалеко от него две деревни. Жители обеих деревень из поколения в поколение передают предание о том, как когда-то вовремя убежали из обреченного города, в котором жили, и спаслись от неизвестного бедствия.

В своих психологических учениях суфии заявляют, что знание, передаваемое обычным путем, подвергается стольким искажениям (а это обусловлено произвольными редакциями и недостатками памяти), что оно уже не в состоянии воспроизвести непосредственное восприятие факта. Рассказ "Как возникло предание", иллюстрирующий субъективность человеческого мышления, взят из поучительной книги "Ассар-и-Кхалватия" ("Тайны отшельников"), автором которой является шейх Каландар Шах из ордена Сохраверди. Он умер в 1832 году и похоронен в Лахоре, в Пакистане.
Притча "Самое ценное".
Один человек в детстве был очень дружен со стариком–соседом.
Но время шло, появился колледж и увлечения, затем работа и личная жизнь. Каждую минуту молодой мужчина был занят, и у него не было
времени ни вспомнить о прошлом, ни даже побыть с близкими.
Однажды он узнал, что сосед умер – и неожиданно вспомнил: старик многому научил его, стараясь заменить мальчику погибшего отца.
Ощутив свою вину, он приехал на похороны.
Вечером, после погребения, мужчина зашёл в опустевший дом покойного. Всё было так, как и много лет назад…
Вот только маленькая золотая коробочка, в которой, по словам старика, хранилась самая ценная для него вещь, исчезла со стола.
Подумав, что её забрал кто-то из немногочисленных родственников, мужчина покинул дом.
Однако через две недели он получил посылку. Увидев на ней имя соседа, мужчина вздрогнул и открыл коробку.
Внутри лежала та самая золотая коробочка. В ней оказались карманные золотые часы с гравировкой: «Спасибо за время, что проводил со мной».
И он понял — самым ценным для старика было время, проведённое со своим маленьким другом.
С тех пор мужчина старался как можно больше времени уделять жене и сыну.
Жизнь измеряется не количеством вдохов. Она измеряется количеством моментов, которые заставляют нас задержать дыхание.
Время утекает от нас каждую секунду. И его нужно тратить прямо сейчас.
Притча "Причинность":
Однажды Мастер удивил всех, сказав:
- Жизнь похожа на автомобиль.
Услышать такое смелое сравнение из уст Мастера! Все застыли в ожидании объяснений.
- Ах да, - произнес наконец Мастер. - На автомобиле можно достичь вершин.
Новая пауза.
- Но нередко люди сами лезут под колеса, позволяя себя переехать. А потом во всем винят автомобиль.
Притча "Бедно, но не плохо":
Чжуан-цзы, одетый в залатанный полотняный халат, обутый в сандалии, подвязанные верёвками, проходил мимо правителя царства Вэй.
- Как плохо вам живётся, уважаемый! - воскликнул царь.
- Я живу бедно, но не плохо, - ответил Чжуан-цзы. - Иметь Путь и его силу и не претворять их в жизнь - вот что значит жить плохо. Одеваться в залатанный халат и носить дырявые сандалии - это значит жить бедно, но не плохо. Это называется «родиться в недобрый час». Не приходилось ли вам видеть, ваше величество, как лазает по деревьям большая обезьяна? Она без труда влезает на кедр или камфарное дерево, проворно прыгает с ветки на ветку так, что лучник не успевает и прицелиться в неё. Попав же в заросли мелкого и колючего кустарника, она ступает боком, неуклюже и озирается по сторонам, то и дело оступаясь и теряя равновесие. И не в том дело, что ей приходится прилагать больше усилий или мускулы её ослабели. Просто она попала в неподходящую для неё обстановку и не имеет возможности показать, на что она способна. Так и человек: стоит ему оказаться в обществе дурного государя и чиновников-плутов, то даже если он хочет жить по-доброму, сможет ли он добиться желаемого?
Притча "Зеркальная комната".
Во дворце одного очень богатого хана была зеркальная комната. Все стены, пол и потолок в ней были из зеркал.
Однажды в этот зал попала собака и застыла, как вкопанная. Со всех сторон ее окружали собаки. Она оскалилась.
Зеркала многократно отразили ее оскал, и собаки вокруг тоже показали клыки. Собака в ужасе залаяла, и эхо вновь многократно отразило ее лай. Всю ночь собака металась по залу, лаяла и кидалась на мнимых зеркальных врагов.
Утром ее нашли мертвой.
А все могло сложиться иначе, будь она немного дружелюбнее и протяни лапу и повиляй приветливо хвостом, вместо злобного оскала.

Мораль: Мир – большое зеркало, которое отражает твой внутренний мир и возвращает тебе твое отношение к жизни. Хочешь, чтобы тебя окружали теплые и светлые люди и события, – сам стань теплым и светлым. Улыбнись – и весь мир вокруг улыбнется тебе в ответ!
Притча "Уксус Тосуи":
Тосуи был дзенским мастером. Он отказался от формализма храмов и ушел жить вместе с нищими под мостом. Когда он стал стариком, его друг помог зарабатывать ему на жизнь, не нищенствуя. Он показал Тосуи, как собирать рис и делать из него уксус, и Тосуи занимался этим до самой смерти.
Когда Тосуи делал уксус, один из нищих дал ему портрет Будды. Тосуи повесил его на стенку лачуги и сделал на ней надпись.
Надпись гласила:
"Господин Амида Будда, эта маленькая комната очень узка. Я могу позволить Вам остаться здесь на время. Но не думайте, что я прошу Вас помочь мне оказаться в Вашем раю."
Притча "Мой взгляд".
Некий Суфи согласился взять с собой в путешествие обычного человека, чтобы показать ему жизнь и смерть с другой точки зрения.
Они пришли на могилу знаменитого человека, вокруг которой толпилось много народа, произнося молитвы. Человек сказал: "Благословенна память этого человека! Я еще ни у кого не видел столько поклонников."
"На самом деле,"- сказал Суфи, - "этот человек почитаем, потому что окружал себя учениками, не давая им шагу ступить самим и позволял им засыпать себя вопросами, и, в конце концов, умер от утомления, упустив возможность быть полезным людям в другое время и в другом месте."
Затем они пришли в другое место и увидели человека, которого носили на руках его почитатели, день и ночь воспевая ему хвалы. Обычный человек сказал: "Остережемся этого человека, ибо он ведет себя некрасиво, позволяя всем этим людям поклоняться себе."
"На самом деле,"- сказал Суфи, - "он окружен восторженными идиотами из-за того, что такие как ты остерегаются его. Правильным было бы выяснить, действительно ли он наслаждается их поклонением, и если нет, помочь ему, показав его поклонникам, что они ведут себя неверно."
Они пошли дальше, и вскоре встретили человека, который говорил с толпой, и толпа внимательно внимала ему. "Какие дисциплинированные и вежливые люди,"- сказал обычный человек, - "нам стоить познакомиться с ними поближе."
"На самом деле," - сказал Суфи, -" эти люди слушают так внимательно потому, что они не способны мыслить и действовать самостоятельно. Правильным было бы расшевелить их и заставить мыслить и действовать, а не превращаться самим в слушателей."
Обычный человек сказал:
"Послушай, если я не могу судить по наружности и если я не могу судить по своему внутреннему ощущению, что мне делать, когда рядом со мной нет понимающего человека, такого как ты?"
"Не то чтобы совсем нельзя," - отвечал Суфи, -"я говорил лишь, что думать что то, что выглядит одинаковым и есть одинаково - это не основа для обучения. Внешность может быть обманчива, а может быть, и нет. Учитель поможет тебе воспитать понимание, которое как толкует поверхностное, так и воспринимает внутреннее. Если ты ищешь знаний через внешние формы, ты не ищешь понимания. Если ты хочешь вишен, зачем ты ищешь алмазы?"