+23 RSS-лента RSS-лента

Психология и не только

Автор блога: психолог
Личность в психологии
Пожалуй, в этом случае нет универсального определения личности в психологии. Само по себе существование личности — сложный и многогранный феномен. Поэтому каждое определение заслуживает того, чтобы быть дополненным — это объясняет обилие научных подходов к понятию того, что такое личность. Более того, в разные времена и этапы развития психологии ученые выдвигали разные доминирующие теории.
К примеру, в советской психологии в начале двадцатого века личность воспринималась как набор определенных психологических функций. С 30-х годов двадцатого века личность трансформировалась в «опыт жизни и деятельности». В 50-е появилось понятие о личности в психологии: «темперамент и возраст», а с 60-х личность стала обозначаться как совокупность отношений человека, которая проявляется в разных направлениях его деятельности.
Определение личности
На данный момент существует несколько универсальных, наиболее распространенных понятий:
• Личность — отличие одного человека от другого по внутренним качествам, которые и заключают в себе индивидуальность. Обширное понимание, включающее в себя особенности психологического устройства индивида, структуру его личности. То есть, каждый рассматривается как индивидуальность.
• Личность — сочетание личностных и социальных ролей. Подобное усредненное понимание личности подразумевает необходимость нахождения в обществе. То есть, только социум способен спровоцировать личностный рост. Автор этого определения — Джордж Герберт Мид, американский психолог. Определение также близко Адлеру, который считал, что начало личности — в социальном чувстве.
• Личность — культурный субъект, способный управлять своей жизнью, нести за неё ответственность. Наиболее узкое понимание, свойственное психологам-экзистенциалистам — Юнгу, Леонтьеву. То есть, речь идет об источнике личностной энергии. Исходя из этого, личностью индивид становится не с рождения, а в процессе взросления.
Важно! Признаки личности — это способность познания, умение переживать, а также сопереживать, способность влиять на окружающий мир и контактировать с ним.
Психологическая структура личности
Это набор психологических, биологических и социальных свойств. Подобное «выстраивание» позволяет объективно анализировать личность, рассматривая отдельно каждую группу.
Свойства личности в психологии стоит рассматривать в отдельных направлениях:
Психические свойства
Здесь стоит рассмотреть:
Темперамент
Темперамент — это набор свойств, которые отражают динамику психических процессов человека. Особенности темперамента заключаются к склонности к определенным вариантам поведения в разных условиях. Именно от него зависит, насколько сильно и быстро человек реагирует на разные события. Можно сказать, что темперамент находится в самой тесной связи с характером, формируя поведение человека.
Принятое деление темпераментов принадлежит Гиппократу. Древнегреческий философ, живший в 5 веке до н. э., выделил следующие типы темперамента:
1. Меланхолический. Данный тип характерен для людей ранимых, со сложной внутренней жизнью. Меланхолики быстро устают, так как обладают небольшим энергетическим запасом, и нуждаются в частом отдыхе и уединении, поскольку придают большое значение всем событиям, которые с ними происходят.
2. Холерический. Этот тип отличается вспыльчивостью и несдержанностью, а также стабильными устойчивыми интересами. Холерики быстро возбуждаются, но так же быстро успокаиваются, если ситуация исправилась в их пользу.
3. Флегматический. Характерен для хладнокровных личностей, терпеливых, склонных к пассивности. Флегматики не отличаются вспыльчивостью, но им гораздо труднее прийти в равновесие после конфликта. Личностям данного типа свойственно медленное приспосабливание к новым условиям, но при этом они отличаются высокой работоспособностью.
4. Сангвинический. Сангвиники — наиболее легкий тип, поскольку без проблем сходятся с остальными в силу оптимистичного настроя и склонности к юмору. Такая личность всегда обладает массой энергии и неутомимо реализовывает свои планы, легко подстраиваясь под новые условия.
В настоящее время существует множество способов, позволяющих определить свой темперамент. Знание особенностей своего темперамента позволяет достичь комфорта в жизни.
Характер
Характер — единство индивидуальных черт, характеризующих поведение индивида. Характер выражает отношение к жизни.
Группы черт характера:
1. Первооснова личности. Например, искренность, скрытность, смелость и неуверенность.
2. Отношение по направлению к окружающим: почтение, неуважение, злость, забота и пренебрежение.
3. Черты, определяющие отношение к самому себе, — заносчивость, кротость, самолюбие, самокритичность и т. д.
4. Восприятие трудовой деятельности. Например, трудовая активность или лень, чувство ответственности или его отсутствие, пассивность.
Также выделяют нормальные свойства — это все вышеперечисленные свойства, которые являются естественными, и аномальные — характерны для психических заболеваний. Например, чрезмерная подозрительность, переходящая в паранойю. Или ревность, приводящая к возникновению «синдрома Отелло».
Направленность
Направленность — это сложившаяся система мотивов, которая характеризуется уровнем зрелости и определяет поведение индивида.
Особенностями данного свойства являются социальная значимость отношений личности (уровень их общественной ценности), целеустремлённость (разнообразие потребностей), цельность (степень устойчивости).
Направленность определяет поведение личности.
Способности
Способности — это задатки, которые могут быть развиты в каком-то конкретном направлении. Как правило, измеряются понятиями одарённости, таланта и гениальности.
Одарённость — наличие задатков, которые присутствуют у человека с рождения.
Талант — потенциал, раскрывающийся благодаря одарённости и труду над способностями.
Гениальность — высшая ступень развития таланта, означающая полное овладение способностью.
Способности делятся на:
1. Элементарные — например, способность различать цвета, слышать звуки.
2. Сложные — связаны с деятельностью в той или иной сфере. Например, математические (умение решать сложные задачи), художественные, музыкальные и так далее. Способности социально обусловлены. Это означает, что человек не рождается с наличием данных способностей, но с наличием задатков, которые может развить.
Также способности делятся по следующим признакам:
1. Общие — двигательные или умственные. Эти способности разные у каждого человека.
2. Специальные — для реализации необходимы задатки (спортивные, актерские и т. д.). Эти способности помогают реализоваться человеку в той или иной сфере деятельности.
Психические процессы
Это устойчивые образования, формирующиеся под влиянием внешних условий жизнедеятельности.
Делятся на:
1. Познавательные. Это процесс чувственного (с помощью восприятия ощущений) и абстрактно-логического (с помощью мышления, воображения) отражения действительности.
2. Эмоциональные. Эмоции — это индивидуальные переживания приятного или неприятного характера.
Виды эмоций:
1. Одним из ключевых понятий, характеризующих свойство, является настроение, отражающее состояние человека в определённый период.
2. Ещё одно понятие — чувства, которые заключают в себе спектр эмоций и направлены на какой-либо объект.
3. Аффекты — бурные, но недолгие эмоции, активно проявляются внешне в жестах и мимике человека.
4. Страсть — яркие эмоции, управлять которыми чаще всего невозможно.
5. Простые эмоции — вызванные удовлетворением простейших потребностей. Например, удовольствие от вкусной пищи.
6. Стресс — сочетание эмоций с особым физическим состоянием организма.
Эмоции являются важной частью личности, и различаются у разных по темпераменту и характеру людей. Они способны оказывать сильное влияние на жизнь человека, который зачастую принимает решение под воздействием определенных чувств. Отличительная особенность эмоций — их непостоянство и частая смена.
Воля – умение личности управлять своей психикой и действиями.
Особенность данного свойства в том, что для его проявления требуется приложить усилие и преодолеть какие-либо препятствия, поскольку сила воли связана с принятием разумных решений.
1. Составляющие структуры по 1-му подходу:
o Память — совокупность приобретаемых знаний.
o Культура — единство социальных норм. А также — социальные ценности.
o Деятельность — влияние, которое личность способна оказывать по отношению к разным объектам.
2. Второй подход подразумевает раскрытие понятия личности в 2-х направлениях:
o Объективный подход — «статус + социальная роль».
o Субъективный — следование правовым, культурным нормам.
3. 3-й подход позволяет рассмотреть соц. структуру как единение возможностей:
o возможность целенаправленной деятельности;
o мышления и анализа;
o регуляции потребностей; проявления способностей;
o обладания определенной социальной ролью, статусом;
o обладания ценностными ориентациями;
o обладания культурными знаниями и убеждениями, правовыми нормами.
Важно! Социальной структуре свойственно непрерывное изменение, которое происходит вследствие изменения социального окружения и получения новой информации. В свою очередь, новые знания оказывают влияние на убеждения, воздействуя на характер поведения личности.
Мирзакарим Норбеков
Страх, обиды, неуверенность в себе, непрощение часто становятся толчком в развитии самых разных болезней. Научившись управлять своими эмоциями - всей гаммой эмоций, положительных и отрицательных, - мы получим ключ, с помощью которого запускается механизм выздоровления. Мирзакарим Норбеков
Мирзакарим Норбеков
психолог +2 5 комментариев
Как не стать заложником собственных переживаний
Две с половиной тысяч лет назад китайский философ Лао-цзы сказал: главная проблема в том, что люди считают, будто у них нет сил. Прошли тысячелетия, но ничего не изменилось. Люди всё также переживают, эмоционально «выгорают», испытывают сомнения и гнев, не могут сами принять решения, срываются на других — другими словами, становятся заложниками своих эмоций. Как вы думаете, являетесь ли вы заложником? Возможно, вы даже не осознаете этого.


Как понять, являетесь ли вы заложником
«Тревожный звоночек» — возрастающее чувство бессилия. Оно, как яд, проникает в организм и вызывает замкнутую цепь негативных реакций на окружающую действительность.
Если вы:
постоянно испытываете гнев и раздражение,
чувствуете себя беспомощным и загнанным угол,
не видите альтернативы и выхода из неприятной ситуации,
«оторваны» от людей и не можете наладить с ними диалог,
поддерживаете неприятные отношения, которые изводят и угнетают вас,
не можете пережить разлуку, печаль или утрату близкого человека,
то, скорее всего, вы стали заложником собственных эмоций.
Какие фразы говорят о том, что вы ощущаете себя заложником:


«У меня нет выбора»


«Я в ловушке»


«Я чувствую себя ужасно»


«Я это просто ненавижу»


«Сегодня опять то же самое!»


Что делать, если вы стали заложником? Попытаться разобраться в причинах и научиться управлять своими эмоциями.
Почему люди становятся заложниками
Стать заложником может любой человек, независимо от статуса и должности. Причины кроются глубоко: в строении нашего мозга.
Мозг состоит из трёх отделов: древний мозг, лимбическая кора и новая кора. Глубинным уровнем нашего существа является древний мозг. Он примитивен и говорит нам: «сражайся или спасайся». Лимбическая система отвечает за чувства и эмоции. По её мнению, мы выживем, если сумеем избежать боли и получить удовольствие. Эта мозговая структура ответственна за эмоции и воспоминания. Третий отдел — новая кора — является частью мозга высших приматов. Благодаря ей мы способны мыслить абстрактно, оперировать словами, быть логичными и контролировать свои эмоции.
Когда мы попадаем в критические ситуации, древний мозг и лимбика могут спасти нам жизнь: мгновенная реакция и состояние аффекта выручают даже в самых безысходных случаях. Однако они же ответственны и за наши разрушительные эмоции: вспышки ярости, резкие фразы, странное поведение. И только новая кора позволяет нам выбирать, становиться ли нам заложниками автоматических реакций или действовать иначе.
Что делать, если вы стали заложником
Выход один: научиться управлять своими эмоциями. Для этого нам дана новая кора — часть мозга высших приматов. Благодаря ей мы способны мыслить абстрактно, оперировать словами и символами, быть логичными и контролировать себя. Лишь используя новую кору, люди могут побеждать разрушительные эмоции и не идти на поводу у привычных форм поведения.
Советы для заложников своих эмоций
Сфокусируйте внимание на преимуществах, которые можно извлечь из любой, даже самой трудной ситуации
Выдающиеся люди знают: нужно сосредоточиться на позитивном результате. Звучит банально и просто, но делать это невероятно трудно. Почему? Потому что наша нервная система запрограммирована на обнаружение опасности. Именно поэтому человек смог выжить как биологический вид.
Люди, которые добились успеха, не позволяют себе концентрироваться на плохом. Просто не дают себе возможности впадать в отчаяние: они «очищают свой разум», находят преимущества, которые можно вынести из этой ситуации, и двигаются вперёд.
Сосредоточьтесь на том, чего вы хотите достичь, и представьте, как вы этого добиваетесь
Как часто вы предрекаете себе неудачу или успех? Моя подруга всегда говорит, что нет смысла придерживаться плана, ведь он всегда изменится и ничего не получится. Что скрывать: она практически всегда оказывается права! Однако вряд ли дело в её экстрасенсорных способностях.
Суть в том, что мозг любит образы, которые хранятся в памяти и возникают во время наших размышлений. Он любит их настолько, что подталкивает к воплощению этих образов в реальность. Вы представляете, как проливаете молоко, и тут же стакан выпадает из ваших рук. Вы говорите, что не сдадите экзамен — и не можете вспомнить ответ на вопрос в билете. А всё потому, что пользоваться своим воображением нужно очень аккуратно. Техника визуализации — когда вы в деталях представляете какую-либо ситуацию — настраивает жизнь на нужный курс. И если выбрать не то направление, можно запрограммировать себя на постоянное повторение одной и той же ошибки. Берите пример со спортсменов: они не позволяют себе думать о неудаче. Они настроены на победу и стремятся только к вершинам. Потому что спорт, как и жизнь, требует полной отдачи — и физической, и умственной.
Не подавляйте свои переживания
Не нужно отрицать свою боль: переживать естественно и необходимо. Психологически непроработанное горе не позволяет идти дальше, формировать новые привязанности и создавать позитивные воспоминания. Позвольте себе переживать, ведь невысказанные эмоции никуда не уходят. Они лишь мешают жить в гармонии с собой.
Жизнь — это постоянный рост и возможность выбора. Даже оказавшись в заложниках у своих эмоций и чувств, вы можете развивать психологическую независимость и силу воли. Любое событие имеет негативные и позитивные стороны. И только вы решаете, на каких аспектах сосредоточиться. Если вас настигла неудача, преодолевайте разочарование, находите положительные моменты, извлекайте уроки и продолжайте двигаться вперед. Так вы перестаете ощущать себя заложником и начинаете управлять своей жизнью.
По материалам книги «Спасите заложника»
Изучение сознания в когнитивной психологии
Психолог Иван Иванчей о феноменальном опыте, нейрональных коррелятах сознания и имплицитном научении.
Изучение сознания в когнитивной психологии

В 1987 году Дэниел Вегнер с соавторами опубликовал статью «Парадоксальные эффекты подавления мыслей» («Paradoxical effects of thought suppression»). В ней приводились данные, свидетельствующие, что человек фактически не справляется с задачей о чем-то не думать, а подавляемые мысли могут возвращаться в сознание.
Поводом для исследования послужили наблюдения, что люди часто пытаются о чем-то не думать, но парадоксальным образом не справляются с этой задачей. Вегнер отмечал, что наличие у людей нежелательных мыслей, которые они изо всех сил стараются избегать, было одним из фундаментальных открытий Зигмунда Фрейда. Однако Фрейд пытался объяснить это бессознательными процессами, в частности механизмом вытеснения. Вегнер же не соглашался с тем, что сознание никак не участвует в подавлении мыслей. Ведь для того, чтобы что-то подавить, необходимо иметь цель подавить и знать, что именно планируешь подавлять. Фактически сама логика исследований в духе психоаналитической традиции восставала против исследования роли сознания в процессе подавления мыслей. В то же время Вегнер утверждал, что большинство мыслей, которые мы хотим подавить, сознательны. Мы осознанно пытаемся не бояться, не думать о голоде и так далее. И он задается вопросом о том, что же происходит, когда человек пытается контролировать свои нежелательные мысли осознанно. Поставленная цель исследования была скорее поисковая: что произойдет, если попросить человека не думать о чем-либо?

Основной эксперимент был организован достаточно просто. Участникам-студентам предлагалось сначала в течение пяти минут под запись диктофона описывать вслух то, о чем они думают. Затем они делились на две группы. Первую группу просили в течение следующих пяти минут проговаривать все приходящие в голову мысли, но постараться в это время не думать о белом медведе. По окончании этого времени их просили в течение следующих пяти минут снова проговаривать свои мысли, но в этот раз думать о белом медведе. Студентов просили нажимать на специальный звонок, как только они подумают о белом медведе или произнесут вслух мысль о нем. Вторая группа делала все то же самое, но в другой последовательности: первые пять минут они проговаривали и думали о белом медведе, а во вторые пять минут им думать о нем запрещалось.

FAQ: Восходящие и нисходящие процессы в зрительном восприятии
В эксперименте было получено два основных результата. Во-первых, студенты не смогли справиться с задачей «не думать о белом медведе». Они в среднем нажимали на звонок чуть чаще, чем один раз в минуту. Во-вторых, оказалось, что в случае, когда студентам разрешали думать о белом медведе, мысли о нем появлялись значимо чаще после периода подавления мысли, чем в условиях первоначального разрешения. Так был обнаружен эффект преувеличенного возврата подавляемых мыслей (эффект рикошета). При этом чем успешнее получалось у студентов подавлять мысли, тем больший эффект возврата у них наблюдался.

На основе этого ставшего классическим результата, а также серии других экспериментов Вегнер окончательно разработал свою теорию иронического контроля. Она, в частности, пыталась объяснить, почему мы совершаем действия, которые не хотим совершать, или почему к нам навязчиво возвращаются мысли. Суть теории заключается в том, что одновременно работают два когнитивных механизма. Первый — сознательный контроль, работа которого заключается в выполнении поставленной задачи не думать о нежелательном содержании. Второй — процесс мониторинга. Он автоматически отслеживает, не появилась ли нежелательная мысль, чтобы привлечь при необходимости туда сознательный контроль. Ироничность контроля заключается в том, что при попытке не думать о чем-то человек волей-неволей начинает об этом думать.

Описанный эксперимент и созданная теория иронического контроля принесли Дэниелу Вегнеру популярность и уважение в научных кругах. Результат этого исследования многократно воспроизводился в других экспериментах и исследованиях. Причем испытуемых просили то не думать о чем-то совсем невероятном, например о зеленом кролике, то не совершать каких-либо действий. Проведенные мета-анализы экспериментальных исследований также подчеркивают, что эффект рикошета является надежным и воспроизводимым. Закрепилась и исследовательская методика «думай — не думай», хотя она во многом опирается на самоотчеты людей о своих мыслях и состоянии.

Работа иронического контроля, по мысли Вегнера, позволяет объяснить возникновение навязчивых мыслей. Особенно трудно соблюсти запрет в ситуации, когда сознательный контроль, занятый процессом торможения нежелательных мыслей, не срабатывает. Это может происходить в ситуации, когда мы параллельно решаем несколько задач, требующих внимания, когда находимся в состоянии усталости или расслабленности или в ситуации стресса.

В большом количестве разнообразных исследований проверялись предположения из теории Вегнера. С помощью его подхода делаются попытки объяснить срыв навыка у спортсменов в ситуации соревнования: желание не совершить ошибку столь велико, что провоцирует совершение ошибки. Другое направление исследований сосредоточилось на исследовании индивидуальных различий — например, особенностей эффекта рикошета у больных с депрессией или с тревожными расстройствами. Третье направление — оценка влияния на поведение. Например, участники эксперимента, которых просили подавлять стереотипные мысли о скинхедах и которые в целом успешно с этим справлялись, в дальнейшем старались сесть подальше от человека, которого им представили как скинхеда. Или же проводились исследования, цель которых была продемонстрировать, что подавление мыслей о курении приводит к увеличению количества выкуриваемых сигарет.

В целом же можно сказать, что и первоначальный эксперимент Вегнера и его последующие работы и книги по данной теме оказали значительное влияние на направление психологических исследований. До сих пор проводятся эмпирические исследования в русле разработанной им концепции.
Погода и настроение: есть ли связь?
Погода и настроение: есть ли связь?

На улице пасмурно — и все валится из рук, но стоит выглянуть солнцу, как на сердце легчает... Многие верят, что хорошая погода сопутствует душевному подъему, а дождь погружает нас в депрессию. Но существует ли такая закономерность на самом деле?
Мы полагаем, что испытываем душевный подъем потому, что с утра светит солнце, и, напротив, впадаем в уныние, если дождь льет не переставая. Мы уверены: погода непосредственно воздействует на наше настроение. Попытки экспериментально проверить это расхожее мнение предпринимались неоднократно.
Исследователи обращались к добровольцам с просьбой по несколько раз в день фиксировать свое эмоциональное состояние на протяжении нескольких месяцев, а затем сопоставляли полученные данные с метеосводками за те же дни. И... не обнаружили никакой зависимости!
Дэвид Уотсон, профессор психологии Университета Айовы (США), проанализировал результаты двадцати крупнейших исследований зависимости настроения от погоды, проводившихся с начала 1980-х годов. Выяснилось: чем больше человек участвовало в экспериментах, тем меньше оказывалась корреляция. Иными словами, исследования психологов опровергают наши интуитивные заключения: погода и наше настроение никак не связаны. Что же заставляет нас верить в обратное?
Культурные стереотипы
Вера в линейную взаимосвязь между погодой и душевным состоянием пришла из далекого прошлого. Архаичный взгляд на вселенную уподоблял внутренний мир человека миру природы, и в этой схеме погодным явлениям отводилось то же место, которое обычно отводим эмоциям.
Так описывая сферу чувств, и сегодня мы пользуемся теми же словами, что и при описании погоды: например, глаголы «нахмуриться» и «проясниться» в равной мере применимы и к небу, и к лицу человека.
С древнейших времен жизнь людей регулировала погода. «Особую роль играло солнце, — рассказывает антрополог Александр Зубов. — Оно определяло ритм жизни, согревало, давало возможность заниматься собирательством и охотой... Оно было источником жизненных благ, и потому все великие цивилизации древности — от ариев до ацтеков — преклонялись перед ним».
Приподнятое настроение может быть, например, потому, что при хорошей погоде мы чаще выходим из дома
Сегодня на наши ощущения по-прежнему влияют традиционные взгляды и культурные стереотипы — устойчивые и крайне упрощенные представления о происходящем. Если нам радостно и за окном светит солнце, мы скорее всего попытаемся именно ему приписать свое прекрасное расположение духа. Но, если на улице идет дождь, мы просто не обратим на погоду внимания.
«Когда ситуация не соответствует нашим представлениям, мы игнорируем ее. Так функционирует механизм формирования стереотипов — предрассудков, суеверий, социальных установок, — поясняет психолог Маргарита Жамкочьян. — И наоборот, встречая совпадения, мы запоминаем их, рассказываем об этом другим.
А на самом деле приподнятое настроение у нас может быть, например, потому, что при хорошей погоде мы чаще выходим из дома, чтобы встретиться с близкими и друзьями. Такое социальное взаимодействие всегда положительно влияет на нас».

Приспособиться к контрастам
Около 60 тысяч лет назад несколько групп древних людей мигрировали из Восточной Африки, в итоге они и их потомки заселили весь земной шар. «Наши предки были вынуждены адаптироваться к новым условиям жизни, — поясняет антрополог Ольга Артемова. — Их организм учился улавливать любые сигналы погоды, которые могли повлиять на их жизнь. Например, пониженное атмосферное давление предшествовало урагану.
В генетической памяти последующих поколений резкое падение давления, вызывающее смутное чувство тревоги, запечатлелось как «предчувствие грозы». Именно так складывалась наша чувствительность к изменениям погоды.
Настроение — эмоциональное состояние, которое окрашивает нашу жизнь, и оно не зависит от конкретных обстоятельств. Когда у нас приподнятое настроение, мы радуемся не чему-то отдельно, а просто ощущаем радость.
Настроение может меняться несколько раз даже в течение одного дня, но его перепады или постоянный эмоциональный фон сезонны и прежде всего определяются индивидуальным биологическим ритмом.
Почему тогда настроение меняется?
Чаще всего непонятные перепады настроения случаются в осенние и зимние дни. Но апатия, чувство подавленности связаны не с погодой, а вызваны... недостатком света. Работа организма, в том числе нервной системы, определяется стабильностью цикла «день–ночь». Чем лучше освещенность, тем больше вырабатывается серотонина — гормона, регулирующего наше настроение.
Когда его не хватает, снижается либидо и способность к концентрации. «Ученые смогли определить особый тип нервных клеток, которые регистрируют количество света, воспринимаемое глазами, и в соответствии с этим регулируют работу внутренних биологических часов, — рассказывает Маргарита Жамкочьян. — Утренний свет «запускает» работу этих часов».
Естественный биологический будильник срабатывает, если рецепторы получают необходимое количество света. В осенние и зимние дни это становится почти невозможно.
ЧТО ТАКОЕ МЕТЕОЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ
Почему некоторые из нас реагируют на смену погоды головной болью, беспричинной тревогой, обострением хронических заболеваний? Феномен метеочувствительности физик Татьяна Бреус объясняет так: «Наш организм — сложная согласованная система различных ритмов — сердечного, сосудистого, дыхательного. Резкая смена температуры воздуха, атмосферного давления или силы ветра, повышенная солнечная активность могут вывести организм из состояния устойчивого равновесия. И мы ощущаем эмоциональный и физический дискомфорт».
Такая острая реакция на погоду свойственна лишь 3% взрослого населения. Ведь метеочувствительность — это естественный физиологический феномен, благодаря которому организм может адекватно реагировать на изменение внешней среды, что позволяет нам жить в гармонии с миром.
У одних процесс адаптации происходит почти незаметно, другим требуется для этого больше времени. А болезненная реакция на погоду — индивидуальная особенность тех, кому по наследству досталась особая чувствительность центральной нервной системы к активности cолнца, или же тех, чей организм сильно ослаблен.
психолог +5 5 комментариев
Эмоции
Эмоции — это важнейший элемент, прибор в человеческом теле. Без них, человек перестает быть человеком, вначале он выгнивает изнутри, а потом разрушается и снаружи.
Норам Айшек Тернов
психолог +2 5 комментариев
Когда слово "НЕТ" во благо...
1). НЕ ВОЗДАВАЙ обидчику, даже в своем сердце. Ему отомстишь или нет, а себя разрушишь.
2). НЕ ОТВЕЧАЙ, когда ты в гневе - ответишь, когда успокоишься.
3). НЕ ОБЕЩАЙ, когда ты восхищен кем-то или в восторге от чего-то, завтра наступит реальность, а обещания, как сеть, связали тебя надолго (возможно, навсегда)...
4). НЕ ПРИНИМАЙ РЕШЕНИЕ, когда ты подавлен - завтра наступит новый день и многое прояснится.
5). НЕ МСТИ другим, даже тогда, когда тебя кто-то предал.
6). НЕ ОБИЖАЙСЯ, когда тебя распинают из зависти, а принимай, как комплимент.
7). НЕ СРАВНИВАЙ свою жизнь с другими, так как ты часто видишь только ее фасад.
8). НЕ ДЕЛАЙ врагу то, что он сделал тебе, чтобы не стать подобным ему, но воздай ему добром и ты шагнешь к совершенству.
9). НЕ РАНЬ других, даже если кто-то ранил тебя. Возможно, ты наносишь удары тем, кто послан тебе Богом для твоего исцеления.
10). НЕ ПОКУПАЙ сразу после рекламы, особенно, если она тебя вдохновила. Вдохновение уйдет, а неуплаченный счет останется.
© Антонина Назаренко
психолог +7 4 комментария