Личность в психологии
Автор
|
Опубликовано: 1739 дней назад (18 февраля 2020)
Блог: Психология и не только
|
+1 Голосов: 1 |
Пожалуй, в этом случае нет универсального определения личности в психологии. Само по себе существование личности — сложный и многогранный феномен. Поэтому каждое определение заслуживает того, чтобы быть дополненным — это объясняет обилие научных подходов к понятию того, что такое личность. Более того, в разные времена и этапы развития психологии ученые выдвигали разные доминирующие теории.
К примеру, в советской психологии в начале двадцатого века личность воспринималась как набор определенных психологических функций. С 30-х годов двадцатого века личность трансформировалась в «опыт жизни и деятельности». В 50-е появилось понятие о личности в психологии: «темперамент и возраст», а с 60-х личность стала обозначаться как совокупность отношений человека, которая проявляется в разных направлениях его деятельности.
Определение личности
На данный момент существует несколько универсальных, наиболее распространенных понятий:
• Личность — отличие одного человека от другого по внутренним качествам, которые и заключают в себе индивидуальность. Обширное понимание, включающее в себя особенности психологического устройства индивида, структуру его личности. То есть, каждый рассматривается как индивидуальность.
• Личность — сочетание личностных и социальных ролей. Подобное усредненное понимание личности подразумевает необходимость нахождения в обществе. То есть, только социум способен спровоцировать личностный рост. Автор этого определения — Джордж Герберт Мид, американский психолог. Определение также близко Адлеру, который считал, что начало личности — в социальном чувстве.
• Личность — культурный субъект, способный управлять своей жизнью, нести за неё ответственность. Наиболее узкое понимание, свойственное психологам-экзистенциалистам — Юнгу, Леонтьеву. То есть, речь идет об источнике личностной энергии. Исходя из этого, личностью индивид становится не с рождения, а в процессе взросления.
Важно! Признаки личности — это способность познания, умение переживать, а также сопереживать, способность влиять на окружающий мир и контактировать с ним.
Психологическая структура личности
Это набор психологических, биологических и социальных свойств. Подобное «выстраивание» позволяет объективно анализировать личность, рассматривая отдельно каждую группу.
Свойства личности в психологии стоит рассматривать в отдельных направлениях:
Психические свойства
Здесь стоит рассмотреть:
Темперамент
Темперамент — это набор свойств, которые отражают динамику психических процессов человека. Особенности темперамента заключаются к склонности к определенным вариантам поведения в разных условиях. Именно от него зависит, насколько сильно и быстро человек реагирует на разные события. Можно сказать, что темперамент находится в самой тесной связи с характером, формируя поведение человека.
Принятое деление темпераментов принадлежит Гиппократу. Древнегреческий философ, живший в 5 веке до н. э., выделил следующие типы темперамента:
1. Меланхолический. Данный тип характерен для людей ранимых, со сложной внутренней жизнью. Меланхолики быстро устают, так как обладают небольшим энергетическим запасом, и нуждаются в частом отдыхе и уединении, поскольку придают большое значение всем событиям, которые с ними происходят.
2. Холерический. Этот тип отличается вспыльчивостью и несдержанностью, а также стабильными устойчивыми интересами. Холерики быстро возбуждаются, но так же быстро успокаиваются, если ситуация исправилась в их пользу.
3. Флегматический. Характерен для хладнокровных личностей, терпеливых, склонных к пассивности. Флегматики не отличаются вспыльчивостью, но им гораздо труднее прийти в равновесие после конфликта. Личностям данного типа свойственно медленное приспосабливание к новым условиям, но при этом они отличаются высокой работоспособностью.
4. Сангвинический. Сангвиники — наиболее легкий тип, поскольку без проблем сходятся с остальными в силу оптимистичного настроя и склонности к юмору. Такая личность всегда обладает массой энергии и неутомимо реализовывает свои планы, легко подстраиваясь под новые условия.
В настоящее время существует множество способов, позволяющих определить свой темперамент. Знание особенностей своего темперамента позволяет достичь комфорта в жизни.
Характер
Характер — единство индивидуальных черт, характеризующих поведение индивида. Характер выражает отношение к жизни.
Группы черт характера:
1. Первооснова личности. Например, искренность, скрытность, смелость и неуверенность.
2. Отношение по направлению к окружающим: почтение, неуважение, злость, забота и пренебрежение.
3. Черты, определяющие отношение к самому себе, — заносчивость, кротость, самолюбие, самокритичность и т. д.
4. Восприятие трудовой деятельности. Например, трудовая активность или лень, чувство ответственности или его отсутствие, пассивность.
Также выделяют нормальные свойства — это все вышеперечисленные свойства, которые являются естественными, и аномальные — характерны для психических заболеваний. Например, чрезмерная подозрительность, переходящая в паранойю. Или ревность, приводящая к возникновению «синдрома Отелло».
Направленность
Направленность — это сложившаяся система мотивов, которая характеризуется уровнем зрелости и определяет поведение индивида.
Особенностями данного свойства являются социальная значимость отношений личности (уровень их общественной ценности), целеустремлённость (разнообразие потребностей), цельность (степень устойчивости).
Направленность определяет поведение личности.
Способности
Способности — это задатки, которые могут быть развиты в каком-то конкретном направлении. Как правило, измеряются понятиями одарённости, таланта и гениальности.
Одарённость — наличие задатков, которые присутствуют у человека с рождения.
Талант — потенциал, раскрывающийся благодаря одарённости и труду над способностями.
Гениальность — высшая ступень развития таланта, означающая полное овладение способностью.
Способности делятся на:
1. Элементарные — например, способность различать цвета, слышать звуки.
2. Сложные — связаны с деятельностью в той или иной сфере. Например, математические (умение решать сложные задачи), художественные, музыкальные и так далее. Способности социально обусловлены. Это означает, что человек не рождается с наличием данных способностей, но с наличием задатков, которые может развить.
Также способности делятся по следующим признакам:
1. Общие — двигательные или умственные. Эти способности разные у каждого человека.
2. Специальные — для реализации необходимы задатки (спортивные, актерские и т. д.). Эти способности помогают реализоваться человеку в той или иной сфере деятельности.
Психические процессы
Это устойчивые образования, формирующиеся под влиянием внешних условий жизнедеятельности.
Делятся на:
1. Познавательные. Это процесс чувственного (с помощью восприятия ощущений) и абстрактно-логического (с помощью мышления, воображения) отражения действительности.
2. Эмоциональные. Эмоции — это индивидуальные переживания приятного или неприятного характера.
Виды эмоций:
1. Одним из ключевых понятий, характеризующих свойство, является настроение, отражающее состояние человека в определённый период.
2. Ещё одно понятие — чувства, которые заключают в себе спектр эмоций и направлены на какой-либо объект.
3. Аффекты — бурные, но недолгие эмоции, активно проявляются внешне в жестах и мимике человека.
4. Страсть — яркие эмоции, управлять которыми чаще всего невозможно.
5. Простые эмоции — вызванные удовлетворением простейших потребностей. Например, удовольствие от вкусной пищи.
6. Стресс — сочетание эмоций с особым физическим состоянием организма.
Эмоции являются важной частью личности, и различаются у разных по темпераменту и характеру людей. Они способны оказывать сильное влияние на жизнь человека, который зачастую принимает решение под воздействием определенных чувств. Отличительная особенность эмоций — их непостоянство и частая смена.
Воля – умение личности управлять своей психикой и действиями.
Особенность данного свойства в том, что для его проявления требуется приложить усилие и преодолеть какие-либо препятствия, поскольку сила воли связана с принятием разумных решений.
1. Составляющие структуры по 1-му подходу:
o Память — совокупность приобретаемых знаний.
o Культура — единство социальных норм. А также — социальные ценности.
o Деятельность — влияние, которое личность способна оказывать по отношению к разным объектам.
2. Второй подход подразумевает раскрытие понятия личности в 2-х направлениях:
o Объективный подход — «статус + социальная роль».
o Субъективный — следование правовым, культурным нормам.
3. 3-й подход позволяет рассмотреть соц. структуру как единение возможностей:
o возможность целенаправленной деятельности;
o мышления и анализа;
o регуляции потребностей; проявления способностей;
o обладания определенной социальной ролью, статусом;
o обладания ценностными ориентациями;
o обладания культурными знаниями и убеждениями, правовыми нормами.
Важно! Социальной структуре свойственно непрерывное изменение, которое происходит вследствие изменения социального окружения и получения новой информации. В свою очередь, новые знания оказывают влияние на убеждения, воздействуя на характер поведения личности.
К примеру, в советской психологии в начале двадцатого века личность воспринималась как набор определенных психологических функций. С 30-х годов двадцатого века личность трансформировалась в «опыт жизни и деятельности». В 50-е появилось понятие о личности в психологии: «темперамент и возраст», а с 60-х личность стала обозначаться как совокупность отношений человека, которая проявляется в разных направлениях его деятельности.
Определение личности
На данный момент существует несколько универсальных, наиболее распространенных понятий:
• Личность — отличие одного человека от другого по внутренним качествам, которые и заключают в себе индивидуальность. Обширное понимание, включающее в себя особенности психологического устройства индивида, структуру его личности. То есть, каждый рассматривается как индивидуальность.
• Личность — сочетание личностных и социальных ролей. Подобное усредненное понимание личности подразумевает необходимость нахождения в обществе. То есть, только социум способен спровоцировать личностный рост. Автор этого определения — Джордж Герберт Мид, американский психолог. Определение также близко Адлеру, который считал, что начало личности — в социальном чувстве.
• Личность — культурный субъект, способный управлять своей жизнью, нести за неё ответственность. Наиболее узкое понимание, свойственное психологам-экзистенциалистам — Юнгу, Леонтьеву. То есть, речь идет об источнике личностной энергии. Исходя из этого, личностью индивид становится не с рождения, а в процессе взросления.
Важно! Признаки личности — это способность познания, умение переживать, а также сопереживать, способность влиять на окружающий мир и контактировать с ним.
Психологическая структура личности
Это набор психологических, биологических и социальных свойств. Подобное «выстраивание» позволяет объективно анализировать личность, рассматривая отдельно каждую группу.
Свойства личности в психологии стоит рассматривать в отдельных направлениях:
Психические свойства
Здесь стоит рассмотреть:
Темперамент
Темперамент — это набор свойств, которые отражают динамику психических процессов человека. Особенности темперамента заключаются к склонности к определенным вариантам поведения в разных условиях. Именно от него зависит, насколько сильно и быстро человек реагирует на разные события. Можно сказать, что темперамент находится в самой тесной связи с характером, формируя поведение человека.
Принятое деление темпераментов принадлежит Гиппократу. Древнегреческий философ, живший в 5 веке до н. э., выделил следующие типы темперамента:
1. Меланхолический. Данный тип характерен для людей ранимых, со сложной внутренней жизнью. Меланхолики быстро устают, так как обладают небольшим энергетическим запасом, и нуждаются в частом отдыхе и уединении, поскольку придают большое значение всем событиям, которые с ними происходят.
2. Холерический. Этот тип отличается вспыльчивостью и несдержанностью, а также стабильными устойчивыми интересами. Холерики быстро возбуждаются, но так же быстро успокаиваются, если ситуация исправилась в их пользу.
3. Флегматический. Характерен для хладнокровных личностей, терпеливых, склонных к пассивности. Флегматики не отличаются вспыльчивостью, но им гораздо труднее прийти в равновесие после конфликта. Личностям данного типа свойственно медленное приспосабливание к новым условиям, но при этом они отличаются высокой работоспособностью.
4. Сангвинический. Сангвиники — наиболее легкий тип, поскольку без проблем сходятся с остальными в силу оптимистичного настроя и склонности к юмору. Такая личность всегда обладает массой энергии и неутомимо реализовывает свои планы, легко подстраиваясь под новые условия.
В настоящее время существует множество способов, позволяющих определить свой темперамент. Знание особенностей своего темперамента позволяет достичь комфорта в жизни.
Характер
Характер — единство индивидуальных черт, характеризующих поведение индивида. Характер выражает отношение к жизни.
Группы черт характера:
1. Первооснова личности. Например, искренность, скрытность, смелость и неуверенность.
2. Отношение по направлению к окружающим: почтение, неуважение, злость, забота и пренебрежение.
3. Черты, определяющие отношение к самому себе, — заносчивость, кротость, самолюбие, самокритичность и т. д.
4. Восприятие трудовой деятельности. Например, трудовая активность или лень, чувство ответственности или его отсутствие, пассивность.
Также выделяют нормальные свойства — это все вышеперечисленные свойства, которые являются естественными, и аномальные — характерны для психических заболеваний. Например, чрезмерная подозрительность, переходящая в паранойю. Или ревность, приводящая к возникновению «синдрома Отелло».
Направленность
Направленность — это сложившаяся система мотивов, которая характеризуется уровнем зрелости и определяет поведение индивида.
Особенностями данного свойства являются социальная значимость отношений личности (уровень их общественной ценности), целеустремлённость (разнообразие потребностей), цельность (степень устойчивости).
Направленность определяет поведение личности.
Способности
Способности — это задатки, которые могут быть развиты в каком-то конкретном направлении. Как правило, измеряются понятиями одарённости, таланта и гениальности.
Одарённость — наличие задатков, которые присутствуют у человека с рождения.
Талант — потенциал, раскрывающийся благодаря одарённости и труду над способностями.
Гениальность — высшая ступень развития таланта, означающая полное овладение способностью.
Способности делятся на:
1. Элементарные — например, способность различать цвета, слышать звуки.
2. Сложные — связаны с деятельностью в той или иной сфере. Например, математические (умение решать сложные задачи), художественные, музыкальные и так далее. Способности социально обусловлены. Это означает, что человек не рождается с наличием данных способностей, но с наличием задатков, которые может развить.
Также способности делятся по следующим признакам:
1. Общие — двигательные или умственные. Эти способности разные у каждого человека.
2. Специальные — для реализации необходимы задатки (спортивные, актерские и т. д.). Эти способности помогают реализоваться человеку в той или иной сфере деятельности.
Психические процессы
Это устойчивые образования, формирующиеся под влиянием внешних условий жизнедеятельности.
Делятся на:
1. Познавательные. Это процесс чувственного (с помощью восприятия ощущений) и абстрактно-логического (с помощью мышления, воображения) отражения действительности.
2. Эмоциональные. Эмоции — это индивидуальные переживания приятного или неприятного характера.
Виды эмоций:
1. Одним из ключевых понятий, характеризующих свойство, является настроение, отражающее состояние человека в определённый период.
2. Ещё одно понятие — чувства, которые заключают в себе спектр эмоций и направлены на какой-либо объект.
3. Аффекты — бурные, но недолгие эмоции, активно проявляются внешне в жестах и мимике человека.
4. Страсть — яркие эмоции, управлять которыми чаще всего невозможно.
5. Простые эмоции — вызванные удовлетворением простейших потребностей. Например, удовольствие от вкусной пищи.
6. Стресс — сочетание эмоций с особым физическим состоянием организма.
Эмоции являются важной частью личности, и различаются у разных по темпераменту и характеру людей. Они способны оказывать сильное влияние на жизнь человека, который зачастую принимает решение под воздействием определенных чувств. Отличительная особенность эмоций — их непостоянство и частая смена.
Воля – умение личности управлять своей психикой и действиями.
Особенность данного свойства в том, что для его проявления требуется приложить усилие и преодолеть какие-либо препятствия, поскольку сила воли связана с принятием разумных решений.
1. Составляющие структуры по 1-му подходу:
o Память — совокупность приобретаемых знаний.
o Культура — единство социальных норм. А также — социальные ценности.
o Деятельность — влияние, которое личность способна оказывать по отношению к разным объектам.
2. Второй подход подразумевает раскрытие понятия личности в 2-х направлениях:
o Объективный подход — «статус + социальная роль».
o Субъективный — следование правовым, культурным нормам.
3. 3-й подход позволяет рассмотреть соц. структуру как единение возможностей:
o возможность целенаправленной деятельности;
o мышления и анализа;
o регуляции потребностей; проявления способностей;
o обладания определенной социальной ролью, статусом;
o обладания ценностными ориентациями;
o обладания культурными знаниями и убеждениями, правовыми нормами.
Важно! Социальной структуре свойственно непрерывное изменение, которое происходит вследствие изменения социального окружения и получения новой информации. В свою очередь, новые знания оказывают влияние на убеждения, воздействуя на характер поведения личности.
Комментарии (2)
Поиск
Кто онлайн?
Пользователей: 0
Гостей: 0
Сегодня были:
Сегодня зарегистрированные пользователи не посещали сайт
Важные материалы
Спонсоры сайта
Благодарим за спонсорскую помощь компанию Металл ДК. В сети металлобаз Металл ДК вы всегда сможете купить арматуру в Москве здесь: https://metall-dk.ru/catalog/armatura/ по низкой цене с доставкой в розницу и оптом. Низкие цены и великолепное качество металлопроката.