Даёшь утепление южных республик!
Автор
|
Опубликовано: 3255 дней назад (24 декабря 2015)
|
+3 Голосов: 3 |
Наверное, не сильно ошибусь, если скажу, что подавляющее большинство наших граждан прекрасно помнят замечательное произведение отечественного кинематографа - художественный фильм «Мимино». Нет нужды пересказывать его сюжет, напоминать фамилии артистов… Много в фильме было и сатирического, которое в советские времена не должно было, по идее, показываться на широком экране. Но гениальный Георгий Данелия сумел-таки кое-что показать завуалировано, в обход цензуры. Вот об одном из таких «перекосов», существовавших в СССР, на первый взгляд – довольно безобидном, но тем не менее доставлявшим немало сложностей, и хочется рассказать.
Это рассказывал непосредственный участник, в 1980-е годы – водитель Ташкентского ПАТП, ныне работающий в городе Твери.
Тогда советские автопредприятия получали новую технику регулярно, по разнарядкам Минтранса. Республиканское снабжение зачастую было даже эффективнее, чем в самой РСФСР, поскольку политика поддержки окраинных территорий (впрочем, не только их, но и других континентов тоже, но сейчас не об этом) являлась первоочередной. И отказываться от новых поступлений, естественно, в голову никому не приходило – брали, что дают, ибо в случае отказа «освоения» соответственно урезались лимиты на будущий период.
Так и автобусный парк города Ташкента получил очередную партию новеньких «ЛАЗ-695» (пригородная модификация, использовавшаяся в том числе и на внутригородских перевозках). Как водится, за новой техникой закрепили наиболее опытных и заслуженных водителей… Вот только «ЛАЗы» те были не простые, а с «изюминкой», конкретно – в северном исполнении. Это значит – утеплённые дополнительными листами пенопласта борта, двойное остекление окон, усиленные отопители… А получили автобусы эти в феврале, и поначалу даже порадовались. Потом, естественно, наступило ташкентское лето с плюс 50 в тени. И всё бы ничего – даже научились обходить систему принудительного отопления, переворачивая крыльчатку вентилятора (в результате он не нагнетал в салон горячий воздух, а, наоборот, высасывал его на улицу), но вот находиться в салоне, где отсутствовали не только форточки в окнах, но и люки в крышах, становилось невозможно уже ранним утром – даже для ко всему привыкшему местного населения это было чересчур. Чтобы обеспечить хоть какую-то вентиляцию, в рамно-кузовном цехе самостоятельно вырезали проёмы в крышах и ставили туда люки со списанных машин, но скоро запас этих люков закончился, и даже заполучить один-единственный люк можно было с большими проблемами…
В особенности «балдели», греясь в этих автобусах, гости с Крайнего Севера. Они прилетали в Ташкент целыми бригадами – для приобретения зимней одежды, шуб, шапок и обуви, которыми были завалены местные магазины. Частенько они везли на обмен майки, футболки и шорты, которых не хватало в южных республиках, зато с избытком было у них…
(Жителям же Русского Севера и Северо-Запада (всё, что севернее Волги) обидно не было. В их торговых точках отсутствовало как то, так и другое…)
Вот такие особенности снабжения существовали в те годы. Госплан госпланом, но головотяпов хватало во все времена…
Ну, а при чём здесь «Мимино»? Вспомним «КрАЗ», который Фрунзик Мкртчан получал в Москве для своей, отнюдь не северной республики. Оранжевая кабина – первый признак заполярного исполнения. Более явно намекнуть на некоторые существующие недостатки в те годы было нельзя, но многие, кто «в теме», поняли это сразу...
…Это было время моей молодости… Мои Восьмидесятые ))
Это рассказывал непосредственный участник, в 1980-е годы – водитель Ташкентского ПАТП, ныне работающий в городе Твери.
Тогда советские автопредприятия получали новую технику регулярно, по разнарядкам Минтранса. Республиканское снабжение зачастую было даже эффективнее, чем в самой РСФСР, поскольку политика поддержки окраинных территорий (впрочем, не только их, но и других континентов тоже, но сейчас не об этом) являлась первоочередной. И отказываться от новых поступлений, естественно, в голову никому не приходило – брали, что дают, ибо в случае отказа «освоения» соответственно урезались лимиты на будущий период.
Так и автобусный парк города Ташкента получил очередную партию новеньких «ЛАЗ-695» (пригородная модификация, использовавшаяся в том числе и на внутригородских перевозках). Как водится, за новой техникой закрепили наиболее опытных и заслуженных водителей… Вот только «ЛАЗы» те были не простые, а с «изюминкой», конкретно – в северном исполнении. Это значит – утеплённые дополнительными листами пенопласта борта, двойное остекление окон, усиленные отопители… А получили автобусы эти в феврале, и поначалу даже порадовались. Потом, естественно, наступило ташкентское лето с плюс 50 в тени. И всё бы ничего – даже научились обходить систему принудительного отопления, переворачивая крыльчатку вентилятора (в результате он не нагнетал в салон горячий воздух, а, наоборот, высасывал его на улицу), но вот находиться в салоне, где отсутствовали не только форточки в окнах, но и люки в крышах, становилось невозможно уже ранним утром – даже для ко всему привыкшему местного населения это было чересчур. Чтобы обеспечить хоть какую-то вентиляцию, в рамно-кузовном цехе самостоятельно вырезали проёмы в крышах и ставили туда люки со списанных машин, но скоро запас этих люков закончился, и даже заполучить один-единственный люк можно было с большими проблемами…
В особенности «балдели», греясь в этих автобусах, гости с Крайнего Севера. Они прилетали в Ташкент целыми бригадами – для приобретения зимней одежды, шуб, шапок и обуви, которыми были завалены местные магазины. Частенько они везли на обмен майки, футболки и шорты, которых не хватало в южных республиках, зато с избытком было у них…
(Жителям же Русского Севера и Северо-Запада (всё, что севернее Волги) обидно не было. В их торговых точках отсутствовало как то, так и другое…)
Вот такие особенности снабжения существовали в те годы. Госплан госпланом, но головотяпов хватало во все времена…
Ну, а при чём здесь «Мимино»? Вспомним «КрАЗ», который Фрунзик Мкртчан получал в Москве для своей, отнюдь не северной республики. Оранжевая кабина – первый признак заполярного исполнения. Более явно намекнуть на некоторые существующие недостатки в те годы было нельзя, но многие, кто «в теме», поняли это сразу...
…Это было время моей молодости… Мои Восьмидесятые ))
Комментарии (4)
# 25 декабря 2015 в 08:08 +2 | ||
|
# 27 декабря 2015 в 07:36 +1 | ||
|
# 27 декабря 2015 в 07:59 0 |
Поиск
Кто онлайн?
Пользователей: 0
Гостей: 4
Сегодня были:
Сегодня зарегистрированные пользователи не посещали сайт
Важные материалы
Спонсоры сайта
Благодарим за спонсорскую помощь компанию Металл ДК. В сети металлобаз Металл ДК вы всегда сможете купить арматуру в Москве здесь: https://metall-dk.ru/catalog/armatura/ по низкой цене с доставкой в розницу и оптом. Низкие цены и великолепное качество металлопроката.