История макраме

Автор
Опубликовано: 5002 дня назад (14 марта 2011)
Редактировалось: 2 раза — последний 8 мая 2012
+1
Голосов: 1
.
История макраме
Макраме (от арабск. — тесьма, бахрома, кружево или от турецк. — шарф или салфетка с бахромой) — техника узелкового плетения.Техника этого узелкового плетения известна ещё с древности. По некоторым данным в Европу макраме пришло в VIII—IX веках с Востока. Эту технику знали в Древнем Египте, Ассирии, Иране, Перу, Китае, Древней Греции.Изделия макраме отражали в своих полотнах и художники. Одним из первых это сделал Сандро Ботичелли. В картине "Поклонение волхвов" (1476-1477гг.) на одном из персонажей надета шапочка макраме.В 17 веке макраме из Италии распространилось в Северную Европу и Северную Америку. Тогда же оно стало очень популярным в Англии.
В те времена многие модницы Европы украшали свои одежды узелковым кружевом.
Искусством плетения во все времена владели очень немногие мастера. Они создавали прекрасные образцы плетеных изделий: шторы, покрывала, чехлы для музыкальных инструментов. Кружево, которое они плели из золотых нитей, украшало одежды лиц духовного и королевского сана.Как бы надолго ни забывалось искусство плетения, оно возрождалось с новой силой и не только приобретало новые черты, но и меняло свое название. В разные времена искусство плетения называлось: квадратное плетение, узелковое кружево, узелковая бахрома. И только в 19 веке этот вид рукоделия, ремесла и искусства стали называть макраме. В переводе с турецкого "макрама"- это шарф или салфетка с бахромой, в переводе с арабского "миграмах"- это бахрома или шарф, украшенный плетеным кружевом.Новая волна возрождения макраме началась в 19 веке. Образцы плетеных изделий того времени, хранящиеся в различных музеях мира, выполнены в основном на основе горизонтального узла (репсового или двойного) во всех вариациях: ромбы, цепочки, уголки, клеточки. Для плетения тогда применяли разнообразные материалы: шелковые и хлопчатобумажные нити, шелковый шнурок, золотую канитель, шерсть.С двадцатых годов нашего века макраме вновь возрождается и входит в моду. Плетеными изделиями - коврами, салфетками, абажурами, ширмами, а позже и шторами, кашпо - стали украшать комнаты. Плетеные панно начали комбинировать с ткачеством. Макраме нашло широкое применение и при создании таких предметов, как качалка, гамак, беседка. Сейчас возможности макраме еще более расширились.По-прежнему используя макраме для украшения одежды и интерьера комнат, к нему постепенно стали обращаться и при оформлении общественных помещений. Так, в интерьере кафе "Пасиматимас" в Каунасе (художник В.Барткувене) использовано сочетание макраме и ткачества. На стенах там размещены декоративные элементы, выполненные из веревки полиамидной. Плетеные светильники удачно сочетаются с преобладающим теплым коричневым цветом помещения. Основным же элементом оформления является панно-макраме.В одном из Дворцов культуры Красноярска окна украшены шторами макраме. При оформлении спектакля "Дон Кихот" декораторы музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко в Москве использовали технику макраме.В последние годы на выставках декоративно-прикладного искусства в нашей стране всегда бывают представлены работы макраме, выполненные и профессионалами, и художниками-любителями. Так, художник по гобелену Т. Мязина показала работу в технике макраме "Размышления о подсолнухе" (Зональная подмосковная выставка, 1980г.) и "Березовая роща" (Всероссийская выставка "По родной стране", 1982г.). Эти работы проникнуты теплотой и любовью к нашей родной земле.
Украинский художник Д. А. Захарченко работает в основном как график, но последнее время он обратился к текстилю. Настенные украшения, сделанные им из простого материала - пеньковой веревки, не только создают уют и являются эффектным дополнением к интерьеру, но и вносят какую-то неповторимость. Д. А. Захарченко оформил в технике макраме сцену Дома композиторов в Киеве.В работах прибалтийских мастеров широко представлены настенные панно, в которых главным образом присутствуют элементы геометрического орнамента. При создании своих композиций художники Прибалтики опираются на традиции народного искусства. При этом в плетении они предпочитают натуральный цвет пеньки, а если и подкрашивают материал, то только в глухие и пастельные тона. Используя макраме для выполнения нагрудных украшений, прибалтийские мастера часто применяют янтарь.
Популярность макраме в нашей стране росла постепенно. Началась она в семидесятые годы в Прибалтике и уже оттуда распространилась по всей стране. Отвечая на вопросы читателей: "Что такое макраме?", газета " Советская культура" предоставила слово профессору, народному художнику Латвийской ССР Р. К. Хеймрату - известному мастеру гобелена, участнику крупных советских и зарубежных выставок, создателю национальной школы латвийского гобелена.Бытует мнение, что истоки декоративного искусства плетения следует искать в древнем Китае и Японии. Но археологические находки в других странах подтверждают распространение узелкового плетения и в других частях мира, например, в египетских гробницах найдены образцы узелкового плетения, которым более 4-х тысяч лет.В истории человечества поразному завязанные узлы играли еще одну важную роль, они являлись способом накопления и передачи информации из поколения в поколение. В древней культуре инков существовала развитая система узелковой письменности, а в археологических раскопках найдены и четки в виде ожерелья из узелков. Систему письменности можно было расшифровать по форме, размерам, цвету и по взаимному сочетанию узлов. Аналогичный вид применения этой техники найден в древнем Китае и у индейцев Северной Америки. По сей день сохранился обычай: чтобы не забыть — завязать узелок на память.За свою историю макраме неоднократно претерпевало забвение, но неизменно возрождалось, привнося новые приемы, новые материалы и способы применения.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!