Воспоминания о транспорте советских лет. Часть 5 - Другие виды
Автор
|
Опубликовано: 3481 день назад (13 мая 2015)
|
+2 Голосов: 2 |
Своё место на страницах данного повествования, безусловно, должен занять транспорт воздушный, или авиационный, включающий в себя летучие устройства различных видов – дирижабли (цеппелины), геликоптеры (вертолёты), аэропланы (самолёты), космические корабли.
Во все времена недостижимой мечтой человечества была способность отрываться от Земли, подниматься в воздух и перемещаться (летать) там. Много жертв было принесено этой мечте, много сложено мифов. И лишь в последнее столетие люди смогли наконец-то реализовать свою мечту в полном объёме, поднявшись не только в атмосферу, но и в околоземное пространство. Созданы и успешно эксплуатируются средства как индивидуального полёта (дельтапланы), так и массового (пассажирские воздушные суда); кстати говоря, без колеса, которому посвящено наше повествование, в большинстве своём не могли бы функционировать и они – первые конструкции двигателей долгое время были исключительно винтовыми, да и при посадке на твёрдый грунт без колёсного шасси не обойтись. Скажем на эту тему несколько слов.
В условиях нашего города Калинина совершить полёт на воздушном судне стало невозможным с января 1987 года, когда аэропорт «Змеёво» прекратил регулярные перевозки. (До этого из данного аэропорта выполнялись рейсы самолётами «малой авиации» типа «Ан-2», в народе прозываемыми «кукурузник» из-за технической возможности посадки на соответствующее поле, до многих пунктов нашей и соседних областей. Однако с развитием наземной дорожной сети посчитали, что надобность в таких перевозках отпала, поскольку делом они были убыточным. То, что до некоторых пунктов добраться иначе, как по воздуху, невозможно до сих пор, уже никого не интересовало. В случае же, когда необходимость возникает уже у самих административных органов (например, проведение выборов), тогда и топливо для вертолётов находится, и сами вертолёты поднимаются в воздух без задержки). Второй порт города – «Мигалово» – представляет собой аэродром Министерства обороны и пассажирские перевозки не обслуживает (хотя такие планы много лет и вынашиваются).
Поэтому впечатления, полученные от полётов на самолётах (иные летающие аппараты, увы, испытать не довелось), пришлись уже на сравнительно зрелые годы автора и были связаны с движением через совершенно иные города (как в нашей стране, так и за рубежом).
Первое впечатление пришлось на самолёт «Ту-154», выполнявший рейс по маршруту Чита–Красноярск. Действительно, впечатлять так впечатлять. Начиная с лысой резины покрышек с торчащим металлокордом (лучше бы в ту сторону при посадке не смотреть) и заканчивая просиженными сиденьями в салоне, обшивка которого хлопала и тряслась, как в старом раздолбанном «ЛиАЗе» (при всём уважении к этим автобусам). Впечатление довершала толпа стоящих (!) в проходе людей – ну точно как в этом самом автобусе. Но самое основное – ощущения от разгона самолёта при взлёте – были действительно незабываемы (в хорошем смысле), и всё остальное при этом отодвинулось на второй план. И во всех последующих полётах основное удовольствие доставляли именно эти краткие мгновенья. Само же нахождение в воздухе и посадка воспринимались как нечто рутинное, даже мысли об огромной потенциальной опасности этого вида транспорта вообще, а с учётом изношенности отечественного парка – тем более, особо в голову не проникали.
Кроме детища КБ имени А.Н. Туполева, довелось полетать на прекрасном советском «Ил-86» («аэробусе»), а также на «Боинге-747». Последний особого впечатления не произвёл, мало отличаясь от отечественного «Ту», единственное, что «напрягало» – слабое (только на вид, конечно) крепление двигателей к крыльям, заметно вибрирующим при полёте. (На турбореактивном «Ту» двигатель располагается в корпусе, и от этого как-то спокойнее. Впрочем, о случаях, когда у «Боингов» эти движки отваливались, вроде бы слышно не было). Ну, а что касается «летающего дома» – илюшинского лайнера пассажирской модификации («76-й» – транспортный – тоже впечатляет, но по-своему, довелось побывать и в нём, правда, только на Земле), то это, конечно, впечатления совсем другие. Действительно дом, как минимум – двухэтажный, даже лифт имеется. И кресла менее тесные, и комфорт совершенно иной. Выше и полётная скорость. Но не все аэропорты технически пригодны для приёма таких судов – играет роль длина взлётно-посадочной полосы.
Однако, повторюсь, отсутствие регулярных пассажирских рейсов из собственного города, а также то обстоятельство, что при служебных командировках, коих было немало, билет на самолёт, как правило, не оплачивался, привело к сравнительно малому числу случаев воспользоваться данным видом транспорта, а следовательно, ограниченности впечатлений. Что ж, сожалеть не будем, ибо нельзя объять необъятное.
Существуют транспортные средства, которые тоже можно отнести к воздушным, хотя формально они ни к какому виду транспорта не относятся; однако упомянуть о них всё же стоит. Это те устройства, при помощи которых человек хотя и поднимается в воздух (и даже перемещается там), но при помощи технических приспособлений, расположенных на Земле, и не теряя при этом связь с ними. К таким устройствам можно отнести в первую очередь канатные дороги – фуникулёры, а также подъёмные механизмы различного рода, в том числе пассажирские лифты в домах (в Москве их даже предложили считать общественным транспортом). Функционирование подобных механизмов также было бы невозможно без использования колеса (в роли шкива).
Фуникулёры, как правило, используются либо в условиях сильно пересечённой местности, либо при значительном перепаде высот; их кабины могут быть как индивидуальными, так и рассчитанными на нескольких пассажиров. С последними автору довелось в своё время встретиться в Крыму, в районе города Ялты. Конечно, впечатления совсем не те, что могут быть получены в наземном транспорте. Но отнести данное средство передвижения к массовому всё-таки нельзя.
Завершив повествование о механизированных транспортных средствах, остановимся коротко на тех оснащённых колёсами (либо полозьями) приспособлениях, которые позволяют передвигаться по Земле, не используя силу механического двигателя.
Особняком от всех прочих видов стоит транспорт гужевой (приводимые в движение тягловой силой специально подготовленных животных (лошади, собаки, яки, ослы и др.) телеги либо сани). Это первый в истории способ использования колеса в транспортных целях, ставший и основным на многие века. Даже трамвай в первые годы своего существования имел конную тягу (так называемая конно-железная дорога, или конка). Автору сталкиваться с подобными средствами передвижения доводилось нечасто, однако детские впечатления о единичных поездках в запряжённых лошадью санях были сильны. (Правда, несмотря на то, что лошадь вроде бы «рассчитана» самой природой для использования в подобных целях, всегда становится как-то жалко так напрягать живое существо. Всё-таки это не металлический двигатель…).
И, наконец, нельзя не сказать о средствах транспорта, чаще всего индивидуальных, приводимых в движение мускульной силой человека (велосипеды, самокаты, кресловые коляски различных типов), и об их производных аналогах, оснащённых небольшими двигателями (мото- и квадроциклы, мопеды, мотороллеры, скутеры, снегоходы, электроколяски). Это, так сказать, наиболее приближенный к человеку (и немаловажный!) вариант использования колеса. Безусловно, «тягаться» с механизированными экипажами в большинстве случаев данному транспорту не под силу, однако огромное количество преимуществ, предоставляемых им человеку (по сравнению с пешим передвижением), позволяет поставить его на заслуженное место в ряду прочих транспортных средств.
К сожалению, распространение последних сильно усложнило передвижение на тех же велосипедах по дорогам общего пользования, сделав его очень небезопасным; если в годы ранней молодости автор мог двигаться практически по любом маршруту внутри города, следуя на расстоянии 0,5 метра от тротуарного бортового камня, как и предписывалось Правилами дорожного движения, то сейчас это полностью невозможно из-за того, что улицы буквально забиты припаркованным автотранспортом. Движение же по загородным трассам также небезопасно из-за высоких скоростей механического транспорта и отсутствия нормальных обочин. Однако, к примеру, для дачной местности велосипед остаётся вполне незаменимым транспортным средством.
На механизированных же аналогах (мопед, мотоцикл) поездить как-то исторически не пришлось, хотя одно время желание и было; теперь же энтузиазма это не вызывает уже никакого. По сути, самостоятельно на мотоцикле пришлось проехать единственный раз, в городе Бежецке, при этом на агрегате не оказалось исправных тормозов, и торможение перед пересечением с главной дорогой пришлось осуществить при помощи ботинок. На данном эпизоде знакомство с моторизованной двухколёсной техникой закончилось. На мотоциклах же с колясками довелось поездить только в качестве пассажира, и впечатление от комфорта оказалось, прямо сказать, весьма и весьма среднее.
…Вот и всё, что представилось возможным рассказать о различных видах транспорта и о впечатлениях автора от них. Существует, правда, ещё один вид – трубопроводный, но пассажирских перевозок там нет и соответственно останавливаться на нём не будем.
Трудно представить себе жизнь человечества без использования средств транспорта. Являясь фактически «усилителем» ног человека, современный транспорт расширил его возможности на много и много порядков. Движение, как естественная составляющая людского существования, с использованием средств механизации перешло на принципиально иной уровень и помимо чисто утилитарных стало нести в себе, не побоимся такой формулировки, функции развития личности.
Будем же получать радость от движения и удовольствие от поездок! Пусть транспорт будет исправным и комфортным, а путешествия приносят не тягость, а наслаждение.
И воспоминания о полученных впечатлениях будут только хорошими.
Во все времена недостижимой мечтой человечества была способность отрываться от Земли, подниматься в воздух и перемещаться (летать) там. Много жертв было принесено этой мечте, много сложено мифов. И лишь в последнее столетие люди смогли наконец-то реализовать свою мечту в полном объёме, поднявшись не только в атмосферу, но и в околоземное пространство. Созданы и успешно эксплуатируются средства как индивидуального полёта (дельтапланы), так и массового (пассажирские воздушные суда); кстати говоря, без колеса, которому посвящено наше повествование, в большинстве своём не могли бы функционировать и они – первые конструкции двигателей долгое время были исключительно винтовыми, да и при посадке на твёрдый грунт без колёсного шасси не обойтись. Скажем на эту тему несколько слов.
В условиях нашего города Калинина совершить полёт на воздушном судне стало невозможным с января 1987 года, когда аэропорт «Змеёво» прекратил регулярные перевозки. (До этого из данного аэропорта выполнялись рейсы самолётами «малой авиации» типа «Ан-2», в народе прозываемыми «кукурузник» из-за технической возможности посадки на соответствующее поле, до многих пунктов нашей и соседних областей. Однако с развитием наземной дорожной сети посчитали, что надобность в таких перевозках отпала, поскольку делом они были убыточным. То, что до некоторых пунктов добраться иначе, как по воздуху, невозможно до сих пор, уже никого не интересовало. В случае же, когда необходимость возникает уже у самих административных органов (например, проведение выборов), тогда и топливо для вертолётов находится, и сами вертолёты поднимаются в воздух без задержки). Второй порт города – «Мигалово» – представляет собой аэродром Министерства обороны и пассажирские перевозки не обслуживает (хотя такие планы много лет и вынашиваются).
Поэтому впечатления, полученные от полётов на самолётах (иные летающие аппараты, увы, испытать не довелось), пришлись уже на сравнительно зрелые годы автора и были связаны с движением через совершенно иные города (как в нашей стране, так и за рубежом).
Первое впечатление пришлось на самолёт «Ту-154», выполнявший рейс по маршруту Чита–Красноярск. Действительно, впечатлять так впечатлять. Начиная с лысой резины покрышек с торчащим металлокордом (лучше бы в ту сторону при посадке не смотреть) и заканчивая просиженными сиденьями в салоне, обшивка которого хлопала и тряслась, как в старом раздолбанном «ЛиАЗе» (при всём уважении к этим автобусам). Впечатление довершала толпа стоящих (!) в проходе людей – ну точно как в этом самом автобусе. Но самое основное – ощущения от разгона самолёта при взлёте – были действительно незабываемы (в хорошем смысле), и всё остальное при этом отодвинулось на второй план. И во всех последующих полётах основное удовольствие доставляли именно эти краткие мгновенья. Само же нахождение в воздухе и посадка воспринимались как нечто рутинное, даже мысли об огромной потенциальной опасности этого вида транспорта вообще, а с учётом изношенности отечественного парка – тем более, особо в голову не проникали.
Кроме детища КБ имени А.Н. Туполева, довелось полетать на прекрасном советском «Ил-86» («аэробусе»), а также на «Боинге-747». Последний особого впечатления не произвёл, мало отличаясь от отечественного «Ту», единственное, что «напрягало» – слабое (только на вид, конечно) крепление двигателей к крыльям, заметно вибрирующим при полёте. (На турбореактивном «Ту» двигатель располагается в корпусе, и от этого как-то спокойнее. Впрочем, о случаях, когда у «Боингов» эти движки отваливались, вроде бы слышно не было). Ну, а что касается «летающего дома» – илюшинского лайнера пассажирской модификации («76-й» – транспортный – тоже впечатляет, но по-своему, довелось побывать и в нём, правда, только на Земле), то это, конечно, впечатления совсем другие. Действительно дом, как минимум – двухэтажный, даже лифт имеется. И кресла менее тесные, и комфорт совершенно иной. Выше и полётная скорость. Но не все аэропорты технически пригодны для приёма таких судов – играет роль длина взлётно-посадочной полосы.
Однако, повторюсь, отсутствие регулярных пассажирских рейсов из собственного города, а также то обстоятельство, что при служебных командировках, коих было немало, билет на самолёт, как правило, не оплачивался, привело к сравнительно малому числу случаев воспользоваться данным видом транспорта, а следовательно, ограниченности впечатлений. Что ж, сожалеть не будем, ибо нельзя объять необъятное.
Существуют транспортные средства, которые тоже можно отнести к воздушным, хотя формально они ни к какому виду транспорта не относятся; однако упомянуть о них всё же стоит. Это те устройства, при помощи которых человек хотя и поднимается в воздух (и даже перемещается там), но при помощи технических приспособлений, расположенных на Земле, и не теряя при этом связь с ними. К таким устройствам можно отнести в первую очередь канатные дороги – фуникулёры, а также подъёмные механизмы различного рода, в том числе пассажирские лифты в домах (в Москве их даже предложили считать общественным транспортом). Функционирование подобных механизмов также было бы невозможно без использования колеса (в роли шкива).
Фуникулёры, как правило, используются либо в условиях сильно пересечённой местности, либо при значительном перепаде высот; их кабины могут быть как индивидуальными, так и рассчитанными на нескольких пассажиров. С последними автору довелось в своё время встретиться в Крыму, в районе города Ялты. Конечно, впечатления совсем не те, что могут быть получены в наземном транспорте. Но отнести данное средство передвижения к массовому всё-таки нельзя.
Завершив повествование о механизированных транспортных средствах, остановимся коротко на тех оснащённых колёсами (либо полозьями) приспособлениях, которые позволяют передвигаться по Земле, не используя силу механического двигателя.
Особняком от всех прочих видов стоит транспорт гужевой (приводимые в движение тягловой силой специально подготовленных животных (лошади, собаки, яки, ослы и др.) телеги либо сани). Это первый в истории способ использования колеса в транспортных целях, ставший и основным на многие века. Даже трамвай в первые годы своего существования имел конную тягу (так называемая конно-железная дорога, или конка). Автору сталкиваться с подобными средствами передвижения доводилось нечасто, однако детские впечатления о единичных поездках в запряжённых лошадью санях были сильны. (Правда, несмотря на то, что лошадь вроде бы «рассчитана» самой природой для использования в подобных целях, всегда становится как-то жалко так напрягать живое существо. Всё-таки это не металлический двигатель…).
И, наконец, нельзя не сказать о средствах транспорта, чаще всего индивидуальных, приводимых в движение мускульной силой человека (велосипеды, самокаты, кресловые коляски различных типов), и об их производных аналогах, оснащённых небольшими двигателями (мото- и квадроциклы, мопеды, мотороллеры, скутеры, снегоходы, электроколяски). Это, так сказать, наиболее приближенный к человеку (и немаловажный!) вариант использования колеса. Безусловно, «тягаться» с механизированными экипажами в большинстве случаев данному транспорту не под силу, однако огромное количество преимуществ, предоставляемых им человеку (по сравнению с пешим передвижением), позволяет поставить его на заслуженное место в ряду прочих транспортных средств.
К сожалению, распространение последних сильно усложнило передвижение на тех же велосипедах по дорогам общего пользования, сделав его очень небезопасным; если в годы ранней молодости автор мог двигаться практически по любом маршруту внутри города, следуя на расстоянии 0,5 метра от тротуарного бортового камня, как и предписывалось Правилами дорожного движения, то сейчас это полностью невозможно из-за того, что улицы буквально забиты припаркованным автотранспортом. Движение же по загородным трассам также небезопасно из-за высоких скоростей механического транспорта и отсутствия нормальных обочин. Однако, к примеру, для дачной местности велосипед остаётся вполне незаменимым транспортным средством.
На механизированных же аналогах (мопед, мотоцикл) поездить как-то исторически не пришлось, хотя одно время желание и было; теперь же энтузиазма это не вызывает уже никакого. По сути, самостоятельно на мотоцикле пришлось проехать единственный раз, в городе Бежецке, при этом на агрегате не оказалось исправных тормозов, и торможение перед пересечением с главной дорогой пришлось осуществить при помощи ботинок. На данном эпизоде знакомство с моторизованной двухколёсной техникой закончилось. На мотоциклах же с колясками довелось поездить только в качестве пассажира, и впечатление от комфорта оказалось, прямо сказать, весьма и весьма среднее.
…Вот и всё, что представилось возможным рассказать о различных видах транспорта и о впечатлениях автора от них. Существует, правда, ещё один вид – трубопроводный, но пассажирских перевозок там нет и соответственно останавливаться на нём не будем.
Трудно представить себе жизнь человечества без использования средств транспорта. Являясь фактически «усилителем» ног человека, современный транспорт расширил его возможности на много и много порядков. Движение, как естественная составляющая людского существования, с использованием средств механизации перешло на принципиально иной уровень и помимо чисто утилитарных стало нести в себе, не побоимся такой формулировки, функции развития личности.
Будем же получать радость от движения и удовольствие от поездок! Пусть транспорт будет исправным и комфортным, а путешествия приносят не тягость, а наслаждение.
И воспоминания о полученных впечатлениях будут только хорошими.
Комментарии (2)
# 14 мая 2015 в 13:49 0 |
# 14 мая 2015 в 14:21 0 |
Поиск
Кто онлайн?
Пользователей: 0
Гостей: 0
Сегодня были:
Сегодня зарегистрированные пользователи не посещали сайт
Важные материалы
Спонсоры сайта
Благодарим за спонсорскую помощь компанию Металл ДК. В сети металлобаз Металл ДК вы всегда сможете купить арматуру в Москве здесь: https://metall-dk.ru/catalog/armatura/ по низкой цене с доставкой в розницу и оптом. Низкие цены и великолепное качество металлопроката.