На Руси в случае рождения недоношенного, хилого ребенка, при наличии рахита иногда прибегали к обряду «перепекания». Младенца обмазывали ржаным тестом, оставляя свободными глаза и рот, укладывали на лопату и трижды погружали в теплую печь. При этом произносили особые, обрядовые слова.
Считалось, что если малыш появился на свет раньше времени, слабым, то он «не дозрел в материнском чреве». Печь должна помочь обрести необходимую силу. По свидетельствам этнографов, литераторов, этот древний обряд был достаточно популярен. Известно, к примеру, что ему подвергался в детстве Гаврила Романович Державин.
Перепекание практиковали многие народы Европы: поляки, словаки, румыны, венгры, литовцы, немцы. Есть источники, в которых упоминается сажание на лопату младенца и помещение его в печь у народов Поволжья — чувашей, мордвы. Новелла «Перепекли» написана по материалам этнографов…
Спойлер
Сыро, душно в избе Ермолиных. За столом у маленького окна, в свете смрадно коптящей лампы, шорничают старик Ермолин вместе со старшим сыном Терёхой. Жена Терёхи, крутобокая Анфиска, гремит ухватами, переставляя чугунки. Старуха уже несколько дней как отправилась с товарками по куски.
Рябой низкорослый Петруха мечется «по хозяйству» со двора в избу, украдкой поглядывая в угол, где на нарах, за грязной ситцевой занавеской, лежит его Матрёнка, родившая накануне девочку-первенца. Дочка слаба и не хочет брать затвердевшую грудь. Матрёна обтирает маленькое сморщенное личико, с тревогой вглядывается в мутные глазки и упорно мажет поджатые губки прозрачным молозивом.
— Хватит избу студить, — ворчит Анфиска, злая оттого, что всю бабью работу теперь править ей одной.
— А и правда, займись делом, овин-то как растряс, — поддержал жену Терёха, — налетит, всю солому раскидает.
Но Петруха будто не слышит, отодвинув занавеску, наблюдает за женой и дочкой.
— В Грачи везти надо, — подняла на мужа заплаканные глаза Матрёна, — помрёт дитятко.
— Ишь удумала, в Грачи, в такую позёмку. Лукьяниха вчера сказывала, что не жиличка дочка ваша, чего уж лошадь-то гонять, — Анфиска с сердцем стукнула ведром.
— Добро бы паренёк, а то девка, лишний рот.
— В Грачи везти надо, — упрямо шепчет Матрёна.
Она поднялась, пошатываясь, чёрные круги застилали глаза.
— Поднялась и хорошо, будет бока отлёживать. Я своих рожала и сразу в поле, а ты второй день прохлаждаешься.
— Иди, запрягай, — тихо, но твёрдо повторила молодая мать, глядя на растерявшегося мужа.
— Терёха, а Терёха, будто и не слышишь. Надумала наша тихоня в гости к родителям ехать, нашла время.
— Не дури, Мотька, — подал голос старик Ермолин, — сказано же, позёмка. Не хватало лошадь угробить.
— Иди, запрягай, — Матрёна подхватила ухват и замахнулась на мужа.
Терёха подскочил, попытался выхватить рогач у обезумевшей молодой матери, но та замахнулась и на него.
— Подойдёшь — убью! — будто срезала.
Шмыгнув носом, Петруха выскочил во двор, в стылую снежность, и направился к сараю. Матрёна быстро оделась, закутала девочку в одеяльце, старый тулуп и вывалилась за порог, жадно хватая воздух открытым ртом.
— Поторапливайся, увалень! — перекрикивала она вой метели, подгоняя копошащегося Петруху. В белом крошеве разгулявшейся вьюги не разглядеть накатанной дороги. Низкие крестьянские дроги с трудом везёт старая худая лошадёнка, огромные сугробы могильными холмами возвышаются вокруг.
«Богородица, спаси мою девочку, — шепчет женщина, склонившись над прижатым к телу младенцем, — обещаю, не буду сетовать на долю свою, приму Петра в своё сердце, только спаси».
Пётр гонит и гонит лошадку, быстрее, быстрее, дальше от дома, от страха, который испытал, глядя в изменившиеся враз глаза Матрёны. «Ишь, сбесилась баба».
Но картинка замахнувшейся ухватом жены почему-то перестаёт пугать, какая-то неведомая сила зарождается в душе Петра. Он оглядывается на жену и вспоминает, как тихо шептались ночами, поглаживая округлившийся живот, как ждали разрешения.
«Богородица, помоги. Петруша, миленький, быстрее», — маленькое тельце, прижатое к груди, забилось в судорогах.
«Подумаешь, девка, будут и парни. Эту бы спасти».
— Но, но, родимая! Грачи вынырнули чёрными шапками крыш.
— Куда? — крикнул Пётр жене, перекрикивая буран.
— К Захаровне, быстро, отходит уже. Матрёна не стала дожидаться, пока муж привяжет лошадь, влетела во двор, чуть не сорвав калитку. Нащупав скобу, обмотанную тряпицей, дернула дверь и с порога заголосила.
— Ну, ну, молодка, чего ревёшь, дай-ка посмотрю, — знахарка умело размотала свёрток, положила на лавку бесчувственное тельце.
— Не знаю, получится ли, припозднилась ты.
— Вчера только разрешилась, грудь не берёт. Повитуха сказала, что не жиличка, — Матрёна давилась громким плачем.
— Какая грудь, не реви, не реви, недосуг на слёзы время тратить. Скажи своему мужику, чтобы принёс дров с поленницы и шёл вон, не мужицкое дело. Пусть за воротами ждёт.
Старуха заправила за платок выбившиеся седые космы, подвязала чистый передник, ополоснула руки и принялась замешивать ржаное тесто.
— Бабка, не дышит, — Матрёна теребила синее рахитное тело девочки.
— Дышит, дышит, отстань от ребёнка, брось дров в печку, да не надо много, угли горячие ещё. Да посуше выбирай, надо, чтобы быстрее прогорело. Старуха между тем обмазывала малышку тестом, оставляя свободными лишь нос и рот.
— Как в печь суну, ты меня спрашивай: «Что печёшь?» Поняла?
Матрёна кивала, с ужасом наблюдая за действиями Захаровны. Когда угли дотлевали, старуха уложила девочку на хлебную лопату, привязала тряпицей и сунула в печь.
— Что печёшь? — еле выдавила из себя молодая мать.
Не успела Матрёна выхватить дочку, как старуха опять сунула лопату на тлеющие угли.
— Что печёшь? — пробормотала несчастная молодка, заметив подмигивания знахарки. После третьего раза девочка, наконец, захрипела и разразилась громким плачем.
— Будет жить твоя девчонка. Перепекли, теперь только крепче станет.
…Пётр, не отрываясь, смотрел, как маленькая дочка жадно втягивает сосок жены.
— А давай у твоих жить останемся на первой. Они звали, — шептал он в розовое ушко улыбающейся Матрёны.
Мне тоже рассказ понравился, жизненный, хоть и про старину-старинную.. Трудно сейчас понять, что могло произойти в организме младенца за столь короткое время (а может и не короткое вовсе), но ситуация всяко стрессовая. Человечек как бы заново рождался наверно.
Не надо быть академиком исторических наук чтобы понять какова была жизнь и быт. И можно прекрасно понять что малейшая патология, малейшее подозрение на инвалидность и дитё оказывалось в тайге, в проруби, и так далее. Баба нарожает ещё - не беда. Я не отрицаю, что такие шаги баба не могла сама сделать, часто то было под давлением муженька. Что типа калеку в доме кормить, а проку от него нет и т.д. Никто нас не выхаживал и за нас не боролся. Грешили этим ВСЕ Европа и дальний забугор тоже, до появления элементарных правил и основ гуманизма и те, нарушаются и по сей день. Что уж говорить про средние века когда люди в принципе были тьма-тьмущая. Любого инвалида могли заклеймить сыном сатаны и тогда печка точно ему гарантированна. Этнографы не хотят с этим поразбираться не? Или мы и дальше будем отрицать правду, я понимаю что она это не сказки про Ивашку но, на то она и правда. Бывали множественные случаи когда "прокажённого" родители прятали десятилетиями не решившись всё таки убить, в дальних забугорах когда уже во всю отгремело просвящение и прочее была распространена практика инвалидов просто продавать и не только инвалидов, вообще всех кто сколько нибудь "не такой". Грешили тем нищие конечно. Это были интересные времена о которых надо бы знать. А тут блин печь инкубатор (попытки людей неосознанно его изобрести), честно сказать я считаю это фантастикой. Почему изложил выше.
В данном случае речь идёт о недовольной свекрови. Она лишалась помощницы в доме, занятой слабеньким ребёнком. А муж поддержал жену. Во времена, когда рождение детей было делом обыденным, а бесплодие не так распространено, как сейчас, чаще всего и поступали по поговорке "Бог дал, Бог взял". Однако и знахарки были всегда. И помогали в самых разных случаях. Всё в пределах нормы.
А тут блин печь инкубатор (попытки людей неосознанно его изобрести), честно сказать я считаю это фантастикой.
Изобрели инкубатор для выхаживания новорождённых. Но и тут не всем младенцам и их родителям везёт. Достаточно известно случаев, когда выживший ребёнок имеет проблемы со зрением, слухом, неврологией... Родители отдают все силы этому ребёнку, который может не смотря на все усилия, стать инвалидом. И они уже не имеют смелости и сил родить другого.., ничего по-сути-то не изменилось..
Моё мнение: Имел место случай каннибализма и либо кто-то застукал бабку или выловил если прецеденты были не единичными. А остальное это как и всегда враньё.
Да, так и есть. Помимо обогрева жилища и приготовления еды, ещё много чего
Спойлер
В печку – попариться! Место на печи – самое тёплое в доме, поэтому оно по праву принадлежало малым детям и старикам. Родители наставляли отроков: «Корми деда на печи – сам там будешь!».
Печь играла важную роль в народных верованиях. Считалось, что, будучи вместилищем огня, печь обладала целительной энергией и могла превратить «чужих» людей в «своих»: входя в дом и прикладывая руки к печи, гость проникался домашним теплом и добротой. Да и домовой, языческий хранитель домашнего очага, тоже жил за печкой.
В печи даже мылись! Правда, не все – только дети да старики. Делалось это так: жарко топили русскую печь, затем, когда она немного остывала, оттуда убирали всё лишнее – еду, угли. После этого парящегося укладывали на доску-лежак и заталкивали прямо в сияющий зев русской печи. На стены русской печи плескали водой или разведённым квасом. Поднимался густой «хлебный» пар. Затем вход в печь плотно закрывали заслонкой. Полагалось сидеть в русской печи и потеть. Чтобы не обжечься, печь застилали соломенными ковриками-матами. После бани коврики споласкивались, сушились и сворачивались до следующего раза. Детей обычно мыли в небольшом тазу прямо в печи. Печному огню приписывали чудесные свойства: читая заговоры и сжигая в его пламени магические предметы, люди просили здоровья, исцеления.
Чтобы облегчить женщине роды в крестьянской избе, открывали печную заслонку, двери, окна. А новорождённых детей клали на печку, чтобы они выросли здоровыми и крепкими. Иногда их даже «окатывали печным духом»: заносили на несколько секунд в печной зев, чтобы печка «подышала» на ребёнка. Лечились не только теплом и огнём печи, но и дымом, окуривая помещения или вдыхая его. Для таких ингаляций пользовались раскалённым кирпичом с углублением, в которое насыпали травы, где они и тлели. Для компрессов использовали угольный порошок, смешанный с тёртым картофелем. При лихорадке заваривали и пили опечину (пережжённую глину). Лечились золой, готовили снадобья из трав.
Благодарим за спонсорскую помощь компанию Металл ДК. В сети металлобаз Металл ДК вы всегда сможете купить арматуру в Москве здесь: https://metall-dk.ru/catalog/armatura/ по низкой цене с доставкой в розницу и оптом. Низкие цены и великолепное качество металлопроката.